Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ - НОВОЕ ПОНЯТИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

КУЛЬТУРА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ - НОВОЕ ПОНЯТИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ТЕЛЕСНАЯ КУЛЬТУРА / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Николай Георгиевич, Жебелева Екатерина Валентиновна

В статье раскрывается содержание культуры телосложения как части инновационной физической культуры, анализируется смысловое значение данного термина, предлагаются варианты формирования культуры телосложения у студенческой молодежи. В качестве основного решения этой задачи предлагается использовать фитнес-аэробику. Разнообразные средства фитнес-аэробики позволяют добиваться различного телосложения, как юношей, так и девушек. Особенности использования фитнес-аэробики связаны с историческими традициями включения различных физических упражнений в программы по физической культуре для подготовки будущих специалистов гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Николай Георгиевич, Жебелева Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BODY CULTURE - NEW CONCEPT IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

The article reveals the content of the culture of the physique as part of the innovative physical culture, it analyzes the semantic meaning of this term, offers options for the formation of the culture of the physique among students. As the main solution to this problem, it is proposed to use fitness aerobics. Variety of means of fitness aerobics allow you to achieve the different physique, both boys and girls. Features of the use of fitness aerobics are associated with the historical traditions of including various physical exercises in physical education programs for the training of future specialists of the humanities.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ - НОВОЕ ПОНЯТИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

УДК 796.01, 159.922.5

КУЛЬТУРА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ - НОВОЕ ПОНЯТИЕ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Николай Георгиевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской университет, Москва; Екатерина Валентиновна Жебелева, старший преподаватель, Российский государственный гуманитарный университет, Москва

Аннотация

В статье раскрывается содержание культуры телосложения как части инновационной физической культуры, анализируется смысловое значение данного термина, предлагаются варианты формирования культуры телосложения у студенческой молодежи. В качестве основного решения этой задачи предлагается использовать фитнес-аэробику. Разнообразные средства фитнес-аэробики позволяют добиваться различного телосложения, как юношей, так и девушек. Особенности использования фитнес-аэробики связаны с историческими традициями включения различных физических упражнений в программы по физической культуре для подготовки будущих специалистов гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: инновационная физическая культура, культура телосложения, телесная культура, гармоничное развитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p375-380

BODY CULTURE - NEW CONCEPT IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

Nikolay Georgievich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Moscow City University, Moscow; Ekaterina Valentinovna Zhebeleva, the senior teacher, Russian State University for the Humanities, Moscow

Abstract

The article reveals the content of the culture of the physique as part of the innovative physical culture, it analyzes the semantic meaning of this term, offers options for the formation of the culture of the physique among students. As the main solution to this problem, it is proposed to use fitness aerobics. Variety of means of fitness aerobics allow you to achieve the different physique, both boys and girls. Features of the use of fitness aerobics are associated with the historical traditions of including various physical exercises in physical education programs for the training of future specialists of the humanities.

Keywords: innovative physical culture, physique culture, body culture, harmonious development.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время физическая культура приобретает большое значение для оздоровления населения Российской Федерации. При этом следует опереться на опыт развития учебного предмета «физическая культура» в период с начала XXI века. А это и появление новых концепций этого направления в виде спортизированного физического воспитания [2], Спартианского движения [16] и сохранение отечественных традиций в виде развития физкультурного образования П.Ф. Лесгафта.

В литературе встречается понятие «соматический», «телесный», который более точно отражает ту область культуры, которая имеет отношение к «окультуриванию» телесно-физического в человеке. Однако в большинстве работ авторы используют термины «физическая культура», «телесная» и «соматическая» культура как синонимы [4, 17]. Отечественные ученые предложили развитие телесного направления физической культуры в виде инновационной физической культуры [15].Последнее направление связно с появлением в предметной области физической культуры таких понятий как культура здоровья, культура движений и культура телосложения [9, 17, 18]. Остановимся на анализе последнего понятия, которое с нашей точки зрения, приобретает актуальность в связи с необходимостью сохранения генофонда нации российский народ.

Цель исследования - анализ понятия «культура телосложения» как части инновационной физической культуры.

