УДК 159.9.072.43 ББК Ю945
ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
А.И. Кошель, О.Н. Истратова
В современном обществе возникает необходимость преодоления социального инфантилизма выпускника школы и обеспечения его реализации как эффективного субъекта межличностных отношений. Эта проблема включает изучение отношений со сверстниками у психологически зависимых от родителей старшеклассников и организацию психолого-педагогической работы по коррекции этих отношений. В статье представлены задачи и принципы программы психолого-педагогической коррекции. Программа имеет комплексный характер организации работы со всеми субъектами образовательного процесса: старшеклассниками, их родителями и педагогами. Работа с родителями и педагогами выполняет просветительскую и профилактическую функции, со старшеклассниками - психокоррекционную. Психокоррекционная часть программы учитывает возрастные, индивидуально-типологические и личностные особенности старшеклассников. Эффективность психолого-педагогической работы по разработанной программе подтверждается результатами изучения динамики отношений со сверстниками у психологически зависимых от родителей старшеклассников. Выделены основные направления исследования динамики отношений со сверстниками на основе анализа возрастных задач в сфере общения. Положительная динамика выражается в стабилизации эмоциональных переживаний; расширении круга общения и установлении близких контактов; повышении удовлетворенности отношениями, в том числе с представителями противоположного пола.
Ключевые слова: старший школьный возраст; психологическая зависимость от родителей; эмансипация; возрастные задачи; отношения со сверстниками; сверстники противоположного пола; психолого-педагогическая работа; коррекция; динамика.
Введение
Современная школа наряду с семьей призвана готовить молодое поколение к взрослой жизни, ориентируясь на становление выпускника школы как субъекта собственного жизненного пути, самостоятельного члена общества, готового строить эффективные взаимоотношения с окружающими. При этом в психологической науке отмечаются трудности формирования автономии у современных старшеклассников, а также распространение такого относительно нового явления как психологическая зависимость подростка от родителей [2, 5, 12].
Причиной этому служат особенности воспитания в современных семьях: занятость родителей на работе и, как следствие, недостаточное внимание к ребенку, либо, наоборот, гиперопека ребенка, мешающая развитию его самостоятельности, самодостаточности. И если умеренное проявление зависимости от родителей в старшем школьном возрасте является естественным и нормативным, то доминирование зависимых тенденций формиру-
ет систему соответствующих ожиданий молодого человека в общении с более широким окружением и оказывает негативное влияние на личностное развитие современного старшеклассника и на его межличностные отношения, в том числе на отношения со сверстниками, которые являются наиболее приоритетными в этом возрасте [3, 4, 13].
В изучение проблемы психологической зависимости старшеклассников от родителей большой вклад внесли исследования современного психолога О.П. Макушиной [12, 13]. Психологическую зависимость от родителей она определяет как особый психологический феномен, характеризующийся амбивалентностью отношения школьника к родителям: повышенным послушанием, стремлением к близкому, доверительному общению, желанием получать от них помощь, советы - с одной стороны, и тяготением этой зависимостью при резко негативном оценивании зависимости вообще, сильной эмоциональной напряженностью - с другой.
Психологическая зависимость в детско-родительских отношениях формируется на протяжении всего периода взросления ребенка за счет нерешенности задач по становлению его автономности на каждом этапе онтогенеза. В старшем школьном возрасте зависимость от родителей закрепляется в структуре личности как крепкая эмоциональная связь и существует в двух основных формах: собственно зависимости и негативизма. Чертами собственно зависимости являются прямые её проявления - несамостоятельность в принятии решений, выраженная потребность в поддержке, опоре, руководстве. Старшеклассники, собственно зависимые от родителей, испытывают страх разочаровать, оттолкнуть от себя значимое лицо, в своём поведении они стремятся избегать конфликтов, занимают пассивную позицию в ситуациях жизненного выбора, руководствуясь мнениями, указаниями со стороны родителей [5, 12, 13].
