ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНОВЛЕНИЕ В ВУЗЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ*
Ю. В. Варданян, заведующий кафедрой психологии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевъева,
профессор,
С. Н. Чаткина, аспирант кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевъева
В статье обоснована необходимость совершенствования вузовского этапа становления психологической компетентности учителя начальных классов. Представлена модель данной компетентности, предложены эффективные пути решения обозначенной проблемы в процессе подготовки педагогических кадров в высшей школе.
На рубеже XX—XXI вв. в Европейском союзе активизировались процессы сближения национальных систем профессионального образования и интеграции европейских стран в единое образовательное пространство. Катализаторами этих процессов стали принятие министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании Сорбоннской совместной декларации о гармонизации структуры системы европейского высшего образования (25 мая 1998 г.) и подписание министрами образования 29 европейских стран Болонской декларации о европейском регионе высшего образования (19 июня 1999 г.).
В настоящее время в России создана законодательная база для участия страны в Болонском процессе, в нескольких ведущих вузах завершается экспериментальная проверка первых вариантов нового научно-методического оснащения образовательного процесса, отвечающего требованиям болонских договоренностей. В сложившихся условиях при обосновании эффективной стратегии решения проблем, обострившихся в отечественной системе высшего профессионального образования, усилился поиск путей, позволяющих перейти от сциентистского подхода к компетентностному, ориентированному на развитие ценных и зна-
чимых проявлений личности в реальной профессиональной деятельности. В связи с этим в психолого-педагогических исследованиях уделяется особое внимание изучению проблем профессиональной компетентности.
Существенная теоретическая основа, обеспечивающая эффективное изучение сущности, структуры и содержания профессиональной компетентности, заложена в исследованиях по психологическим проблемам профессионализма, которые выполнены представителями ак-меологии (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, Н. В. Кухарев и др.). В педагогических и психологических науках изучены разнообразные аспекты профессионального развития личности в процессе образования и самостоятельной трудовой деятельности (Н. А. Аминов, А. А. Вербицкий, В. А. Сластенин и др.). Рядом ученых предложены теоретические модели компетентности, определены ее роль в сфере педагогической деятельности и в системе подготовки педагогических кадров, место в структуре профессионально значимых качеств личности (В. П. Бездухов, А. К. Маркова,
Е. И. Рогов и др.). Исследователями выделены элементы (виды) педагогической компетентности: специальная и профессиональная, социально-психологиче-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Образовательные условия развития студента как субъекта профессионально-педагогической компетентности в процессе изучения психологии», проект № 08-06-00359а.
© Ю. В. Варданян, С. Н. Чаткина, 2008
111!111Й1И1!Ш № 2,
ская, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая и др., обоснованы соответствующие им компетенции: профессиональные, академические, общие, в том числе ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, переносимые, метапрофессиональные, над-профессиональные, ядерные и др. (В. И. Байденко, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Краевский и др.).
Тем не менее все еще остаются открытыми вопросы о сущности и путях развития психологического компонента педагогической компетентности. Их нерешенность значительно осложняется в связи с существующей тенденцией увеличения количества психологических проблем среди детей и подростков (таких, как нарушение и недоразвитие познавательной деятельности, недостаточная сформированность эмоционально-волевой регуляции, тревожность, акцентуация характера, дидаскогения, школьная невротизация, задержка психического развития, олигофрения и т. д.). При этом необходимо учитывать, что в современной системе образования работает мало педагогов-психологов, а потому детям, родителям, учителям сложно получать необходимую квалифицированную психологическую помощь при столкновении с трудностями в обучении, межличностных отношениях, общении. Потребность системы образования в услугах педагогов-психологов достаточно высока. Особенно остро она ощущается в сельских школах, где малочисленный состав учащихся не позволяет ввести в штат подобных учебных заведений ставку психолога.
В сложившихся условиях очень важно, чтобы учитель, в первую очередь начальных классов, обладал психологической компетентностью. В нашем понимании психологическая компетентность учителя начальных классов — это профессионально значимое интегративное качество, обеспечивающее единство его теоретической и практической подготовки, которое характеризует уровень сформированности мотивационной
готовности и операционально-деятельностной возможности осуществлять психологическое сопровождение младшего школьника в процессе реализации педагогического труда. Особую актуальность сегодня приобретают становление и развитие психологической компетентности учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования.
