Научная статья на тему 'КОГНИТИВНАЯ ПРИРОДА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ БЛИЗКИЕ КАТЕГОРИИ'

КОГНИТИВНАЯ ПРИРОДА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ БЛИЗКИЕ КАТЕГОРИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ / ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сманов Дастан Абдрахманович

Приводятся теоретический анализ и результаты изучения категории «когнитивная природа личностной беспомощности», ее сопоставления с другими, феноменологически близкими категориями (когнитивный дефицит, когнитивный компонент, когнитивная уязвимость, жизнестойкость, жизнеспособность и др.). Выполнен обзор научных исследований отечественных и зарубежных авторов. Выделена роль аспекта негативных базовых убеждений при описании когнитивной сферы и особенностей психологического реагирования на нестандартные ситуации и обстоятельства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сманов Дастан Абдрахманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COGNITIVE NATURE OF PERSONAL HELPLESSNESS: PHENOMENOLOGICALLY SIMILAR CATEGORIES

The article provides a theoretical analysis and study of the category «cognitive nature of personal helplessness» with other, phenomenologically similar categories (cognitive deficit, cognitive component, cognitive vulnerability, resilience, vitality, etc.). A review of scientific research by domestic and foreign authors is carried out. When describing the cognitive sphere and the characteristics of the psychological response to non-standard situations and circumstances, the aspect of negative basic beliefs plays one of the key roles.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНАЯ ПРИРОДА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ БЛИЗКИЕ КАТЕГОРИИ»

DOI: 10.25586ZRNU.HET.21.09-10.R23

УДК 159.923.2

Сманов Д.А.,

Челябинский государственный университет

Когнитивная природа личностной беспомощности: феноменологически близкие категории

Введение

Сложные условия жизни людей в современном обществе, постоянно повышающиеся требования к человеку как личности, неспособность индивида адаптироваться к быстро меняющимся жизненным обстоятельствам проявляются, в первую очередь, в когнитивной сфере. Одной из важнейших составляющих личностной беспомощности является когнитивный компонент, который тесно связан с проблемами разрешения задач в трудных жизненных ситуациях, сопряженных с воздействием негативных факторов.

На сегодняшний день теоретико-методологический анализ и эмпирическое изучение когнитивной составляющей личностной беспомощности по-прежнему остаются актуальными, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, современная действительность неразрывно ассоциируется с переживанием различных стрессогенных событий и высоким психологическим напряжением, что провоцирует возникновение психосоматических заболеваний, психических и поведенческих расстройств. Во-вторых, до настоящего момента остается нерешенной проблема дефиниции конструкта когнитивного компонента личностной беспомощности и его соотношения с феноменологически близки-

ми категориями. Среди терминов, упоминающихся в научной психологической литературе в соответствующем контексте, встречаются следующие: жизнестойкость, когнитивный дефицит, негативная самооценка, когнитивная уязвимость, интеллектуальная пассивность, иррациональные установки и другие. В психологической литературе мы можем встретить упоминания когнитивной, выученной, ситуативной и личностной беспомощности.

Наличие внушительного перечня понятий, которые зачастую используются как взаимозаменяемые или как синонимы, многократно усложняет не только сопоставление результатов эмпирических исследований различных исследовательских коллективов, но даже надлежащее выявление когнитивной сущности конкретного явления. Более того, каждый упомянутый выше конструкт подразумевает применение самостоятельного психодиагностического инстру-

© Сманов Д.А., 2021

СМАНОВ ДАСТАН АБДРАХМАНОВИЧ Российская Федерация, город Челябинск

аспирант кафедры психологии, Челябинский государственный университет. Сфера научных интересов: общая психология, психология личности, история психологии. Электронная почта: d000st@mail.ru.

DASTAN A. SMANOV Chelyabinsk, Russian Federation

Postgraduate at the Department of Psychology, Chelyabinsk State University. Research interests: general psychology, personality psychology, history of psychology. E-mail address: d000st@mail.ru.

Приводятся теоретический анализ и результаты изучения категории «когнитивная природа личностной беспомощности», ее сопоставления с другими, феноменологически близкими категориями (когнитивный дефицит, когнитивный компонент, когнитивная уязвимость, жизнестойкость, жизнеспособность и др.). Выполнен обзор научных исследований отечественных и зарубежных авторов. Выделена роль аспекта негативных базовых убеждений при описании когнитивной сферы и особенностей психологического реагирования на нестандартные ситуации и обстоятельства.

