Научная статья на тему 'Экспертная оценка согласованности личностных качеств бакалавровменеджеров в процессе обучения'

Экспертная оценка согласованности личностных качеств бакалавровменеджеров в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONALITY / БАКАЛАВР-МЕНЕДЖЕР / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОГЛАСОВАННОСТИ / A STATISTICAL EVALUATION OF THE CONSISTENCY / BACHELORS OF MANAGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Швецова Светлана Тимофеевна, Малова Светлана Сергеевна

В данной статье отражены результаты экспертного оценивания личностных качеств бакалавров-менеджеров, а также проведено статистическое определение степени согласованности оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Швецова Светлана Тимофеевна, Малова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT ASSESSMENT OF THE COHERENCE OF PERSONAL QUALITIES BACHELORS OF MANAGERS IN THE LEARNING PROCESS

This article reflects the results of expert assessment of personal qualities bachelors of managers, as well as the statistical defi nition of coherence assessment.

Текст научной работы на тему «Экспертная оценка согласованности личностных качеств бакалавровменеджеров в процессе обучения»

Administration, e-mail tchirkovskaya@rambler.ru, тел.: +7 (903) 239-74-79 (моб.)

Elena V. Snesareva - Expert, Centr Expertizi I Innovaciy Lam100@ mail.ru +7(903)593-27-60

Abstract

The article describes the author's model of personnel evaluation organization. Integral criteria: intellectual and communication skills, self-organization features. Model evaluation of the applicant for employment developed in the framework of scientific research. Assessment model identifies potential properties applicant. These properties are universal in their professional activities.

Key words: assessment model, staff organization, criteria and indicators assessment

УДК 159.9

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СОГЛАСОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БАКАЛАВРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Швецова Светлана Тимофеевна - кандидат педагогических наук, доцент, Калужский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ул. Чижевского, 17, Калуга, Россия, 248000, e-mail: s.shwetsowa2010@yandex.ru Малова Светлана Сергеевна - студентка, Калужский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ул. Чижевского, 17, Калуга, Россия, 248000, e-mail: s.malova.s@yandex.ru

Аннотация

В данной статье отражены результаты экспертного оценивания личностных качеств бакалавров-менеджеров, а также проведено статистическое определение степени согласованности оценки. Ключевые слова: личностные качества, бакалавр-менеджер, статистическая оценка согласованности.

Развитие личности бакалавра-менеджера в процессе получения профессии остается проблемой многоаспектной и значимой как для преподавателей, обеспечивающих данное направление подготовки, так и для самих студентов.

Практическим подтверждением данного факта являются наблюдения, дискуссии и анализ результатов по итогам проведения самоанализа личностных качеств будущих менеджеров в процессе изучения дисциплины базового уровня «Методы принятия управленческих решений». В рамках данного курса студенты знакомятся и осваивают эффективные инструменты, позволяющие проводить диагностику личностных качеств и ценностей в контексте будущей профессиональной деятельности. Одним из таких инструментов является SWOT-самоанализ, достаточно простое применение которого отдельным экспертом выявляет большой объем факторов разного назначения, которые можно обобщать и сопоставлять.

SWOT-самоанализ, проведенный в группе бакалавров второго курса (32 человека) с целью определения направления собственного профессионального развития, показал сильные и слабые стороны личности будущего менеджера, а также возможности и угрозы внешней среды. Тем самым, на этапе первоначального становления и развития будущего менеджера, дал возможность получения изнутри определенной совокупности таких личностных качеств, которые позволяют студенту соотносить собственную модель «Я-менеджер» с принятой в профессиональном сообществе.

По сути в рамках данной работы студенты выступили группой экспертов. Каждый студент по результатам первоначального опроса подтвердил, что будущую профессию выбрал добровольно и достаточно осознанно.

Опишем кратко результаты работы экспертной группы на примере выявления сильных сторон - личностных свойств и качеств бакалавров-менеджеров, на которые возможно повлиять и самому студенту, изнутри.

Всего тридцать два эксперта в общей совокупности выделили тридцать шесть личностных сильных качеств и способностей, влияющих, по их мнению, на стратегию собственного профессионального развития. При этом каждый отдельный эксперт, описывая сильные стороны, указывал не более 6-7 свойств. Это отражает большой разброс в мнениях экспертов

на предмет значимых в будущей профессии качеств личности. Поэтому экспертное оценивание продолжили.

На втором этапе экспертной оценки личностных качеств бакалавров-менеджеров были выбраны девять наиболее часто встречающихся вариантов. Представим их список в порядке убывания: 1 - коммуникабельность (18 экспертов выделили в качестве сильной стороны менеджера); 2 - целеустремленность (14); 3 - ответственность (10); 4 - получение высшего образования (7); 5 - желание развиваться (6); 6 - креативность (5); 7 - знание компьютерных программ(5); 8 - знание иностранного языка(5); 9 - способность быстро принимать решения(4).

