Научная статья на тему 'Содержательная составляющая подготовки будущего учителя начальной школы к ассоциативному обучению иностранным языкам младших школьников'

Содержательная составляющая подготовки будущего учителя начальной школы к ассоциативному обучению иностранным языкам младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА / КОМПЕТЕНТНОСТИ АССОЦИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / COMPONENT APPROACH / PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS / CONTENT COMPONENT / ASSOCIATIVE TEACHING OF THE FOREIGN LANGUAGES / YOUNGER PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусак Людмила Евгеньевна

В статье раскрывается компетентностный подход к подготовке будущих учителей к применению ассоциативного обучения иностранным языкам младших школьников. В этом контексте дифференцируются понятия профессиональной компетентности, коммуникативной компетентности, психолого-педагогической компетентности, специальной компетентности. Акцентируется внимание на содержательной составляюшей этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусак Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT COMPONENT OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS TO THE ASSOCIATIVE TEACHING OF THE FOREIGN LANGUAGES TO YOUNGER PUPILS

The competence approach to the training of future teachers to the associative teaching of the foreign languages is presented in the article. The author analyses such notions as professional competence, communicative competence, psychological-pedagogical competence and special competence. A special attention is paid to the content component of the professional training of future teachers.

Текст научной работы на тему «Содержательная составляющая подготовки будущего учителя начальной школы к ассоциативному обучению иностранным языкам младших школьников»

PERSONALITY-PSYCHOLOGICAL PREDICTORS OF THE PROPENSITY

TO RISKY BEHAVIOR

© 2013

A.A. Bunas, post-graduate student of Department General and Medical psychology

Dnipropetrovsk National University named after Oles Honchar, Dnipropetrovsk (Ukraine)

Annotation: In our time there are new forms of behavior, which help the individual to adapt to the surrounding reality. Today important becomes the study of risky behavior of person. The article presents a review of the scientific approaches to the definition of risk categories and risk behaviour as behavioral phenomena. Considered the main determinants of risk behaviors in the psychological aspect.

Keywords: personality, risky behavior, personality traits, psychological predictors, cognitive-affective units.

УДК 373.31:811.1

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2013

Л.Е. Гусак, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных

специальностей, докторант

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)

Аннотация: В статье раскрывается компетентностный подход к подготовке будущих учителей к применению ассоциативного обучения иностранным языкам младших школьников. В этом контексте дифференцируются понятия профессиональной компетентности, коммуникативной компетентности, психолого-педагогической компетентности, специальной компетентности. Акцентируется внимание на содержательной составляюшей этого процесса.

Ключевые слова: Компетентностный подход, методическая содержательная составляющая профессиональной деятельности студента, компетентности ассоциативного обучения иностранным языкам младших школьников.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, практика современной школы констатируют существование противоречия между необходимостью формирования коммуникативной компетентности младших школьников и готовностью учителей к обучению младших школьников речи на иностранном языке. Наиболее ярко это проявляется в незнании особенностей коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам младших школьников, неумении учителя определить трудности усвоения учащимися фонетических, лексических и грамматических единиц, построить объяснение с учетом этих трудностей.

Большинство исследователей среди проблемы подготовки учителя выделяют коммуникативный компонент его профессиональной компетентности (который тесно связанного с ассоциативным обучением), считают устойчивым составляющим педагогической деятельности, предшествующго гностическому, конструктивном и организаторскому [6].

Содержание подготовки будущих учителей к применению ассоциативного обучения иностранным языкам младших школьников в профессиональной деятельности будущего учителя разрабатывается в соответствии с его основной целью - сформировать личность творческого учителя-новатора - и включает в себя информацию, полученную студентами в виде знаний, понятий и представлений.

Неотъемлемыми качествами настоящих знаний является их систематичность, осознанность, осмысленность. Являясь составной мировоззрения человека, они в значительной мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности, характер. Знания являются одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития способностей и дарований [3, с. 137].

Для того, чтобы знания были действенными, в высшем учебном заведении необходимо соблюдать (обеспечивать) определенные условия. Во-первых, студенты должны видеть перспективу использования знаний в учебной деятельности и в своей педагогической деятельности. Во-вторых, овладение студентами определенными учебными и учебно-практическими умениями и навыками с систематическим использованием их в учебной и учебно-практической деятельности. Эти уме-

ния тесно связаны между собой, ведь только на основе усвоенных учебных умений возможно оперирование учебно-практическими умениями. В-третьих, применение знаний, умений и навыков не только в традиционных, но и в изменившихся (практических) ситуациях, способствуют реализации принципа прочности, требующего такой постановки обучения, при которой материал изучается основательно и студенты всегда в состоянии воспроизвести его в памяти и воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях. Требование прочности знаний исходит из того, что любое дальнейшее накопление знаний невозможно, если полученные ранее знания забыты. Особенно актуальной становится проблема обеспечения прочности и действенности знаний иностранного языка в период научно-технического прогресса, требует от молодых специалистов свободного владения ими [1, с. 66].