Ключевые слова: личностная беспомощность, когнитивный компонент, когнитивные установки, жизнестойкость, когнитивные стили, иррациональные убеждения.

The article provides a theoretical analysis and study of the category «cognitive nature of personal helplessness» with other, phenomeno-logically similar categories (cognitive deficit, cognitive component, cognitive vulnerability, resilience, vitality, etc.). A review of scientific research by domestic and foreign authors is carried out. When describing the cognitive sphere and the characteristics of the psychological response to non-standard situations and circumstances, the aspect of negative basic beliefs plays one of the key roles.

Keywords: personal helplessness, cognitive component, cognitive attitudes, resilience, cognitive styles, irrational beliefs.

ментария. Ситуация осложняется еще и тем, что для понимания непосредственно конструкта когнитивного компонента личностной беспомощности существует целый ряд различных подходов.

Цель

Рассмотреть соотношение категории «когнитивная природа личностной беспомощности» с рядо-положенными категориями, подразумевающими описание сходных психологических явлений.

Психологическое понятие «когнитивной сферы беспомощности» заимствовано из зарубежной литературы (С. Майер, Б. Овермейер, М. Селигман, Д. Хирото и др.). Основным критерием беспомощности в психологической науке признается состояние, которое возникает как реакция на негативные события, не поддающиеся контролю. Такое ожидание неконтролируемых результатов распространяется на любые новые условия. Человек при этом «сдается», не стремится изменить негативную ситуацию, воспринимая ее как не-

избежность. В случае личностной беспомощности данное условие применимо к любым событиям, на объекты которых распространяется отношение личности к окружающим его условиям и обстоятельствам.

Одним из наиболее распространенных конкурирующих терминов в зарубежной науке является «когнитивный дефицит», впервые обозначенный в трудах Л. Абрам-сон, М. Селигмана, Дж. Тисдейла. В предложенной ими трехкомпо-нентной модели выученной беспомощности, когнитивный дефицит есть «искажение восприятия ситуации и затруднение последующего научения в аналогичных ситуациях в будущем» [14]. Логично предположить, что в качестве когнитивных коррелятов личностной беспомощности могут рассматриваться наличие у индивида негативных установок, убеждений и стереотипов, препятствующих последующему научению. В свою очередь, основным проявлением выученной беспомощности Г. Селигман признавал отсутствие гибкости мышления, отмечая, что беспомощная

личность «не осознает, что любой единичный промах - это не глобальная катастрофа, а обычное жизненное событие» [19].

Помимо этого, когнитивный аспект модели выученной беспомощности можно вычленить в других распространенных теориях и наблюдениях, посвященных депрессивной симптоматике (А. Бандура, 1977; А.Т. Бек, 1970; А. Фримен, 2002 и др.). К примеру, концепция Бека предполагает наличие трех основных когнитивных схем, представляющих негативное восприятие себя, своего будущего и окружающего мира, которые являются основой депрессивных расстройств. Эти паттерны - производные от прошлого негативного опыта взаимодействия с внешним миром, и впоследствии они могут быть реактивированы любыми неблагоприятными событиями аналогичной природы. В данном случае А. Бек отмечает, что речь идет о когнитивной уязвимости, которая образуется из «экстремальных, ригидных, а также императивных убеждений» [2, с. 33]. Эти когнитивные схемы, по мнению Д.А. Ци-

_СМАНОВ Д.А. И

КОГНИТИВНАЯ ПРИРОДА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ

БЛИЗКИЕ КАТЕГОРИИ

ринг, могут являться одним из условий формирования личностной беспомощности [11, с. 75].

При описании когнитивной сферы и особенностей реагирования на личностно значимые ситуации внутренние убеждения играют одну из ключевых ролей. А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери отмечают, что релевантные основные убеждения играют значительную роль в оценивании ситуации. Они формируют устойчивые «схемы», в которых происходит отбор и синтез поступающей информации. Релевантная стратегия выбирается и реализуется последовательно, после оценки эмоциональной и мотивационной сфер. Данные структуры (схемы), по мнению ученых, являются фундаментальными элементами личности, поскольку влияют на ее когнитивные процессы [16, с. 13].

В психологии совладания когнитивная оценка стресса понимается как «процесс категоризации внешних воздействий с учетом их значения для благополучия» субъекта (Lazarus, Folkman, 1984). По мнению с. Фолкмана и Р. Лазаруса, подобная оценка (в частности, пессимистический атрибутивный стиль, лежащий в основе беспомощности), представляется ключевым элементом, определяющим процесс ее преодоления [17].

