ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 159.9.07
https://doi.org/10.33619/2414-2948/85/55
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
©ИвановД. В., ORCID: 0000-0003-3768-7523, SPIN-код: 6942-6881, канд. психол. наук, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара, Россия, [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF DIFFICULTIES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN TEACHING
©Ivanov D., ORCID: 0000-0003-3768-7523, SPIN-code: 6942-6881, Ph.D., Samara State University of Social Sciences and Education, Samara, Russia, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении младших школьников. Рассмотрены проблемы психологической помощи младшим школьникам с трудностями в обучении, особенности психического развития учащихся младшего школьного возраста, причины возникновения трудностей в обучении младших школьников, проблемы в психическом развитии и поведении у таких детей. В качестве причин возникновения трудностей автор статьи указывает социальную и педагогическую запущенность ребенка, которые проявляются в неразвитости учебно-познавательной мотивации, социально-коммуникативных свойств и качеств личности, в неадекватной самооценке, в нарушении средовой адаптации. Особое внимание уделяется рассмотрению содержания психологической помощи младшим школьникам с трудностями в обучении. Комплекс психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении, включает в себя программу коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление причин возникновения трудностей в обучении, проведение педагогических советов и родительских собраний для выработки конкретных рекомендаций. Целью исследования являлось создание и проверка эффективности комплекса средств психологической помощи в развитии личности младших школьников, испытывающим трудности в обучении. Описана проведенная экспериментальная работа по преодолению причин возникновения трудностей в обучении: дана характеристика выборки, психодиагностических методик и диагностируемых показателей. Представлен анализ результатов исследования. Результаты исследования могут представлять интерес для педагогов, родителей и педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях. Разработанный нами комплекс психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении младших школьников позволяет частично преодолеть трудности в обучении путем нивелирования некоторых причин их возникновения.
Abstract. The article is devoted to the study of psychological and pedagogical correction. The problems of psychological assistance to younger schoolchildren with learning difficulties, the features of the mental development of students of primary school age, the causes of difficulties in teaching younger schoolchildren, problems in mental development and behavior in such children are considered. There is a social and pedagogical neglect of the child, which manifests itself in the
underdevelopment of educational and cognitive motivation, social and communicative properties and personality traits, in inadequate self-esteem, in violation of environmental adaptation. Particular attention is paid to the consideration of the content of psychological assistance. The complex of psychological assistance includes a program of correctional and developmental classes aimed at overcoming the causes of learning difficulties, holding pedagogical councils and parent meetings to develop specific recommendations. The purpose of the study was to create and test the effectiveness of a set of psychological assistance tools in the development of the personality of younger schoolchildren experiencing learning difficulties. The experimental work carried out to overcome the causes of learning difficulties is described. The sample, psycho diagnostic methods and diagnosed indicators are characterized. An analysis of the results of the study is presented. The results of the study are of interest to teachers, parents and educational psychologists. The complex of psychological and pedagogical correction developed by us makes it possible to partially overcome difficulties in learning.
Ключевые слова: младший школьник, трудности в обучении, психолого-педагогическая коррекция, школьная мотивация, познавательная активность, адаптация.
Keywords: junior schoolchild, learning difficulties, psychological and pedagogical correction, school motivation, cognitive activity, adaptation.
В современной школе есть категория детей, у которых обнаруживаются трудности в обучении, вызванные теми или иными особенностями в развитии. Увеличение числа таких детей связано с социально-экономической ситуацией. В связи с ростом занятости родителей детям уделяется меньше внимания, общение родителей с детьми заменяется на «общение» средств массовой информации с детьми. В результате происходит обеднение содержания общения в семье, недостаток теплоты и внимательного отношения друг к другу.
Многочисленные исследования российских психологов школьной неуспеваемости у детей показывают, что количество учащихся, испытывающих затруднения в ситуации школьного обучения, составляет от 15% до 40%. Широкое распространение трудностей в школьном обучении у детей обусловливает необходимость постановки острой научно-практической проблемы психологической помощи детям, испытывающих трудности в обучении. Актуальность проблемы объясняется тем, что трудности в обучении опосредованно воздействуют на личностное развитие, на весь комплекс личностных характеристик детей. У младшего школьника учебная деятельность является ведущей деятельностью, именно в ней появляются важнейшие психологические новообразования. Таким образом, именно для младшего школьника проблемы в учебной деятельности наиболее пагубно отражаются на формировании новообразовании, развитии личности, психическом развитии.