Анализ литературы1 показал, что в настоящее время выделяются различные подходы к повышению эффективности психологической подготовки педагога, в том числе будущего учителя начальных классов. Мы предлагаем решить указанную проблему путем формирования его психологической компетентности, на основе которой он сможет осуществлять качественное психологическое сопровождение младшего школьника в процессе реализации педагогической деятельности. В этом контексте под психологическим сопровождением младшего школьника понимается использование комплекса психотехнологий (диагностика, коррекция, развитие познавательной и личностной сфер; психологическое консультирование и просвещение; профилактика возникновения психических и личностных проблем и др.) с целью построения и приведения в движение системы поддержки и развития психического и личностного здоровья субъектов образования (ученика, учителя) в многоуровневой динамической образовательной системе.
Нами создана модель психологической компетентности будущего учителя начальных классов, включающая в себя следующие компоненты:
— мотивационныгй, который отражает готовность студента к психологическому сопровождению личности в процессе реализации педагогического труда и выражается в желании качественно осуществлять основные аспекты этого процесса;
— операционалъно-деятелъност-ныгй, который содержит умения студента осуществлять психологическое сопро-
вождение младшего школьника в процес се реализации педагогического труда.
Схематически данная модель представлена на рисунке.
’3
3
3 н 3 X ®
5 5
л Е со г
8 О
н в о
Я хочу качественно осуществлять
процесса педагогичес- педагогичес- мониторинга мониторинга
профессиональ- кой кого качества качества
ного деятельности взаимодей- результатов результатов
саморазвития ствия с развития развития
учащимися, познаватель- психологичес-
родителями, ной и кой
педагогами личностной компетент-
сфер ности
учащихся
’3
3
X
н
о
о
X
4
£ н * £ о 2
^ з Д ° 3 5 § * 3
о
3
и
я
а
о
з
О
2
§
у
Я
определять задачи
проектировать воплощение задач
решать задачи
оценивать результаты
обрабатывать и интерпретировать результаты________
учитывать и использовать полученные результаты на следующих этапах
Л
У
я
и
н
е
д
$
в
о
р
п
о
процесса профессионального саморазвития
педагогической деятельности
педагогического взаимодействия с учащимися, родителями, педагогами
мониторинга качества результатов развития познавательной и личностной сфер учащихся_________________
мониторинга качества результатов развития психологической компетентности
Модель психологической компетентности будущего учителя начальных классов
На основе созданной модели нами была разработана методика оценки уровня сформированное™ психологической компетентности будущего учителя начальных классов, которая применялась для получения сведений от самого студента, его однокурсников, экспертов, методистов, учителя-наставника в период педагогической практики и которая вошла в состав диагностического комплекса, включившего в себя и ряд других методик, например: «Краткая графическая запись уровня профессиональной компетентности учителя»2, «Коммуникативные и организаторские склонности»3, «Способность педагога к эмпатии»4, «Оценка самоконтроля в общении»5, «Готовность к саморазвитию»6.
В поисках научно обоснованного подхода к изучению и развитию психологической компетентности будущего учителя начальных классов нами была проведена опытно-экспериментальная работа. В качестве испытуемых выступили студенты IV—V курсов разных факультетов МГПИ им. М. Е. Евсевьева: педагогического (экспериментальная и контрольная группы), биолого-химического, иностранных языков (контрольные группы). Основные задачи данной работы заключались в том, чтобы выявить уровень сформированности психологической компетентности студента педагогического вуза; апробировать в экспериментальной группе систему заданий (упражнения, игры, тренинги, практикумы), способ-
№ 2, 2008
ствующих развитию психологической компетентности будущего учителя начальных классов в учебном процессе и в ходе педагогической практики; определить эффективность разработанной системы заданий путем сопоставления результатов студентов экспериментальной и контрольных групп.
Анализ полученных данных показал, что на констатирующем этапе опытноэкспериментальной работы примерно 60 % обследованных студентов имели частично сформированный уровень психологической компетентности, 25 — скорее всего не сформированный, 15 % — в основном не сформированный. Таким образом, выяснилось, что значительная часть студентов были слабо подготовлены к успешному психологическому сопровождению личности школьника в процессе реализации педагогического труда.
Недостаточная сформированность психологической компетентности будущего учителя препятствует эффективному осуществлению профессиональной деятельности, реализации педагогического общения, построению и развитию отношений с субъектами образования. Очевидной становится необходимость специальной целенаправленной работы по становлению указанного профессионально значимого качества личности средствами изучения психологических дисциплин и выполнения заданий психологического аспекта педагогической практики. Для разрешения этой проблемы на поисково-созидательном этапе опытноэкспериментального исследования в образовательную деятельность студентов IV курса педагогического факультета МГПИ им. М. Е. Евсевьева нами был разработан и внедрен элективный курс «Психологическое сопровождение младшего школьника в процессе реализации педагогического труда».
