ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Алферова Т.В.
Алферова Татьяна Вячеславовна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 77 «Родничок»,
г. Калуга
Аннотация: в статье анализируется психолого-педагогическая поддержка детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации, осуществляемая посредством тесного сотрудничества всех сопровождающих, так как целенаправленное взаимодействие всех специалистов оказывает влияние на положительный результат коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком с нарушениями речи. В связи с этим, необходимым является создание единого коррекционно-развивающего пространства и единого речевого режима для того, чтобы осуществить психолого-педагогическую поддержку детей с нарушениями речи.
Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, нарушения речи, взаимодействие, система.
Психолого-педагогическая поддержка дошкольников с нарушениями речи - один из наиболее сложных видов комплексной помощи детям, основы которой разработаны в психолого-педагогических исследованиях ряда авторов -Б.М.Гриншпуна, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.
Сложность оказания такой помощи связана с тем, что нарушение речи, как бы оно ни было выраженно, никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Это подтверждается, как указывает О.С. Жирнова, психолого-педагогическими исследованиями Р.Е. Левиной, С.С. Ляпидевского, С.И. Маевской, С.А. Мироновой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, психолингвистическими исследованиями В.К. Воробьевой, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой и медико-педагогическими исследованиями Д.Н. Исаева, В.В. Ковалева [4].
Так как в структуре нарушений речи выделяют два типа недостаточности -собственно нарушение речи (различных её компонентов) и обусловленное им недоразвитие неречевых процессов, обеспечивающих речевую деятельность, психолого-педагогическая работа, по мнению Т.И. Янович, предусматривает два направления работы:
- формирование речевых компонентов (произношение, фонематическое восприятие, темпо-ритмическая организация речи и т. д.);
- развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения, а также развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы [3].
Для работы над речевыми компонентами традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приёмов развития речи. Особенно широко применяются словесные приёмы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос. Своеобразие применения разных методов и приемов развития речи дошкольников наиболее полно представлено в работах Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Г.А. Каше, С.А.Мироновой, Т.Б. Филичевой и др.
Психолого-педагогическая поддержка детей с нарушениями речи, как указывает А.В. Королева, предполагает чёткую организацию пребывания детей в организации, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе всех сотрудников ДОО. Обязательными компонентами педагогического
процесса являются дыхательная, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой и крупной моторики [6].
Психолого-педагогическая поддержка включает в себя несколько уровней: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с педагогами. И.Ю. Лебеденко предлагает взаимодействие с детьми организовывать на трёх уровнях: как индивидуальную специальную помощь конкретному ребёнку при освоении программы дошкольного образования; как работу с отдельной группой, которую посещают дети с нарушениями речи, и работу со всеми группами как единым сообществом детей, воспитывающихся и обучающихся в одном коллективе [5].
H.В. Лавренюк рассматривает взаимодействие с родителями, которое также осуществляется по нескольким линиям: родители как участники образовательного процесса, родители как участники взаимодействия с детьми дошкольного возраста, родители как участники коррекционно-развивающей работы [2].
Взаимодействие с педагогами, по мнению В.С. Горыниной, рассматривается с четырёх сторон: как с организаторами образовательного процесса, как с коллективом единомышленников, как с членами профессионального сообщества, как с участниками коррекционно-развивающей работы [7].
С другой стороны, психолого-педагогическая поддержка детей с нарушениями речи реализуется в нескольких направлениях:
I. диагностико-консультативная работа направлена на формирование у детей положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, отслеживание и прогнозирование дальнейшего развития детей, создание особых образовательных условий, обеспечивающих прежде всего формирование навыков поведения, способов овладения целевыми ориентирами и заключается в особой подаче материала.
2. информационно-просветительская работа, по мнению Н.В. Анохиной, организуется в разнообразных формах взаимодействия родителей и дошкольной образовательной организации, и здесь, в процессе общения с родителями, по мнению Е.А. Екжановой и Е.В. Резниковой, важно сформировать у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющей своё, особенное восприятие окружающего мира и мировоззрение [1].
3. коррекционно-развивающая работа - специальная помощь, которая оказывается различными специалистами дошкольной образовательной организации. В процессе организации особых условий в ходе осуществления образовательного процесса и специально созданной предметно-пространственно-развивающей среды коррекционно-развивающая работа направлена на ослабление последствий первичного нарушения развития, сглаживание негативных особенностей и использование индивидуальных возможностей ребёнка.