В исследованиях российских педагогов и психологов показано, что школьники, испытывающие затруднения в обучении, имеют широкий спектр проблем: снижение школьной мотивации, неорганизованность, низкая успеваемость, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкая самооценка, склонность к различным формам девиантного поведения (А. Д. Андреева, Е. А. Баженов, Е. Ю. Березнева, И. В. Григоричева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, Т. В. Захарова, Т. В. Казакова, Т. И. Крысова, Е. В. Куфтяк, Н. А. Мосина, С. А. Перышкова, А. Г. Самохвалова, А. Ю. Шипилина и др.) [1-7].
Ребенок, которому c трудом дается учеба в младшей школе, в средней школе перестает учиться, обнаруживая проблемы подросткового возраста, незрелость, а затем и неготовность
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №12. 2022
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/85
жить в мире взрослых. В педагогической практике обычно к таким учащимся применяется скудный и несовершенный набор средств: дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, различные формы дисциплинарных воздействий. Эти средства оказываются малоэффективны, при этом могут быть вредны, так как требуют значительных усилий и временных трудозатрат, при этом, не устраняя причину возникших у ребенка трудностей. Мы считаем, что выбор эффективных средств помощи детям, испытывающим трудности в обучении, должен быть основан на понимании причин данных затруднений и на эффективном использовании механизмов по их преодолению. Адекватное решение задачи оказания психологической помощи младшим школьникам с трудностями в обучении требует понимания и осознания проблем самого ребенка, которые должны быть поняты во всей полноте жизненных обстоятельств, связей и отношений.
Психическое развитие, по мнению Л. И. Божович, представляет собой сложный процесс. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур [8]. Эрик Эриксон считает, что полноценное развитие личности в младшем школьном возрасте предполагает формирование чувства компетентности. Личностное развитие младшего школьника искажается, если он не чувствует себя компетентным в своей основной деятельности — учебной [9].
Проблема трудностей обучения младших школьников в начальной школе сложна. Причины возникновения трудностей обучения в школе могут иметь разные физиологические и психологические механизмы. Поэтому помощь ребенку должна быть направлена не на изменение поведения как такового, а на устранение нежелательных причин, способствующих возникновению трудностей в обучении младших школьников.
К основным причинам возникновения трудностей в обучении психологи относят нарушение средовой адаптации, недостатки познавательной деятельности, недостатки в развитии мотивационной сферы младших школьников. В нашем исследовании при разработке и реализации комплекса психологической помощи младшим школьникам с трудностями в обучении мы исходили из того, что одними из основных причин возникновения трудностей являются социальная и педагогическая запущенность ребенка, которые проявляются в неразвитости учебно-познавательной мотивации, социально-коммуникативных свойств и качеств личности, в неадекватной самооценке, в нарушении средовой адаптации (семья, школа). Под «психологической помощью» в психологии понимается специфический вид услуг людям с целью разрешения их индивидуальных психологических трудностей [10]. Эта помощь может носить просветительский характер и адресовываться широкой аудитории или приобретать характер индивидуальной, групповой работы в ответ на конкретный запрос.
Трудность оказания психологической помощи младшим школьникам состоит в том, что дети в этом возрасте не могут помочь взрослому, так как не могут дать полноценную обратную связь, не знают, как объяснить, что именно мешает им учиться и дружить со сверстниками [11]. У младших школьников недостаточно сформировано самосознание, они еще мало знают о содержании своих переживаний, а, следовательно, такой вид психологической помощи как психологическое консультирование, для младших школьников малоэффективен. Психологу необходимо увидеть полную картину развития ребенка, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями личности и характера [12]. Это становится возможным благодаря психологической диагностике.
Содержание психологической помощи младшим школьникам предполагает применение методов психологической коррекции. Предмет приложения усилий, выбор средств и
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №12. 2022
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/85
способов достижения цели, тактику проведения психологической помощи определяет деятельностный принцип [13].
Психологическая помощь младшим школьникам с трудностями в обучении представляет собой организацию целостной осмысленной совместной деятельности ребенка и взрослого. Психолог оказывает психологическую помощь не только прямым воздействием на личность учащегося, но и косвенно через родителей и педагогов. Таким образом, оказание психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении, заключается в организации коррекционно-развивающих занятий, проведение бесед с родителями и педагогами по выработке конкретных рекомендаций, направленных на преодоление трудностей в обучении. Психологическая помощь младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении, предполагает: выявление причин возникновения трудностей в обучении младших школьников; разработку программы и реализацию коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление причин возникновения трудностей в обучении; проведение педагогических советов и родительских собраний для выработки конкретных рекомендаций.