Эффективное усвоение знаний иностранного языка обеспечивается в процессе активного, сознательного и целенаправленного проявления усилий к успешному выполнению любой задачи, возникающей в процессе обучения. В свою очередь, активная и сознательная деятельность обусловлена пониманием целей, задач и методов работы. Она начинается с активного восприятия информации и зависит от умения наблюдать и размышлять, умения устанавливать причинно-следственные связи, то есть работать так, чтобы, опираясь на учебный и приобретенный ранее опыт, преодолевать дополнительные трудности, возникающие в процессе обучения. Следовательно, необходимо так строить процесс обучения, чтобы студенты усваивали знания сознательно. Для этого целесообразно учить студентов анализировать и обобщать получаемую информацию, учить самостоятельно вести наблюдение, делать сравнения и выводы.

Студенты - будущие учителя иностранных языков начальной школы -должны владеть технологиями формирования каждого вида иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников. Иначе говоря, студенты должны приобрести определенного уровня сформированность профессиональной компетентности учителя иностранного языка начальной школы, достаточной для успешного формирования у младших школьников всех видов иноязычной коммуникативной компетентности на уроках, так и во внеклассной работе по иностранному языку, то есть овладеть соответствую-

щими компетенциями [4].

Мы разделяем утверждение методиста О. Бигич, которая отмечает, что профессиональная подготовка педагога обусловлена: процессом обучения, предусматриваемого овладение профессиональными и специальными знаниями в педагогическом вузе; наличием педагогических и специально-предметных умений для эффективного решения профессиональных задач; профессионально значимыми и предметно обусловленными личностными качествами учителя; компетентностью в будущей педагогической деятельности, учитывая специфику профессионально-педагогического труда [2, с. 245].

Таким образом, личность учителя с позиций компе-тентностного подхода рассматривается в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное «Я» тесно связаны системой ценностей. Учитель начальных классов выступает как человек, ориентированный на добровольное выполнение определенных социально-нравственных функций в обществе, как индивидуальность во всем многообразии своих возможностей и способностей [10, с. 30].

Давая определение профессиональной компетентности учителя иностранного языка начальной школы, И. Пинчук определяет ее как интегрированное понятие, имеющие широкое смысловое наполнение и включающие: методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, языковую, методическую, социокультурную и информационно-исследовательскую компетентности, которые, по нашему мнению, можно сгруппировать в две смысловые группы: психолого-педагогическая компетентность и специальная компетентность, включающую, в свою очередь, методическую и коммуникативную компетентности.

Психолого-педагогическая компетентность объединяет методологическую, психолого-педагогическую, информационно-исследовательскую компетентности и обеспечивается (наполняется) учебными дисциплинами трех циклов нормативной части образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавров:

1) гуманитарного и социально-экономического цикла,

2) цикла математической и естественно-научной подготовки, 3) цикла профессиональной и практической подготовки. К таким учебным дисциплинам относятся: «Психология общая и возрастная», «Психология педагогическая», «Введение в специальность», «Дидактика», «Педагогическое мастерство», «Педагогические технологии в начальной школе».

Данные учебные дисциплины призваны обеспечить профессионально-педагогическую направленность будущих учителей иностранных языков начальной школы, основные составляющие которой очерчены методистом О. Бигич. К ним относятся: отношение к профессии учителя, самооценка готовности к работе с учащимися младшего школьного возраста; способность к организации педагогического общения с младшими школьниками (перевод учащихся с позиции ведомых в позицию сотрудничества); умение учитывать психологические и индивидуальные особенности младших школьников, создавать на уроках и внеклассных мероприятиях по иностранному языку атмосферу доверия, взаимопомощи, взаимоуважения; владение информацией о способности и наклонности каждого ученика и умение учитывать их при отборе и заключении упражнений и заданий по иностранному языку; способность критически анализировать учебный материал и использовать информацию, направленную в развитие критического мышления младших школьников на основе сравнительного сопоставления фактов и событий в родной стране и странах изучаемого иностранного языка; умение управлять коммуникативной поведением младших школьников, тактично направляя ее в нужное русло; способность объективно оценивать и поощрять ответы и работы у младших школьников на уроках и во внеклассной работе по иностранному языку [2, с. 11]:_

Профессионально-педагогическая направленность учителя иностранного языка начальной школы является системой его отношения к себе как субъекта профессиональной и иноязычной речевой деятельности и в младшего школьника как речевого партнера, системой мотивов и интересов к профессиональной деятельности и совокупности личностных качеств [10, с. 122]. То есть, можно утверждать, что психолого-педагогическая компетентность обеспечивает мотивационно-ценностный и рефлексивно-личностный компонент профессиональной готовности будущих учителей.