Целью курса являются актуализация и развитие психологической компетентности будущего учителя начальных классов. Он направлен на освоение студен-
тами педагогического факультета теоретических знаний и соответствующих им умений и навыков:
— сопровождать профессиональный педагогический труд системой средств, приемов и методов психодиагностики, психокоррекции, развития познавательной и личностной сфер, психологического просвещения, психологического консультирования;
— составлять развивающие и коррекционные занятия и/или программы для учащихся начальных классов;
— разрабатывать психологические рекомендации и давать прогноз психического и личностного развития младшего школьника;
— устанавливать взаимосвязи между освоением психологических дисциплин и становлением собственной психологической компетентности;
— осваивать методы самоизучения, самокоррекции, саморазвития, самопро-свещения;
— закреплять и углублять теоретические психологические знания и практический опыт их применения в ходе психологического сопровождения младшего школьника.
Ожидаемые результаты освоения курса:
— знание основных принципов, методов и процедур психологического сопровождения младшего школьника в процессе реализации педагогического труда и профессионального самосовершенствования;
— умения применять принципы, методы, приемы, способы, формы психологической диагностики, коррекции, развития познавательной и личностной сфер субъектов образования; проводить психологическое консультирование и просвещение; осуществлять профилактику возникновения психических и личностных проблем в процессе реализации педагогического труда и профессионального самосовершенствования.
Для достижения указанных результатов целесообразно подготовку будущего
учителя начальных классов вести по следующим направлениям:
— психологическое изучение личности (определение уровня сформирован-ности личностных новообразований младшего школьника, уровней его актуального и ближайшего развития; изучение личности родителей (или лиц, замещающих их), их взаимоотношений с ребенком; исследование психологического микроклимата семьи и др.);
— психокоррекция (исправление недостатков психического и личностного развития путем осуществления целенаправленной работы по достижению нормативных показателей);
— содействие психическому и личностному развитию ребенка (создание социально-психологических условий для его целостного психического и личностного развития);
— психологическое консультирование (оказание помощи и поддержки младшему школьнику и его родителям (или лицам, замещающим их) в решении психологических проблем);
— психологическое просвещение (приобщение педагогического коллектива, младших школьников и их родителей (или лиц, замещающих их) к овладению психологическими знаниями и опытом их применения);
— психопрофилактика (выявление психологических особенностей ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его познавательном и личностном развитии, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии).
В программе курса представлены восемь тем, отражающих содержание занятий: «Психологическая компетентность учителя начальных классов», «Содержание деятельности учителя начальных классов по психологическому изучению учащихся», «Элементы психокоррекционной работы в деятельности учителя начальных классов», «Развитие познавательной и личностной сфер младшего школьника учителем начальных клас-
сов», «Психологическое консультирование младшего школьника и его родителей», «Психологическое просвещение в деятельности учителя начальных классов», «Психопрофилактика в системе деятельности учителя начальных классов», «Проектирование психологического сопровождения личности в процессе реализации педагогического труда учителя начальных классов».
Предусмотрено сочетание процессов изучения теории и овладения практическими умениями по применению теоретических знаний на основе осмысленного понимания будущим учителем начальных классов особенностей психологического сопровождения младшего школьника. Данная задача реализуется через сочетание ряда блоков (информационного, практического и самопознания).
Особенность информационного блока состоит в аккумуляции, систематизации и интеграции ранее приобретенных в курсе «Психология» знаний об основных психологических принципах, методах и процедурах диагностики, коррекции, развития, консультирования, просвещения, профилактики, а также о специфике их действия в процессах реализации педагогического труда учителя начальных классов и профессионального самосовершенствования.
В рамках практического блока на основе приобретенных и дополненных знаний студентов применяются, закрепляются и развиваются умения осуществлять психологическое сопровождение младшего школьника. Например, на занятиях по теме «Содержание деятельности учителя начальных классов по психологическому изучению учащихся» актуализируются знания о содержании и структуре познавательной и личностной сфер психики человека, о функциях изучения и самоизучения психических особенностей (установление обратной связи, оценка результативности, воспита-тельно-побуждающее воздействие, коммуникация, проектирование, прогноз развития познавательных возможностей и
№ 2, 2008
личностного роста и др.). Далее определяются основные направления изучения психических особенностей младшего школьника: психологическая готовность ребенка к обучению в школе, психологические особенности личностной и познавательной сфер, межличностные отношения ребенка, психологические причины школьной дезадаптации и др.
Для продуктивного развития умения осуществлять психологическое сопровождение младшего школьника студенту важно овладеть технологиями самопознания. Поэтому программой курса предусматриваются задания, позволяющие стимулировать самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Например, в рамках темы «Психологическая компетентность учителя начальных классов» студентам предлагается осуществить самооценку уровня сформированности психологической компетентности.
