Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая компетентность педагога'

Психолого-педагогическая компетентность педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караханян К.Г.

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность, как совокупность определенных качеств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе. Компетентность преподавателя рассматривается как возможность создания условий психологической помощи студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караханян К.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER

The article deals with psychological and pedagogical competence, as a collection of certain personal qualities with a high level of professional training for pedagogical activity and effective interaction with the students in the educational process. The competence of the teacher is seen as an opportunity to create an environment of psychological assistance to students.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая компетентность педагога»

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПЕДАГОГА

Караханян К.Г.

Московский государственный психолого-педагогический университет, преподаватель

PSYCHO-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER

Karahanyan K.G., Moscow State University of Psychology & Education

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность, как совокупность определенных качеств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе. Компетентность преподавателя рассматривается как возможность создания условий психологической помощи студентам.

ABSTRACT

The article deals with psychological and pedagogical competence, as a collection of certain personal qualities with a high level of professional training for pedagogical activity and effective interaction with the students in the educational process. The competence of the teacher is seen as an opportunity to create an environment of psychological assistance to students.

Ключевые слова: учебная деятельность, студенты, академическая успеваемость

Keywords: learning activities, students, academic performance

Современная социально-экономическая ситуация такова, что требует от будущего специалиста социальной ответственности, высокого профессионализма и профессиональной мобильности, развития творческих способностей, психологической готовности для хорошей и плодотворной работы в различных местах деятельности. Создание здорового психологического климата и условий для студентов является необходимым звеном здорового психологического развития.

Профессиональная деятельность педагога-психолога, работающего в высших учебных заведениях, - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, высокого уровня профессионального мастерства и компетентности.

Под психолого-педагогической компетентностью мы понимаем совокупность определенных качеств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.

Успех образовательного процесса во многом зависит от профессионализма, способностей и ком-петентностей, личностных качеств педагогов.

В психолого-педагогической компетентности в качестве ее основных компонентов рассматривается три блока[4]:

- грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными);

- умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия;

- личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.

В структуре каждого блока психолого-педагогической компетентности, акцентируется внимание на таких психологических компонентах, к которым

относятся:

- дифференциально-психологический - знания особенностей усвоения учебного материала конкретными учащимися в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками;

- социально-психологический - знание об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений педагог, студент, о закономерностях общения;

- аутопсихологический - знание о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.

Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия со студентами осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет: приводить учащихся в более деятельное состояние; так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых студентов и достаточной для более сильных; включать всех учащихся в полезный для них труд.

Компетентность преподавателя заключается также в создании условий психологической помощи студентам. Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, средствами практической психологии. Основными видами психологической помощи являются: психотерапия, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена.

Психопрофилактика способствует предупре-

ждению возникновения психологических трудностей, направлена на сохранение психического здоровья, создание нормальных условий их жизнедеятельности.

Психологическое консультирование заключается в индивидуальной работе с психологическими трудностями студента. В рамках консультирования допускается разъяснение студенту его психологических трудностей, повышение его компетентности в жизненных вопросах, в вопросах личностного функционирования.

Психологическое обучение и просвещение -это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, развитию новых социально -психологических навыков, построению эффективных взаимоотношений с другими людьми и т.д.

Психотерапия и психокоррекция - деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмиру-ющих факторов, оптимизацию психологического климата в коллективе.

Психореабилитация - это деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных вследствие психотравмирующих факторов.

В контексте новых требований к подготовке будущего специалиста в современном образовательном пространстве, сегодняшний контингент выпускников обязан владеть методиками диагностики педагогического процесса и способами личностного развития учащихся, современными характеристиками методологии и методами научного исследования как системой знаний в области научно -познавательной деятельности, а также уметь решать учебно-образовательные задачи в процессе профессиональной деятельности на высоком научном уровне. Для этого выпускник педагогического вуза должен уметь организовывать педагогический процесс на принципах системного подхода и выстраивать педагогическое взаимодействие с учащимися в образовательном процессе на диалогической основе, владеть личностно-ориентированными образовательными технологиями. Возрастает роль профессиональной самостоятельности, умения принимать правильные решения в условиях ограничения времени и информации, умения ставить цели и планировать их достижение, оценивать эффективность собственной деятельности. В контексте смены образовательной парадигмы, разработке новых научных целей, содержания, форм и методов обучения требуется переосмысление и переход к компетентностному научному направлению. Вступление России в Болонский процесс способствовало актуализации психолого-педагогических исследований и изучения компетентностного подхода в трудах А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, Н.В. Яковлева и др. В условиях современной России реализация научной компетентности будущих специалистов стано-

