Научная статья на тему 'Организация педагогической поддержки младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности'

Организация педагогической поддержки младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова С. К., Кривова Я. И.

В статье раскрываются методические подходы к организации педагогической поддержки младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности. Определен алгоритм оказания педагогической поддержки, охарактеризована типология школьников, испытывающих трудности в обучении, приводится классификация причин, вызывающих трудности в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация педагогической поддержки младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности»

трудится; от запросов и пожеланий родителей учащихся. Содержание вышеназванных программ можно реализовывать не только в специально отведенное для этого время (факультатив, внеклассное мероприятие и т.п.), но и интегрируя с содержанием таких предметов, как чтение, изобразительное искусство, художественный труд, музыка, окружающий мир.

Список литературы:

1. Белоусова О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности: методич. пособие. - М.: Перспектива, 2009. - 104 с.

2. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 21-29.

3. Шитякова Н.П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа. - 2006. - № 12. - С. 16-21.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ЗАТРУДНЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Овсянникова С.К.*, Кривова Я.И.4

Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск

В статье раскрываются методические подходы к организации педагогической поддержки младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности. Определен алгоритм оказания педагогической поддержки, охарактеризована типология школьников, испытывающих трудности в обучении, приводится классификация причин, вызывающих трудности в обучении.

В начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко «выпадают» из процесса обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возмож-

* Доцент кафедры Общей и социальной педагогики, кандидат педагогических наук.

* Студент факультета педагогики и психологии.

ные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь устранить их.

В модернизации современного школьного образования особый акцент сделан на обеспечении свободного и гармоничного развития личности каждого ребёнка, на предоставлении ему возможности реализации своих индивидуальных способностей, на получении полноценного качественного образования. Вместе с тем, в многочисленных научных исследованиях, в мониторинге системы образования отмечены проблемы в реализации поставленных задач: резкое снижение общего и психического здоровья школьников; усиление отрицательной мотивации учащихся в учебной деятельности; наличие в общеобразовательных учреждениях обучающихся, испытывающих затруднения в освоении образовательных программ; увеличение количества детей, имеющих отклонения в поведении и относящихся к группе риска школьной дезадаптации.

Выявление типов неуспевающих школьников также является очень важной задачей, поскольку только при этом возможна разработка путей предупреждения и преодоления неуспеваемости. К наиболее ранним типологиям неуспевающих школьников относятся классификации, предложенные П.Ф. Лесгафтом (1893), А.Ф. Лазурским (1910), П.П. Блонским (1928).

Славина Л.С.выделяет пять групп школьников, испытывающих трудности в обучении: с неправильным отношением к учению; усваивающие учебный материал с трудом; учащиеся, с несформированными навыками и способами учебной работы; не умеющие трудиться; школьники у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы [4]. В основу типологии, предложенной Ю.З. Гильбух, положен характер учебной деятельности школьников.

Классификация Л.В. Хухаревой и В.А. Савельевой основана на выделении уровней причин неуспеваемости: анатомо-физиологический, функционально-психологический, эмоционально-личностный, уровень социальных качеств личности [5].

По определению Н.П. Локаловой, неуспеваемость учащихся - это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным [3].

Коджаспирова Г.М., определяет неуспеваемость как более низкий по сравнению с предусмотренной учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования [2].

Неуспеваемость школьников, по мнению Ю.З. Гильбух, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью подразумевается стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса [3].

Для того, чтобы добиться эффективной работы по преодолению школьной неуспеваемости, необходимо, прежде всего, определить вызывающие ее причины.

Вергелес Г.И., Матвеева В.А. и Раев А.И. считают, что школьная неуспеваемость может быть вызвана:

- психическими особенностями ученика;

- недостатком объема и качества знания;

- недостаточно сформированной учебной деятельностью;

- отношениями с окружающими; деформацией мотивов учения.