Еще одно направление в изучении когнитивной составляющей беспомощности связано с подходами, описанными в трудах американского психолога М. Смита. В его теории социальной установки под когнитивным компонентом понимается «совокупность негативных мыслей, убеждений, установок, оценок, жизненных ориентиров и низкой оценки своих способностей справляться с различными видами деятельности» [20]. Содержание когнитивной составляющей отличает предубеждения от обычной социальной установки. Автор в качестве примера приводит предрассудок, который является социальной установ-

кой с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего личность воспринимает ситуацию или объекты в неадекватном, неблагоприятном виде, что в свою очередь делает его беспомощным.

Особое значение имеет содержание когнитивной сферы в теории «Я-концепции». В рамках данной теории представления индивида о самом себе являются устойчивыми и осознанными, образуя рефлексивную часть личности. В структуре «Я-концепции» выделяют три основных компонента - когнитивный, поведенческий и оценочный. Под когнитивным компонентом в рамках данного направления понимается представление индивида о самом себе («Образ Я»), которое кажется ему убедительным, независимо от того, основано ли оно на объективных знаниях или его личном мнении. Негативное восприятие себя индивидом во многом определяет его дальнейшее беспомощное поведение.

Теория когнитивных конфликтов под когнитивным компонентом понимает несовместимые представления (когниции). Человек стремится к непротиворечивости, согласованности внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и испытывает дискомфорт при их рассогласовании. В соответствии с данной теорией, теория когнитивного диссонанса Л. Фе-стингера рассматривает когнитивную составляющую в качестве конфликтных ситуаций, которые нередко возникают «в когнитивной структуре одного человека» [10]. По определению Л. Фестингера, «когнитивный диссонанс - это несоответствие между двумя когнитивными элементами, при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта» [10]. Противоречие, которое появляется между «Я-действующий» и «Я-отраженный», порождает «Я-угрозу», избавиться от которой

возможно только двумя способами. Это изменение представлений о себе, либо игнорирование поступающей извне информации. Такое противоречие, вызывая постоянный психологический дискомфорт, с большей вероятностью будет способствовать развитию и укреплению беспомощности у человека.

Близким по структуре к когнитивной сфере личностной беспомощности является феномен жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, с. Мадди), который, помимо базовых характеристик личности, содержит когнитивный критерий, включающий в себя осмысление и оценку ситуации. По мнению Д.А. Леонтьева, «жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром» [8, с. 5]. Мадди утверждает, что «существует два типа решений, составляющих жизнь индивида, - те, что ведут жизнь человека в будущее, и те, которые удерживают ее в прошлом» [18, с. 16]. При постоянной неправильной оценке внешних факторов и негативных убеждениях личности в собственной несостоятельности укрепляется уверенность в собственной несостоятельности и беспомощности.

Следующим из феноменов, схожих с исследуемой когнитивной составляющей личностной беспомощности, является самоэффективность жизнеспособности. Под жизнеспособностью А.В. Махнач, А.И. Лактионова понимают «индивидуальную способность человека к социальной адаптации и саморегуляции, являющуюся механизмом управления собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами в контексте социальных, культурных норм и условий среды» [7, с. 14]. Когнитивная сфера в данном случае представляет собой внутренний локус контроля, который, по мнению А.В. Махнач, зависит от восприятия человеком своей способности влиять на окружающую среду и жизнен-

ный цикл [6, с. 166]. Пониженная жизнеспособность, на наш взгляд, способствует формированию личностной беспомощности. Беспомощные и нежизнеспособные индивиды имеют слабовыраженный внутренний локус контроля, который проявляется в их неспособности находить положительные решения в сложных ситуациях.

При этом, говоря о когнитивных процессах, активизирующих самоэффективность жизнеспособности личности, А. Бандура отмечает, что отсутствие уверенности в себе в сложных обстоятельствах снижает их эффективность в оценке ситуации, что негативно отражается на качестве их работы [15, с. 942]. Убежденность индивида в собственной эффективности влияет на выбор им способа выхода из сложных ситуаций (неадаптивный или конструктивный), на степень продуктивности его усилий и готовность к трудностям. Люди, которые считают, что они не могут добиться успеха, с большей вероятностью увидят плохие сценарии в сложных ситуациях, а убежденность в своей неэффективности подрывает их жизнеспособность и не дает выработать позитивный подход к новым обстоятельствам. Отсутствие представления эффекта от результатов своей деятельности ведет к когнитивным проявлениям пессимистичности и отсутствию желания к дальнейшему развитию и обучению.