К негативистическому проявлению зависимости относится выделенный и описанный Р. Сирсом поиск негативного внимания, а также бунтарство, когда все поступки индивида диктуются стремлением действовать в противоположность тому, что от него ожидают. При этом негативистическое поведение как бы удовлетворяет внутреннюю потребность в независимости, однако оно же является доказательством наличия эмоциональной связи, болезненности её переживания, что влечёт за собой конфликтные действия. Выбор школьника в этом случае так же обусловлен мнениями, требованиями окружающих, как и в ситуации проявлений собственно зависимости. Собственно зависимость выступает альтернативой негативизму, т. е. зависимость и негативизм являются взаимообрат-ными проявлениями одного и того же явления (зависимости) [13].
Проведенное нами исследование, в котором приняло участие 400 старших школьников (163 человека в пилотажном исследовании и 237 в основной его части), показало, что более 50 % обследованных современных старшеклассников имеют трудности в решении задачи эмансипации от родителей: у них определилась тенденция к психологической зависимости от родителей. При этом около 30% школьников имеют зависимость от родителей как устойчивое личностное образование в форме собственно зависимости или негативизма [7, 14].
Также было установлено, что психологическая зависимость от родителей негативно влияет на сферу межличностных отношений старшеклассников. Отделяясь от родителей, старшие школьники выстраивают новую систему взаимоотношений с окружающими, в которой особое место отводится отношениям со сверстникам. По сравнению с независимыми юношами и девушками, для психологически зависимых от родителей старших подростков отношения с взрослыми остаются более значимыми, чем со сверстниками. Кроме того, психологическая зависимость от родителей приводит к проблемам в отношениях со сверстниками, связанным с избирательностью, эмоциональной близостью и дистанцией, умением и желанием устанавливать контакты, наличием негативных эмоциональных состояний и особенностями выражений эмоций, а также обуславливает наличие проблем в отношениях с противоположным полом [8, 9, 14].
По мере взросления происходит изменение внешних форм проявления зависимости, а сама природа этих связей остается неизменной, происходит усложнение зависимого поведения, наиболее примитивные формы проявления зависимости сменяются более зрелыми. Возникшие в старшем школьном возрасте трудности в сфере межличностных отношений со сверстниками, обусловленные наличием психологической зависимости от родителей, усугубляются во взрослой жизни [12].
Поэтому актуальной в теоретическом и практическом плане является проблема изучения отношений современных старшеклассников со сверстниками и их коррекции в образовательном пространстве школы посредством пси-холого-педагогической работы. Необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы продиктована ее спецификой: формирование зависимых черт происходит в семье, а реализация отношений со сверстниками в большей мере - в школьном коллективе.
Авторами статьи была разработана программа психолого-педагогической коррекции отношений со сверстниками у старшеклассников, психологически зависимых от родителей, при комплексной организации работы со всеми субъектами образовательного процесса: старшеклассниками, их родителями и педагогами. Программа учитывает возрастные, индивидуально-типологические и личностные особенности старшеклассников.
Для проверки эффективности проделанной психолого-педагогической работы необ-
ходимо изучить динамику отношений со сверстниками у старшеклассников, психологически зависимых от родителей, в ходе этой работы, что и является целью выполненного исследования.
Объект исследования - отношения старшеклассников со сверстниками.
Предмет исследования - динамика отношений со сверстниками у старшеклассников, психологически зависимых от родителей, в ходе психолого-педагогической работы.
Гипотеза исследования - в результате направленной психолого-педагогической работы по коррекции отношений со сверстниками у психологически зависимых от родителей старшеклассников возможна положительная динамика отношений со сверстниками по следующим направлениям:
- стабилизация эмоциональных переживаний в этих отношениях;
- расширение круга общения и установление близких контактов;
- повышение удовлетворенности отношениями, в том числе с представителями противоположного пола.
