Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: РАЗРАБОТКА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: РАЗРАБОТКА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
личностная беспомощность / психолого-педагогическая коррекция / подростковый возраст.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дерзян В.Е.

В статье рассматривается процедура разработки и теоретического обоснования психолого-педагогической программы коррекции личностной беспомощности в старшем подростковом возрасте, а также индивидуального стимульного раздаточного материала, сопровождающего программу в форме авторской рабочей тетради. Описывается цель и задачи психокоррекционной программы, ее практическая и научная новизна, а также практическая значимость в системе современной психолого-педагогической практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дерзян В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: РАЗРАБОТКА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-473-478 ДЕРЗЯН В.Е.,

NIION: 2018-0076-9/23-748 студентка 2 курса магистратуры

MOSURED: 77/27-023-2023-9-748 кафедра теоретической и

прикладной психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Россия, е-mail: mail@law-books.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: РАЗРАБОТКА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ

Аннотация. В статье рассматривается процедура разработки и теоретического обоснования психолого-педагогической программы коррекции личностной беспомощности в старшем подростковом возрасте, а также индивидуального стимульного раздаточного материала, сопровождающего программу в форме авторской рабочей тетради. Описывается цель и задачи психокоррекционной программы, ее практическая и научная новизна, а также практическая значимость в системе современной психолого-педагогической практики.

Ключевые слова: личностная беспомощность, психолого-педагогическая коррекция, подростковый возраст.

DERZYAN V.E.,

2nd Year Master's Student Department of Theoretical and Applied Psychology South Ural State University of Humanities and Pedagogy,

Chelyabinsk, Russia

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF PERSONAL HELPLESSNESS IN OLDER ADOLESCENTS BY PSYCHOLOGICAL COUNSELLING METHODS: DEVELOPMENT AND THEORETICAL JUSTIFICATION OF THE TOOLS

Annotation. The article discusses the procedure for developing and theoretically justifying a psychological and pedagogical program for the correction of personal helplessness in older adolescence, as well as an individual incentive distribution material accompanying the program in the form of an author's workbook. The purpose and objectives of the psychocorrection program, its practical and scientific novelty, as well as practical significance in the system of modern psychological and pedagogical practice are described.

Key words: personal helplessness, psychological and pedagogical correction, adolescence.

Современный мир - это стремительное развитие цифровых и информационных технологий, возникновение и обострение санитарно-эпидемиологических, политических и социально-экономических трудностей. Чувство тревоги, страха и беспомощности перед лицом внезапных, неподконтрольных и неизбежных событий, как никогда ранее, становится актуальным состоянием современного, как российского, так и мирового общества [5]. Подростковый возраст, как известно, является особым этапом стремительного развития, накопления знаний и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

умений, характеризующийся становлением нравственности и открытием своего «Я», а также обретением новой социальной позиции со множеством возможностей и перспектив [3]. В этом возрасте молодые люди регулярно подвергаются воздействию травмирующих и стрессовых ситуаций, и будучи не готовыми к конструктивному совлада-нию с ними, как правило, страдают от последствий. В особенности это подростки старшего возраста, на долю которых выпадает ответственное время принятия глобальных жизненных решений: с кем заводить дружеские отношения, где стоит

продолжить обучение, в какой сфере наиболее престижно будет построить карьеру и т. д. Неуверенность в себе, неспособность принимать решения самостоятельно, замкнутость и робость, избегание неудач, неумение доводить начатое дело до конца, ригидность мышления, пассивность - всё это, взаимообуславливаясь с внешними и внутренними факторами, постепенно может способствовать формированию личностной беспомощности [9].

