Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕДИКО-САНИТАРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОСНОВА РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В СПОРТИВНЫЕ КОМАНДЫ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕДИКО-САНИТАРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОСНОВА РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В СПОРТИВНЫЕ КОМАНДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНОЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ТРАВМА / ПСИХОСОМАТИКА / "БАЗОВАЯ ПРОГРАММА"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Муравьев Алексей Валентинович, Антипова Анастасия Романовна

Целью исследования является выявление наиболее эффективного способа применения медико-санитарного сопровождения и педагогической деятельности как главных аспектов в отборе кандидатов в спортивные команды, восстановлению спортсмена после соревнований и работе с курсантами, склонными к психосоматическим заболеваниям. Для достижения поставленной цели была реализована «базовая программа» подготовки спортсмена к соревнованиям, главная задача использования которой заключалась в раскрытии на отдельных этапах особенностей взаимодействия двух главных сопровождающих процесс подготовки направления. В результате полугодового использования базовой программы у спортсменов понизился процент утомляемости, депрессивных состояний; лица, склонные к психосоматическим заболеваниям приобрели способность к саморегуляции, что повысило общий уровень физической подготовки спортсменов, входящих в сборные спортивные команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Муравьев Алексей Валентинович, Антипова Анастасия Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY AND MEDICAL AND SANITARY SUPPORT AS THE BASIS OF WORK WITH CADETS INCLUDED IN SPORTS TEAMS

The purpose of the study is to identify the most effective way of using medical and sanitary support and pedagogical activity as the main aspects in the selection of candidates for sports teams, the recovery of an athlete after competitions and work with cadets prone to psychosomatic diseases. To achieve this goal, a “basic program” was implemented to prepare an athlete for competitions, the main task of using which was to reveal at separate stages the features of the interaction of the two main accompanying the process of preparing the direction. As a result of the six-month use of the basic program, the percentage of fatigue and depressive states decreased among athletes; persons prone to psychosomatic diseases acquired the ability to self-regulate, which increased the overall level of physical fitness of athletes included in national sports teams.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕДИКО-САНИТАРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОСНОВА РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В СПОРТИВНЫЕ КОМАНДЫ»

8. Martirosov, E.G. and Tumanyan, G.S. (1976), Physique and sport, Physical culture and sport, Moscow.

9. Mikhailov, N.G. (2012), Designing information and educational space in the system of physical education: monograph, MCU, Teler, Moscow.

10. Mikhailov, N.G., Mikhailova, E.I. and Derevleva, E.B. (2019), Methods of teaching physical culture. Aerobics: textbook, Yurayt, Moscow.

11. Mikhailova, E.I., Mikhailov, N.G. and Derevleva. E.B. (2021), Aerobics in school physical education: textbook, MCU, Moscow.

12. Nazarenko-Krivosheina, E.P. (1987), Are you beautiful, man?, Molodaya gvardiya, Moscow.

13. Nedrigailov, O.V. (1927), "Social differences in height and weight and some pelvic sizes in women in connection with the question of correlation between the size of the mother and the newborn", Materials on anthropology of Ukraine, Kharkov, No. 3, pp. 198-209.

14. Nietzsche F. (1994), The will to power. The experience of revaluation of all values (18841888), Edited by G. Rachinsky, Ya. Berman, ZHANNA, Moscow.

15. Stolyarov, V.I., Bykhovskaya, I.M. and Lubysheva, L.I. (1998), "Concept of physical culture and physical education (innovative approach)", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 11-15.

16. Stolyarov, V.I., Balsevich, V.K., Mochenov, V.P. and Lubysheva, L.I. (2009), Modernization of physical education and physical culture and sports work in a secondary school, Scientific and Publishing Center "Theory and practice of physical culture", Moscow.

17. Stolyarov, V.I. (2011), Philosophy of sport and human physicality: monograph, Book.1. Introduction to the world of sports philosophy and human physicality, Universal Book, Moscow.

18. Stolyarov, V.I. and Seiranov, G. (2021), Theory of physical culture (critical analysis of the current state, technology and results of modernization): monograph, Moscow State Academy of Physical Culture. Malakhovka.

19. Utkin, V.L. (2008), Arithmetic of health, Papyrus, Moscow.

20. Fomkin A.V.and Stepanik I.A. (2011), Fundamentals of the doctrine of the constitution and body proportions of ballet dancers, Vaganova Academy of Russian Ballet, St. Petersburg.