Специальная компетентность объединяет в себе методическую, иноязычную, коммуникативную и социокультурную компетентности и обеспечивается предметами как гуманитарной, профессиональной, так и практической подготовки: «Методика обучения иностранному языку в начальной школе», «Практика устной и письменной речи (иностранный язык)», «Иностранный язык с методикой ее преподавания», «Иностранный язык», «Практика устной и письменной речи (иностранный язык)», спецкурс «Научно-методические основы ассоциативного обучения иностранным языкам младших школьников» и спецпрактикум «Практическая подготовка будущих учителей к ассоциативному обучению иностранных языков младших школьников».

Высокий уровень профессиональной компетентности будущего учителя не приобретается автоматически, это происходит вместе с обогащением теоретико-профессиональной осведомленности и расширением методического арсенала студента в течение его профессионального обучения.

Профессиональная компетентность будущего учителя интегрирует психолого-педагогическую в области начального образования и специальную компетентности, в области личностных качеств учителя и его профессиональных знаний, навыков и умений.

При рассмотрении модели подготовки будущего учителя иностранных языков начальной школы нами учитывается, что гуманитарную, естественнонаучную, социально-экономическую, психолого-педагогическую, общую иноязычную подготовку будущий учитель получает на уровне, определенном отраслевым стандартом высшего образования. Поскольку психолого-педагогическая компетенция в области начального образования определена отраслевым стандартом, то в нашем исследовании мы сосредоточились на формировании компетентности ассоциативного обучения иностранным языкам младших школьников.

Успешность раннего преподавания иностранного языка прямо пропорционально зависит от готовности учителя к преподаванию иностранного языка в начальных классах и предполагает готовность педагога к использованию определенных стратегий, а именно: 1) использовать соответствующие возрастным особенностям младших школьников методы обучения, эффективные в конкретной учебной ситуации; 2) уметь вызвать интерес детей младшего школьного возраста к изучению иностранного языка; 3) формировать отношение к ошибкам, как к нормальному и нужного для развития явления; 4) развивать веру младшего школьника в успех; 5) удерживать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах; 6) отмечать достижения учащихся начальных классов, даже самые незначительные [6, с. 39].

Проанализировав данные стратегии, мы можем констатировать, что все они, в полной мере, должны реали-зовываться в процессе применения ассоциативного обучения иностранным языкам младших школьников.

Формирование профессиональной (содержательной) компетентности будущего учителя иностранных языков на уровне бакалавра, происходящее в процессе обучения с первого по четвертый курсы, обеспечивается предметами как нормативной (гуманитарной и социально-экономической подготовки, математической и естественнонаучной подготовки, профессиональной и практической

подготовки), так и вариативной части образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавров.

На этом этапе происходит формирование когнитивного, процессуального и рефлексивно-личностного компонентов готовности и когнитивного компонента профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков начальной школы, выступающие системообразующими (базовыми) компонентами. Они определяют развитие и других компонентов профессиональной готовности. Студенты продолжают познавать свою будущую профессию и специфику обучения иностранным языкам младших школьников. Именно поэтому важно наполнить содержание предметов данного этапа психолого-педагогическим содержанием и особенностями обучения иностранным языкам младших школьников. Особое внимание уделяется формированию субъективных моделей профессиональной деятельности как основной базы, в соответствии с которой будет происходить дальнейшее профессиональное становление будущего учителя. Студентам предлагаются специально подобранные задачи, направленные на развитие их профессионально-ценностных ориентаций, и развивающие у студентов потребности в содержательном исследовании и осмыслении важных профессиональных проблем.

Продолжается формирование коммуникативной составляющей профессиональной компетентности. В соответствии с программой по иностранному языку для начальных классов и опытом работы с младшими школьниками главной целью обучения иностранным языкам является формирование их коммуникативной компетентности, развитие личности школьника, способного участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке.