Организация психологопедагогического исследования
и коррекционной работы
В основной части исследования приняло участие 237 учащихся средних общеобразовательных школ города Таганрога в возрасте от 15 до 17 лет, а также родители (144 человека) и педагоги (8 человек - классные руководители) детей старшего школьного возраста, включая родителей старшеклассников экспериментальной группы исследования.
Диагностика отношений со сверстниками у старшеклассников, их коррекция и анализ динамики осуществлялись по направлениям, выделенным на основе анализа возрастных задач в сфере общения [3, 4, 6]:
- близость в отношениях и широта взаимодействий;
- особенности эмоций и переживаний взаимодействия;
- отношения с представителями противоположного пола.
Для исследования отношений со сверстниками был использован следующий психодиагностический инструментарий.
1) Графическая беседа «Мой круг общения» (Т.Ю. Андрущенко) для выявления особенностей межличностной сферы.
2) «Опросник межличностных отношений» (А.А. Рукавишников) в исследовании близости отношений со сверстниками и широты их взаимодействия.
3) Модификация методики «Исследования самооценки» (Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн) для определения оценки отношений со сверстниками противоположенного пола.
Для диагностики психологической зависимости от родителей была использована методика «Диагностика психологической зависимости в детско-родительских отношениях» (Ж.Г. Куповых, О.Н. Истратова) [11].
Изучение динамики отношений со сверстниками у старшеклассников в ходе психо-лого-педагогической работы проводилось в 5 этапов.
Этап 1. Диагностика психологической
зависимости от родителей
Содержание этапа - проведение диагностики уровня психологической зависимости от родителей у обследуемых старшеклассников. Результаты психодиагностики позволили отнести респондентов к одной из трех групп: «независимые» (20 % выборки, ni=48 чел.), с тенденцией к зависимости (54 %, n2=128 чел., «негативисты») и «зависимые» (26 %, n3=61 чел.).
Этап 2. Первый констатирующий
эксперимент
Содержание этапа - формирование экспериментальной группы и идентичной ей контрольной по признаку наличия психологической зависимости от родителей и половому признаку (табл. 1). Констатирование результатов в экспериментальной и контрольной группах (математическая обработка данных показала, что группы являются также идентичными по диагностированным особенностям в отношениях со сверстниками).
Этап 3. Формирующий эксперимент
Содержание этапа - разработка и реализация программы психолого-педагогической коррекции отношений со сверстниками у старшеклассников, психологически зависимых от родителей. На этом этапе в работе принимали участие только старшеклассники экспериментальной группы, а также родители и педагоги. Программа реализовывалась в двух направлениях: педагогическом и психологическом.
Таблица 1
Состав экспериментальной и контрольной групп
Экспериментальная группа Контрольная группа
Тренинговая 1-я Тренинговая 2-я Итого
Общая численность, В т.ч.: 14 16 30 30
юноши 7 9 16 16
девушки 7 7 14 14
независимые 5 5 10 10
собственно зависимые 5 7 12 12
негативисты 4 4 8 8
Педагогическое направление, выполняющее просветительскую и профилактическую функции в работе с родителями и педагогами детей старшего школьного возраста, реализовывалось в рамках учебных занятий на уроках классного часа. Всего в исследовании приняло участие 144 родителя, включая родителей детей экспериментальной группы, без участия родителей детей контрольной группы, и 8 педагогов (классных руководителей). Данный вид работы рассчитан на 4 занятия кратностью 1 раз в две недели и продолжительностью 1-1,5 часа.
Задача: повышение психолого-педагоги-ческой компетентности педагогов и родителей по вопросам задач развития детей в старшем школьном возрасте, искажения детско-родительских отношений как фактора формирования психологической зависимости, искажения личностного и социального развития выпускника школы.
Психологическое направление отражает психокоррекционную работу в групповой форме со старшеклассниками, психологически зависимыми от родителей, и рассчитано на 13 занятий, кратностью 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей: вводная часть, основная часть и завершение. Продолжительность занятия: 2-3 часа, поскольку считается, что такая продолжительность является оптимальной для достижения психокоррекционного эффекта, с одной стороны, и для предотвращения психологического напряжения - с другой [11].