Контактная информация: kjebeleva2010@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2022

УДК 796.07

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕДИКО-САНИТАРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОСНОВА РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В СПОРТИВНЫЕ КОМАНДЫ

Алексей Валентинович Муравьев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Анастасия Романовна Антипова, курсант, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Владимир

Аннотация

Целью исследования является выявление наиболее эффективного способа применения медико-санитарного сопровождения и педагогической деятельности как главных аспектов в отборе кандидатов в спортивные команды, восстановлению спортсмена после соревнований и работе с курсантами, склонными к психосоматическим заболеваниям. Для достижения поставленной цели была реализована «базовая программа» подготовки спортсмена к соревнованиям, главная задача использования которой заключалась в раскрытии на отдельных этапах особенностей взаимодействия двух главных сопровождающих процесс подготовки направления. В результате полугодового использования базовой программы у спортсменов понизился процент утомляемости, депрессивных состояний; лица, склонные к психосоматическим заболеваниям приобрели способность к саморегуляции, что повысило общий уровень физической подготовки спортсменов, входящих в сборные спортивные команды.

Ключевые слова: ментальное, физическое здоровье, реабилитация, травма, психосоматика, «базовая программа».

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p380-384

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY AND MEDICAL AND SANITARY SUPPORT AS THE BASIS OF WORK WITH CADETS INCLUDED IN

SPORTS TEAMS

Alexey Valentinovich. Muravyev, the candidate ofpedagogical sciences, deputy head of the department, Anastasia Romanovna Antipova, the cadet, Vladimir Law Institute of the Federal

Penitentiary Service of Russia

Abstract

The purpose of the study is to identify the most effective way of using medical and sanitary support and pedagogical activity as the main aspects in the selection of candidates for sports teams, the recovery of an athlete after competitions and work with cadets prone to psychosomatic diseases. To achieve this goal, a "basic program" was implemented to prepare an athlete for competitions, the main task of using which was to reveal at separate stages the features of the interaction of the two main accompanying the process of preparing the direction. As a result of the six-month use of the basic program, the percentage of fatigue and depressive states decreased among athletes; persons prone to psychosomatic diseases acquired the ability to self-regulate, which increased the overall level of physical fitness of athletes included in national sports teams.

Keywords: mental, physical health, rehabilitation, trauma, psychosomatics, "basic program".

ВВЕДЕНИЕ

Обратим особое внимание на тот факт, что по данным ФГБНУ НЦПЗ на сегодняшний день от 15% до 50% госпитализированных больных страдают психосоматическими заболеваниями общесоматической сети. При этом Всеобщая Организация Здравоохранения уже признала семь физиологических заболеваний, источником которых являются психологические причины. Данный факт говорит о том, что велика вероятность зачисления в сборную спортивную команду курсанта, имеющего склонность к подобным заболеваниям, при том, что подобные нежелательные проявления выявляются в экстренных, длительно психотравмирующих ситуациях. Уже сейчас при наблюдении за спортсменами, склонными к психосоматическим заболеваниям (под которыми мы понимаем ухудшение состояния здоровья посредством воздействия негативных внешних факторов на эмоциональное состояние курсанта), на фоне переживаний, стрессов, напряжения фиксируется снижение нормального уровня состояния здоровья - что, соответственно, помимо внешних факторов снижения «здорового» функционирования организма выявляется медицинскими работниками [2].

Восстановление такого спортсмена должно проходить в комплексе применения к нему медицинских мер профилактического характера на основе полученных результатов исследования состояния его здоровья и реабилитационных мероприятий, которые по обширному наличию программ - разноплановы. Например, мы выделяем физиологические реабилитационные мероприятия, которые проводятся в том случае, если у спортсмена фиксируется крайняя стадия эмоционального выгорания. В подобной ситуации спортсмен имеет право брать отпуск по личным обстоятельствам, продолжительностью 10 календарных дней (согласно ст. 58 ФЗ от 19.07.2018 г.№197 -ФЗ), также к данной категории мероприятий мы относим изменение рациона курсанта и распорядка дня. Следующая категория реабилитационных мероприятий непосредственно направлена на восстановление ментального здоровья, и выражается в проведение со спортсменом аутогенных, идеомо-торных тренировок под руководством психолога, а также обучение приемам саморегуляции. Нередко для того, чтобы реабилитационные мероприятия психологической направленности достигали желаемого результата, необходимо медикаментозное сопровождение. Наша экспериментальная «базовая» программа направленна непосредственно на совместное применение реабилитации и мер медицинского характера, с целью повышения