Подростки, в силу своей психологической незрелости, являются наиболее уязвимыми «свидетелями» сложившейся на сегодняшний день обстановки в мировых реалиях, и поэтому требуют к себе особого внимания и поддержки со стороны. Тенденции повышения уровня тревожности в современном обществе, возникновение новых непредвиденных и внезапных травмирующих событий, отсутствие у подрастающего поколения конструктивного опыта совладания с происходящим - всё это увеличивает риск возникновения личностной беспомощности у тех, кто находится в «группе риска» по ее формированию [8]. Поэтому сейчас, как никогда ранее, становится актуальным изучение способов коррекции такого психологического образования, как личностная беспомощность.

Фундаментальный вклад в теоретическое обоснование феноменологии, тезауруса, и средо-вой природы личностной беспомощности внесли следующие российские учёные-психологи: Д. А. Циринг (2010), И. В. Пономарева (2013), М. О. Климова (2018), Я. Н. Пахомова (2019) и др. Подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков рассматривались в исследованиях Д. А. Циринг (2008). Моделей и подходов, а также программ коррекции личностной беспомощности, как в старшем подростковом возрасте, так и на иных этапах онтогенеза личности, ранее в психолого-педагогической теории и практике представлено не было.

Таким образом, возникает противоречие между высоким уровнем разработанности и актуальности концепции личностной беспомощности в отечественной психологической науке и существующими на сегодняшний день потребностями психолого-педагогической практики. Данное противоречие послужило научным основанием для разработки программы коррекции личностной беспомощности у старших подростков методами психологического консультирования.

Практическая значимость настоящей программы заключается в том, что разработанные и предложенные нами психокоррекционные упражнения, стимульный материал, а также будущие результаты исследования, могут быть использованы педагогами-психологами системы общеобразовательных учреждений в профессиональ-

ной деятельности по коррекции личностной беспомощности у старших подростков.

Научная новизна работы заключается в раздельном покомпонентном изучении структуры целостного психического образования - личностной беспомощности, что способствует выявлению доминирующего структурного компонента («дефицита») на исследуемом этапе онтогенеза личности, в результате чего возможно оказание более эффективных и направленных коррекционных психолого-педагогических воздействий с опорой на учёт специфики преобладания доминирующего структурного компонента («дефицита») личностной беспомощности в старшем подростковом возрасте. Благодаря такому подходу опытно-экспериментальным путём нами было установлено, что для старшего подросткового возраста доминирующим структурным компонентом («дефицитом») является когнитивный компонент личностной беспомощности. Опираясь на полученные данные, при разработке нашей программы учитывалось доминирующее воздействие когнитивного компонента («дефицита») на структуру личностной беспомощности в старшем подростковом возрасте. На основании этого, для более направленного и узкого воздействия на когнитивную сферу подростков-участников программы, нами была разработана авторская рабочая тетрадь, всецело опирающаяся на календарно-тематическое и поурочное планирование настоящей программы коррекции личностной беспомощности у старших подростков.

Практическая новизна работы заключается в разработке и реализации программы по психолого-педагогической коррекции старших подростков с личностной беспомощностью, содержащей календарно-тематическое планирование, а также поурочные планы-конспекты пси-хокоррекционных занятий. Помимо этого, автором настоящей статьи была разработана и апробирована рабочая тетрадь «Личностная беспомощность у старших подростков: от проблем к решениям», которая использовалась в качестве индивидуального раздаточного стимульного материала в процессе психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Целью программы является коррекция личностной беспомощности у старших подростков методами психологического консультирования.

Задачи программы:

Психолого-педагогическая коррекция моти-вационного компонента («дефицита») личностной беспомощности - способствовать формированию и проявлению инициативы,познавательной и дея-тельностной активности старших подростков;

Психолого-педагогическая коррекция когнитивного компонента («дефицита») личностной беспомощности - способствовать формированию

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

у старших подростков позитивного восприятия себя, а также объективной оценки собственных возможностей;

Психолого-педагогическая коррекция эмоционального компонента («дефицита») личностной беспомощности - способствовать повышению эмоциональной устойчивости старших подростков, а также обучить конструктивным способам совладания с трудностями;

Психолого-педагогическая коррекция волевого компонента («дефицита») личностной беспомощности - способствовать формированию навыков целеполагания, преодоления и выдержки.

