УДК 159.922.8
А.И. Кошель
КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ СТАРШИХ
,
Психологическая зависимость от родителей формируется в старшем подростковом возрасте как негативное личностное образование и влияет на решение возрастных задач в области налаживания качественно новых отношений со сверстниками. Рассматривается , -, . -ние возрастных задач развития и создание условий для личностного роста. Дается обоснование принципов разработки программы, г/елей и задач, применяемых психокоррекционных .
Психологическая зависимость от родителей; старший подростковый возраст; психокоррекционная программа; отношения со сверстниками.
A.I. Koshel
PROGRAM SUBSTANTIATION: CORRECTION OF RELATIONS WITH CONTEMPORARIES AT THE SENIOR TEENAGERS PSYCHOLOGICALLY
DEPENDENT ON PARENTS
Psychological dependence on parents is formed at the senior teenage age as negative personal formation and influences the decision of age problems in the field of adjustment of qualitatively new relations with contemporaries. The Article is devoted a question of correction of relations with contemporaries at the senior teenagers psychologically dependent on parents. Basic accents of work are decision of problems of age and creation of conditions for personal growth. In article the substantiation of principles of working out of the program, the purposes, applied psychocorrectional methods is given.
Psychological dependence on parents; senior teenage age; psychocorrectional program; relations with contemporaries.
B старшем подростковом возрасте происходит становление человека как субъекта собственного развития, возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути, формируется устойчивая система ценностей и эти, -ваться в жизни, появляется способность нести социальную ответственность, развивается внутренняя автономия и самостоятельность. В соответствии с этими внутренними изменениями происходит перестройка системы межличностных отношений старшего подростка. Отношения со сверстниками приобретают особую , . старших подростков важно не только устанавливать разнообразные межличностные связи и занимать особое положение в обществе, что характерно для младших подростков, но иметь более близкие дружеские отношения, реализовываться в общении. Отношения с родителями и другими взрослыми становятся личностно-, -тельная зрелая личность [3]. Однако не всем юношам и девушкам удается обрести личностную свободу и решить задачу эмансипации от родителей, и это проявляется в психологической зависимости в детско-родительских отношениях.
Психологическая зависимость от родителей представляет особую форму меж, -ной близости, поддержке и защите со стороны родителей (одного из родителей) и
сниженная способность к самостоятельному поведению. Данный феномен существует в двух основных формах - собственно зависимости и негативизма. Психологическая зависимость от родителей формируется в старшем подростковом возрасте как личностное образование, затрудняющее развитие подростка, и характеризуется нерешенностью возрастных задач [6]. Она отрицательно влияет на удовлетворенность отношениями со сверстниками и способствует появлению определенных проблем в сфере межличностных отношений, которые усугубляются во взрослой жизни (проблемы во взаимоотношениях с коллективом, проблема поиска спутника жизни и, как следствие, создания семьи, проблема одиночества и т.д.)
Проведенное нами ранее пилотажное исследование показало, что в отношениях со сверстниками у старших подростков, психологически зависимых от роди, -
щения. По сравнению с независимыми, для психологически зависимых от родителей старших подростков отношения с взрослыми остаются более значимыми, чем со сверстниками. Кроме того, психологическая зависимость от родителей приводит к неудовлетворенности своими отношениями со сверстниками [7], в том числе
и со сверстниками противоположного пола, что сопровождается негативными
.
свои отрицательные эмоции. У собственно зависимых от родителей молодых людей часто встречаются тревожные состояния.
По результатам пилотажного исследования, очевиден вывод, что старшие подростки, психологически зависимые от родителей, нуждаются в психологиче-, .
Нами была разработана коррекционно-р^вивающая программа, целью которой является коррекция отношений со сверстниками старших подростков, психологически зависимых от родителей, в условиях тренинговой работы, основанной на решении задач возраста и создания условий для личностного роста.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, само-принятию, самоуважению, самоактуализации, погружения в свой внутренний мир и ориентации в нем.
2. Способствовать формированию чувства взрослости, самостоятельности, независимости от родителей.
3. Способствовать формированию навыков взаимодействия со сверстниками; снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.
4. Создать условия для развития способности понимать свои переживания, выражать и контролировать их в процессе взаимодействия со сверстниками.
5. Способствовать полоролевой идентификации, формированию навыков по-
,
.
При разработке коррекционно-р^вивающей программы мы руководствова-- -ков Л.С. Выготского и его последователей, где особое внимание уделяется переживаниям, чувствам старших подростков, и изучению проблемы «газами подростка». В программе использованы следующие принципы [2].
1) Принцип «нормативности» развития на основе учета возрастнопсихологических и индивидуально-личностных особенностей подростка.
Психокоррекционная программа основана на решении возрастных задач старшего подросткового возраста и, главным образом, в сфере межличностных отношений по 4-м направлениям, освещаемых в следующих положениях [3, 4, 5].
1. , .
В этот период для подростка важно стать автономным по отношению к родителям и в дружеских отношениях со сверстниками получать эмоциональную поддержку и надежную базу новых ценностей, которые играют важную роль в процессе формирования идентичности. Чтобы принять
,
.
2. , , -терно расширение взаимодействия со сверстниками для удовлетворения потребности пережить новый опыт взаимодействия с окружающими, испытать себя в новой роли взрослого, равноправного партнера в отношениях. С другой стороны, характерна избирательность в дружеских привязан, .
