Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1214
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
дошкольный возраст / ребенок / уровень самостоятельности / внимания.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Палагина Нина Степановна, Морозова Алла Алексеевна, Щеголева Татьяна Викторовна

В статье рассматривается психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного. Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст – это этап в развитии социального пространства человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игру и реальные отношения со сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Палагина Нина Степановна, Морозова Алла Алексеевна, Щеголева Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-324-326 ПАЛАГИНА Нина Степановна,

NIION: 2018-0076-4/23-277 ВФ ФГКОУ Волгодонской филиал

MOSURED: 77/27-023-2023-4-277 Ростовского юридического института МВД России,

e-mail: palagina@rambler.ru

МОРОЗОВА Алла Алексеевна,

Донской государственный технический институт (филиал), Волгодонск (Россия), Россия,

е-таН:317077@mail.ru

ЩЕГОЛЕВА Татьяна Викторовна,

Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, Россия, e-mail: 17076@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного. Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст - это этап в развитии социального пространства человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игру и реальные отношения со сверстниками.

Ключевые слова: дошкольный возраст, ребенок, уровень самостоятельности, внимания.

PALAGINA Nina Stepanovna,

VF FGKOU Volgodonsk branch Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs Of Russia

MOROZOVA Alla Alekseevna,

Don State Technical Institute (branch) Volgodonsk (Russia), Russia

SHCHEGOLEVA Tatiana Viktorovna,

Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs Russia, Russia

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF PRESCHOOL CHILDREN

Annotation. The article discusses the psychological and pedagogical characteristics of preschool children. The relevance of the research problem is due to the fact that preschool age is a stage in the development of the social space of human relations through communication with close adults, as well as through play and real relationships with peers.

Key words: preschool age, child, level of independence, attention.

Дошкольный возраст - это этап в развитии социального пространства человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игру и реальные отношения со сверстниками.

Дошкольный возраст начинается с изменения ведущей деятельности -появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом

подражания. В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических способностей ребенка.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста -потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овла-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

девает различными способами взаимодействия с другими людьми.

В исследованиях B.C. Мухиной [2], Л.А. Вен-гера [3], О.М. Дьяченко [4], Е.О. Смирновой [5], С.Г. Якобсон [6], Л.А.Парамоновой [7] и других, отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:

- возникает интерес и желание вести здоровым образ жизни - выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения;

- происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все мор-фофункциональные системы;

- интенсивно развиваются моторные функции возрастает двигательная активность (на протяжении пребывания в дошкольном учреждение объем двигательной активности составляет 10-14 тысяч условных шагов, интенсивность - до 40-55 движении в минуту;

- движения детей имеют преднамеренный и целеустремленный характер.

Много фантазирует, используя символическое средство - речь [7, с. 76].

Символическая функция - качественно новое достижение в умственном, познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста - знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который нуждается во внешних опорах (игровых, изобразительных, вещественных символах):

- ребенку свойственен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам;

- ребенок - реалист, для него реально все, что существует;

- ему свойственен эгоцентризм, он не умеет видеть ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения;

- возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей [7, с. 42].

Ребенок становится более самостоятельным, инициативным. Взрослый в специфических видах детской деятельности развивает творчество детей, желание экспериментировать, активно познавать и преобразовывать вещи, материалы, создавать свой оригинальный продукт.

Свобода поведения детей 3-5 лет не исключает формирование у детей чувства осторожности, привитие ему знаний основ безопасности.

В исследованиях Н.Л. Фигурнна, Н.М. Акса-риной, Д.А. Фонарева, О.Л. Печора, С.Л. Новоселовой, Л.П.Павловой, Э.Г.Пилюгиной, Г.Г.Филипповой и других, психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребенка и взрослого в предметной деятельности. В старшем дошколь-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

ном возрасте (от 5 до 7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения [8, с. 83]. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности (А.Н.Леонтьев) связано с устойчивым соотношением мотивов. Происходит их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и произвольность старшего дошкольника [1].

В работах А.В.Запорожца, Е.П. Арушановой, Л.А. Парамоновой, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, Т.А.Куликовой, С.А.Козловой, М.И.Лисиной, С.Г.Якобсон, Е.О.Смирновой и многих других раскрыты следующие особенности детей старшего дошкольного возраста:

- возникают первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. В сюжетно- ролевой игре происходит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм, правил становится одним из важнейших критериев, которыми ребенок оценивает всех людей формируется «внутренняя позиция» (С.Г.Якобсон, М.И.Лисина), желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняя общность (Е.О.Смирнова) делает возможными как активно - действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому;

- самосознание ребенка сочетается с самопознанием, собственной индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение;

- преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование [5, с. 90].

Все это может вызвать проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность). В работах Е.Е.Кравцовой, Н.И. Гуткиной, К.Н.Поливановой, Г.М.Ивановой и других возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы) -развивается кризис 7 лет [9 с. 106].

Психологи Л.А.Венгер, В.С.Мухина считают, что к особенностям шестилетних детей можно отнести следующие варианты позиционной направленности (их отношение к задаче и взрослому):

- игровая позиция (ориентация на материал, с которым необходимо действовать, а не на условия, и свободное игровое варьирование, низкий уровень внимания к образцам и указаниям взрослого);

- учебная позиция (стремление к пониманию и уточнению условий, высокий уровень самостоятельности, внимания, оценивания, конкретизации, обращение за помощью к взрослому в случае затруднения);

- коммуникативная позиция (требующая перевода к ситуационному общению, уход от задачи, попытка увести взрослого на другие темы) [3, с. 132].