Особенности когнитивной составляющей беспомощности можно выделить также в рамках изучения мотивации достижения Т.О. Гордеевой. Автор описывает соответствующий когнитивный блок в структуре собственной модели деятельности достижения, который включает в себя представления о контролируемости процесса и результата деятельности. В данный блок Т.О. Гордеева включает следующие компоненты: 1) Собственная ответственность за свои успехи и неудачи; 2) Вера в свою

способность справиться с определенной деятельностью; 3) Ожидание успеха или неудачи [4, с. 48]. Ожидание неудачи, на наш взгляд, является специфической особенностью когнитивного компонента личностной беспомощности.

Непосредственно исследованиями когнитивной природы личностной беспомощности в отечественной психологии занимались такие ученые, как Н.А. Батурин, Е.В. Веденеева, Д.А. Циринг, В.В. Шипов-ская и др. Так, по мнению В.В. Ши-повской, когнитивный компонент личностной беспомощности выражается в «неспособности осознавать суть сложной ситуации и принимать адекватные решения для разрешения возникшей проблемы» [13, с. 148]. В данном случае автор связывает проявления личностной беспомощности со спецификой окружающих факторов. Особое значение имеют специфические проявления когнитивного компонента в ситуациях беременности, подросткового кризиса и после развода. Н.А. Батурин, определяя два вида беспомощности, ситуативную и личностную, придерживается мнения, что в их основе лежит «сочетание устойчивых (личностных) стилевых особенностей» [1, с. 21]. Наибольшую роль играют стилевые когнитивные особенности атрибуции и оценивания.

В концепции личностной беспомощности Д.А. Циринг когнитивный компонент имеет определенные возрастные особенности. По мнению данного автора, когнитивный компонент личностной беспомощности содержит в своей структуре низкую креативность, ригидность и пессимистический атрибутивный стиль [12, с. 68]. Этой же точки зрения придерживается Е.С. Забелина [5, с. 16].

Е.В. Веденеева отмечает, что эффективность когнитивных процессов тесно связана с мотивами, которые сказываются на развитии личностной беспомощности [3, с. 15]. По мнению авто-

ра, люди с низким уровнем притязаний и слабой мотивацией пасуют перед любыми возникающими у них трудностями.

В целом, когнитивная природа личностной беспомощности представляется нам в качестве более широкого, интегрального понятия, проявления которого затрагивают личностное функционирование каждого индивида. Если обратиться к концепции Д.А. Циринг, мы полагаем, что помимо трех других составляющих (ригидность, низкая креативность и пессимистический атрибутивный стиль), основу когнитивного компонента личностной беспомощности составляют негативные базисные убеждения.

Несмотря на широкое использование понятия «негативные базисные убеждения», вопрос об их содержании остается нерешенным. Наиболее подходящим в рамках данной статьи представляется определение Р. Янов-Бульман, согласно которому, базисные убеждения личности представляются как «имплицитные, глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека» [9, с. 99].

Спецификой негативных базисных убеждений личности является их фундаментальность и глубина, благодаря чему человек не может их четко для себя осознавать и формулировать. Он просто принимает их как истину в последней инстанции и воспринимает происходящие события и ситуацию с отрицательной стороны. Данные убеждения способствуют формированию у человека негативного класса когниций, имеющих промежуточный характер, и в дальнейшем влияют на восприятие человеком новых обстоятельств, определяя его мировоззрение и отношение к окружающим условиям. Негативные базисные убеждения, как правило, формируют беспомощность и непринятие жизни.

_СМАНОВ Д.А. И

КОГНИТИВНАЯ ПРИРОДА ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ

БЛИЗКИЕ КАТЕГОРИИ

Также, на наш взгляд, когнитивная природа беспомощности может включать в себя оценки людей, проблем, объектов или событий. Эти оценки зачастую бывают отрицательными или положительными, но могут также носить характер неопределенности. Однако, в отличие от других компонентов личностной беспомощности, формирование когнитивного компонента предполагает наличие убеждений, мыслей и атрибутов, которые связывают с личностью. Когнитивный компонент личностной беспомощности - это сегмент мнений или убеждений в собственной неспособности разрешить любые поставленные задачи. Как правило, он обнаруживается в общих чертах процесса субъективного восприятия нестандартной ситуации или в стереотипах.