3. -, -
восприимчивость, свойственную данному возрасту. Важно научиться понимать свои переживания, выражать и контролировать их. Для ребят старшего подросткового возраста важно не просто быть со сверстниками, а быть удовлетворенными отношениями с ними.
4. -. , -
кающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, кого и как будет любить уже взрослый человек.
, -ние возрастных задач развития, важным моментом остается персональный подход к каждому подростку. Психолог должен учитывать его индивидуальноличностные особенности при проведении психокоррекционной работы.
2) Принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего
.
как новообразования возраста, что способствует более глубокому пониманию себя и других людей, развитию чувства взрослости, восприятию себя как самостоятельной, зрелой личности. Подросток, познавший свое истинное «Я», готов к личностным изменениям и решению межличностных проблем.
3) Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих
. :
♦ коррекционного - коррекция отношений со сверстниками, проблематичность которых обусловлены наличием психологической зависимости от
;
♦ профилактического - коррекция не только имеющихся проблем в отношениях со сверстниками и родителями, но и активизация внутренних ресурсов (уверенности, самодостаточности и т.д.) и получения нового опыта и знаний для предупреждения других трудностей в отношениях;
♦ развивающего - стимулирование развития самосознания, самопонимания; совершенствование своих отношений со сверстниками через получение нового опыта и знаний.
4) Принцип единства диагностики и коррекции. Разработка и апробация психокоррекционной программы включает в себя пять взаимосвязанных этапов. На первом этапе констатирующего эксперимента мы провели диагностику отношений со сверстниками у старших подростков психологически зависимых и независимых
.
« ». первого констатирующего эксперимента и пилотажного исследования использовались при разработке программы. После проведения программы (формирующий ) -да третий констатирующий эксперимент с помощью тех же методик и в аналогич-, . -агностики на всех трех констатирующих этапах, мы можем сделать вывод об эффективности программы и при необходимости внести корректировки в програм, .
5) Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Как показали ре-
, -ки, в отличие от независимых подростков, имеют определенные трудности в отношениях со сверстниками. То есть причиной трудностей в отношениях со сверстниками является психологическая зависимость от родителей как негативное личностное образование (часть образа «Я» - представление о себе как несамостоя-, ), -рекцию как трудностей в отношениях со сверстниками, так и их причину - психо-, « », -симых черт личности и автономии от родителей.
В связи с этим мы используем два основных метода: социально-психологи-, -шениях со сверстниками, и тренинг личностного роста, направленный на коррекцию психологической зависимости от родителей как черту личности.
6) Деятельностный принцип. Программа построена с учетом ведущей деятельности старшего подростка: личностное общение со сверстниками. Удовлетворение потребности в самопознании, формирование самосознания, решение задачи
, , для подростка деятельности - общении со сверстниками, организационной формой которого в коррекционно-р^вивающей работе стал тренинг (личностного роста, , ).
В межличностных отношениях для старшего подросткового возраста являются необходимым установление удовлетворительных отношений со сверстниками, в частности со сверстниками противоположного пола, автономия в отношениях с ро, .
7) Принцип комплексности методов психологического воздействия. Использованные в программе методы были подобраны в соответствии с целями и задачами коррекционной работы, полученными в ходе диагностики результатами (пер), -
растными особенностями участников исследования. В основном это методы, позволяющие корректировать сферу межличностных отношений и способствующие личностному росту старших подростков: социально-психологический тренинг и
( ). , -, - ( , ), -пия, групповая дискуссия, семейная терапия. Дополнительные методы: танцеваль-, , , -чения обратной связи.
Программа предназначена для использования групповой формы занятий. Группа должна быть гетерогенна по половому признаку (приблизительно одина), -
:
пола. Также разнополая группа в целом более эффективная [7]. Нужно учитывать
и гетерогенность группы по признаку наличия психологической зависимости от родителей (по результатам диагностики), что способствует получению положительного опыта отношений со сверстниками, психологически зависимыми от родителей старшими подростками от независимых.
, - -
ключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, помочь в , , -никами старших подростков, психологически зависимых от родителей, с учетом возрастных задач развития. Важно эмоциональное удовлетворение, изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.
Программа может использоваться в практике групповой психокоррекционной работы со старшими подростками, психологически зависимыми от родителей или с тенденцией к зависимости, а также имеющими рассмотренные нами проблемы в сфере межличностных отношений, в психологических центрах, школах и других учебных заведениях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2003. - 272 с.
2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебн. пособие вузов / ГБ. Бурменская, Е.И. Захарова, О А. Карабанова и др. - М.: Изд. центр Академия», 2002. - 512 с.
3. . . : ( ).
Учебн. пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
5. Кулагина И. Ю., Колющий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебн. пособие. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003. - 464 с.
6. Макушина ОМ. Причины психологической зависимости подростков от родителей //
. - 2002. - 5.
7. / . . , . . . - -
на-Дону: Феникс, 2006. - 443 с.
Статью рекомендовала к опубликованию д.п.н. ЕЛ. Каменская
Кошель Анна Игоревна - Технологический институт фед ерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, ул. Чехова, 2; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; аспирант.
Koshel Anna Igorevna - Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 2, Chekhov street, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; postgraduate student.