вится фактором поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства, фактором интеграции в мировое образовательное пространство. При этом научная деятельность в высшем педагогическом учебном заведении должна являться фактором развития инновационной образовательной среды и условием совершенствования профессионально-педагогического образования, обеспечивающего качество подготовки специалистов в контексте его научных компетенций. В этой связи, образовательная среда функционирует как инновационно-ориентированная система, в которой происходит интеграция научных знаний, представляющая собой важнейшую часть инновационной образовательной системы. Организация научно -исследовательской деятельности в педагогическом вузе требует актуализации качественно новых задач, соответствующих современному состоянию общества, образования и перспектив их развития. В этих условиях особенно важную роль играет постоянное самосовершенствование будущего специалиста в его научной деятельности, направленной на получение и применении новых знаний и экспериментальных разработок, создания новых моделей и технологий образования и воспитания путем научных исследований. Понятие «научная компетентность» выявляется из инновационной деятельности и должно быть направлено на создание новой образовательной среды в вузе в целях активизации интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского контингента, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов, а также внедрения научных результатов, направленных на развитие научно-образовательного процесса. Опыт практической научной деятельности позволил выделить факторы, влияющие на развитие научной компетентности у выпускников педагогических вузов: повышение значимости научно-исследовательской подготовки в профессиональном становлении будущих специалистов и установки на активное участие в исследовательской деятельности; разработка новых педагогических технологий, методов, средств диагностики и проектирования педагогических систем, их инновирования.

Для России уровень образованности населения является одним из ее наиболее значимых конкурентных преимуществ в мировой экономике. Сохранение и поддержание динамичного развития образовательной сферы должно стать залогом динамичного социального и экономического развития страны, ее перехода от сырьевой модели экономического роста к росту, опирающемуся на развитие современных отраслей, на использование и производство новых технологий.

В течение последних пятнадцати лет в стране происходит адаптация учебных заведений к новым условиям, вызванным социально-экономическими и политическими трансформациями, включающими в себя изменения в структуре потребности экономики в профессиональных кадрах, возрастающего спроса населения на образовательные услуги, изменением отношений между всеми участниками

образовательного процесса. Реальный рынок труда, на который ориентируются все субъекты образовательного процесса, во многом асимметричен по отношению к квалификационным требованиям и номенклатуре специальностей, согласно которой в конечном результате осуществляется обучение в системе образования страны.

Важнейшая роль при организации психологической поддержки в учебной деятельности отводится стабилизации физического здоровья студентов и улучшению их психического состояния, так как именно в студенчестве отмечаются худшие соматические показатели. Причины этого, как показывают исследования, кроются в том, что в процессе вузовского обучения, особенно в сессионный период, студенты испытывают стресс в виде сильного психического напряжения, что и обусловливает необходимость поиска путей организации психологической помощи в учебной деятельности[1].

Психологическое сопровождение в учебной деятельности, формирует положительный эмоциональный фон обучения, повышает учебную мотивацию и создает предпосылки для последующего самоопределения и самоутверждения личности в самых различных сферах жизнедеятельности. Возможно преобразование взаимодействия «преподаватель-студент», которое послужит образованию творческого поля совместной учебной деятельности и интеллектуальному взаимообогащению участников педагогического процесса. Перечисленные позитивные возможности и преимущества организации психологической поддержки в учебной деятельности будут способствовать нейтрализации негативных сторон в образовательном учреждении.

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу. Так, по данным В.Т. Лисовского, умели выступать перед аудиторией только 28,8% студен-

тов, вести спор 18% и только 37,5% студентов стремились хорошо учиться. При создании более благоприятных психологических условий учебной деятельности, несомненно, эти цифры были бы выше[3].

Перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться и общаться. Педагогический состав должен демонстрировать образцовое поведение всех действий учебного процесса и, учитывая трудности адаптационного периода обучения студентов на 1-2 курсах, создавать им психологически комфортные условия для выполнения учебных задач. Это подразумевает развитие рефлексии студента, осознание им себя субъектом деятельности, социально полезной личностью, имеющей возможность отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебной деятельности.

Литература

1. Виноградова Г.А., Мысина Т.Ю. Влияние психолого-педагогических условий регуляции на психоэмоциональные состояния студентов вуза / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. № 1. С. 3-13.

2. Николаева А.А., Караханян К.Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление / В сборнике: Образование в современном мире: инновационные стратегии сборник научных трудов. 2016. С. 39-48.

3. Фролова Н.А., Николаева А.А., Социальные технологии формирования молодежной активности в современном российском обществе / Образование и общество. 2012. № 3. С. 51.

4. Ажиев А. В., Гадаборшева З. И. Создание условий психолого-педагогической поддержки студентам вуза // МНКО. 2014. №4 (47). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-usloviy-psihologo-pedagogicheskoy-podderzhki-studentam-vuza (дата обращения: 18.10.2016).

СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ КАК РЕГУЛЯТОРНЫЙ ФАКТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В

ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА

Коваленко-Кобылянская И.Г.

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории современных информационных технологий обучения Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины SOCIAL ATTITUDES AS THE REGULATORY FACTOR OF THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL IN THE PERIOD OF GERONTOGENESIS

Kovalenko-Kobylanska I.G, Phd Institute of Psychology named after G.S. Kostiuk of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine.

АННОТАЦИЯ

Социальная необходимость задействования интеллектуального потенциала личности на протяжении всего онтогенеза является актуальной проблемой современного общества. Это обусловлено увеличением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.