Таким образом, когнитивная природа личностной беспомощ-

ности состоит из системы негативных убеждений, представлений, ценностей и стереотипов человека об объектах отношения. Другими словами, это явление относится к представлениям человека о своих мыслях и действиях в сложных и нестандартных ситуациях.

Выводы

В современной науке нет единой трактовки понятия «когнитивная природа личностной беспомощности». Каждое теоретическое и эмпирическое направление рассматривает его в контексте собственной парадигмы. Тем не менее, различные позиции можно свести к тому, что когнитивная сфера беспомощности рассматривается с точки зрения когнитивного дефицита (трудность научения тому, что в аналогичной

ситуации действие может оказаться вполне эффективным), когнитивного компонента (включает в себя ригидность, пессимистический атрибутивный стиль, низкую креативность и неспособность осознать суть сложной ситуации и принимать адекватные решения для разрешения возникшей проблемы) и когнитивных предубеждений (иррациональных базисных негативных установок и убеждений).

Можно предположить, что различные психотравмирующие ситуации нарушают целостность восприятия существующей картины мира и искажают состояние безопасности - вносят неуверенность и дезинтеграцию, формируют тревогу и страх. Таким образом, высокий уровень негативных когниций определяет накопление и увеличение условий для формирования личностной беспомощности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батурин Н.А. Ситуативная и личностная беспомощность // 52 научная конференция преподавателей: Материалы конференции преподавателей факультета психологии. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. с. 21—22.

2. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии. СПб.: Питер, 2002. 544 с.

3. Веденеева Е.В. Мотивационный компонент личностной беспомощности на разных возрастных этапах: дис. ... канд. психол. наук; 19.00.01. Челябинск, 2009. 182 с.

4. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации. М.: Смысл; 2002. C. 47—102.

5. Забелина Е.В. Беспомощность в структуре интегральной индивидуальности и ее связь с коммуникативной активностью: на материале исследования подростков: дис. ... канд. психол. наук; 19.00.01, Ярославль, 2009. 206 с.

6. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально психологическая парадигма. М.: Институт психологии РАН, 2016. 459 с.

7. Лактионова А.И. «Жизнеспособность» в структуре психологических понятий // Вестник Московского государственного областного университета. 2010. № 3. с. 11—15.

8. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

9. Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. Том 29. № 4. М.: Наука; 2008. с. 98—106.

10. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984. с. 97—111.

11. Циринг Д.А. Феномен выученной беспомощности в онтогенезе: дис. ... канд. психол. наук; 19.00.01. Челябинск, 2001. 157 с.

12. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: дис. д-ра психол. наук; 19.00.01. Томск, 2010. 456 с.

13. Шиповская В.В. Личностная беспомощность: особенности проявления в сложных ситуациях: дис. ... канд. психол. наук; 19.00.01. Краснодар, 2009. 199 с.

14. Abramson L.Y., Seligman M.E.P., Teasdale J.D. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation // Journal of Abnormal Psychology. Washington: APA, 1978. P. 49—74.

15. Bandura A., Jourden F.J. Self-regulatory mechanisms governing the impact of social comparison on complex decision making // Journal of Personality and Social Psychology. Washington: APA, 1991. P. 941—951.

16. Beck A., Rush A., Shaw B., Emery G. Cognitive Therapy of Depression, New York: Guilford; 1979. 272 p.

17. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping, New York: Springer Publishing Company; 1984. 456 р.

18. Maddi S., Kobasa S. The Hardy Executive: Health under Stress. Homewood (IL): Dow Jones - Irwin; 1984. P.125—128.

19. Seligman M.E.P. Helplessness: on depression, development, and death, San Fracisco: W. H. Freeman; 1975. 250 p.

20. Smith М.В. Attitude Change // lnternational Encyclopedia of the Social Sciences. Farmington Hills, Michigan; 1968. P. 43—48.

REFERENCES

1. Baturin N.A. Situativnaya i lichnostnaya bespomoshchnost' [Situational and personal helplessness]. Materialy konfer-encii prepodavatelej fakul'teta psihologii [52 scientific conference of teachers: Materials of the conference of teachers of the Faculty of Psychology], Chelyabinsk: SUSU, 2000. P. 21—22. (in Russian).