Проведение этой части исследования обусловлено необходимостью выяснить, какое же личностное качество наши эксперты считают максимально нужным и незаменимым для молодого, неопытного менеджера. Просим обратить ваше внимание именно на этот факт. Экспертиза проводится студенческой средой, экспертами являются студенты, которые порой имеют нечеткое представление о своей будущей деятельности. Их суждения основаны на собственных представлениях. Было бы интересно сравнить полученные результаты с выводами такого же исследования, где экспертами были бы люди, уже имевшие опыт управленческой деятельности. Возможно, мы забегаем вперед, но пути продолжения работы в данной области уже намечены.

В нашем же случае каждому эксперту-студенту для оценивания была предложена таблица ранжирования вышеперечисленных качеств и свойств. Ранжирование производилось по шкале от 1 до 5 по мере убывания, то есть ранг, равный 5, означал невысокую ценность данной сильной стороны для конкретного эксперта. Ранг, равный 1 - наоборот. Отметим, что в данном случае эксперты использовали не строгое ранжирование: одинаковый ранг можно было причислить нескольким сильным качествам. В результате экспертного опроса произведено ранжирование объектов, в ходе которого установлены ранги х^ каждого 1 - го свойства (1=1,9) ) - м экспертом (]=)1,32. Составлена сводная таблица экспертного оценивания - матрица рангов.

Среди всех качеств, по сумме отданных им баллов, выделяется качество под номером 2 - целеустремленность. Трудно не согласиться с мнением наших экспертов. Все известные нам менеджеры, которые добились большого успеха, имели конкретную цель. И по мере ее достижения поднимали планку все выше. Эта свойство должно быть присуще не только успешным управленцам, но и любому человеку, желающему достичь высоких результатов в избранной им области деятельности.

Интересно, что остальные восемь личностных черт имеют примерно одинаковую сумму баллов. Мы полагали, что такое могло случиться, так как студентам сложно среди предложенных им качеств выбрать малозначимое. Ведь им были представлены сильные стороны личности, которые выделяли либо они сами, либо их коллеги. В этом и заключалась основная сложность для экспертов. Акцентировать свое внимание на тех чертах, которые были бы полезны именно менеджеру. Однако, неумение провести более «жесткое» ранжирование может подтверждать тот факт, что модель «Я- менеджер» на данном этапе профессионального становления носит размытый характер. Это позволяет корректировать действия не только студенту в процессе собственного профессионального развития, но и преподавателю - организатору образовательного процесса на содержательном уровне.

Для анализа результатов групповой экспертной оценки авторы применили статистический метод оценки согласованности мнений экспертов. Показателем согласованности экспертов является коэффициент конкордации Кендалла Он принимает значения на отрезке [0,1]. При полной согласованности мнений экспертов W = 1. Изменение W от 1 до 0 соответствует уменьшению степени согласованности. Оценить вычисленное значение степени согласованности можно, например, по шкале Марголина..

Соответствующие расчеты для нахождения коэффициент конкордации были проведены на основе сводной матрицы рангов для случая, когда имеются связанные ранги по

формуле:

W = Б / (1/12тл2(ил3-и)-т*ХТ

Так как S = 1226.5, n = 9, m = 32, = 318, то

W =

1226,5

322 (93 - 9)-32*318

= 0,0239

Значение коэффициента конкордации указывает на очень слабую степень согласованности мнений данной группы экспертов (по шкале Марголина - согласованность отсутствует).

Оценку статистической значимости коэффициента конкордации провели с помощью критерия согласования Пирсона. Вычисленное фактическое значение хи-квадрат равно 6,12. Табличное значение хи-квадрат равно 15,51 для числа степеней свободы 9-1=8 и при уровне значимости в 0,05. Так как фактическое значение меньше табличного, то с вероятностью в 95% можно утверждать, что полученное значение коэффициента конкордации имеет случайный характер и результаты исследования можно интерпретировать. Общеизвестно, что оценка степени согласованности мнений экспертов связана с уровнем профессиональной подготовленности каждого эксперта, его информированностью и личными качествами. Поэтому одно из направлений дальнейшей работы будет связано с формированием в русле профессиональной подготовки таких умений как умение определять кратко-и долгосрочные цели личностного и профессионального развития и находить оптимальные способы их реализации, тем самым совершенствуя собственную модель «Я-менеджер».

Отдельного исследования требует тезис о том, что получение низкого коэффициента конкордации связано с наличием в экспертной группе полярных групп с высокой внутренней согласованностью мнений.

Литература

[1]. Деркач, А. А., Сайко Э. В. Самореализация - основание акмео-логического развития. - М.: Издательство «МПСИ, МОДЭК»,2010. - 224с.

[2] Мельничук А.С., Иванова П.В. Представления управленцев о профессионализме принятии решений // Акмеология. № 2 (50). 2014, С. 115-120.