Программа психологического направления работы реализовывалась в 3 этапа [1, 15, 16]:
1. Ориентировочный этап. Цель: знакомство, эмоциональное объединение участников группы, снятие напряжения, сплочение группы;
2. Конструктивно-формирующий этап. Цель: активизация процесса самопознания, формирование мотивации самовоспитания и
саморазвития, коррекция отношений со сверстниками, в том числе отношений со сверстниками противоположного пола;
3. Закрепляющий этап. Цель: повышение самопонимания для укрепления полученных результатов и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.
Задачи реализации этого направления исследования:
1) способствование формированию
стремления к самопознанию, самопринятию, самоуважению, самоактуализации, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем;
2) способствование формированию чувства взрослости, самостоятельности, независимости от родителей, позволяющего решить актуальные проблемы в детско-родительских отношениях;
3) способствование формированию навыков эффективного взаимодействия со сверстниками, снятию барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия;
4) создание условий для развития способности понимать свои переживания, выражать и контролировать их в процессе взаимодействия со сверстниками;
5) создание условий для полоролевой идентификации, формирования навыков полоролевого поведения, расширения знаний об особенностях отношений с представителями противоположного пола.
Принципы разработки психокоррекционной части программы [2]
1. Принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических особенностей старшеклассника.
Психокоррекционная программа основана на решении возрастных задач старшего подросткового возраста, где особое внимание было уделено сфере межличностных отношений. Учитывались «возрастные нормы» в отношени-
ях со сверстниками в рамках перечисленных выше направлений изучения этих отношений.
2. Принцип «коррекции сверху вниз» посредством формирования зоны ближайшего развития.
Разработанная нами коррекционноразвивающая программа направлена на развитие качественно новых психологических способностей старшеклассника: коммуникативных способностей, включающих умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей; способности к интимной юношеской дружбе и любви, а также самодостаточность, независимость, самостоятельность.
Также программа направлена на развитие самосознания как новообразования возраста, способствующего более глубокому пониманию себя и других людей.
3. Принцип субъективности переживаний старшеклассника.
Особое место при разработке и проведении психокоррекционной программы было отведено переживаниям и чувствам старших школьников. Именно эти переживания представляют собой «узел», в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств. Поэтому каждое упражнение и каждое занятие предполагает наличие обратной связи от старшеклассников. Ожидаемым эффектом было изменение баланса переживаний школьников на протяжении психокоррекционной работы в положительную сторону.
4. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
Психологическая зависимость от родителей является устойчивым личностным обра-
зованием, характеризуется нерешенностью задач развития и как следствие деформирует «Образ Я» старшеклассников [10] и отражается в сфере межличностных отношений, прежде всего - отношений со сверстниками [8, 9], что отражено на рис. 1.
В связи с вышеизложенным, реализация разработанной программы была направлена на коррекцию как трудностей в отношениях со сверстниками, так и на их причину - психологическую зависимость от родителей, проявляющуюся сильной эмоциональной связью в отношениях с родителями, путем обретения автономии в этих отношениях. Также уделено внимание работе над «Образом Я» старшеклассников, проводившейся путем формирования независимых черт личности.
5. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
В работе было уделено внимание решению трех уровней системы задач:
- коррекционного (коррекция отношений со сверстниками, испытывающими проблемы в связи с наличием у них психологической зависимости от родителей);
- профилактического (не только коррекция имеющихся проблем в отношениях со сверстниками и родителями, но и активизация внутренних ресурсов, получение нового опыта и знаний для предупреждения трудностей в отношениях);
- развивающего (стимулирование развития самосознания, самопонимания; совершенствование своих отношений со сверстниками посредством получения нового опыта и знаний).