уровня физического состояния каждого спортсмена, входящего в сборные спортивные команды.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

«Базовая» программа использовалась для работы с курсантами 1 курса ВЮИ ФСИН России, с начала этапа их отбора в сборную спортивную команду и применялась в процессе подготовки к соревнованиям спортсменов 2, 3 курса, которые были зачислены в сборную ранее. Весь процесс взаимодействия тренера, психолога и сотрудников медицинской части делился на этапы:

Первый этап включал в себя изучение личности курсанта в статусе кандидата на включение в сборную спортивной команды. На этом уровне происходил анализ уже имеющихся спортивных достижений курсанта путем изучения документального подтверждения спортивного разряда и оценки имеющихся навыков в условиях тренировочного процесса. Далее кандидаты проходили психологическую диагностику, целью которой являлось выяснение особенностей процессов возбуждения и торможения, волевых качеств, стрессоустойчивости, личностной тревожности (диагностика проводится путем опросов, анкет, тестов). После чего на основе уже полученной информации о ментальном и физическом здоровье курсанта с ним проводилась индивидуальная беседа, с целью выявления наличия и характера мотивации спортивной деятельности.

Второй этап работы педагога со спортсменом был направлен на стимулирование спортсмена к эффективной спортивной деятельности, проведению тренировочного процесса приближенного к реальным «конкурсным» условиям, формированию «волевого» стрежня, отработки страхов и психологических барьеров перед соревнованиями, выявление системы мер, положительно влияющей на эмоциональное состояние спортсмена в стрессовых ситуациях. Также при необходимости тренер проводил профилактические беседы совместно с курирующим психологом. Здесь мы можем наблюдать взаимодействие с медико-санитарным направлением, так как рамки данного этапа не имеют временного ограничения и в этот период спортсменом могут быть получены травмы, также не исключено появление эмоционального выгорания и утомляемости.

На третьем этапе работы педагог выявлял «слабые и сильные стороны» спортсмена в конкретном виде спорта, которые могут проявляться как в индивидуальной, так и коллективной работе. То есть на данном этапе обнаруживались те психологические параметры спортсмена, которые влияют на показатели эффективности соревновательной деятельности. Здесь педагог подвергает анализу социально-психологический климат в команде (в командных видах спорта), определяет социометрический статус каждого спортсмена; и подробно изучает мотивационную направленность спортсмена в индивидуальных соревнованиях, а также особенность его познавательных процессов в ходе тренировок, наличие эмоционального выгорания, утомления, изменение внешней работоспособности.

На четвертом этапе психологом проводилась коррекция ранее выявленных «нездоровых» проявлений в психологическом, а впоследствии и физическом состоянии спортсмена. Психологическая помощь спортсменам оказывалась путем организации групп психологической поддержки (куда помимо психолога входит и тренер), ведением спортсменом дневника «значимых переживаний», отметим, что особо эффективным на данном этапе оказался метод опережающего сопереживания.

Пятый этап включал в себя методы восстановления и релаксации. На данном этапе педагог обучал спортсменов средствам и способам саморегуляции психологических состояний. Сюда мы можем отнести убеждение, внушение, сублимацию (некое переключение мыслей спортсмена с хода предстоящих соревнований на установку о необходимости выполнения определенных действий).

Нами также были выявлены принципы [1] организации медико-санитарной помощи, соблюдение которых прямым образом влияет на конечный результат работы со

спортсменами:

Поэтапность реабилитации. Любая медико-санитарная помощь по своей сущности представляет реабилитацию, восстановление в зависимости от характера травмы, проблемы. Ученые практики выделяют три основных этапа - медицинское восстановление (предполагает приведение в норму физиологических, психических процессов), спортивная реабилитация (направлена на восстановление утраченных приемов, навыков), спортивная тренировка (постепенное возвращение спортсмена к индивидуальному режиму тренировок).

Полнота и системность. Медицинские методы и средства должны быть направлены как на ментальное, так и на физическое здоровье спортсмена вне зависимости наличия действительных патологий; так как некоторые средства могут использоваться для превентивной профилактики.

Дозированность. В основном данный принцип касается третьего этапа реабилитации - спортивных тренировок; так как резкое вхождение в прежний режим занятий после восстановления может привести к возврату ранее полученной травмы.

Срочность. Данный принцип мы рассматриваем как немедленное оказание медицинской помощи спортсмену при получении травм средней тяжести, тяжких особо тяжких - требующих госпитализации.