Отбор содержания обучения иностранному языку происходит в соответствии с интересами младших школьников с учетом их реальных коммуникативных и возрастных возможностей. Отобранный материал призван вызвать у учащихся познавательную активность и стимулировать их к общению на иностранном языке. Содержание обучения должно обеспечить не только овладение еще одним (кроме родного языка) способом общения, но и быть стимулом их общеобразовательного роста [7-9].

Главными сферами общения на начальном этапе являются: игровая, семейная, учебная, социально-культурная. Программой определяется примерная тематика занятий для начальной школы: семья, занятия членов семьи, их профессии, взаимоотношения в семье, дом, квартира, обязанности по дому, одежда, еда, магазины, покупки, режим дня, школа, расписание занятий, друзья, отношения с друзьями, увлечения, свободное время, спорт, путешествия, экскурсии, жизнь в городе и в деревне, времени года, природа, погода, любимые игры, герои сказок и мультфильмов, стихи, традиции и т. д.

В соответствии с программой по иностранному языку для начальных классов и опытом работы с младшими школьниками главной целью обучения иностранным языкам является формирование их коммуникативной компетентности, развитие личности школьника, способного участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке.

Программой предусмотрено развитие у младших школьников способности участвовать в диалоге, способствующего формированию у них коммуникативных умений: понимать и создавать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения; осуществлять языковую и неречевое поведение в определенных стандартных ситуациях, учитывая национально-культурные особенности страны изучаемого; пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком.

В области обучения устной речи младшие школьники должны овладеть умениями: принимать участие в диалогическом общении с целью обмена 10

побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с определенной ситуацией; логично и последовательно высказываться в связи с ситуацией общения или в связи с увиденным или услышанным, описывая рассказы, выражая свое отношение; в условиях непосредственного общения понимать и реагировать на устные высказывания собеседника в пределах тем и ситуаций, предусмотренных программой; понимать просьбы и указания учителя и одноклассников, связанные с учебными и игровыми ситуациями; понимать общий смысл учебника, а также несложных аутентичных текстов и реагировать вербально и невербально на их содержание; полностью и точно понимать короткие монологические сообщение на знакомом учащимся языковом материале и т.д. [5].

Данный этап подготовки будущих учителей к ассоциативному обучению иностранным языкам младших школьников предполагает овладение студентами определенной суммой знаний и умений, необходимых им в будущей профессиональной деятельности, на основе интеграции лингвистических, психолого-педагогических и методических знаний в ходе изучения ими следующих дисциплин: «Методика обучения иностранному языку в начальной школе», «Основы педагогического творчества», «Иностранный язык с практикумом», «Иностранный язык профессионального направления», «Иностранный язык с методикой преподавания в начальной школе».

Учебная деятельность, как считают ученые-методисты, это не процесс передачи и накопления знаний, а процесс развития учащихся. Задачи, стоящие перед предметом «Иностранный язык», может решить только методически грамотный учитель, который должен придерживаться современного методического стандарта обучения иностранным языкам.

Методическая содержательная составляющая профессиональной деятельности студента характеризуется объемом знаний, их глубиной, системностью, стилем мышления. Профессиональные знания подаются как сведения о характере и структуре ассоциативного обучения иностранным языкам младших школьников. Как критериальные показатели выделяются теоретические знания об особенностях использования ассоциативного обучения в процессе обучения иностранным языкам младших школьников, умения и навыки использования (методов) ассоциативного обучения иностранным языкам младших школьников.

Синтез необходимого уровня лингвистических знаний, методических умений и навыков выступает основой профессионального мастерства учителя иностранных языков начальной школы, обеспечиваемой учебным курсом «Методика обучения иностранному языку в начальной школе».

Таким образом, возникновение в 1970-х годах коммуникативного подхода привело к изменениям обучения иностранным языкам. Главной целью обучения стало развитие у учащихся умения практически использоваться «живой» язык. Появилась необходимость в создании таких систем обучения, которые наиболее полно учитывают коммуникативные потребности учащихся, готовят их к участию в общении на иностранном языке. В современных условиях такую роль активно реализует асоциативное обучение младших школьников, требующее соответствующей подготовки учителей начальной школы.

Перспективы дальнейших исследований - определение педагогических условий подготовки будущего учителя начальной школы к ассоциативному обучению иностранным языкам младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Т. В. Теоретико-методичш умови формування професшного усного мовлення шоземною мовою студенпв вищих педагогiчних навчальних

закладiв: Дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Алексеева Тетяна Володимирiвна ; Бердянський держ. педагопчний ун-т. - Бердянськ, 2003. - 203 с.

