Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / МЕТОДИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздов В.А., Смеянов С.Н.

В статье произведен анализ методов исследования организационной культуры, определены их положительные и отрицательные стороны, даны рекомендации выбора методики исследования организационной культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. Стоит отметить, что многие дети начинают говорить только к 4-5 годам и их речь не выполняет своей основной функции -коммуникативной [3, с.30-35].

Таким образом, выше мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ с интеллектуальной недостаточностью. Такие дети существенно отличаются от сверстников и требуют повышенного внимания со стороны педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов образовательной организации. Список использованной литературы:

1. Безрукова О.А., Приходько, О.Г. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.А. Безрукова, О.Г. Приходько. - М.: Русская Речь, 2016. - 112 с.

2. Годовникова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ [Текст] / Л.В. Годовникова. - М.: Юрайт, 2020 - 218 с.

3. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 208 с.

4. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. -144 с.

5. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.

© Гришина К. А., 2022

УДК 304.442

Дроздов В.А.

курсант ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, РФ Смеянов С.Н.

канд. пед. наук, доцент ВУНЦ ВВС «ВВА»,

г. Воронеж, РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье произведен анализ методов исследования организационной культуры, определены их положительные и отрицательные стороны, даны рекомендации выбора методики исследования организационной культуры

Ключевые слова

метод, методика, исследование, организационная культура

Исследуя и изучая феномен организационной культуры, необходимо подобрать методики, адекватные целям и задачам исследования.

И вопрос о том, какие методы использовать при ее изучении, является дискуссионным. Предпочтение того или иного метода формируется на основании позиции исследователя в понимании природы самого феномена «организационной культуры»

Под методикой исследования организационной культуры понимается алгоритм действий,

направленных на изучение организационной культуры для получения сведений о состоянии объекта исследования и выявления преимуществ и недостатков вышеуказанного феномена.

Проведем анализ методов исследования организационной культуры. На сегодняшний день существуют следующе методы изучения организационной культуры:

1. Холистические методы. Они основываются на изучении ситуации исследователем, будучи глубоко вовлеченным и погруженным в нее. Ситуация изучается полностью изнутри, принимается активное участие в деятельности организации. Используются весь арсенал средств получения информации, с помощью которых проводится качественная оценка [1].

Недостатком такого метода может явиться низкая достоверность исследования при выявлении персоналом организации исследователя, а также «человеческий фактор», заключающийся в субъективном мнении одного человека. Кроме того, результаты таких наблюдений в разных организациях трудно сравнивать.

2. Метафорические методы. Такие исследования основаны на изучении образцов документов на основе различных документально-языковых средств коммуникации персонала организации. Здесь учитываются мифы, легенды, язык общения, принятые и разделяемые сотрудниками.

По сравнению с предыдущим данный метод может показаться более приемлемым, поскольку документы организаций объективны, доступны и могут быть легко оценены, однако он довольно редко применяется на практике, так как с помощью документов можно выявить лишь декларируемую организационную культуру, какой хотят ее видеть руководители организации. Причем содержание документов может не отражать полной картины для оценки организационной культуры. Такие результаты могут не отражать реальную культуру организации.

3. Количественные методы. Исследователи используют различные тесты, анкеты, устные опросы, которые позволяют количественно (в цифрах) измерить организационную культуру по различным параметрам.

В настоящее время многие исследования организационной культуры осуществляются такими методами, поскольку они обладают рядом преимуществ:

1) анонимность изучения мнений респондентов позволяет получить достоверные результаты исследования;

2) высокая степень объективности результатов, поскольку в этом случае исключается субъективный фактор личности исследователя;

3) результаты изучения различных объектов легко сравнимы;

4) точность результатов, позволяющая наглядно представить картину исследования;

5) в отличие от метафорических методов выявляется реальное состояние организационной культуры;

6) создаются условия изучения характеристик организационной культуры на всех уровнях.

Мы полагаем, что использование количественных методов исследования организационной культуры в большей мере позволит сформировать представление о типичной культуре, сделает возможным моделировать организационную культуру интересующего объекта при организационном проектировании.

Определившись с методикой автор исследования должен придерживаться следующих принципов:

1) многосторонняя и детальная оценка организационной культуры;

2) использование эмпирической базы исследований

3) простота и доступность порядка статистической обработки результатов исследований;

4) использование инструментария количественной оценки, понятного всему персоналу организации, независимо от уровня образования и профессиональной подготовки.

По мнению авторов, выбор метода будет зависеть от целей, задач, гипотез исследования.

Использование сочетания различных адаптированных методик комплексного подхода в исследовании организационной культуры позволит наиболее полно отразить ее состояние. При этом необходимо учитывать, что различные методологии исследования имеют свои ограничения.

Список использованной литературы: 1. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. - 2-е изд., испр и доп. - СПб.: ЭГО, 2001.- 251 с.

© Дроздов В.А., Смеянов С.Н., 2022

УДК 37.01:001.895

Закирова А.М.

Мастер производственного обучения ГБПОУ ЧГКИПиТ

г. Челябинск

НАСТАВНИЧЕСТВО В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблематике, так как одной из ключевых особенностей воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях является использование возможностей института наставничества, при этом наставниками могут быть как члены педагогического коллектива образовательной организации (преподаватели, мастера производственного обучения), так и представители предприятий и организаций - сетевых партнеров. Наставничество позволяет в форме диалога на равных передается социальный опыт, знания и умения, создаются условия для самореализации обучающихся в социально значимой деятельности.

Ключевые слова:

воспитательная работа, профессиональная образовательная организация, наставник, наставничество, функции наставничества.

Обращение к проблеме профессионального воспитания на современном этапе обусловлено модернизацией образовательной системы России, вхождением в мировое образовательное пространство, что находит свое отражение на всех уровнях и ступенях непрерывного профессионального образования и рассматривается как один из приоритетов государственной политики России [3].

Специфика реализации процесса профессионального воспитания состоит в том, что он оказывается интегрирован в различных точках пространства и времени с осуществлением иных процессов. Система профессионального воспитания работает и с учебным процессом, и с внеучебной деятельностью обучающихся, в какой бы форме она ни осуществлялась - проектная деятельность или самоуправление, клубная активность или добровольческие акции, дополнительное образование или общение. Система профессионального воспитания оказывается интегрированной в образовательную программу и не предполагает однозначно выделенного в образовательном процессе времени своего функционирования. Другими словами, осуществляет профессиональное воспитание и отвечает в той или иной мере за его результаты любой субъект (преподаватель, мастер, специалист производства и т.п.), работающий с обучающимися [3].

Одной из ключевых особенностей воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях является использование возможностей института наставничества, при этом наставниками могут быть как члены педагогического коллектива образовательной организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.