Таким образом, стоит отметить, что в дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы. У него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.

Список литературы:

[1] Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца; Предисл. О. М. Дьяченко. - Москва. : Изд-во Междунар. образоват. и психол. Колледжа, 2019. - Библиогр..: с.144. - 800 экз. - ISBN 5-88919-001-6. - Текст : непосредственный.

[2] Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - Москва. : Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 2019. - Библиогр..: с.352. - 600 экз. - ISBN 5-04003884-4. - Текст : непосредственный.10. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. -Москва. : Просвещение, 2018. - Библиогр..: с.335.

- 1000 экз. - ISBN 5-09-000760-

[3] Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. - Москва : Мозаика-Синтез, 2018. - Библиогр..: с.126. - 600 экз. -ISBN 978-5-86775-551-5. - Текст : непосредственный.

[4] Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Смирнова Е. О., - Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2018. - Библиогр..: с.251. - 600 экз. - ISBN 5-89112-042-9. - Текст : непосредственный.

[5] Якобсон, С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. - Москва : Дрофа, 2017. - Библиогр..: с.176.

- 300 экз. - ISBN 5-358-00427-0. - Текст : непосредственный.

[6] Парамонова, Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. - Москва. : Карапуз, 2019. - Библиогр..: с.239. - 300 экз. -ISBN 5-7843-0026-6. - Текст : непосредственный.

[7] Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш., - Барнаул : АлтГПУ, 2019. - Библиогр..: с.185. - 100 экз. - ISBN 978-5-88210-776-4.

- Текст : непосредственный.

[8] Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - Москва. : Издательский центр «Академия», 2017. - Библиогр..: с. 215. - 1300 экз.- ISBN 5-7695-0149-9. - Текст : непосредственный.

[9] Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика / Е. Е. Кравцова. - Москва : Проспект, 2017. - Библиогр..: с. 320. - 1000 экз. - ISBN 978-5-392-240609. - Текст : непосредственный.

Spisok literatury:

[1] Leont'ev, A.N. Voprosy psihologii rebenka doshkol'nogo vozrasta / Pod red. A. N. Leont'eva, A. V. Zaporozhca; Predisl. O. M. D'yachenko. - Moskva. : Izd-vo Mezhdunar. obrazovat. i psihol. Kolledzha, 2019. - Bibliogr..: s.144. - 800 ekz. - ISBN 5-88919001-6. - Tekst : neposredstvennyj.

[2] Muhina, V. S. Detskaya psihologiya / V. S. Muhina. - Moskva. : Aprel' press : EKSMO-Press, 2019. - Bibliogr..: s.352. - 600 ekz. - ISBN 5-04003884-4. - Tekst : neposredstvennyj.10. Venger, L.

A. Psihologiya / L. A. Venger, V. S. Muhina. - Moskva. : Prosveshchenie, 2018. - Bibliogr..: s.335. - 1000 ekz. - ISBN 5-09-000760-

[3] D'yachenko, O.M. Razvitie voobrazheniya doshkol'nika / O. M. D'yachenko. - Moskva : Mozai-ka-Sintez, 2018. - Bibliogr..: s.126. - 600 ekz. - ISBN 978-5-86775-551-5. - Tekst : neposredstvennyj.

[4] Smirnova, E. O. Razvitie voli i proizvol'nosti v rannem i doshkol'nom vozrastah / Smirnova E. O.,

- Moskva : In-t prakt. psihologii ; Voronezh : NPO «MODEK», 2018. - Bibliogr..: s.251. - 600 ekz. -ISBN 5-89112-042-9. - Tekst : neposredstvennyj.

[5] YAkobson, S. G. Doshkol'nik. Psihologiya i pedagogika vozrasta / S. G. YAkobson, E. V. Solov'eva. - Moskva : Drofa, 2017. - Bibliogr..: s.176.

- 300 ekz. - ISBN 5-358-00427-0. - Tekst : neposredstvennyj.

[6] Paramonova, L. A. Detskoe tvorcheskoe konstruirovanie / L. A. Paramonova. - Moskva. : Karapuz, 2019. - Bibliogr..: s.239. - 300 ekz. - ISBN 5-7843-0026-6. - Tekst : neposredstvennyj.

[7] Darvish, O. B. Vozrastnaya psihologiya / O.

B. Darvish., - Barnaul : AltGPU, 2019. - Bibliogr..: s.185. - 100 ekz. - ISBN 978-5-88210-776-4. - Tekst : neposredstvennyj.

[8] Uruntaeva, G.A. Doshkol'naya psihologiya / G. A. Uruntaeva. - Moskva. : Izdatel'skij centr «Akademiya», 2017. - Bibliogr..: s. 215. - 1300 ekz.-ISBN 5-7695-0149-9. - Tekst : neposredstvennyj.

[9] Kravcova, E. E. Psihologiya i pedagogika / E. E. Kravcova. - Moskva : Prospekt, 2017. - Bibliogr..: s. 320. - 1000 ekz. - ISBN 978-5-392-240609. - Tekst : neposredstvennyj.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.