Так как S = 1226.5, n = 9, m = 32, = 318, то
W =
1226,5
322 (93 - 9)-32*318
= 0,0239
Значение коэффициента конкордации указывает на очень слабую степень согласованности мнений данной группы экспертов (по шкале Марголина - согласованность отсутствует).
Оценку статистической значимости коэффициента конкордации провели с помощью критерия согласования Пирсона. Вычисленное фактическое значение хи-квадрат равно 6,12. Табличное значение хи-квадрат равно 15,51 для числа степеней свободы 9-1=8 и при уровне значимости в 0,05. Так как фактическое значение меньше табличного, то с вероятностью в 95% можно утверждать, что полученное значение коэффициента конкордации имеет случайный характер и результаты исследования можно интерпретировать. Общеизвестно, что оценка степени согласованности мнений экспертов связана с уровнем профессиональной подготовленности каждого эксперта, его информированностью и личными качествами. Поэтому одно из направлений дальнейшей работы будет связано с формированием в русле профессиональной подготовки таких умений как умение определять кратко-и долгосрочные цели личностного и профессионального развития и находить оптимальные способы их реализации, тем самым совершенствуя собственную модель «Я-менеджер».
Отдельного исследования требует тезис о том, что получение низкого коэффициента конкордации связано с наличием в экспертной группе полярных групп с высокой внутренней согласованностью мнений.
Литература
[1]. Деркач, А. А., Сайко Э. В. Самореализация - основание акмео-логического развития. - М.: Издательство «МПСИ, МОДЭК»,2010. - 224с.
[2] Мельничук А.С., Иванова П.В. Представления управленцев о профессионализме принятии решений // Акмеология. № 2 (50). 2014, С. 115-120.
[3] Швецова С.Т., Чепик А.С. Диагностика мотивации бакалавра в контексте акмеологического развития// Акмеология. СВ№ 3-4 (2014). С. 150-157.
EXPERT ASSESSMENT OF THE COHERENCE OF PERSONAL QUALITIES BACHELORS OF MANAGERS IN THE LEARNING PROCESS
Svetlana T. Shvetsova - candidate of pedagogical sciences, associate professor, Kaluga Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Chizhevskiy Street, 17, Kaluga, Russia, 248000.
Svetlana S. Malova- student, Kaluga Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Chizhevskiy Street, 17, Kaluga, Russia, 248000.
Abstract
This article reflects the results of expert assessment of personal qualities bachelors of managers, as well as the statistical definition of coherence assessment.
Key words: personality, bachelors of manager, a statistical evaluation of the consistency.
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ ПОДСИСТЕМЫ УВЕРЕННОСТИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Шептура Анна Владимировна - аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail [email protected]
Аннотация
В статье анализируются психологические особенности моти-вационно-смысловой подсистемы уверенности африканских,
китайских и латиноамериканских студентов, обучающихся в российском вузе.
Ключевые слова: уверенность, цели, мотивация, продуктивность, иностранные студенты.
В настоящее время не существует определенной школы в изучении феномена уверенности. На наш взгляд, наиболее конструктивным подходом к рассмотрению свойств личности является системно-функциональный подход, разработанный А.И. Крупновым и сотрудниками кафедры социальной и дифференциальной психологии. Уверенность согласно данному подходу определяется как система устойчивых мотивацион-но-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих позитивную оценку индивидом собственных способностей и навыков, которые достаточны для достижения целей и для удовлетворения его потребностей [3]. Уверенность пока мало исследована в рамках этого подхода [1,2,4].
Нами было проведено исследование уверенного поведения 120 студентов из Африки, Латинской Америки и Китая, обучающихся в РУДН (по 40 человек из каждой этнической группы). В качестве методики использовался «Бланковый тест - Уверенность», разработанный А.И. Крупновым.
Сравнительный анализ показателей уверенности иностранных студентов проводился при помощи Н-критерия Краскелла-Уоллиса и Иерархического (частотный) анализа.
Остановимся на описании мотивационно-смысловой подсистемы. Она более изменчива, более зависима от социальной среды, условий деятельности и включает в себя установоч-но-целевой, мотивационный, когнитивный и продуктивный компоненты.