Настоящее исследование выполнено при помощи теоретического анализа. В исследовании использовались общенаучные методы - анализ и синтез. В качестве объективных методов применялся контент анализ данного понятия в специальной литературе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Воспитание культуры тела берет свое начало еще в Древней Греции. В Древней Греции воспитание гармонии тела средствами гимнастики считалось обязательным и необходимым на протяжении всей жизни. Если обратиться к афинской просветительской практике, то конечная цель образовательной системы в этом обществе определялась греческим понятием калокагатия. В это понятие входило всестороннее интеллектуальное развитие, формирование культуры тела.

Уже Ф. Ницше, рассматривает культуру тела человека и показывает, что этот вопрос становился актуальным в разные временные эпохи, и приводит пример XIX века, когда «на первое место выдвигается здоровье тела как первоусловие здоровья души» [14].

В начале XX века внимание исследователей привлекают знания о телосложении человека [3], идет обсуждение понятия «красивого телосложения» [13]. Исследуются соотношения пропорций тела, состав тела: процентное соотношение жира, воды и мышечной массы, общий уровень здоровья [8].

Во второй половине XX века формируется новое научное направление ауксология человека, изучающая закономерности процесса роста человека, осуществляющая мониторинг индивидуального роста и влияние социальных условий жизни на рост или уменьшение популяции человека [6], рассматривается морфологическая и функциональная конституция тела человек.

В последнее время возрастает интерес к вопросам, связанным с телом человека. И.М. Быховская считает, что толчком к изучению этого вопроса стали принципиальные изменения в образе жизни населения Советского Союза, а теперь и Российской Федерации. Она выделяет рост гиподинамии и иных атрибутов технологического прогресса; рост ценности человеческой индивидуальности и глобальный тренд на визуализацию, интенсификацию влияния экологических факторов и тотальной «медикализации» телесной оболочки, масштабы распространения немыслимых прежде технологических возможностей для изменения человеческой внешности «под заказ» [5].

В литературе встречаются два термина «культура тела» и «культура телосложения». Э.П. Назаренко-Кривошеина связывает красоту человека с культурой тела, отмечая, что красивое и здоровое тело представляют собой два взаимосвязанных понятия [12]. Гусейнова М.Д. определяет культуру телосложения как элемент телесной культуры личности, характеризующий идеалы, нормы и образцы поведения, а также соответствующие знания, интересы и потребности, связанные с телосложением человека, реальная деятельность, направленная на его коррекцию в соответствии с культурными нормами, и результаты этой деятельности [7].

Анализ понятий «культура тела» и «культура телосложения» приводит к двум заключениям, что культура тела характеризует гармоничное развитие человека [19, 20]; а культура телосложения определяет состояние здоровья человека и тесно связано с показателями здоровья [12]. Отсюда можно видеть, что культура телосложения связана с укреплением здоровья, физическим развитием и наличием полезных привычек, ценностей. Культура же тела связана с развитием эстетического восприятия тела, как идеала распространенного в обществе. Следовательно, культура тела - это внешнее восприятие культуры телосложения.

Культура телосложения - это понятие объективное и связано с развитием конкретных физических, морфологических и функциональных свойств тела человека, которые

влияют и на свойства личности. Культура телосложения, как часть инновационной физической культуры формируется под воздействием не только физических упражнений, но и социальных факторов, влияющих на воспитание человека.

В последнее время общество сталкивается с различными трудностями, например, в виде пандемии covid-19, которые сопровождаются малоподвижным образом жизни и широким распространением дистанционного формата обучения. Последний фактор существенно снижает объемы двигательной активности детей и молодежи, что ведет к потере мотивации к занятиям физической культурой и заставляет общество менять свои привычки, связанные со здоровым образом жизни. Такая ситуация требует определенного переформатирования занятий физической культурой. В рамках формирования культуры телосложения необходимо учесть разработки отечественных ученых, указывающих на взаимосвязь физического и социального в человеке.

Дальнейшего изучения требуют подходы, использованные в работах В.Л. Уткина, когда в качестве оценки телосложения предлагается использовать методы оценки красоты человеческого тела [19]. Автор предлагает использовать математические методы для описания определённых соотношений компонентов тела человека, а сравнительные методы -для поиска его эстетического идеала телосложения человека. На практике это означает, что данное направление инновационной физической культуры нуждается в поиске новых критериев оценки.