Научно-методическими основаниями программы явились следующие концепции: концепция личностной беспомощности Д. А. Циринг [7, 8, 9]; когнитивно-поведенческая терапия второй волны (концепция когнитивно-поведенческой терапии А. Бека, концепция рационально-эмотив-ной терапии А. Эллиса) [1,2,10]; концепция схема-терапии Д. Янга [11]. В качестве теоретического, а также психодиагностического инструментария для первичной (входящей) и итоговой диагностики нами использовались следующие методы и методики исследования:

Теоретические: анализ научной литературы по проблеме личностной беспомощности, воз-растно-психологических особенностей ее становления и психолого-педагогического сопровождения коррекции.

Эмпирические: формирующий эксперимент, тестирования с использованием психодиагностических методик. В настоящем исследовании все используемые психодиагностические методики были направлены на изучение каждого отдельного компонента («дефицита») личностной беспомощности (мотивационного, когнитивного, эмоционального и волевого) в старшем подростковом возрасте:

- методика «Исследование локуса контроля» по Дж. Роттеру [4] (интерпретацию результатов по данной методике в проведённом исследовании мы соотнесли с мотивационным «дефицитом» личностной беспомощности в старшем подростковом возрасте);

- опросник стиля атрибуции подростков М. Селигмана в адаптации Д.А. Циринг (с помощью адаптированной версии опросника нами был оценен вклад когнитивного «дефицита» в структуру личностной беспомощности старших подростков);

- методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссман, Д. Рикс, шкала «Уверенность в себе - чувство беспомощности» (данная методика использовалась нами для изучения эмоционального «дефицита» личностной беспомощности в старшем подростковом возрасте);

- тест-опросник «Исследование склонности к виктимному поведению» О. О. Андронниковой,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

шкала «Склонность к зависимому и беспомощному поведению» (с помощью использованной методики нами исследовался волевой «дефицит» в структуре личностной беспомощности старших подростков).

А также математико-статистические методы обработки научных данных.

Сроки и этапы реализации программы: Программа рассчитана на 3,5 месяца (15 недель) с условием проведения обязательной первичной (входной) и итоговой диагностики с целью оценки эффективности реализации психокоррекционной программы.

В рамках реализации программы выделяется несколько основных этапов:

Диагностический: В рамках данного направления осуществляется опытно-экспериментальное изучение наличия / отсутствия в исследуемой выборке диагностических критериев (показателей) личностной беспомощности (мотивацион-ный, когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты).

Методический: Данный этап характеризуется созданием методического сопровождения всех психокоррекционных мероприятий (написание программы психолого-педагогической коррекции личностной беспомощности у старших подростков методами психологического консультирования, разработка календарно-тематического и поурочного планирования, а также создание авторской рабочей тетради в качестве раздаточного стимульного материала к занятиям) с последующей подготовкой рекомендаций для родителей и педагогов по работе с подростками, которые находятся в «группе риска» по проявлению признаков личностной беспомощности.

Коррекционно-развивающий: В рамках данного этапа осуществляется систематическое регулярное психолого-педагогическое сопровождение коррекционных занятий со старшими подростками.

Организация занятий: В рамках коррекци-онной программы было запланировано и реализовано проведение 15 групповых занятий с периодичностью встреч 1 раз в неделю (3,5 месяца) и продолжительностью каждого занятия 90 минут. Количество участников нашей программы составило 22 человека в возрасте от 15 до 17 лет (2 группы по 11 человек, соответственно). Программа реализовывалась нами с середины января по апрель 2023 года. Ниже представлено разработанное и использованное нами календарно-тема-тическое планирование занятий программы коррекции личностной беспомощности у старших подростков методами психологического консультирования.