2. Bek A., Frimen A. Kognitivnaya psihoterapiya rasstrojstv lichnosti. Praktikum po psihoterapii [Cognitive psychotherapy of personality disorders. Psychotherapy Workshop]. Saint-Petersburg: Piter; 2002. 544 p. (in Russian).

3. Vedeneeva E.V. Motivacionnyj komponent lichnostnoj bespomoshchnosti na raznyh vozrastnyh etapah: dis. ... kand. psihol. nauk [Motivational component of personal helplessness at different age stages: Ph.D. of Psychological Sciences Thesis]. Chelyabinsk, 2009. 182 p. (in Russian).

4. Gordeeva T.O. Motivaciya dostizheniya: teorii, issledovaniya, problemy [Motivation for achievement: theories, research, problems]. Sovremennaya psihologiya motivacii [Modern psychology of motivation]. Moscow: Meaning; 2002. P. 47—102. (in Russian).

5. Zabelina E.V. Bespomoshchnost' v strukture integral'noj individual'nosti i ee svyaz' s kommunikativnoj aktivnost'yu: na materiale issledovaniya podrostkov: dis. ... kand. psihol. nauk [Helplessness in the structure of integral individuality and its connection with communicative activity: on the basis of research of adolescents: Ph.D. of Psychological Sciences Thesis]. Yaroslavl, 2009. 206 p. (in Russian).

6. Mahnach A.V. Zhiznesposobnost' cheloveka i sem'i: social'no psihologicheskaya paradigma [Viability of Man and Family: Social and Psychological Paradigm]. Moscow: Institute of Psychology RAS, 2016. 459 p. (in Russian).

7. Laktionova A.I. «Zhiznesposobnost'» v strukture psihologicheskih ponyatij [«Vitality» in the structure of psychological concepts]. Bulletin of the Moscow State Regional University. 2010. No. 3. P. 11—15. (in Russian).

8. Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti [Vitality test]. Moscow: Smysl, 2006. 63 p. (in Russian).

9. Padun M.A., Kotel'nikova A.V. Modifikaciya metodiki issledovaniya bazisnyh ubezhdenij lichnosti R. Yanoff-Bul'man [Modification of the methodology for studying the basic beliefs of the personality R. Yanoff-Bulman]. Psychological journal. Volume 29. No. 4. Moscow: Science. 2008. P. 98—106. (in Russian).

10. Festinger L. Vvedenie v teoriyu dissonansa [Introduction to the theory of dissonance]. Sovremennaya zarubezhnaya social'naya psihologiya [Modern foreign social psychology]. Moscow: Moscow State University, 1984. P. 97—111. (in Russian).

11. Ciring D.A. Fenomen vyuchennoj bespomoshchnosti v ontogeneze: dis. ... kand. psihol. nauk [The phenomenon of learned helplessness in ontogenesis: Ph.D. of Psychological Sciences Thesis]. Chelyabinsk, 2001. 157 p. (in Russian).

12. Ciring D.A. Psihologiya lichnostnoj bespomoshchnosti: dis... d-ra psihol. nauk [Psychology of personal helplessness: Dr. Habil. of Psychological Sciences Thesis]. Tomsk, 2010. 456 p. (in Russian).

13. Shipovskaya V.V. Lichnostnaya bespomoshchnost': osobennosti proyavleniya v slozhnyh situaciyah: dis. ... kand. psihol. nauk [Personal helplessness: features of manifestation in difficult situations: Ph.D. of Psychological Sciences Thesis]. Krasnodar, 2009. 199 p. (in Russian).

14. Abramson L.Y., Seligman M.E.P., Teasdale J.D. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation. Journal of Abnormal Psychology. Washington: APA, 1978. P. 49—74.

15. Bandura A., Jourden F.J. Self-regulatory mechanisms governing the impact of social comparison on complex decision making. Journal of Personality and Social Psychology. Washington: APA, 1991. P. 941—951.

16. Beck A., Rush A., Shaw B., Emery G. Cognitive Therapy of Depression, New York: Guilford; 1979. 272 p.

17. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping, New York: Springer Publishing Company; 1984. 456 p.

18. Maddi S., Kobasa S. The Hardy Executive: Health under Stress. Homewood (IL): Dow Jones - Irwin; 1984. P. 125—128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Seligman M.E.P. Helplessness: on depression, development, and death, San Fracisco: W. H. Freeman; 1975. 250 p.

20. Smith M.V. Attitude Change / lnternational Encyclopedia of the Social Sciences. Farmington Hills, Michigan; 1968. P. 43—48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.