Оказание психологической помощи младшим школьникам с трудностями в обучении имеет целью повышение уровня учебно-познавательной мотивации, познавательных потребностей детей, развитие социально-коммуникативных качеств и свойств личности, позволяющих успешно адаптироваться в группе сверстников и в семье, что в результате должно привести к преодолению трудностей в обучении.
Целью нашего исследования являлось создание комплекса средств психологической помощи в развитии личности младших школьников, испытывающим трудности в обучении. Было предположено, что недостаточный уровень развития учебной мотивации, познавательной активности и средовой адаптации младших школьников оказывает влияние на успешность учебной деятельности. Мы считаем, что психологическая помощь младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении, по разработанной нами программе, способствует развитию учебной мотивации, познавательных потребностей и оптимизации средовой адаптации и тем самым снижает уровень трудностей в обучении. Нами было проведено эмпирическое исследование эффективности разработанной программы психологической помощи младшим школьникам. Исследование проводилось в 2021/2022 учебном году на базе МБУ ДО «Центр "Психологическое здоровье и образование"» г.о. Самары. В исследовании приняли участие учащиеся 3-х классов в количестве 56 человек — учащиеся, которые испытывают трудности в обучении (установлено при опросе педагогов). Методом попарного случайного выбора группа была разделена на контрольную и экспериментальную подгруппы.
Исследование проводилось в 3 этапа:
- Проведение диагностики с целью выявления причин возникновения трудностей в обучении.
- Проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление причин возникновения трудностей в обучении.
- Проведение повторной диагностики учащихся и оценка эффективности комплекса психологической помощи.
Диагностика в обеих группах проводилась с помощью комплекса методик. Для исследования причин возникновения трудностей в обучении у младших школьников нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Выявление средовой адаптации» Р. В. Овчаровой. Данная методика предназначена для выявления общей средовой адаптации ребенка. Общая средовая адаптация включает в себя три сферы общения: семья, коллектив, среда неформального общения.
2. Тест Тулуз-Пьерона. Тест позволяет изучить свойства внимания и психомоторного темпа, оценить точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию.
3. Методика «Страна Вообразилия» (В. С. Юркевич). Методика предназначена для выявления уровня познавательной потребности у учащихся младших классов.
4. Анкета определения уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
5. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).
После установления причин возникновения трудностей в обучении проводились коррекционно-развивающие занятия, направленные на преодоление причин возникновения трудностей в обучении. Учащимся экспериментальной группы оказывалась психологическая помощь: они принимали участие в коррекционно-развивающих занятиях два раза в неделю в течение двух месяцев. Цель психокоррекционных занятий заключается в активизации познавательных потребностей младших школьников, в повышении уровня школьной мотивации, в развитии социально-коммуникативных качеств и свойств личности, позволяющих успешно адаптироваться в семье, в среде сверстников. Цель может быть достигнута через решение следующих задач: развитие коммуникативных навыков; развитие познавательной активности; развития сотрудничества в коллективе; развития воображения и творческого самовыражения; развития психических процессов: восприятия, внимания, мышления; формирование адекватной самооценки. Средства психологической помощи:
1. Игры на развитие сотрудничества в коллективе.
2. Упражнения и игры, направленные на формирование познавательной активности и раскрепощенности.
3. Упражнения и игры, направленные на формирование адекватной самооценки.
4. Упражнения и игры, направленные на развитие воображения и творческого мышления.
5. Упражнения и игры, направленные на развитие активной речи, внимания, мышления, памяти, восприятия.
6. Психогимнастика.
Проводилась работа с родителями в виде родительских собраний и индивидуальных консультаций в течение всего периода оказания психологической помощи детям экспериментальной группы. Работа с учителями, проводимая во время эксперимента, включала проведение педагогических советов и выработку рекомендаций по формированию учебно-познавательной мотивации в процессе обучения.
В контрольной группе никаких дополнительных мероприятий не проводилось. После проведения экспериментальной работы по оказанию психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении, которая предполагала проведение коррекционно-развивающих занятий с учащимися экспериментальной группы, работу с педагогическим коллективом, консультирование родителей, было проведено повторное исследование учащихся обеих групп с применением того же диагностического инструментария.