Интеграция взаимодействия специалистов, проводящих коррекционно-развивающую работу, обуславливается характером речевых нарушений ребёнка, а дифференциация содержания деятельности специалистов определяется их функциями. Модель коррекционно-развивающей работы включает создание команды единомышленников, повышение профессионального уровня педагогов, родителей и персонала; организацию предметно-пространственно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка; разработку коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики.
Основным выводом данной работы может служить положение о том, что при организации психолого-педагогической поддержки детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополняемости психологической и педагогической работы. Основными идеями, определяющими содержание психолого-педагогической поддержки в ДОО, являются следующие:
1. единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач, принцип коррекционной направленности общеобразовательной и воспитательной работы;
2. развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка;
3. достижение успеха на каждом этапе как важнейшее средство стимуляции развития детей.
Для реализации этих идей необходимо: осуществление взаимодействия педагогов и специалистов как условие речевого развития ребёнка; проектирование и конструирование организационной, содержательной и методической сторон профилактической, коррекционно-развивающей деятельности педагогов и специалистов; разработка личностно-ориентированных форм взаимодействия всех субъектов (детей, родителей, педагогов, специалистов).
Ведущими направлениями в поддержке детей с нарушениями речи будут:
- индивидуализация коррекционно-развивающей работы;
- учёт компенсаторных и потенциальных возможностей ребёнка;
- интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей родителей, педагогов.
Психолого-педагогическая поддержка детей с нарушениями речи в ДОО представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации образовательной деятельности организации как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.
Содержание психолого-педагогической поддержки разрабатывается с учётом всех сторон речевого развития (фонетической стороны речи, фонематических процессов, грамматического строя, лексического запаса, развития связной речи) и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребёнка.
Список литературы
1. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ? 2015. 528 с.
2. Лавренюк Н.В. Специфика работы с детьми с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности с нарушением речи // Вестник науки и образования? 2015. №7(9). С. 84-86.
3. Янович Т.И. Особенности неречевых психических функций у детей с общим недоразвитием речи // Специальное образование: материалы XIII научно-практической конференции (Санкт- Петербург, 26-27 апреля 2017 года) / Отв. ред. Л.М. Кобрина. ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина». 2017. Том II. С. 126-129.
4. Жирнова О.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 62-64.
5. Лебеденко И.Ю. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста: организационный аспект // Известия ВГПУ. [Электронный ресурс], 2015. №8 (103). С. 20-25. Режим доступа: http://izvestia.vspu.ru/jurnal/351 (дата обращения: 11.10.2016).
6. Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями речи: методические рекомендации с использованием опыта работы республиканской пилотной площадки МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 94» г. Ухты. [Электронный ресурс] / Сост. А.В. Королева Сыктывкар: КРИРО. 2015. 73 с. Режим доступа: http://kriro.ru/upload/docs/Proekti/modernizaciya_do/fgos_do/мет.рек.%20нар.%20реч и%20%20ДОУ%2094%20Ухта^/ (дата обращения: 21.09.2017).
7. Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: материалы Второй международной научно-практической конференции, Казань, 20-21 марта 2014 г. [Электронный ресурс] / Институт экономики, управления и права (г. Казань). Казань: Изд-во «Познание». 2014. 640 с. Режим доступа: https://ieml.ru/files/u51/materialy-konferenciy/20-210314.pdf (дата обращения: 03.12.2015).
ОБЗОР СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Шарапова А.М.
Шарапова Алина Максимовна - студент, Институт педагогики, психологии и физической культуры Курганский государственный университет, г. Курган
Аннотация: в работе рассмотрены особенности коммуникативной компетенции у детей с нарушением интеллекта. Выделены трудности общения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, умственная отсталость, речь.
В современном мире постоянно изменяются требования к человеку. Он должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, уметь словесно выйти из любого положения, уточнять информацию, то есть быть компетентным, прежде всего, в плане общения. Чтобы быть успешным, нужно быть более активным в коммуникации, более адаптированным к окружающему миру и людям в нём, владеть различными речевыми приёмами и управлять процессами общения.
Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей.
Изучением особенностями коммуникативной компетенцией детей с нарушением интеллекта занимались психологи, педагоги и дефектологи: М.И. Лисина, А.А. Бодалев, А.А. Кидрона и др.
Определение коммуникативной компетенции дает Лисина М.И. - одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать ее потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации [3].
Речь у ребёнка с умственной отсталостью не только появляется значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов от фонематического до семантического уровня. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что объединяет все виды деятельности [2].