6. Принцип единства диагностики и коррекции:
- Разработка программы опиралась на
Рис. 1. Схема формирования психологической зависимости от родителей у подростков
эмпирические данные психологической диагностики, полученные на первых этапах исследования при пилотажном исследовании.
- На основе результатов обследования по методике «Диагностика психологической зависимости в детско-родительских отношениях» была сформирована треннинговая (экспериментальная) группа.
- В целях контроля эффективности коррекционного действия программы психологическая диагностика отношений со сверстниками у старшеклассников проводилась трижды: до проведения коррекции, сразу после нее и спустя полгода после окончания программы.
7. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
Использованные в программе методы были подобраны в соответствии с целями и задачами коррекционной программы, полученными в ходе психологической диагностики результатами, возрастными особенностями участников исследования. В основном это были методы, позволяющие корректировать сферу межличностных отношений и способствующие личностному росту старшеклассников: социально-психологический тренинг и тренинг личностного роста. Кроме того, в исследовании применялись методы социальной и семейной терапии, арттерапии, психогимнастики, игротерапии, использовалась групповая дискуссия, беседа, творческая визуализация с элементами аутотренинга и другие.
Этап 4. Второй констатирующий эксперимент
Содержание этапа - повторная диагностика и эмпирическое исследование особенностей отношений со сверстниками старшеклассников экспериментальной и контрольной групп сразу после проведения психологопедагогической работы.
Этап 5. Третий констатирующий эксперимент
Содержание этапа - повторная (спустя полгода после психолого-педагогической работы) психодиагностика с целью исключения посттренингового эффекта и эмпирическое исследование особенностей отношений со сверстниками старшеклассников экспериментальной и контрольной групп.
Исследование динамики отношений со сверстниками у старшеклассников
Исследование динамики отношений со сверстниками у старшеклассников осуществлено путем сравнения результатов констатирующих экспериментов, с акцентом на результатах обследования старшеклассников, психологически зависимых от родителей. Особенности динамики отношений со сверстниками свидетельствуют об эффективности проделанной в ходе описываемого исследования работы (рис. 2).
Анализ динамики отношений со сверстниками у психологически зависимых от родителей старшеклассников проводился по выде-
О значимом влиянии психолого-педагогическойраЬоты по разработанной программе на особенности отношений со сверстниками старшеклассников, психологически зависимых от родителей, можно говорить в том случае, если при сравнении результатов констатирующих экспериментов (КЭ):
_с
в экспериментальной группе есть значимые положительные изменения:
в контрольной группе
нет значимых различий или выявлены отрицательные сдвиги
Устойчивый психокоррекционный эффект с исключением «посттренингового эффекта» ( если различия между: 1КЭ и 2КЭ и I К ) и 3 КЭ -значимы, а между 2КЭ и ЗКЭ - незначимы)
Прогрессивный психокоррекционный эффект (если различия между: 1КЭ и ЖЭ , 1КЭ и 3 КЭ и 2КЭ и ' ЗКЭ -значимы)
Отсроченное психокоррекционное воздействие (еслиразличия между: 1К и 2К - незначимы, а между 2К и ЗК и 1К и ЗК - значимы)
Рис. 2. Условия эффективности психолого-педагогической работы: КЭ - констатирующий эксперимент
ленным и описанным ранее направлениям исследования отношений со сверстниками.
1) Близость в отношениях и широта взаимодействия (по методикам «Мой круг общения», «Опросник межличностных отношений»).
У собственно зависимых старшеклассников экспериментальной группы достоверно (р<0,01)увеличился круг общения со сверстниками (здесь и далее достоверность изменений определялась путем оценки сдвига по Т-критерию Вилкоксона). У «негативистов» увеличилось количество близких отношений (р<0,01). В контрольной группе нет достоверных различий, однако обнаружены отрицательные тенденции у «негативистов» по направлению «близость в отношениях» (рис. 3 и рис. 4).