Бабанский Ю.К., Мурачковский Н.И. выделяют такие причины неуспеваемости как пробелы в знаниях, в навыках организации труда, недоразвитие отдельных мыслительных процессов и др. Коллектив под руководством И.В. Дубровиной объединил причины, лежащие в основе неуспеваемости, в две группы: к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова (школьник плохо понимает, не способен качественно усваивать школьные предметы и т.д.), а ко второй - недостатки в развитии мотивационной сферы детей (недостаточная сформированность основных психологических процессов). Борисов П.П. предлагает более подробную классификацию причин неуспеваемости, объединяя все возможные причины в 4 крупных блока:

- педагогические причины (недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс);

- социально-бытовые причины (неблагоприятные условия, недостойное поведение родителей, материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка);

- физиологические причины (болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушение двигательных функций центральной нервной системы (ЦНС), болезни нервной системы);

- психологические причины (особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, не-сформированность познавательных интересов, узость кругозора) [2].

Таким образом, рассматривая причины возникновения трудностей в школьном обучении, следует отметить, что в данном случае нужно исходить из такого понятия «школьная неуспеваемость», при которой будут рассматриваться три стороны этого явления - педагогическая, психическая и психологическая - в тесном переплетении друг с другом. Поэтому, среди основных причин трудностей в обучении мы видим как причины педагогического характера (неэффективность методов обучения, недостаточная квалификация педагогов), так и причины, касающиеся психического развития ребенка (особенно на первых этапах обучения в начальной школе), а также

психологические причины, которые выходят на главные роли именно по истечении определенного периода обучения - к более старшим классам.

Понятию «педагогическая поддержка» также существует несколько определений. По мнению Г.М. Коджаспировой, педагогическая поддержка

- это деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказа-нию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Газман О. С. дает следующее определение понятию «педагогическая поддержка» - это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Цель педагогической поддержки - максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в самореализации [1].

В результате проведенного на базе 3-х классов МОСШ № 25 г. Нижневартовска исследования мы выявили, что школьники с низкой мотивацией и познавательными интересами соответственно испытывают трудности в обучении.

Для оказания им педагогической поддержки на диагностическом этапе необходимо установить контакт с ребенком; выявить причины неуспеваемости; провести совместную оценку проблемы; а также её диагностику.

На поисковом этапе следует провести сбор сведений о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, ведя наблюдение на уроках, переменах; провести углубленную индивидуальную диагностику личностного, интеллектуального развития; совместно с психологом создать картотеку ребёнка с трудностями в обучении, внося в неё различные сведения социально-психологического характера. Провести изучение результатов деятельности этих учащихся, пределов в знаниях, отклонений в межличностных отношениях; наметить пути и способы их преодоления.

На договорном этапе нужно разделить с ребенком функции и ответственности по решению проблемы; наладить договорные отношения и заключить договор о сотрудничестве.

На деятельностном этапе следует организовать совместные и индивидуальные консультации, беседы, игры для развития у детей адекватного видения своих проблем и позитивного видения своих возможностей, обеспечить включение ребенка в активную учебную и внеучебную деятель-

ность, способствующих его самореализации; важно одобрять действия ребенка, стимулировать его инициативу и действия; создавать ребенку «ситуации успеха». Необходимо ведение учета пробелов в знаниях, умениях и навыках; наметить пути и способы их ликвидации.

Педагогу важно опираться на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося, верить в эти возможности, ориентироваться на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия, содействовать школьнику, испытывающему трудности в обучении в каких-либо его действиях, направленных на улучшение результатов в учебной деятельности.

На этапе рефлексии проводится совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности; констатация факта разрешимости проблемы; осмысление опыта педагогом.

Успешность взаимодействия педагога и учащегося будет возможна при соблюдении следующих условий:

- согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают;

- приоритет самого ребенка в решении собственных проблем;

- совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем;

- соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций;

- доброжелательность и безоценочность;

- защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни. Педагог-воспитатель, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Педагог, осуществляющий поддержку, - это защитник интересов учащихся.

Список литературы:

1. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. // Классный руководитель. - 2000. - № 3.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. - М.: КНОРУС, 2010.

3. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009.

4. Славина Л. С. Трудные дети: Избранные психологические труды / Под ред. В.Э. Чудновского. - М.: Изд-во Московского психолого-социаль-ного института; Воронеж: МОДЭК, 2006.

5. Хухарева Л.В., Савельева В.А. «Школьные успехи» комплексная психолого-педагогическая программа для младших школьников я трудно -стями в обучении // Вестник практической психологии образования. -2009. - № 3 (20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.