Плановость. Все сотрудники уголовно-исполнительной системы периодически проходят обязательные медицинские осмотры, что позволяет систематически получать информацию о физическом состоянии сотрудников.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе подобного комплексного применения медико-санитарного сопровождения и психолого-педагогической работы за временной промежуток с 01.09.2021г. по 01.08.2022 года были получены следующие результаты: 2% из 2,3% спортсменов, ранее страдающие шейными зажимами, головными болями - обостряющимися перед соревнованиями, смогли избавиться от подобных негативных явлений; у 1,5% из 2,8% курсантов исчезли кожно-гальванические реакции перед соревнованиями. 0,1% из 0,15% спортсменов, у которых на фоне переживаний обострялся невроз желудка, на данный момент не испытывают подобных проблем. Сократился уровень травматизма в процессе подготовки к соревнованиям с одновременным сокращением необходимого времени на восстановление травм (имеется случай трехмесячного восстановления спортсмена после смещения коленной чашечки посредством применения медицинского восстановления, спортивной реабилитации и спортивной тренировки)

ВЫВОДЫ

1. Несмотря на то, что психо лого-педагогическая деятельность и медико-санитарное сопровождение это два разных направления работы со спортсменами. Однако они дополняют друг друга, так как контролю подвергается не только физическое здоровье курсантов, но и их ментальное состояние.

2. Поочередное соблюдение этапов «базовой» программы в совокупности с соблюдением принципов применения медико-санитарного сопровождения позволили повысить уровень физической подготовки спортсменов

3. Медико-санитарное сопровождение и психолого-педагогическую деятельность необходимо продолжать применять в совокупности и после соревнований

ЛИТЕРАТУРА

1. Кручинский Н.Г. Современные принципы в реабилитации спортсменов / Н.Г. Кручин-ский // Здоровье для всех. - 2016. -№ 2. - С. 11-15.

2. Уляева Л.Г., Мельник Е.П. Психическая саморегуляция спортсменов как показатель самореализации личности / Л.Г. Уляева, Е.П. Мельник // Ученые записки университета Лесгафта. -

2017. - № 2 (144). - С. 298-303.

REFERENCES

1. Kruchinsky, N.G. (2016), "Modern principles in the rehabilitation of athletes", Health for all, No. 2, pp. 11-15.

2. Ulyaeva, L.G. and Melnik, E.P. (2017), "Mental self-regulation of athletes as an indicator of self-realization of personality", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (144), pp.298-303.

Контактная информация: nastia11.2013@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2022

УДК 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С

МИОПИЕЙ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ

Гульсум Хамитовна Насырова, кандидат биологических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Аннотация

Определен процент студентов с близорукостью. Он составил 26,9% среди прочих заболеваний у студентов 1 курса КНИТУ Установлено распределение студентов по степени миопии. Студентов со средней степенью миопии в два раза больше, чем с миопией слабой и высокой степени. Прослеживается четкая связь между близорукостью и изменениями в опорно-двигательном аппарате (ОДА) (нарушение осанки 80%, среди них сколиозы 19,7%, плоскостопие). Статистическое ухудшение зрения на старших курсах не установлено. По результатам выполнения различных физических упражнений было установлено, что большинство студентов со слабой и средней миопией имеют хорошую двигательную активность, которую нужно постепенно повышать, увеличивая общую тренированность организма и совершенствуя компенсаторные механизмы, ослабляя негативное влияние на зрение.

Ключевые слова: двигательная активность, миопия, опорно-двигательный аппарат, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p384-387

ORGANIZATION TO THE CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF KAZAN STATE TECHNICAL UNIVERSITY WITH MYOPIA OF DIFFERENT

DEGREES

Gulsum Hamitovna Nasyrova, the candidate of biological sciences, docent, Kazan National

Research Technological University

Abstract

The percentage of students with myopia was determined. It was 26.9% among other diseases in students of the 1st year of KNRTU. The distribution of students according to the degree of myopia was established. Students with the average degree of myopia are twice as many as those with weak and high degree of myopia. There is clear link between myopia and changes in the musculoskeletal system (ODS) (80% posture disorders, including scoliosis 19.7%, flat feet). Statistical deterioration of vision in senior courses is not established. According to the results of various physical exercises, it was found that the majority of students with weak and medium myopia have good motor activity, which should be gradually increased, increasing the overall fitness of the body and improving compensatory mechanisms, reducing the negative impact on vision.

Keywords: motor activity, myopia, musculoskeletal system, physical fitness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.