Степень выраженности направленности уверенности по общественно значимым целям значимо не отличается у студентов из Африки, Латинской Америки и Китая. Качественные различия заключаются в том, что африканские студенты в большей степени нацелены на достижение успехов в учебной деятельности (95%), поиски интересной работы (95%), стремление быть уважаемым человеком (82%). Латиноамериканские студенты отмечают достижение успехов в учебной деятельности (97%), получение знаний и опыта (87%), обретение надежных и верных друзей (84%). Уверенность китайских студентов направлена на обретение надежных и верных друзей (100%), получение знаний и опыта (95%), достижение успехов в учебной деятельности (85%).
Степень выраженности направленности уверенности по личностно значимым целям у латиноамериканских студентов значимо выше, чем у китайских. Латиноамериканские студенты более нацелены на совершенствование себя и своих способностей (97%), удовлетворение своих желаний и планов (87%), поддержание своего здоровья (87%), обретение самостоятельности и независимости (84%). Китайским студентам в большей степени свойственно совершенствование себя и своих способностей (100%), поддержание своего здоровья (95%), обретение самостоятельности и независимости (80%). Африканские студенты стремятся к удовлетворению своих желаний и планов (92%), реализации желания быть нужным человеком (92%), поддержанию своего здоровья (74%).
Значимых различий по переменной социоцентричность выявлено не было. Социоцентричность африканских студентов связана со стремлением больше сделать и узнать (92%), чувством необходимости (84%), жизненными требованиями и необходимостью (76%). Латиноамериканские студенты тоже указывают на чувство необходимости (92%) и на стремление больше сделать и узнать (89%), а также на намерение получить одобрение со стороны других людей (87%). Уверенное поведение китайских студентов побуждается намерением лучше освоить любое дело (85%), получить одобрение со стороны других людей (85%), и чувством необходимости (85%).
Было выявлено, что степень выраженности эгоцентрич-ности у африканских и китайских студентов значимо выше по сравнению с латиноамериканскими. У африканских студентов она выражается в намерении самоопределиться и реализовать себя (92%), стремлении быть самостоятельным и независимым (84%), улучшить бытовые условия (84%). Китайских студентов отличает желание проявить себя и свои способности (95%), желание развить у себя волевые качества (90%), стремление быть самостоятельным и независимым (90%). Эгоцентричность латиноамериканских студентов значимо ниже и чаще связана с желанием развить у себя волевые ка-
чества (82%), быть самостоятельными и независимыми (71%) и создать уют и благополучие (68%).
Значимых различий в выраженности переменной осмысленность выявлено не было. Африканские студенты склонны понимать уверенность как умение и способность владеть самим собой (89%), качество, воспитанное в процессе жизни (89%), черту, которую можно развивать и совершенствовать (82%). По мнению латиноамериканских студентов, уверенность - это активное состояние человека (89%), волевая черта характера (89%), а также самодостаточность личности (84%). Китайские студенты понимают под уверенностью черту, воспитанную в процессе жизни (95%), которую можно развивать и совершенствовать (95%), стремление человека показать себя и свои возможности (95%).
Показатель осведомленности у латиноамериканских и африканских студентов значимо выше, чем у китайских. Так, африканские студенты считают, что уверенность - это свойство, зависящее от темперамента (87%), черта, передающаяся по наследству (79%), врожденное свойство личности (76%). Латиноамериканские студенты также считают данное свойство врожденным (89%), полагают, что оно зависит от темперамента (87%), генетически обусловлено (87%). Китайские студенты также указывают на то, что уверенность - это черта, полученная от родителей (80%), зависящая от темперамента (75%) и природно-заданная (75%).