Большое внимание в содержании курса отводится внеаудиторной самостоятельной работе студентов. Она способствует развитию мотивации самостоятельного систематического пополнения знаний и обеспечивает выработку умений психологического сопровождения младшего школьника в процессе реализации педагогического труда. Так, при изучении вышеуказанной темы студентам предлагаются следующие задания:
— написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем учителю начальных классов знания по психологии?», дать в работе оценку своей психологической подготовки;
— составить библиографический список статей по вопросам психологического сопровождения ребенка в профессиональной деятельности педагога (на основе анализа материалов журналов «Вопросы психологии», «Интеграция образования», «Мир психологии», «Начальная школа», «Педагогика», «Профессиональная библиотека школьного психолога», «Психология и школа» и др. за последние пять лет).
В ходе эксперимента, изучая указанный элективный курс, студенты педаго-
гического факультета актуализировали, систематизировали и существенно дополняли ранее полученную теоретическую и практическую психологическую подготовку, овладевая способностью психологического сопровождения младшего школьника в процессах реализации педагогического труда и профессионального самосовершенствования.
Указанный аспект работы был продолжен в период педагогической практики. Для этого нами была разработана программа заданий по психологии, основные положения которой приводятся ниже:
1-я неделя — выбор младшего школьника; знакомство с ним на основе собственных наблюдений, беседы с учителем, анализа школьной документации с целью выявления его психологических проблем и выдвижения гипотезы о их возможных причинах; подбор методов и методик психологического изучения младшего школьника с учетом сущности сформулированной проблемы, составление плана исследования;
2-я неделя — использование отобранных методов и методик; анализ и интерпретация полученных результатов; обоснование направления деятельности по психологическому сопровождению младшего школьника с формулированием прогноза его дальнейшего развития;
3-я неделя — составление плана-конспекта цикла занятий (коррекционных, развивающих, консультационных, просветительных, профилактических и др.), согласование их содержания с педагогом класса, а при необходимости — с психологом и родителями;
4-5-я недели — реализация цикла занятий;
6-я неделя — проведение повторного психологического изучения младшего школьника с целью подтверждения эффективности занятий, анализ и интерпретация полученных данных; оценка (самооценка и экспертная оценка) уровня сформированности умений психологического сопровождения младшего школьника в процессе реализации педагогического труда; оформление документации.
На последней неделе педагогической практики студентов экспериментальной и контрольных групп был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Полученные данные показали, что для всех студентов экспериментальной группы характерна ярко выраженная тенденция к повышению уровня сформированности психологической компетентности, в то время как данные студентов контрольных групп в основном остались на прежнем уровне. Сравнение полученных данных позволило доказать эффективность предложенных путей развития психологической компетентности будущего учителя начальных классов.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию в вузе психологической компетентности студента — будущего учителя начальных классов способствует повышению качества его подготовки к компетентному решению психологических проблем и своевремен-
ному оказанию оперативной психологической помощи самому себе, младшему школьнику и его родителям.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: КлимовЕ. А. Педагогический труд: психологические составляющие : учеб. пособие / Е. А. Климов. М., 2004 ; Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. М., 1999 и др.
2 См.: КлюеваН. В. Технологии работы психолога с учителем / Н. В. Клюева. М., 2000. С. 100— 102.
3 См.: Истратова О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. 3-е изд. Ростов н/Д, 2006. С. 339— 344.
4 См.: Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Е. И. Рогов. М., 2001. С. 48—52.
5 См.: Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М., 2001. С. 48—49.
6 См.: Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М., 1998. С. 239—241.
Поступила 05.02.08.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЖИЗНИ КАК ФУНКЦИИ СУБЪЕКТА СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Л. И. Доценко, заместитель директора по учебно-методической и научной работе Старооскольского геологоразведочного техникума
им. И. И. Малышева
В статье раскрыты наиболее значимые субъектные особенности студента профессионального учебного заведения, способствующие его преобразованию в субъекта собственной жизни: умения проектировать, организовывать и преобразовывать собственную жизнь. Определена роль среднего профессионального учебного заведения в формировании личности будущего специалиста как субъекта собственной жизни.
В настоящее время в психологии активно развивается подход, согласно которому человек рассматривается как субъект собственной жизни, несущий ответственность за собственные жизненные выборы, за собственное развитие. Внимание отечественных и зарубежных исследователей привлекают особенности жизненных стратегий личности как способов построения своего жизненного пути. Наибольшую значимость эта про-
блема приобретает в юношеском возрасте, когда человек совершает шаг к взрослению.
Субъект собственной жизни вырабатывает способ решения жизненных противоречий, осознавая свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения. К. А. Абульхано-ва-Славская отмечает: «...признавая каждого личностью, мы предполагаем, что далеко не каждый способен стать © Л. И. Доценко, 2008