Ранее нами было предложено определять культуру телосложения как часть физической культуры, направленную на формирование тела человека с преимущественным использованием физических упражнений, характерных для определённого места проживания человека [9]. Это предположение связано с использованием традиционных средств физической культуры: оздоровительных видов гимнастики, спортивных игр, циклических упражнений. Здесь следует отметить, что данные виды двигательной активности в последнее время утрачивают свою популярность среди населения, особенно среди молодежи [1]. Этот факт касается в большей степени студентов, живущих в крупных городах, где ежегодно появляется возможность освоения новых видов двигательной активности, хорошо развита сфера рекламы. Однако, в регионах, некоторые виды традиционных физических упражнений, могут быть рассмотрены как «дефицитные» из-за отсутствия необходимого оборудования и инвентаря, например, спортивные игры. Объединяя потребности лиц, проживающих в мегаполисах и в регионах, следует отметить универсальные виды физической культуры, такие как ритмическая гимнастика, танцевальные упражнения, элементы общей физической подготовки, оздоровительная аэробика. Последний вид, в настоящее время развивается в рамках направления «фитнес-аэробики» [10, 11].

Отличаясь своей доступностью, занятия фитнес-аэробикой позволяют массово привлечь к систематическим занятиям большую часть студенческой молодежи, увеличивая суточный объем их двигательной активности. Выбор двигательной активности существенно влияет на тип телосложения занимающихся, т. е. способствует формированию культуры телосложения. В качестве критериев оценки культуры телосложения можно предложить использование фитнес-аэробики определенной направленности. Например, танцевальная аэробика, сайклинг способствуют совершенствованию функциональных возможностей человека, воспитанию выносливости, тае-бо - для совершенствования физических качеств, характерных для восточных единоборств, памп-аэробика - для воспитания качества силы и её проявлений. Соответственно, развиваются определенные мышечные группы тела человека, придавая телосложению признаки атлетически сложенного тела.

Сегодня элементы аэробики в виде ритмической гимнастики представлены в программах физического воспитания дошкольников и младших школьников. Значительное распространение получила фитнес-аэробика среди детей школьного возраста и студенче-

ской молодёжи. Это подтверждает социальную направленность в развитии фитнес-аэробики и необходимости поиска критериев культуры телосложения, характеризующих пропорции тела человека. Сложность научных исследований этого направления заключается в поиске информативных и надежных критериев, характеризующих культуру телосложения. Сложность заключается в необходимости учета культурной составляющей таких критериев. Вероятно, к таким критериям можно отнести число видов двигательной активности, которые использует человек в процессе физического воспитания. Некоторые подходы к решению данной проблемы представлены в виде показателя освоения личной физической культуры - показатель «разносторонность реализации видов двигательной активности в физическом воспитании человека». Данный показатель характеризует освоение занимающимися умение знать базовые понятия и термины фитнес-аэробики, применять их при проведении занятий физической культурой, уметь организовать занятия фитнес-аэробикой при занятиях физической культурой. Расширение линейки подобных критериев культуры телосложения ведется в настоящее время в рамках научного исследования «Современные фитнес-технологии в программе формирования культуры телосложения студенческой молодёжи».

ВЫВОДЫ

1. В литературе встречаются два понятия - «культура тела» и «культура телосложения», которые исторически сложились для определения здоровья и красоты тела человека. При этом культура тела связана с развитием эстетического восприятия тела, как идеала красоты, распространенного в обществе. Культура же телосложения связана с укреплением здоровья, физическим развитием и наличием полезных привычек, ценностей у человека. Таким образом, культура тела - это внешнее восприятие культуры телосложения.

2. При анализе культуры телосложения удалось рассмотреть следующие положения:

- культура телосложения определяет состояние здоровья человека и тесно связана с показателями здоровья человека;

- культура телосложения, является частью инновационной физической культуры;

- культура телосложения формируется под воздействием не только физических упражнений, но и социальных факторов, влияющих на воспитание человека;

- культура телосложения направлена на формирование тела человека с преимущественным использованием физических упражнений, характерных для определённого места проживания человека.

3. Для формирования культуры телосложения предлагается использовать фитнес-аэробику.

