Научная статья на тему 'Становление в вузе психологической компетентности учителя начальных классов'

Становление в вузе психологической компетентности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Ю. В., Чаткина С. Н.

В статье обоснована необходимость совершенствования вузовского этапа становления психологической компетентности учителя начальных классов. Представлена модель данной компетентности, предложены эффективные пути решения обозначенной проблемы в процессе подготовки педагогических кадров в высшей школе. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Образовательные условия развития студента как субъекта профессионально-педагогической компетентности в процессе изучения психологии», проект № 08-06-00359а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варданян Ю. В., Чаткина С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishing Psychological Competence of a Teacher in Primary School

The necessity for improving psychological competence of a teacher of primary school at the university stage of training is dwelt on in this article. The model of this competence is presented, the efficient ways to solve the stated problem at the university stage of training of teaching staff are offered.

Текст научной работы на тему «Становление в вузе психологической компетентности учителя начальных классов»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СТАНОВЛЕНИЕ В ВУЗЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ*

Ю. В. Варданян, заведующий кафедрой психологии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевъева,

профессор,

С. Н. Чаткина, аспирант кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевъева

В статье обоснована необходимость совершенствования вузовского этапа становления психологической компетентности учителя начальных классов. Представлена модель данной компетентности, предложены эффективные пути решения обозначенной проблемы в процессе подготовки педагогических кадров в высшей школе.

На рубеже XX—XXI вв. в Европейском союзе активизировались процессы сближения национальных систем профессионального образования и интеграции европейских стран в единое образовательное пространство. Катализаторами этих процессов стали принятие министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании Сорбоннской совместной декларации о гармонизации структуры системы европейского высшего образования (25 мая 1998 г.) и подписание министрами образования 29 европейских стран Болонской декларации о европейском регионе высшего образования (19 июня 1999 г.).

В настоящее время в России создана законодательная база для участия страны в Болонском процессе, в нескольких ведущих вузах завершается экспериментальная проверка первых вариантов нового научно-методического оснащения образовательного процесса, отвечающего требованиям болонских договоренностей. В сложившихся условиях при обосновании эффективной стратегии решения проблем, обострившихся в отечественной системе высшего профессионального образования, усилился поиск путей, позволяющих перейти от сциентистского подхода к компетентностному, ориентированному на развитие ценных и зна-

чимых проявлений личности в реальной профессиональной деятельности. В связи с этим в психолого-педагогических исследованиях уделяется особое внимание изучению проблем профессиональной компетентности.

Существенная теоретическая основа, обеспечивающая эффективное изучение сущности, структуры и содержания профессиональной компетентности, заложена в исследованиях по психологическим проблемам профессионализма, которые выполнены представителями ак-меологии (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, Н. В. Кухарев и др.). В педагогических и психологических науках изучены разнообразные аспекты профессионального развития личности в процессе образования и самостоятельной трудовой деятельности (Н. А. Аминов, А. А. Вербицкий, В. А. Сластенин и др.). Рядом ученых предложены теоретические модели компетентности, определены ее роль в сфере педагогической деятельности и в системе подготовки педагогических кадров, место в структуре профессионально значимых качеств личности (В. П. Бездухов, А. К. Маркова,

Е. И. Рогов и др.). Исследователями выделены элементы (виды) педагогической компетентности: специальная и профессиональная, социально-психологиче-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Образовательные условия развития студента как субъекта профессионально-педагогической компетентности в процессе изучения психологии», проект № 08-06-00359а.

© Ю. В. Варданян, С. Н. Чаткина, 2008

111!111Й1И1!Ш № 2,

ская, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая и др., обоснованы соответствующие им компетенции: профессиональные, академические, общие, в том числе ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, переносимые, метапрофессиональные, над-профессиональные, ядерные и др. (В. И. Байденко, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Краевский и др.).