№ занятия Дата занятия Тема занятия Цель занятия Время проведения

— Январь Первичная психодиагностика Проведение психодиагностического тестирования с использованием указанных в программе методик. 60 минут

1 Январь Знакомство Знакомство / представление участников программы друг другу; Сбор согласий родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение участников программы; Постановка цели и задач программы; Установление правил группового взаимодействия; Регламентация сроков реализации программы и длительности занятий. 90 минут

2 Январь «Мои жизненные ценности» Определение жизненных ценностей и ориентиров старших подростков. 90 минут

3 Январь «Моя самооценка» Определение состояния самооценки старших подростков. 90 минут

4 Февраль «Мои мысли» Определение стиля когнитивного восприятия и атрибуции старших подростков. 90 минут

5 Февраль «Мое поведение» Определение закрепившихся ранее деструктивных поведенческих установок и стереотипов старших подростков. 90 минут

6 Февраль «Мои эмоции» Определение сложившихся ранее деструктивных способов совладания с трудностями у старших подростков. 90 минут

7 Февраль Групповое решение кейс-заданий «PRO-беспомощность» Подгрупповая коллективная работа над решением ситуационных задач с целью отработки пройденного ранее материала. 90 минут

8 Март «Цели и ценности» Постановка конструктивных жизненных ценностей и ориентиров старших подростков. 90 минут

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

9 Март «Самоценность» Способствование становлению устойчивости и адекватности самовосприятия и самоотношения у старших подростков. 90 минут

10 Март «Мышление» Способствование становлению оптимистического стиля атрибуции старших подростков и интернализации локуса контроля у старших подростков. 90 минут

11 Март «Поведение» Способствование формированию и закреплению у старших подростков новых конструктивных поведенческих установок и стереотипов. 90 минут

12 Март «Эмоции» Способствование формированию и закреплению у старших подростков новых конструктивных способов совла-дания с трудностями. 90 минут

13 Апрель Закрепление пройденного материала Способствование закреплению полученных знаний, умений и навыков. Отработка полученных знаний. 90 минут

14 Апрель Итоговое обобщающее занятие. Целеполага-ние Обобщение и формулировка выводов по пройденной программе, способствование постановке конструктивных целей бедующей деятельности старших подростков. 90 минут

15 Апрель Групповое решение кейс-заданий «PRO-беспомощность 2.0» Подгрупповая коллективная работа над решением ситуационных задач с целью отработки пройденного за период программы материала. 90 минут

Апрель Повторная психодиагностика Проведение повторного психодиагностического тестирования с использованием четырех указанных в программе методик. 60 минут

Таким образом, для удобства работы специалистов (педагогов-психологов системы общего образования) составлено календарно-тематиче-ское планирование программы коррекции личностной беспомощности у старших подростков

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

методами психологического консультирования. Кроме того, в полной версии нашей программы содержатся поурочные планы-конспекты каждого отдельного занятия, которые всецело опираются на сопровождающие психокоррекционную про-

грамму стимульные материалы в форме индивидуальных авторских рабочих тетрадей для подростков - «Личностная беспомощность в подростковом возрасте: от проблем к решениям» (В. Е. Дерзян).

Итак, опираясь на актуальность и теоретическое обоснование разработки психолого-педагогической программы коррекции личностной беспомощности в старшем подростковом возрасте, нами прогнозируется результативность применения программы и ее индивидуальных стимульных компонентов (авторской рабочей тетради) в системе современной психолого-педагогической практики общеобразовательных учреждений.

Список литературы:

[1] Бек, А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен // СПб.: Изд-во «Питер», 2002. - 544 с.

[2] Бек, А. Техники когнитивной психотерапии. Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия. Т. 1. Теория и методология / А. Бек // М.: Московский психотерапевтический журнал,1998.

[3] Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во «Юрайт», 2021. - 281 с.

[4] Дерзян В.Е. Исследование локуса контроля в структуре личностной беспомощности у старших подростков // International Journal of Medicine and Psychology. - 2023. - Том 6. - № 3. -С. 152-155.