4. Для определения показателей культуры телосложения предлагается использовать показатель «разносторонность реализации видов двигательной активности в физическом воспитании человека», характеризующий освоение занимающимися умение знать базовые понятия и термины фитнес-аэробики, применять их при проведении занятий физической культурой, уметь организовать занятия фитнес-аэробикой при занятиях физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахвердова О.А. Экстремальные виды спорта как проявление зависимого поведения у подростка / О.А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова // Вестник ставропольского государственного университета. - 2012. - № 79 (2). - С. 133-135.

2. Бальсевич В.К. Инновационная образовательная технология спортивно ориентированного физического воспитания / В.К. Бальсевич, А.И. Корунец, Л.Н. Прогонюк [и др.] - Сургут : Дефис, 2001. - 212 с.

3. Бунак В.В. Антропометрия / В.В. Бунак. - Москва : Учпедгиз,1941.- 368 с.

4. Быховская И.М. Физическая (соматическая) культура / И.М. Быховская // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / Сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопни-кова. - Москва : Физическая культура, 2005. - Ч.1. - С. 157-165.

5. Быховская И.М. Здоровья культура / И.М. Быховская // Прикладная культурология. Энциклопедия / под ред. И.М. Быховской. - Москва : Согласие, 2019. - С. 417-425.

6. Година Е.З. Современное состояние учения об акселерации соматического развития / Е.З. Година // Проблемы современной антропологии : сборник, посвященный 70-летию со дня рождения профессора Б.А. Никитюка. - Москва : Флинта ; Наука, 2004. - С. 143-169.

7. Гусейнова М.Д. О понятии «культура» в научной литературе / М.Д. Гусейнова // Международный журнал экспериментального образования. - 2020. - № 4. - С. 13-17.

8. Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт / Э.Г. Мартиросов, Г.С. Туманян. - Москва : Физкультура и спорт, 1976. - 239 с.

9. Михайлов Н.Г. Проектирование информационно-образовательного пространства в системе физического воспитания: монография / Н.Г. Михайлов. - Москва : Телер, 2012. - 216 с.

10. Михайлов Н.Г. Методика обучения физической культуре. Аэробика: учебное пособие / Н.Г. Михайлов, Э.И. Михайлова, Е.Б. Деревлева. - Морсква : Юрайт, 2019. - 138 с.

11. Михайлова Э.И. Аэробика в школьном физическом воспитании: учебное пособие / Э.И. Михайлова, Н.Г. Михайлов, Е.Б. Деревлева. - Москва : МГПУ, 2021. - 140 с.

12. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек? / Э.П. Назаренко-Кривошеина. -Москва : Молодая гвардия, 1987. - 174 с.

13. Недригайлов О.В. Социальные различия в росте и весе и некоторых размерах таза у женщин в связи с вопросом корреляции между размерами матери и новорожденного / О.В. Недригайлов // Материалы по антропологии Украины. - Харьков, 1927, - № 3. - С. 198-209.

14. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (1884-1888) / Ф. Ницше ; Под ред. Г. Рачинского, Я. Бермана. - Москва : ЖАННА, 1994. - 363 с.

15. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) / В.И Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева// Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 11-15.

16. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева. - Москва : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры», 2009. - 320 с.

17. Столяров В.И. Философия спорта и телесности человека : монография. В 2-х кн. -Москва : Универсальная книга, 2011. - Кн.1. Введение в мир философии спорта и телесности человека. - 766 с.

18. Столяров В.И. Теория физической культуры (критический анализ современного состояния, технология и результаты модернизации): монография / В.И. Столяров, С.Г. Сейранов ; Московская государственная академия физической культуры. - Малаховка, 2021. - 331 с.

19. Уткин В.Л. Арифметика здоровья / В.Л. Уткин. - Москва : Папирус, 2008. - 320 с.

20. Фомкин А.В. Основы учения о конституции и пропорции тела артистов балета / А.В. Фомкин, И.А. Степаник. - Санкт-Петербург : Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2011. - 88 с.

REFERENCES

1. Akhverdova, O.A. and Voloskova, N.N. (2012), "Extreme sports as a manifestation of dependent behavior in a teenager", Bulletin of Stavropol State University, No. 79 (2), pp. 133-135.

2. Balsevich, V.K., Korunets, A.I., Progonyuk, L.N. et al. (2001), Innovative educational technology of sports-oriented physical education, Hyphen, Surgut.