Тем не менее все еще остаются открытыми вопросы о сущности и путях развития психологического компонента педагогической компетентности. Их нерешенность значительно осложняется в связи с существующей тенденцией увеличения количества психологических проблем среди детей и подростков (таких, как нарушение и недоразвитие познавательной деятельности, недостаточная сформированность эмоционально-волевой регуляции, тревожность, акцентуация характера, дидаскогения, школьная невротизация, задержка психического развития, олигофрения и т. д.). При этом необходимо учитывать, что в современной системе образования работает мало педагогов-психологов, а потому детям, родителям, учителям сложно получать необходимую квалифицированную психологическую помощь при столкновении с трудностями в обучении, межличностных отношениях, общении. Потребность системы образования в услугах педагогов-психологов достаточно высока. Особенно остро она ощущается в сельских школах, где малочисленный состав учащихся не позволяет ввести в штат подобных учебных заведений ставку психолога.

В сложившихся условиях очень важно, чтобы учитель, в первую очередь начальных классов, обладал психологической компетентностью. В нашем понимании психологическая компетентность учителя начальных классов — это профессионально значимое интегративное качество, обеспечивающее единство его теоретической и практической подготовки, которое характеризует уровень сформированности мотивационной

готовности и операционально-деятельностной возможности осуществлять психологическое сопровождение младшего школьника в процессе реализации педагогического труда. Особую актуальность сегодня приобретают становление и развитие психологической компетентности учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования.

Анализ литературы1 показал, что в настоящее время выделяются различные подходы к повышению эффективности психологической подготовки педагога, в том числе будущего учителя начальных классов. Мы предлагаем решить указанную проблему путем формирования его психологической компетентности, на основе которой он сможет осуществлять качественное психологическое сопровождение младшего школьника в процессе реализации педагогической деятельности. В этом контексте под психологическим сопровождением младшего школьника понимается использование комплекса психотехнологий (диагностика, коррекция, развитие познавательной и личностной сфер; психологическое консультирование и просвещение; профилактика возникновения психических и личностных проблем и др.) с целью построения и приведения в движение системы поддержки и развития психического и личностного здоровья субъектов образования (ученика, учителя) в многоуровневой динамической образовательной системе.

Нами создана модель психологической компетентности будущего учителя начальных классов, включающая в себя следующие компоненты:

— мотивационныгй, который отражает готовность студента к психологическому сопровождению личности в процессе реализации педагогического труда и выражается в желании качественно осуществлять основные аспекты этого процесса;

— операционалъно-деятелъност-ныгй, который содержит умения студента осуществлять психологическое сопро-

вождение младшего школьника в процес се реализации педагогического труда.

Схематически данная модель представлена на рисунке.

’3

3

3 н 3 X ®

5 5

л Е со г

8 О

н в о

Я хочу качественно осуществлять

процесса педагогичес- педагогичес- мониторинга мониторинга

профессиональ- кой кого качества качества

ного деятельности взаимодей- результатов результатов

саморазвития ствия с развития развития

учащимися, познаватель- психологичес-

родителями, ной и кой

педагогами личностной компетент-

сфер ности

учащихся

’3

3

X

н

о

о

X

4

£ н * £ о 2

^ з Д ° 3 5 § * 3

о

3

и

я

а

о

з

О

2

§

у

Я

определять задачи

проектировать воплощение задач

решать задачи

оценивать результаты

обрабатывать и интерпретировать результаты________

учитывать и использовать полученные результаты на следующих этапах

Л

У

я

и

н

е

д

$

в

о

р

п

о

процесса профессионального саморазвития

педагогической деятельности

педагогического взаимодействия с учащимися, родителями, педагогами

мониторинга качества результатов развития познавательной и личностной сфер учащихся_________________

мониторинга качества результатов развития психологической компетентности

Модель психологической компетентности будущего учителя начальных классов

На основе созданной модели нами была разработана методика оценки уровня сформированное™ психологической компетентности будущего учителя начальных классов, которая применялась для получения сведений от самого студента, его однокурсников, экспертов, методистов, учителя-наставника в период педагогической практики и которая вошла в состав диагностического комплекса, включившего в себя и ряд других методик, например: «Краткая графическая запись уровня профессиональной компетентности учителя»2, «Коммуникативные и организаторские склонности»3, «Способность педагога к эмпатии»4, «Оценка самоконтроля в общении»5, «Готовность к саморазвитию»6.