Результаты диагностики по уровню учебной мотивации в экспериментальной группе распределились следующим образом. Третья часть экспериментальной группы (37%) имеет нормальную школьную мотивацию, столько же обнаружили положительное отношение к школе, 26% младших школьников имеет низкую школьную мотивацию, негативная мотивация не была выявлена. В контрольной группе треть учащихся (33%) имеет
положительное отношение к школе, больше половины младших школьников (67%) имеет низкую школьную мотивацию.
Исследование уровней познавательной активности в экспериментальной группе показало следующие результаты. Большинство учащихся (60%) экспериментальной группы имеют средний уровень познавательной активности, 40% имеют низкий уровень, высокий уровень познавательной активности не был выявлен. Большинство учащихся контрольной группы имеют низкий уровень познавательных потребностей (80%), 20% имеют средний уровень познавательных потребностей, низкий уровень не выявлен. Анализ результатов диагностики интеллектуального развития в экспериментальной группе по методике ГИТ. Большинство учащихся имеют близкий к норме результат (60%), 26% показали результат нормального уровня развития интеллекта, низкий уровень интеллектуального развития выявлен у 14% учащихся.
Результаты диагностики средовой адаптации после оказания психологической помощи в экспериментальной группе распределились следующим образом. Большинство учащихся экспериментальной группы успешно адаптированы во всех трех сферах общения и лишь 14% имеют трудности в адаптации в среде одноклассников. Анализ данных по тесту средовой адаптации в экспериментальной группе до и после оказания психологической помощи показал, что количество дезадаптированных учащихся в семье снизился на 15%, в среде одноклассников на 17%. Исследование средовой адаптации в контрольной группе показало, что большинство учащихся контрольной группы успешно адаптированы в сферах общения.
Анализируя полученные данные по определению уровней школьной мотивации, можно сказать, что в экспериментальной группе после проведения программы, количество учащихся, имеющих нормальную школьную мотивацию, увеличилось на 33% и составляет теперь 42%, имеющих положительную мотивацию на 9% и составляет 37%. Снизился процент учащихся с низкой школьной мотивацией на 32% и составляет 12%, а также с негативным отклонением на 8% и составляет 9% после проведения программы. В контрольной группе число учащихся с положительным отношением к школе снизилось на 9%, соответственно низкая мотивация возросла на 9%.
Сравнительный анализ данных показал, что в экспериментальной группе после проведения программы по оказанию психологической помощи, количество учащихся, имеющий средний уровень познавательных потребностей увеличился на 40%, низкий уровень снизился соответственно на 40%. Анализ результатов диагностики познавательной активности в контрольной группе показал, что у 9% учащихся снизился уровень познавательных потребностей.
Анализируя полученные данные по тесту интеллекта, ГИТ можно сказать, что повышение близкого к норме уровня развития интеллекта произошло на 6% и составило 60%, при этом соответственно низкий уровень развития снизился на 6% и составил 17%, изменений показателей по возрастной норме развития интеллекта не произошло. Результаты по тесту ГИП в контрольной группе распределились следующим образом: возрастная норма наблюдается у 35% учащихся, 40% имеют близкий к норме результат и 25% учащихся показали низкий уровень интеллектуального развития, очень низкий уровень не был выявлен. В контрольной группе изменений не произошло.
Таким образом, в экспериментальной группе количество учащихся с нормальным уровнем мотивации возросло на 33% по сравнению с контрольной. Количество учащихся с положительным отношением к школе в экспериментальной группе возросло на 20% по сравнению с контрольной. В контрольной группе увеличилось количество учащихся с низкой мотивацией на 9% по сравнению с экспериментальной группой. В экспериментальной группе
количество учащихся со среднем уровнем познавательных потребностей увеличился на 40%. В контрольной группе увеличилось количество учащихся с низкими познавательными потребностями на 9%. В экспериментальной группе количество учащихся с близким к норме уровнем развития интеллекта возросло на 15% по сравнению с контрольной.
Проведенное исследование предполагало, что оказание психологической помощи младшим школьникам позволит активизировать познавательные потребности, повысить школьную мотивацию, оптимизировать адаптацию ребенка в группе сверстников, в семье и приведет к преодолению трудностей в обучении. Полученные результаты показали, что оказание психологической помощи повышает уровень школьной мотивации, познавательных потребностей, улучшает адаптацию ребенка в среде общения со сверстниками, в семье, стимулирует развитие интеллектуальных способностей. Разработанный нами комплекс психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении младших школьников позволяет частично преодолеть трудности в обучении путем нивелирования некоторых причин их возникновения. Комплекс психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении младших школьников может быть использован в работе учителей начальных классов и педагогов-психологов образовательных учреждений.