[3] Швецова С.Т., Чепик А.С. Диагностика мотивации бакалавра в контексте акмеологического развития// Акмеология. СВ№ 3-4 (2014). С. 150-157.

EXPERT ASSESSMENT OF THE COHERENCE OF PERSONAL QUALITIES BACHELORS OF MANAGERS IN THE LEARNING PROCESS

Svetlana T. Shvetsova - candidate of pedagogical sciences, associate professor, Kaluga Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Chizhevskiy Street, 17, Kaluga, Russia, 248000.

Svetlana S. Malova- student, Kaluga Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Chizhevskiy Street, 17, Kaluga, Russia, 248000.

Abstract

This article reflects the results of expert assessment of personal qualities bachelors of managers, as well as the statistical definition of coherence assessment.

Key words: personality, bachelors of manager, a statistical evaluation of the consistency.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ ПОДСИСТЕМЫ УВЕРЕННОСТИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Шептура Анна Владимировна - аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail anna_sheptura@mail.ru

Аннотация

В статье анализируются психологические особенности моти-вационно-смысловой подсистемы уверенности африканских,

китайских и латиноамериканских студентов, обучающихся в российском вузе.

Ключевые слова: уверенность, цели, мотивация, продуктивность, иностранные студенты.

В настоящее время не существует определенной школы в изучении феномена уверенности. На наш взгляд, наиболее конструктивным подходом к рассмотрению свойств личности является системно-функциональный подход, разработанный А.И. Крупновым и сотрудниками кафедры социальной и дифференциальной психологии. Уверенность согласно данному подходу определяется как система устойчивых мотивацион-но-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих позитивную оценку индивидом собственных способностей и навыков, которые достаточны для достижения целей и для удовлетворения его потребностей [3]. Уверенность пока мало исследована в рамках этого подхода [1,2,4].

Нами было проведено исследование уверенного поведения 120 студентов из Африки, Латинской Америки и Китая, обучающихся в РУДН (по 40 человек из каждой этнической группы). В качестве методики использовался «Бланковый тест - Уверенность», разработанный А.И. Крупновым.

Сравнительный анализ показателей уверенности иностранных студентов проводился при помощи Н-критерия Краскелла-Уоллиса и Иерархического (частотный) анализа.

Остановимся на описании мотивационно-смысловой подсистемы. Она более изменчива, более зависима от социальной среды, условий деятельности и включает в себя установоч-но-целевой, мотивационный, когнитивный и продуктивный компоненты.

Степень выраженности направленности уверенности по общественно значимым целям значимо не отличается у студентов из Африки, Латинской Америки и Китая. Качественные различия заключаются в том, что африканские студенты в большей степени нацелены на достижение успехов в учебной деятельности (95%), поиски интересной работы (95%), стремление быть уважаемым человеком (82%). Латиноамериканские студенты отмечают достижение успехов в учебной деятельности (97%), получение знаний и опыта (87%), обретение надежных и верных друзей (84%). Уверенность китайских студентов направлена на обретение надежных и верных друзей (100%), получение знаний и опыта (95%), достижение успехов в учебной деятельности (85%).

Степень выраженности направленности уверенности по личностно значимым целям у латиноамериканских студентов значимо выше, чем у китайских. Латиноамериканские студенты более нацелены на совершенствование себя и своих способностей (97%), удовлетворение своих желаний и планов (87%), поддержание своего здоровья (87%), обретение самостоятельности и независимости (84%). Китайским студентам в большей степени свойственно совершенствование себя и своих способностей (100%), поддержание своего здоровья (95%), обретение самостоятельности и независимости (80%). Африканские студенты стремятся к удовлетворению своих желаний и планов (92%), реализации желания быть нужным человеком (92%), поддержанию своего здоровья (74%).

Значимых различий по переменной социоцентричность выявлено не было. Социоцентричность африканских студентов связана со стремлением больше сделать и узнать (92%), чувством необходимости (84%), жизненными требованиями и необходимостью (76%). Латиноамериканские студенты тоже указывают на чувство необходимости (92%) и на стремление больше сделать и узнать (89%), а также на намерение получить одобрение со стороны других людей (87%). Уверенное поведение китайских студентов побуждается намерением лучше освоить любое дело (85%), получить одобрение со стороны других людей (85%), и чувством необходимости (85%).

Было выявлено, что степень выраженности эгоцентрич-ности у африканских и китайских студентов значимо выше по сравнению с латиноамериканскими. У африканских студентов она выражается в намерении самоопределиться и реализовать себя (92%), стремлении быть самостоятельным и независимым (84%), улучшить бытовые условия (84%). Китайских студентов отличает желание проявить себя и свои способности (95%), желание развить у себя волевые качества (90%), стремление быть самостоятельным и независимым (90%). Эгоцентричность латиноамериканских студентов значимо ниже и чаще связана с желанием развить у себя волевые ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.