В поисках научно обоснованного подхода к изучению и развитию психологической компетентности будущего учителя начальных классов нами была проведена опытно-экспериментальная работа. В качестве испытуемых выступили студенты IV—V курсов разных факультетов МГПИ им. М. Е. Евсевьева: педагогического (экспериментальная и контрольная группы), биолого-химического, иностранных языков (контрольные группы). Основные задачи данной работы заключались в том, чтобы выявить уровень сформированности психологической компетентности студента педагогического вуза; апробировать в экспериментальной группе систему заданий (упражнения, игры, тренинги, практикумы), способ-

№ 2, 2008

ствующих развитию психологической компетентности будущего учителя начальных классов в учебном процессе и в ходе педагогической практики; определить эффективность разработанной системы заданий путем сопоставления результатов студентов экспериментальной и контрольных групп.

Анализ полученных данных показал, что на констатирующем этапе опытноэкспериментальной работы примерно 60 % обследованных студентов имели частично сформированный уровень психологической компетентности, 25 — скорее всего не сформированный, 15 % — в основном не сформированный. Таким образом, выяснилось, что значительная часть студентов были слабо подготовлены к успешному психологическому сопровождению личности школьника в процессе реализации педагогического труда.

Недостаточная сформированность психологической компетентности будущего учителя препятствует эффективному осуществлению профессиональной деятельности, реализации педагогического общения, построению и развитию отношений с субъектами образования. Очевидной становится необходимость специальной целенаправленной работы по становлению указанного профессионально значимого качества личности средствами изучения психологических дисциплин и выполнения заданий психологического аспекта педагогической практики. Для разрешения этой проблемы на поисково-созидательном этапе опытноэкспериментального исследования в образовательную деятельность студентов IV курса педагогического факультета МГПИ им. М. Е. Евсевьева нами был разработан и внедрен элективный курс «Психологическое сопровождение младшего школьника в процессе реализации педагогического труда».

Целью курса являются актуализация и развитие психологической компетентности будущего учителя начальных классов. Он направлен на освоение студен-

тами педагогического факультета теоретических знаний и соответствующих им умений и навыков:

— сопровождать профессиональный педагогический труд системой средств, приемов и методов психодиагностики, психокоррекции, развития познавательной и личностной сфер, психологического просвещения, психологического консультирования;

— составлять развивающие и коррекционные занятия и/или программы для учащихся начальных классов;

— разрабатывать психологические рекомендации и давать прогноз психического и личностного развития младшего школьника;

— устанавливать взаимосвязи между освоением психологических дисциплин и становлением собственной психологической компетентности;

— осваивать методы самоизучения, самокоррекции, саморазвития, самопро-свещения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— закреплять и углублять теоретические психологические знания и практический опыт их применения в ходе психологического сопровождения младшего школьника.

Ожидаемые результаты освоения курса:

— знание основных принципов, методов и процедур психологического сопровождения младшего школьника в процессе реализации педагогического труда и профессионального самосовершенствования;

— умения применять принципы, методы, приемы, способы, формы психологической диагностики, коррекции, развития познавательной и личностной сфер субъектов образования; проводить психологическое консультирование и просвещение; осуществлять профилактику возникновения психических и личностных проблем в процессе реализации педагогического труда и профессионального самосовершенствования.