Оказалось, что продуктивность уверенного поведения китайских студентов самая низкая среди 3-х групп. Показатель выраженности предметности значимо выше у африканских и латиноамериканских студентов по сравнению с китайскими. Уверенное поведение африканских студентов в большей мере способствовало расширению контактов с другими людьми (89%), более успешному освоению учебных предметов (87%), достижению общественного признания (84%). Латиноамериканским студентам удалось добиться большей результативности в различных видах деятельности (97%), более успешного освоения учебных предметов (89%), дальнейшего продвижения по карьере (87%). Китайские студенты отмечают более успешное усвоение учебных предметов (85%), приобретение большего жизненного опыта (85%), большую результативность в различных видах деятельности (85%).
Что касается субъектности, то у латиноамериканских студентов данный показатель значимо выше, чем у китайских. Уверенное поведение латиноамериканских студентов в большей степени способствовало формированию упорства и других волевых качеств (97%), преодолению возникших трудностей (95%), развитию самостоятельности и инициативности (89%). У африканских студентов результативность уверенности способствовала развитию упорства и настойчивости (89%), уменьшению тревожности и застенчивости (87%), развитию самостоятельности и инициативности (82%). Китайские студенты отмечают развитие упорства и настойчивости (95%), волевых качеств (80%), преодоление возникших трудностей (85%).
Рассмотрев особенности уверенности у иностранных студентов, можно сказать, что каждая из изучаемых групп отличается своим психологическим своеобразием. Эти особенности необходимо учитывать при составлении программ коррекции и саморегуляции уверенности с целью оптимизации процесса адаптации студентов к инокультурной среде и к обучению в вузе.
Литература
[1]. Бойко З.В. Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов. Дис. .. .канд. психол. наук. - М., 2009. - 193 с.
[2]. Замалдинова Г.Н. Соотношение индивидуально-типических особенностей уверенности с уровнем самоактуализации сотрудников коммерческих организаций. Дис. .канд. психол. наук.: 19.00.01/ РУДН. - М., 2011.
[3]. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств. // Вестник РУДН, сер. Психология и педагогика, 2006, № 1 (3). - С. 63-73.
[4]. Селиверстова М. А. Психологические особенности уверенности старших школьников и студентов. Дис. . канд. психол. наук. - М., 2007.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MOTIVATIONAL-SEMANTIC SUBSYSTEM OF CONFIDENCE OF FOREIGN STUDENTS
Anna V. Sheptura - graduate student, Department of Social and Differential Psychology, Peoples' Friendship University of Russia; Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198.
Abstract
The article describes the psychological features of motivational-semantic subsystem of confidence of African, Latin American and Chinese students studying in Russian universitiy. Key words: confidence, objectives, motivation, productivity, foreign students.
УДК 159.922
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ
Щиголева Нина Васильевна (Воронеж, Россия) -кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет; ул. Ленина, 86; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы адаптации первокурсников к обучению в высшей школе. В ней рассмотрены условия адаптации студентов первого курса в вузе.
Ключевые слова: адаптация студентов, адаптированность, социально-психологическая адаптация, культурно-образовательное пространство вуза.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Выделяются два вида адаптации: биофизиологическая и социально-психологическая. Социально-психологическая адаптация-это процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение социально-психологическими ролевыми функциями. В процессе ее человек стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере осуществления социально-психологической адаптации повышается адаптированность личности-степень приспособленности к условиям жизни и деятельности. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным и негативным результатам.
Внутренняя адаптированность личности проявляется в перестройке функциональных структур и систем личности при определенной трансформации жизни и деятельности. Внешние формы поведения, деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, требованиями извне-происходит полная, генерализованная адаптация личности [2]. При внешней адаптированности -поведенческой, приспособительской- личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. Это инструментальная адаптация личности. Ученые выделяют и смешанную адаптацию, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя свое «Я», свою самостоятельность [2]. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека условиям среды и деятельности в тех или иных обстоятельствах. Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности. С помощью него ослабляются, устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми. Социально-психологическая адаптация выполняет кроме психологической защиты и такие функции: достижение оптимального равновесия в системе «личность-социальная среда»; проявление и развитие творческих способностей личности, повышение ее активности, регулирование общения и взаимоотношений; сохранение психического здоровья, самореализация, самопознание и самокоррекция личности [1].
Успешная адаптация проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного характера. Про-