[5] Дерзян, В. Е. Личностная беспомощность сегодня: проблемы и вызовы // Студенческий вестник: электрон. научн. журн. - 2023. - № 14(253). -С. 59-60.

[6] Джейкоб, Г. Разрушение паттернов негативного мышления. Самопомощь и поддержка в схема-терапии / Г. Джейкоб, Х. Ван Гендерен, Л. Сибауэр // М.: Изд-во «Научный мир», 2019. -208 с.

[7] Циринг, Д. А. Психология выученной беспомощности: Учеб. пособие / Д. А. Циринг // М.: Изд-во «Академия», 2005. - 120 с.

[8] Циринг, Д. А. Психология выученной и личностной беспомощности: Учеб. пособие / Д. А. Циринг // М. : Изд-во «Академия», 2013. - 236 с.

[9] Циринг, Д. А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъект-

ности / Д.А. Циринг // М.: Изд-во «Академия», 2010. - 410 с.

[10] Эллис, А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса / А. Эллис // СПб.: Изд-во «Питер Ком», 1999. - 288 с.

[11] Янг, Д. Схематерапия. Практическое руководство / Д. Янг, Дж. Клоско, М. Вайсхаар // М.: Изд-во «Диалектика», 2020. - 464 с.

Spisok literatury:

[1] Bek, A. Kognitivnaya psihoterapiya rasstrojstv lichnosti / A. Bek, A. Frimen // SPb.: Izd-vo «Piter», 2002. - 544 s.

[2] Bek, A. Tekhniki kognitivnoj psihoterapii. Psi-hologicheskoe konsul'tirovanie i psihoterapiya: Hres-tomatiya. T. 1. Teoriya i metodologiya / A. Bek // M.: Moskovskij psihoterapevticheskij zhurnal, 1998.

[3] Vygotskij, L.S. Psihologiya razvitiya. Izbran-nye raboty / L. S. Vygotskij. - M.: Izd-vo «YUrajt», 2021. - 281 s.

[4] Derzyan V.E. Issledovanie lokusa kon-trolya v strukture lichnostnoj bespomoshchnosti u starshih podrostkov // International Journal of Medicine and Psychology. - 2023. - Tom 6. - № 3. - S. 152-155.

[5] Derzyan, V. E. Lichnostnaya bespomoshch-nost' segodnya: problemy i vyzovy // Studencheskij vestnik: elektron. nauchn. zhurn. - 2023. - № 14(253). - S. 59-60.

[6] Dzhejkob, G. Razrushenie patternov neg-ativnogo myshleniya. Samopomoshch' i podder-zhka v skhema-terapii / G. Dzhejkob, H. Van Gen-deren, L. Sibauer // M.: Izd-vo «Nauchnyj mir», 2019. - 208 s.

[7] Ciring, D. A. Psihologiya vyuchennoj bespomoshchnosti: Ucheb. posobie / D. A. Ciring // M.: Izd-vo «Akademiya», 2005. - 120 s.

[8] Ciring, D. A. Psihologiya vyuchennoj i lichnostnoj bespomoshchnosti: Ucheb. posobie / D. A. Ciring // M. : Izd-vo «Akademiya», 2013. - 236 s.

[9] Ciring, D. A. Psihologiya lichnostnoj bespomoshchnosti: issledovanie urovnej sub"ektnosti / D.A. Ciring // M.: Izd-vo «Akademiya», 2010. - 410 s.

[10] Ellis, A. Psihotrening po metodu Al'berta Ellisa / A. Ellis // SPb.: Izd-vo «Piter Kom», 1999. -288 s.

[11] YAng, D. Skhematerapiya. Prakticheskoe rukovodstvo / D. YAng, Dzh. Klosko, M. Vajskhaar // M.: Izd-vo «Dialektika», 2020. - 464 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.