Также у собственно зависимых старшеклассников экспериментальной группы снизилась тенденция избегать взаимодействия со
сверстниками (р<0,01), у них снизилась потребность в зависимости от сверстников (р<0,05). В контрольной группе собственно зависимые старшеклассники стали чувствовать себя хуже среди сверстников (р<0,05), в остальных случаях достоверных различий не обнаружилось. У «негативистов» экспериментальной группы появилась склонность устанавливать более близкие чувственные отношения со сверстниками (р<0,01) и при этом они перестали требовать, чтобы окружающие без разбора устанавливали с ними близкие отношения (р<0,05). В контрольной группе «негативисты» стали более осторожными при установлении близких чувственных отношений (р<0,01).
2) Особенности эмоций и переживаний взаимодействия (методика «Мой круг общения»).
Психологически зависимые от родителей старшеклассники экспериментальной группы,
чел
35
30
25
20
15
10
Экспериментальная группа Контрольная группа
■ 1 КЭ 0 2 КЭ □ 3 КЭ
ЖИ
Собственно Негативисты Собственно Негативисты
зависимые зависимые
Рис. 3. Характеристики положительной динамики показателей широты взаимодействия со сверстниками: КЭ - констатирующий эксперимент
Рис. 4. Характеристики положительной динамики показателей близости отношений со сверстниками: КЭ - констатирующий эксперимент
в отличие от респондентов контрольной группы, стали более удовлетворенны своими отношениями со сверстниками, что выражается в снижении числа старшеклассников, имеющих не устраивающие и огорчающие их отношения со сверстниками (значимые различия по критерию ф* при р<0,05) (рис. 5).
У психологически зависимых от родителей старшеклассников после психологопедагогической коррекции также изменились особенности негативных эмоциональных переживаний в отношениях со сверстниками. У
собственно зависимых подростков снизилась эмоциональная напряженность (что проявилось отсутствием у них в большинстве случаев тревожности и волнения). «Негативисты» стали более сдержанными, научились контролировать свои эмоции, что проявилось отсутствием раздражения и желания нанести физический вред (табл. 2).
3) Отношения со сверстниками противоположного пола (модификация методики «Исследования самооценки» Т. Дембо -С.Я. Рубинштейн).
%
100
90
80
70
60
50
40
20
10
Экспериментальная группа Контрольная группа
■ 1 КЭ □ 2 КЭ ■ 3 КЗ
НИ
Собственно Негативисты Собственно Негативисты зависимые зависимые
Рис. 5. Динамика изменения уровня неудовлетворенности отношениями со сверстниками у старшеклассников в экспериментальной и контрольной группах: КЭ - констатирующий эксперимент
Таблица 2
Особенности проявлений негативных эмоций и переживаний у старшеклассников экспериментальной и контрольной групп в отношениях с их сверстниками (по иерархии частот встречаемости)
1 констатирующий эксперимент 2 констатирующий эксперимент 3 констатирующий эксперимент
Собственно зависимые Экспериментальная группа 1. Тревожность 2. Волнение 3. Разочарование 4. Обида 5. Стараются заинтересовать 1. Некомфортно 2. Равнодушие 3. Обида 4. Разочарование 1. Некомфортно 2. Равнодушие 3. Не обращаю внимание 4. Разочарование
Собственно зависимые Контрольная группа 1. Тревожность 2. Разочарование 3. Обида 4. Волнение 1. Тревожность 2. Волнение 3. Обида 4. Разочарование 1. Тревожность 2. Волнение 3. Разочарование 4. Обида 5. Неприятно
«Негативисты» Экспериментальная группа 1. Раздражительность 2. Отвращение, презрение 3. Злоба 4. Желание ударить 1. Разочарование 2. Стараюсь не обращать внимание 3. Раздражительность 4. Презрение 1. Разочарование 2. Презрение 3. Не обращаю внимание 4. Раздражительность
«Негативисты» Контрольная группа 1. Раздражительность 2. Злоба 3. Обида 4. Отвращение, презрение 5. Желание ударить 1. Раздражительность 2. Злоба 3. Желание ударить 4. Отвращение, презрение 5. Гнев 1. Злоба, гнев 2. Презрение 3. Желание ударить 4. Раздражительность
Собственно зависимые старшие подростки экспериментальной группы стали более высоко оценивать свою способность к пониманию сверстников противоположного пола (р<0,05), неконфликтность в отношениях (р<0,01) и умение устанавливать контакты с ними (р<0,01). В контрольной группе достоверных различий не обнаружено. Динамика изменений оценки отношений со сверстниками противоположного пола у собственно зависимых старшеклассников экспериментальной и контрольной групп представлена на рис. 6.
