Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая и социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей и ее коррекция средствами массовой физической культуры'

Психолого-педагогическая и социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей и ее коррекция средствами массовой физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
534
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артамонов Алексей Александрович, Куренцов В. А.

Получены современные объяснения причин, оказывающих негативное влияние на воспитание и обучение подрастающего поколения, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Настоящая статья посвящена результатам исследования влияния ближайшего окружения на становление личности детей и подростков. Исследованы взаимоотношения между родителями, детьми и родителями, взаимосвязь двигательной подготовленности с состоянием психоэмоциональной сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Артамонов Алексей Александрович, Куренцов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New explanations of the reasons of the negative influence on the upbringing and education of the rising generation in a difficult life condition. This article is dedicated to the results of the investigation of the influence that the closest environment has on the formation of the teenagers' personality. An investigation of the interconnection between the parents, children and parents, motional readiness and state of the psychoemotional sphere.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая и социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей и ее коррекция средствами массовой физической культуры»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.А. АРТАМОНОВ, В.А. КУРЕНЦОВ,

ВНИИФК

Аннотация

Получены современные объяснения причин, оказывающих негативное влияние на воспитание и обучение подрастающего поколения, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Настоящая статья посвящена результатам исследования влияния ближайшего окружения на становление личности детей и подростков. Исследованы взаимоотношения между родителями, детьми и родителями, взаимосвязь двигательной подготовленности с состоянием психоэмоциональной сферы.

Abstract

New explanations of the reasons of the negative influence on the upbringing and education of the rising generation in a difficult life condition. This article is dedicated to the results of the investigation of the influence that the closest environment has on the formation of the teenagers’ personality. An investigation of the interconnection between the parents, children and parents, motional readiness and state of the psychoemotional sphere.

Ключевые слова: взаимоотношения в семье, физическая подготовленность, психоэмоциональное состояние, программа социализации.

Кардинальные преобразования российского общества, его трансформация из тоталитарного в демократическое обозначили острые проблемы в политической и экономической жизни страны. Негативные последствия, сложившиеся в обществе, отразились и на современной семье. Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации детей и подростков, привело к тому, что в стране появилось значительное число безнадзорных детей с различными физическими и психическими отклонениями. Оказавшись без социальных гарантий и заботы со стороны родителей, подростки избирают ненадежный и часто опасный образ жизни, пополняя ряды беспризорных детей и криминальные группировки.

Заботу о воспитании детей из неблагополучных семей взяло на себя государство путем создания специальных учебных заведений - коррекционных школ, социальных приютов, школ-интернатов. Основная задача данных учебных заведений - защита прав детей, создание благоприятных условий для обучения и воспитания, коррекция физического, психического и нравственного состояния несовершеннолетних.

Цель исследования

Социализация детей и подростков из неблагополучных семей путем направленного использования средств и методов массовой физической культуры.

Задачи исследования

1. Исследовать ближайшее социальное окружение и выявить влияние микросоциума на становление личности подростков 11-16 лет.

2. Изучить физическую подготовленность и психоэмоциональное состояние детей и подростков из неблагополучных семей - воспитанников социального приюта.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: опрос, анкетирование, тестирование физического развития, двигательной подготовленности и психоэмоционального состояния, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе социального приюта Зеленоградского административного округа г. Москвы. В исследованиях принимали участие 78 воспитанников. Из них - 34 мальчика в возрасте 11-12 лет; 26 подростков 13-14 лет и 18 юношей 15-16-летнего возраста. По дан-

т

ным ОВД «Крюково», часть испытуемых состоит на учете в детской комнате милиции. Основные причины - побеги из дома, бродяжничество, употребление психоактивных веществ и т.п. Тестирование испытуемых проводилось при их зачислении в социальный приют.

Результаты исследований

Анализ личных дел, материалов Комиссии по делам несовершеннолетних позволил установить следующее. Из общего числа обследованных на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних состоят 27 семей. Основной причиной постановки на учет является злоупотребление родителей спиртными напитками, аморальный образ жизни. В девяти - осужден один из родителей; в семи - мать с неадекватным поведением. Во многих семьях воспитанием детей занимается один из родителей. Что касается жилищных условий и материального обеспечения, 60,6% детей проживали в плохих условиях, имели плохое и удовлетворительное материальное обеспечение.

О семейном неблагополучии говорят и результаты тестирования воспитанников приюта. Так, 26,5% мальчиков 11-12 лет отметили, что сложившиеся отношения между родителями и детьми нестабильны; 35,3% опрошенных считают, что родители не проявляют интереса к ребенку, а в 38,2% семей отсутствует близость. В семьях 13-14-летних 53,6% детей считают, что с возрастом нетерпимость, безразличие, агрессивность родителей по отношению к детям возрастает и это приводит к постоянным конфликтам, нарушениям стабильности. В 15-16 лет семейная обстановка несколько стабилизируется, но тем не менее нетерпимость, безразличие сохраняется в 72,3% семей.

Сложившаяся ситуация в семье оказала негативное влияние на отношение детей к учебной деятельности. Выявлено, что только 50% вновь зачисленных в приют детей 11-12 лет положительно относятся к учебе, 35,3% - равнодушно, а у 17,7% отмечено четкое безразличие к этому виду деятельности. В 13-14 лет учебный процесс интересует только 23,1%, а в 15-16 лет - 16,7%.

С возрастом у большинства вновь зачисленных в приют подростков отмечаются нарушения дисциплины, негативное отношение к трудовой деятельности. Для 13-14-летних подростков характерно недружелюбное отношение к старшим, агрессивность к младшим по возрасту. Начиная с 11-12-летнего возраста у 30,8% детей и подростков отмечается приобщение к табакокурению, употреблению алкоголя и психоактивных веществ.

