Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1004
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина К.А.

В данной статье описаны особенности развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Приведены точки зрения разных исследователей данного вопроса, а также описаны основные линии их возрастного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

подготовки. Можно сказать, что этап повышенной огневой подготовки включает в себя упражнения учебных стрельб и упражнения специальных стрельб, но с некоторыми особенностями. Обучение на данном этапе связано с проведением множества групповых и практических занятий, меньше времени уделяется теории. В ходе проведения повышенной огневой подготовки, на практические и групповые занятия выделяется 22 часа, а на теоретические 6 часов. Условия проведения стрельб усложняются, проводятся дневные и ночные стрельбы, обучают правильному передвижению, стрельбе из-за укрытий. Много времени уделяется скоростной стрельбе. Характерной особенностью является то, что во время учебных занятий много времени уделяют психологической подготовке военнослужащих, особое внимание отводится на повышение уверенности в своих способностях.

Заключение

В ходе анализа огневой подготовки армии США, мы выявили несколько положительных сторон, которые, вероятно, смогли бы повысить уровень огневой подготовки военнослужащих ВС РФ.

Во-первых, использование тренажёров способствовало бы, повышению морально-психологической устойчивости к влиянию различных факторов, а также предоставляло бы больше возможностей для создания той или иной тактической обстановки. Недостатком использования тренажёров является их стоимость.

Во-вторых, на наш взгляд, проведение квалификационных стрельб после каждого этапа подготовки, позволило бы более детально разобрать недостатки, сделать определённые выводы и внести коррективы в дальнейшем обучении.

В-третьих, психологическая подготовка обучаемых играет важную роль при огневой подготовке, т.к. неподготовленный, в моральном отношении, военнослужащий в реальных боевых условиях, не сможет показать тех же результатов которых он достиг в процессе обучения.

© Волков Е. С., Полуянов И. А., Иванов И. А., 2022

УДК 376.1

Гришина К.А.

Воспитатель, МБДОУ №82 «Чиполлино»,

г. Калуга, РФ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Аннотация

В данной статье описаны особенности развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Приведены точки зрения разных исследователей данного вопроса, а также описаны основные линии их возрастного развития.

Ключевые слова:

дети с ОВЗ, умственная отсталость, дошкольное образование, инклюзивное образование, психолого-

педагогическая характеристика.

Одной из приоритетных целей образовательной и социальной политики в РФ является модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Особое внимание уделяется активному внедрению и апробации модели инклюзивного

образования, которая подразумевает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями (далее - с ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками. Дети с ОВЗ - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Среди детей раннего возраста, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют дети с интеллектуальной недостаточностью.

Для детей с нарушениями интеллекта дошкольный возраст является начальным периодом развития перцептивного действия. Только в данной возрасте у ребенка с интеллектуальной недостаточностью появляется интерес к игрушкам и предметам, начинается ознакомление с их свойствами и отношениями. По мнению многих исследователей, переломным в развитии восприятия у детей с нарушениями интеллекта является пятый год жизни, который характеризуется тем, что дети могут уже делать выбор по образцу, цвету, форме, величине. Стоит отметить, что лишь некоторая часть детей с нарушенным интеллектом к концу дошкольного возраста достигают определенного уровня развития восприятия. Для детей с нормой данный уровень развития характерен для начала дошкольного периода.

Также исследователи отмечают, что у детей с интеллектуальной недостаточностью страдает формирование целостного образа. У большей части детей целостный образ не может стать основой действия и не воспроизводится ребенком ни при складывании разрезной картинки, ни в форме предметного изображения. У другой части имеются неполноценные, искаженные образы.

По мнению Л.В. Годовниковой, у детей с нарушениями интеллекта наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. К концу дошкольного периода не всем детям с нарушениями интеллекта оказывается доступным выполнение простейших практических задач, т.е. выполнение действия с орудием или рукой, направленное на достижение практического результата, например, на перемещение предмета [2, с.24].

Также, стоит отметить, что у детей с нарушениями интеллекта отсутствует активный поиск решения, они часто остаются равнодушными как к процессу решения задачи, так и к результату, даже в тех случаях, когда перед ними стоит игровая задача.

Е.А. Стребелева и А.А. Катаева отмечают, что дети дошкольного возраста с нарушениями интеллекта часто испытывают трудности моторного характера, не умеют ориентироваться в пространстве, не могут оценить свойства и отношения между объектами, не используют в своей деятельности прошлый опыт [3, с.29].

Так как развитие игры в младшем дошкольном возрасте осуществляется при достижении определенного уровня предметной деятельности, то у детей с интеллектуальной недостаточностью она может начать своё формирование только к концу дошкольного возраста. Это связано, в первую очередь, с тем, что к началу дошкольного периода у детей с нарушениями интеллекта предметная деятельность находится еще на стадии формирования. Действия с предметами у них достаточно специфичны и основаны, в большинстве случаев, на простых манипуляциях.

О.А. Безрукова и Г.Г. Приходько пишут, что у детей с интеллектуальными нарушениями отставание в речевом развитии начинается с младенчества и продолжает накапливаться в дальнейшем. Это обуславливает отсутствие готовности к ее усвоению в начале дошкольного возраста, так как у таких детей часто не сформированы предпосылки речевого развития такие как, предметная деятельность, интерес к окружающему миру, необходимый уровень развития эмоционально-волевой сферы, в частности, готовность к эмоциональному общению со взрослым, плохо сформирован фонематический слух, слабо развит артикуляционный аппарат и др. [1, с.34]

По мнению Е.А. Стребелевой и А.А. Катаевой, развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему

миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Стоит отметить, что многие дети начинают говорить только к 4-5 годам и их речь не выполняет своей основной функции -коммуникативной [3, с.30-35].

Таким образом, выше мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью. Такие дети существенно отличаются от сверстников и требуют повышенного внимания со стороны педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов образовательной организации. Список использованной литературы:

1. Безрукова О.А., Приходько, О.Г. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.А. Безрукова, О.Г. Приходько. - М.: Русская Речь, 2016. - 112 с.

2. Годовникова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ [Текст] / Л.В. Годовникова. - М.: Юрайт, 2020 - 218 с.

3. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.

4. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. -144 с.

5. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.

© Гришина К. А., 2022

УДК 304.442

Дроздов В.А.

курсант ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ Смеянов С.Н.

канд. пед. наук, доцент ВУНЦ ВВС «ВВА»,

г. Воронеж, РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье произведен анализ методов исследования организационной культуры, определены их положительные и отрицательные стороны, даны рекомендации выбора методики исследования организационной культуры

Ключевые слова

метод, методика, исследование, организационная культура

Исследуя и изучая феномен организационной культуры, необходимо подобрать методики, адекватные целям и задачам исследования.

И вопрос о том, какие методы использовать при ее изучении, является дискуссионным. Предпочтение того или иного метода формируется на основании позиции исследователя в понимании природы самого феномена «организационной культуры»

Под методикой исследования организационной культуры понимается алгоритм действий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.