Для достижения указанных результатов целесообразно подготовку будущего

учителя начальных классов вести по следующим направлениям:

— психологическое изучение личности (определение уровня сформирован-ности личностных новообразований младшего школьника, уровней его актуального и ближайшего развития; изучение личности родителей (или лиц, замещающих их), их взаимоотношений с ребенком; исследование психологического микроклимата семьи и др.);

— психокоррекция (исправление недостатков психического и личностного развития путем осуществления целенаправленной работы по достижению нормативных показателей);

— содействие психическому и личностному развитию ребенка (создание социально-психологических условий для его целостного психического и личностного развития);

— психологическое консультирование (оказание помощи и поддержки младшему школьнику и его родителям (или лицам, замещающим их) в решении психологических проблем);

— психологическое просвещение (приобщение педагогического коллектива, младших школьников и их родителей (или лиц, замещающих их) к овладению психологическими знаниями и опытом их применения);

— психопрофилактика (выявление психологических особенностей ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его познавательном и личностном развитии, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии).

В программе курса представлены восемь тем, отражающих содержание занятий: «Психологическая компетентность учителя начальных классов», «Содержание деятельности учителя начальных классов по психологическому изучению учащихся», «Элементы психокоррекционной работы в деятельности учителя начальных классов», «Развитие познавательной и личностной сфер младшего школьника учителем начальных клас-

сов», «Психологическое консультирование младшего школьника и его родителей», «Психологическое просвещение в деятельности учителя начальных классов», «Психопрофилактика в системе деятельности учителя начальных классов», «Проектирование психологического сопровождения личности в процессе реализации педагогического труда учителя начальных классов».

Предусмотрено сочетание процессов изучения теории и овладения практическими умениями по применению теоретических знаний на основе осмысленного понимания будущим учителем начальных классов особенностей психологического сопровождения младшего школьника. Данная задача реализуется через сочетание ряда блоков (информационного, практического и самопознания).

Особенность информационного блока состоит в аккумуляции, систематизации и интеграции ранее приобретенных в курсе «Психология» знаний об основных психологических принципах, методах и процедурах диагностики, коррекции, развития, консультирования, просвещения, профилактики, а также о специфике их действия в процессах реализации педагогического труда учителя начальных классов и профессионального самосовершенствования.

В рамках практического блока на основе приобретенных и дополненных знаний студентов применяются, закрепляются и развиваются умения осуществлять психологическое сопровождение младшего школьника. Например, на занятиях по теме «Содержание деятельности учителя начальных классов по психологическому изучению учащихся» актуализируются знания о содержании и структуре познавательной и личностной сфер психики человека, о функциях изучения и самоизучения психических особенностей (установление обратной связи, оценка результативности, воспита-тельно-побуждающее воздействие, коммуникация, проектирование, прогноз развития познавательных возможностей и

№ 2, 2008

личностного роста и др.). Далее определяются основные направления изучения психических особенностей младшего школьника: психологическая готовность ребенка к обучению в школе, психологические особенности личностной и познавательной сфер, межличностные отношения ребенка, психологические причины школьной дезадаптации и др.

Для продуктивного развития умения осуществлять психологическое сопровождение младшего школьника студенту важно овладеть технологиями самопознания. Поэтому программой курса предусматриваются задания, позволяющие стимулировать самонаблюдение, самоанализ, самооценку. Например, в рамках темы «Психологическая компетентность учителя начальных классов» студентам предлагается осуществить самооценку уровня сформированности психологической компетентности.

Большое внимание в содержании курса отводится внеаудиторной самостоятельной работе студентов. Она способствует развитию мотивации самостоятельного систематического пополнения знаний и обеспечивает выработку умений психологического сопровождения младшего школьника в процессе реализации педагогического труда. Так, при изучении вышеуказанной темы студентам предлагаются следующие задания:

— написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем учителю начальных классов знания по психологии?», дать в работе оценку своей психологической подготовки;

— составить библиографический список статей по вопросам психологического сопровождения ребенка в профессиональной деятельности педагога (на основе анализа материалов журналов «Вопросы психологии», «Интеграция образования», «Мир психологии», «Начальная школа», «Педагогика», «Профессиональная библиотека школьного психолога», «Психология и школа» и др. за последние пять лет).