Условия жизнедеятельности испытуемых оказали негативное воздействие на их физическое и психоэмоциональное состояние.

Оценка уровня физического развития проводилась с помощью антропометрических индексов. Согласно полученным данным, средние значения весоростового, силового и индекса пропорциональности между окружностью грудной клетки и длиной тела у 65% 11-12-летних детей находятся ниже нормы. К 13-14-летнему возрасту изучаемые показатели улучшились положительно, но

остаются у нижней границы нормы. У юношей 15-16 лет отмечено несоответствие длины и массы тела, а индекс пропорциональности ниже нормы. В целом уровень физического развития большинства детей и подростков, зачисленных в приют, характеризуется как низкий.

Результаты тестирования двигательной подготовленности этих же испытуемых свидетельствуют о низкой готовности воспитанников приюта к освоению учебного материала программы физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.

В среднем индекс физической готовности, обобщающий состояние развития основных физических качеств, у детей 11-12 и 13-14 лет находится ниже нижней границы гигиенического норматива (50% и ниже), а у юношей 15-16 лет, хотя и соответствует диапазону «средний» (52,8%), но имеет явно выраженную тенденцию к «низкому» уровню.

Наиболее низкие результаты, показанные воспитанниками приюта, зарегистрированы в видах испытаний, требующих проявления общей выносливости, силы, скоростно-силовых и координационных способностей. С нормативными требованиями программы физического воспитания не справляется в среднем 81,6% детей 11-12 лет, 66,4% подростков 13-14-летнего возраста и 60% юношей старшего возраста. Уровень физической подготовленности вновь зачисленных воспитанников социального приюта оценивается как «низкий» и «очень низкий».

Низкому уровню физической подготовленности соответствует и низкая мотивация к занятиям физической культурой и спортом. С возрастом интерес к занятиям физическими упражнениями снижается с 73,5% в 11-12 лет до 22,2% в 15-16-летнем возрасте.

Результаты изучения психического состояния (уровня тревожности, агрессивности, самооценки личности) воспитанников приюта свидетельствуют о том, что психическая напряженность уже отмечается в 11-12-летнем возрасте. Повышенный уровень тревожности, агрессивности, заниженная самооценка личности зарегистрированы в среднем у 53% воспитанников. При существенном повышении уровня тревожности и агрессивности к 13-14 годам достоверно снижается и самооценка личности (р < 0,05). Так, если в 11-12-летнем возрасте низкие показатели самооценки зарегистрированы в среднем у 35,4%, то к 13-14 годам число подростков с низким показателем увеличилось до 48,3%. К 15-16-летнему возрасту отмечается незначительное снижение показателя тревожности, однако самооценка личности у большинства юношей остается на прежнем уровне.

Таким образом, проведенные исследования позволили выявить в поведении детей и подростков из неблагополучных семей значительные отклонения в физическом, психическом, нравственном развитии, что дает основание говорить об их низкой готовности к освоению учебного материала по физическому воспитанию. К этому следует добавить и отсутствие в программе рекомендаций по коррекции названных отклонений, учебных нормативов по физической подготовке, соответствующих физическим

способностям обучающихся, что создает определенные трудности в работе преподавателя.

В основу построения программы социализации детей и подростков - воспитанников социального приюта - положены следующие положения:

- этапность реализации программы;

- учебно-воспитательный процесс должен иметь оздоровительно-профилактическую направленность и способность формирования интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- средства и методы физического воспитания должны быть адекватны личностным особенностям занимающихся, отвечать их интересам и способствовать коррекции физического и психоэмоционального состояния;

- в качестве средств физического воспитания использовать упражнения игрового, силового характера с использованием тренажеров и элементов рукопашного боя.

Механизм реализации коррекционной работы с воспитанниками социального приюта осуществляется в четырех направлениях:

1) мероприятия в ходе учебного процесса предусматривают психолого-педагогическую диагностику, формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышение двигательной подготовленности и воспитание морально-волевых и нравственных качеств;

2) внеурочные мероприятия предусматривают использование средств, методов и педагогических приемов из арсенала физической культуры и спорта на коррекцию физического, нравственного и психоэмоционального состояния несовершеннолетних;

3) мероприятия в сфере семьи с преимущественной направленностью на восстановление внутрисемейных отношений и формирование здорового образа жизни;

4) мероприятия, проводимые сотрудниками инспекций по делам несовершеннолетних.

В настоящее время осуществляется проверка эффективности разработанных средств и методов физической культуры и спорта в ходе основного педагогического эксперимента.

Литература

1. Ганишина И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учеб. пособие / И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).

2. Гончарова Т.А., Дивицина Н.Ф. Тезисы Второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005 г.). В 3-х ч. / под общ. ред. д-ра психол. наук В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидер-са. - М., 2005. - 560 с.

3. Жуков М.Н., Кабачков В.А., Куренцов В.А., Тюлен-ков С.Ю. Профилактика наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта: метод. пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. -147 с.

4. Кабачков В.А., Куренцов В.А., Лезченкова Т.В. Комплексная работа обследования детей и подростков, занимающихся в спортивных центрах, с целью выявления групп психосоматического риска: методические рекомендации. - М.: ВНИИФК, 1994. - 82 с.

5. Профилактика ВИЧ / СПИДа среди беспризорных и безнадзорных подростков: методическое пособие для социальных педагогов и психологов социальных приютов для детей и подростков и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних / под общ. ред. д-ра мед. наук С.М. Чечельницкой. - 2007. - 117 с.

6. Ромашов А.А. Педагогические технологии коррекции деликвентного поведения воспитанника школы-интерната средствами физической культуры и спорта: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 68 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.