2. Бпич О. Б. Методична освгга майбутнього вчителя шоземно! мови початково! школи: [монографiя] / Оксана Борисiвна Б^ич. - К.: Видавничий центр КНЛУ, 2004. -278 с.

3. Гончаренко С. У. Укра!нський педагопчний словник / С. У. Гончаренко. - К.: Либщь, 1997. - 376 с.

4. Клак И. Е Модернизация содержания и технологии профессиональной подготовки будущих учителей-филологов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 2 (13). - С. 129-133.

5. Коновалова Е.Ю. Уровень речеведческой компетентности студентов как условие адекватности воспроизведения содержания учебных текстов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 74-78.

6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Нина Васильевна Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990.

- 162 с.

7.Коростелева Е.Ю. Современные технологические проблемы обучения педагогов подготовке дошкольников и младших школьников к развитию речи // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 128-133.

8. Коростелева Е.Ю. Содержательный аспект обучения учителей применению «Технологии подготовки дошкольников и младших школьников к развитию речи» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 155-160.

9. Коростелева Е.Ю. Обеспечение подготовки и результативности профессиональной деятельности педагогов в условиях технологизации образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 347-349

10. Пшчук I. О. Формування фахово! компетентносп майбутшх учителiв шоземно! мови початкових клаав :Дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / 1рина Олександавна Шнчук . - Ки!в : Б.в., 2011. - 247 с.

CONTENT COMPONENT OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS

TO THE ASSOCIATIVE TEACHING OF THE FOREIGN LANGUAGES TO YOUNGER PUPILS

© 2013

L.E. Gusak, candidate of pedagogical sciences, docent, docent of the Foreign languages

department for humanities

Eastern European National University, Lutsk (Ukraine)

Annotation. The competence approach to the training of future teachers to the associative teaching of the foreign languages is presented in the article. The author analyses such notions as professional competence, communicative competence, psychological-pedagogical competence and special competence. A special attention is paid to the content component of the professional training of future teachers.

Keywords: component approach, professional training of the future teachers, content component, associative teaching of the foreign languages, younger pupils.

УДК 37.032

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА

© 2013

А.В. Добрыдень, кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитательных технологий

и педагогического творчества

Уманский государственный университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам педагогического общения будущих педагогов; освещены проблемы формирования культуры педагогического общения. Предложена система работы, направленная на формирование коммуникативной компетентности будущих учителей, овладение ими культурой общения; пути совершенствования коммуникативных способностей будущих педагогов.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, педагогическое общение, педагогическая культура общения.

Педагогическое мастерство учителя основывается на искусстве общения. Общение - это связь между людьми, приводящая к возникновению психического контакта, проявляемая в обмене информации, взаимовлиянии и взаимопонимании. Специфика педагогического общения в том, что во время его реализации осуществляется комплексное воздействие педагога на ученика таким образом, чтобы обеспечить эффективное обучение, воспитание и развитие новой личности. Путём общения происходит трансляция опыта поколений новому поколению.

В нынешнее время проявляется тенденция изменения функциональной структуры воздействия педагога на ученика. Если на протяжении всей истории человечества в ней значительно преобладал информационный аспект, то сегодня, в связи с развитием средств массовой коммуникации, педагог теряет лидирующую позицию как источник новой информации. В школе преобладает иной смысл роли педагога - быть проводником в мире знаний, «учить жизни» в нашем сложном мире. Активизируется функция передачи ученику функций самоконтроля, самоорганизации, самооценки. От учителя ученик сможет получать помощь в жизненном и профес-

сиональном самоопределении, в поиске собственного стиля деятельности, в преодолении барьеров познания и личностных проблем.

Изучение научных работ, посвященных формированию и развитию культуры педагогического общения (В. Грехнев, А. Добрович, Б. Ломов, Л. Петровская, Т. Яценко и др.) показало, что в практике коммуникативной подготовки будущего учителя основное внимание сосредоточено на овладении педагогическим этикетом, культурой речи и культурой общения, в психологической саморегуляции, самопрезентации.

Цель статьи заключается в освещении проблемы формирования у будущих учителей культуры педагогического общения, определении основных направлений работы по развитию и совершенствованию коммуникативных умений и навыков.

Успех профессиональной деятельности представителей многих профессий зависит от уровня культуры профессионального общения. Прежде всего, это касается профессии педагога, психолога, социального работника. Что касается отечественной науки, то проблема общения начала исследоваться еще в 20-е годы, но сначала в довольно узком научном пространстве - лингвистике,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.