В ходе эксперимента, изучая указанный элективный курс, студенты педаго-

гического факультета актуализировали, систематизировали и существенно дополняли ранее полученную теоретическую и практическую психологическую подготовку, овладевая способностью психологического сопровождения младшего школьника в процессах реализации педагогического труда и профессионального самосовершенствования.

Указанный аспект работы был продолжен в период педагогической практики. Для этого нами была разработана программа заданий по психологии, основные положения которой приводятся ниже:

1-я неделя — выбор младшего школьника; знакомство с ним на основе собственных наблюдений, беседы с учителем, анализа школьной документации с целью выявления его психологических проблем и выдвижения гипотезы о их возможных причинах; подбор методов и методик психологического изучения младшего школьника с учетом сущности сформулированной проблемы, составление плана исследования;

2-я неделя — использование отобранных методов и методик; анализ и интерпретация полученных результатов; обоснование направления деятельности по психологическому сопровождению младшего школьника с формулированием прогноза его дальнейшего развития;

3-я неделя — составление плана-конспекта цикла занятий (коррекционных, развивающих, консультационных, просветительных, профилактических и др.), согласование их содержания с педагогом класса, а при необходимости — с психологом и родителями;

4-5-я недели — реализация цикла занятий;

6-я неделя — проведение повторного психологического изучения младшего школьника с целью подтверждения эффективности занятий, анализ и интерпретация полученных данных; оценка (самооценка и экспертная оценка) уровня сформированности умений психологического сопровождения младшего школьника в процессе реализации педагогического труда; оформление документации.

На последней неделе педагогической практики студентов экспериментальной и контрольных групп был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Полученные данные показали, что для всех студентов экспериментальной группы характерна ярко выраженная тенденция к повышению уровня сформированности психологической компетентности, в то время как данные студентов контрольных групп в основном остались на прежнем уровне. Сравнение полученных данных позволило доказать эффективность предложенных путей развития психологической компетентности будущего учителя начальных классов.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию в вузе психологической компетентности студента — будущего учителя начальных классов способствует повышению качества его подготовки к компетентному решению психологических проблем и своевремен-

ному оказанию оперативной психологической помощи самому себе, младшему школьнику и его родителям.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: КлимовЕ. А. Педагогический труд: психологические составляющие : учеб. пособие / Е. А. Климов. М., 2004 ; Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. М., 1999 и др.

2 См.: КлюеваН. В. Технологии работы психолога с учителем / Н. В. Клюева. М., 2000. С. 100— 102.

3 См.: Истратова О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. 3-е изд. Ростов н/Д, 2006. С. 339— 344.

4 См.: Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие. В 2 кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Е. И. Рогов. М., 2001. С. 48—52.

5 См.: Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М., 2001. С. 48—49.

6 См.: Ратанова Т. А. Психодиагностические методы изучения личности / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. М., 1998. С. 239—241.

Поступила 05.02.08.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЖИЗНИ КАК ФУНКЦИИ СУБЪЕКТА СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Л. И. Доценко, заместитель директора по учебно-методической и научной работе Старооскольского геологоразведочного техникума

им. И. И. Малышева

В статье раскрыты наиболее значимые субъектные особенности студента профессионального учебного заведения, способствующие его преобразованию в субъекта собственной жизни: умения проектировать, организовывать и преобразовывать собственную жизнь. Определена роль среднего профессионального учебного заведения в формировании личности будущего специалиста как субъекта собственной жизни.

В настоящее время в психологии активно развивается подход, согласно которому человек рассматривается как субъект собственной жизни, несущий ответственность за собственные жизненные выборы, за собственное развитие. Внимание отечественных и зарубежных исследователей привлекают особенности жизненных стратегий личности как способов построения своего жизненного пути. Наибольшую значимость эта про-

блема приобретает в юношеском возрасте, когда человек совершает шаг к взрослению.

Субъект собственной жизни вырабатывает способ решения жизненных противоречий, осознавая свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения. К. А. Абульхано-ва-Славская отмечает: «...признавая каждого личностью, мы предполагаем, что далеко не каждый способен стать © Л. И. Доценко, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.