Список литературы:
1. Баженов Е. А., Григоричева И. В. Эмоциональный интеллект и познавательная сфера младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2021. №3 (48). С. 47-51.
2. Куфтяк Е. В., Самохвалова А. Г. Особенности адаптивного поведения детей в ситуации школьных и коммуникативных трудностей // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 4. С. 50-60.
3. Андреева А. Д., Данилова Е. Е. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы в современных социокультурных условиях: новые проблемы и факторы риска // Вестник Мининского университета. 2016. №2 (15). С. 30.
4. Березнева Е. Ю., Крысова Т. И. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-2. С. 335-338.
5. Мосина Н. А., Казакова Т. В., Захарова Т. В. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. №6-2. С. 290-301.
6. Дубровина И. В. Психологическое благополучие школьников. М.: Юрайт, 2019. 140
с.
7. Перышкова С. А., Шипилина А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: Материалы Национальной контент-платформы. Мичуринск, 2019. С. 153-156.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008.
9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.
10. Бондаренко Л. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Класс, 2001.
335 с.
11. Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. М.: Знание, 1988. 79 с.
12. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М.: Изд-во МГУ, 1990. 134 с.
13. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2000. 508 с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №12. 2022
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/85
References:
1. Bazhenov, E. A., & Grigoricheva, I. V. (2021). Emotsional'nyi intellekt i poznavatel'naya sfera mladshikh shkol'nikov, ispytyvayushchikh trudnosti v obuchenii. Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, (3 (48)), 47-51. (in Russian).
2. Kuftyak, E. V., & Samokhvalova, A. G. (2015). Osobennosti adaptivnogo povedeniya detei v situatsii shkol'nykh i kommunikativnykh trudnostei. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya, 4(4), 50-60. (in Russian).
3. Andreeva, A. D., & Danilova, E. E. (2016). Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie uchashchikhsya nachal'noi shkoly v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviyakh: novye problemy i faktory riska. VestnikMininskogo universiteta, (2 (15)), 30. (in Russian).
4. Berezneva, E. Yu., & Krysova, T. I. (2015). Uchebnaya motivatsiya sovremennogo shkol'nika i protsess ee razvitiya. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii, (6-2), 335-338. (in Russian).
5. Mosina, N. A., Kazakova, T. V., & Zakharova, T. V. (2017). Osobennosti uchebnoi motivatsii u mladshikh shkol'nikov s raznym urovnem uspevaemosti. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki, (6-2), 290-301. (in Russian).
6. Dubrovina, I. V. (2019). Psikhologicheskoe blagopoluchie shkol'nikov. Moscow. (in Russian).
7. Peryshkova, S. A., & Shipilina, A. Yu. (2019). Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie mladshikh shkol'nikov s trudnostyami v obuchenii. In Aktual'nye problemy obrazovaniya i vospitaniya: integratsiya teorii i praktiki: Materialy Natsional'noi kontent-platformy, Michurinsk, 153-156. (in Russian).
8. Bozhovich, L. I. (2008). Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. Moscow. (in Russian).
9. Kulagina, I. Yu. (1999). Vozrastnaya psikhologiya: razvitie rebenka ot rozhdeniya do 17 let. Moscow. (in Russian).
10. Bondarenko, L. F. (2001). Psikhologicheskaya pomoshch': teoriya i praktika. Moscow.
11. Gavrilova, T. P. (1988). Uchitel' i sem'ya shkol'nika. Moscow. (in Russian).
12. Burmenskaya, G. V., Karabanova, O. A., & Liders, A. G. (1990). Vozrastno-psikhologicheskoe konsul'tirovanie. Moscow. (in Russian).
13. Osipova, A. A. (2000). Obshchaya psikhokorrektsiya. Moscow. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 13.11.2022 г. 19.11.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Иванов Д. В. Психолого-педагогическая коррекция трудностей в обучении младших школьников // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №12. С. 453-460. https://doi.org/10.33619/2414-2948/85/55
Cite as (APA):
Ivanov, D. (2022). Psychological and Pedagogical Correction of Difficulties in Junior Schoolchildren Teaching. Bulletin of Science and Practice, 5(12), 453-460. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/85/55