3. Bunak, V.V. (1941), Anthropometry, Uchpedgiz, Moscow.

4. Bykhovskaya, I.M. (2005), "Physical (somatic) culture", Stolyarov V.I. (Ed.), textbook on the Reader sociology of physical culture and sports, Physical culture, Moscow. Ch. I, pp. 157-165.

5. Bykhovskaya, I.M. (2019), "Health culture", Encyclopedia, Applied cultural studies, Consent, Moscow, pp. 417-425.

6. Godina, E.Z. (2004), "The current state of the doctrine of acceleration of somatic development", Problems of modern anthropology, collection dedicated to the 70th anniversary of the birth of Professor B.A. Nikityuk, Flinta, Nauka, Moscow, pp. 143-169.

7. Huseynova, M.D. (2020), "On the concept of "culture" in scientific literature", International Journal of Experimental Education, No. 4, pp. 13-17.

8. Martirosov, E.G. and Tumanyan, G.S. (1976), Physique and sport, Physical culture and sport, Moscow.

9. Mikhailov, N.G. (2012), Designing information and educational space in the system of physical education: monograph, MCU, Teler, Moscow.

10. Mikhailov, N.G., Mikhailova, E.I. and Derevleva, E.B. (2019), Methods of teaching physical culture. Aerobics: textbook, Yurayt, Moscow.

11. Mikhailova, E.I., Mikhailov, N.G. and Derevleva. E.B. (2021), Aerobics in school physical education: textbook, MCU, Moscow.

12. Nazarenko-Krivosheina, E.P. (1987), Are you beautiful, man?, Molodaya gvardiya, Moscow.

13. Nedrigailov, O.V. (1927), "Social differences in height and weight and some pelvic sizes in women in connection with the question of correlation between the size of the mother and the newborn", Materials on anthropology of Ukraine, Kharkov, No. 3, pp. 198-209.

14. Nietzsche F. (1994), The will to power. The experience of revaluation of all values (18841888), Edited by G. Rachinsky, Ya. Berman, ZHANNA, Moscow.

15. Stolyarov, V.I., Bykhovskaya, I.M. and Lubysheva, L.I. (1998), "Concept of physical culture and physical education (innovative approach)", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 11-15.

16. Stolyarov, V.I., Balsevich, V.K., Mochenov, V.P. and Lubysheva, L.I. (2009), Modernization of physical education and physical culture and sports work in a secondary school, Scientific and Publishing Center "Theory and practice of physical culture", Moscow.

17. Stolyarov, V.I. (2011), Philosophy of sport and human physicality: monograph, Book.1. Introduction to the world of sports philosophy and human physicality, Universal Book, Moscow.

18. Stolyarov, V.I. and Seiranov, G. (2021), Theory of physical culture (critical analysis of the current state, technology and results of modernization): monograph, Moscow State Academy of Physical Culture. Malakhovka.

19. Utkin, V.L. (2008), Arithmetic of health, Papyrus, Moscow.

20. Fomkin A.V.and Stepanik I.A. (2011), Fundamentals of the doctrine of the constitution and body proportions of ballet dancers, Vaganova Academy of Russian Ballet, St. Petersburg.

Контактная информация: kjebeleva2010@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2022

УДК 796.07

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕДИКО-САНИТАРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОСНОВА РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В СПОРТИВНЫЕ КОМАНДЫ

Алексей Валентинович Муравьев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Анастасия Романовна Антипова, курсант, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Владимир

Аннотация

Целью исследования является выявление наиболее эффективного способа применения медико-санитарного сопровождения и педагогической деятельности как главных аспектов в отборе кандидатов в спортивные команды, восстановлению спортсмена после соревнований и работе с курсантами, склонными к психосоматическим заболеваниям. Для достижения поставленной цели была реализована «базовая программа» подготовки спортсмена к соревнованиям, главная задача использования которой заключалась в раскрытии на отдельных этапах особенностей взаимодействия двух главных сопровождающих процесс подготовки направления. В результате полугодового использования базовой программы у спортсменов понизился процент утомляемости, депрессивных состояний; лица, склонные к психосоматическим заболеваниям приобрели способность к саморегуляции, что повысило общий уровень физической подготовки спортсменов, входящих в сборные спортивные команды.

Ключевые слова: ментальное, физическое здоровье, реабилитация, травма, психосоматика, «базовая программа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.