«Негативисты» экспериментальной группы стали в отношениях с представителями противоположного пола оценивать себя как
более неконфликтных (р<0,01), у них также повысилась оценка своей способности к пониманию сверстников противоположного пола (р<0,05), успешности выполнения совместной деятельности с ними (р<0,05) и необходимых для общения знаний (р<0,05). В контрольной группе достоверных изменений не установлено. Динамика изменений оценки отношений со сверстниками противоположного пола у «негативистов» экспериментальной и контрольной групп представлена на рис. 7.
Выводы
1. Программа психолого-педагогиче-ской коррекции, основанная на решении задач
Рис. 6. Динамика изменения оценки отношений со сверстниками противоположного пола у собственно зависимых старшеклассников экспериментальной и контрольной групп (по среднеарифметическим значениям оценок):
КЭ - констатирующий эксперимент; ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа
Рис. 7. Динамика изменения оценки отношений со сверстниками противоположного пола у старшеклассников-«негативистов» экспериментальной и контрольной групп (по среднеарифметическим значениям оценок):
КЭ - констатирующий эксперимент; Эг - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа
развития детей старшего школьного возраста, обеспечивает устойчивую положительную динамику в сфере отношений со сверстниками у психологически зависимых от родителей старшеклассников:
— способствует положительным тенденциям в расширении круга общения у собственно зависимых старшеклассников и в увеличении близких контактов - у «негативи-стов». У собственно зависимых старшеклассников снизилось стремление избегать взаимодействия со сверстниками и потребность в зависимости от них. У «негативистов» появилась склонность устанавливать близкие чувственные отношения со сверстниками, но при этом снизилась избыточная потребность быть принятыми другими окружающими;
— стабилизирует эмоциональные переживания старшеклассников и увеличивает их удовлетворенность своими отношениями со сверстниками. У собственно зависимых школьников снизилась эмоциональная напряженность. «Негативисты» стали более сдержанными, научились контролировать свои эмоции;
— повышает удовлетворенность отношениями со сверстниками противоположного пола: собственно зависимые от родителей старшеклассники стали более высоко оценивать свою способность к пониманию, некон-фликтность, умение устанавливать контакты. В свою очередь, «негативисты» более высоко стали оценивать свои знания, необходимые для общения, свою успешность выполнения совместной деятельности, способность к пониманию и неконфликтность.
2. Психолого-педагогическое воздействие в одних случаях проявлялось сразу после проведения занятий при контролируемом отсутствии «посттренингового» эффекта. В других случаях проявление положительных изменений наблюдалось в отсроченном периоде (при обследовании принявших участие в исследовании старшеклассников через полгода).
Таким образом, проведенная психологопедагогическая работа способствует положительной динамике отношений со сверстниками у психологически зависимых от родителей старшеклассников, что свидетельствует о ее эффективности и подтверждении выдвинутой гипотезы.
Литература
1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2007. - 271 с.
2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. - М.: Академия, 2002.
- 512 с.
3. Возрастные особенности психического развития детей / под. ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М. : Просвещение, 1982. - 206 с.
4. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический Проект «Трикста», 2006. -256 с.
5. Емельянова, Е.В. Кризис в созависи-мых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е.В. Емельянова. - СПб.: Речь, 2008. - 368 с.
6. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 1980. - 192 с.
7. Кошель, А.И. К вопросу исследования психологической зависимости от родителей у старших подростков / А.И. Кошель // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. материалов XXV Междунар. науч. -практ. конф.: в 2 ч. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. - Ч. 1. -С. 31-35.
8. Кошель, А.И. Отношения с противоположным полом старших подростков, психологически зависимых от родителей / А.И. Кошель, О.Н. Истратова // Известия ЮФУ. Технические науки. Темат. вып. «Психология и педагогика». - Таганрог: Изд-во ТТИЮФУ, 2011. - № 10. - С. 217-223.
9. Кошель, А.И. Отношения со свер-
стниками старших подростков в условиях психологической зависимости от родителей: диагностика и коррекция: монография / А.И. Кошель, О.Н. Истратова. - Саарбрюк-кен: Изд-во LAB LAMBERT Academic
Publishing GmbH & Co.KG, 2012. - 241 с.
10. Куповых, Ж.Г. К проблеме деформации «Образа Я» подростков, психологически зависимых от родителей / Ж.Г. Куповых // Известия ЮФУ. Технические науки. Темат. вып. «Педагогика и Психология». 2012. -№ 10. - С. 217-226.
11. Куповых, Ж.Г. Феномен психологической зависимости старших подростков от
родителей: диагностика и коррекция: учебнометодическое пособие / Ж.Г. Куповых, А.И. Кошель. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. -112 с.
12. Макушина, О.П. Причины психологической зависимости подростков от родителей / О.П. Макушина // Вопросы психологии. -2002. - № 5. - С. 135-143.
13. Макушина, О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей: дис. ... канд. психол. наук / О.П. Макушина. - М., 2001. -143 с.
14. Мымрикова, А.И. Оценка старшеклассниками, психологически зависимыми от родителей, своих отношений со сверстниками / А.И. Мымрикова, О.Н. Истратова // Известия ТТИ ЮФУ. Темат. вып. «Психология и Педагогика». - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. - № 1. - С. 201-207.
15. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. - М. : Сфера, 2002. - 510 с.
16. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 443 с.
Кошель Анна Игоревна, аспирант кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону), [email protected]
Истратова Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону), [email protected]
DYNAMICS OF THE RELATIONS WITH PEERS AT SENIORS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK
A.I. Koshel, O.N. Istratova
In modem society there is a need of overcoming of social infantility of graduate of school and providing his realization as effective subject of interpersonal relations. This problem includes studying of relations with peers at seniors, who psychologically dependent on parents and organization of psychological and pedagogical work on correction of these relations. Tasks and principles of the program of correction are presented in article. The program has complex character of organization of work with all subjects of educational process: seniors, their parents and teachers. Work with parents and teachers carries out educational and preventive functions, with seniors - psychocorrectional. The psycho-correctional part of the program considers age, individual, typological and personal features of seniors. Efficiency of psychological and pedagogical work on the developed program is confirmed by results of studying of dynamics of the relations with contemporaries at seniors, who psychologically dependent on parents. Main directions of relations with peers and their dynamics are allocated as a result of the analysis of communicative tasks of age. Positive dynamics is expressed in stabilization of emotional experiences; expansion of sphere of communication and increase in significant contacts; increase of satisfaction by relations, including relations with representatives of opposite sex.
Keywords: advanced school age; psychological dependence on parents; emancipation; age tasks; interpersonal relations; relations with peers; peers of an opposite sex; psychological and pedagogical work; correction; dynamics.
Koshel Anna Igorevna, postgraduate student of Department of psychology and safety of existence, Southern Federal University, Rostov-on-Don, [email protected]
Istratova Oksana Nikolaevna, Candidate of Psychological Sciences, associate professor of Department of psychology and safety of existence, Southern Federal University, Rostov-on-Don, [email protected]
Поступила в редакцию 1 марта 2013 г.