ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Л.И. Андреева, кандидат педагогических наук, директор гимназии №77,
г. Тольятти.
Одна из принципиальных установок модернизации российского образования - гармоничное, целостное, непрерывное развитие и саморазвитие творческого потенциала личности, его способности быть субъектом культуры (В.А. Сластенин). Механизм решения этих сложных задач подробно раскрывается посредством педагогических технологий реализации системы непрерывного допрофессионального мультикультурного образования школьников в гимназии №77 г. Тольятти в процессе многолетней, специально организованной опытно-экспериментальной работы, которая на основании полученных количественных и качественных результатов проведенного исследования обрисовывает тенденции и перспективы стабильного роста эффективности разработанной системы.
Исследовательская группа, руководствуясь жизненно необходимой целью сохранения и укрепления здоровья учащихся, студентов и педагогов образовательных учреждений как одной из высших ценностей, разработали проект психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса в профессиональной школе, который охватывает широкий круг проблем, начиная с разработки основных направлений деятельности психологической службы и заканчивая мониторингом и диагностикой здоровья в системе качественной
характеристики непрерывного мультикуль-турного образовательного процесса.
Создание социально-организованных психолого-педагогических условий, обеспечивающих комфортное проживание и творческое развитие каждого обучающегося от момента его поступления в учебное заведение и до ее окончания, является одной из основных задач психологической службы образовательного учреждения, проект которого содержит следующие составляющие: Введение. Обоснование проекта «Психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса».
1. Основные направления деятельности психологической службы в профессиональной школе: концептуальные следствия сопровождения; содержательные следствия сопровождения; организационные следствия сопровождения; функционально-следственные идеи сопровождения.
2. Сопровождение как метод психологической работы в профессиональной школе.
3. Организационная модель сопровождения: краткая характеристика организационных положений модели сопровождения; психолого-педагогический статус ученика в модели сопровождения.
4. Задачи психологической службы в профессиональной школе: основные задачи деятельности психологической службы; направления деятельности психологической
службы; актуальное и перспективное направление в деятельности психологической службы; структура психологической службы.
5. Профессиональная деятельность психолога: «Модель профессионально-личностных качеств педагога-психолога»; система отношений психолог-администратор; система отношений психолого-педагогический коллектив; рабочий кабинет психолога; методические средства, используемые психологом в работе с группой педагогов; этапы организации психологической помощи педагогам; основные направления деятельности психолога в тренинговой группе.
Во введении содержится обоснование проекта «Психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса» и ссылка на «Концепцию модернизации Российского образования», в которой декларируются государственные гарантии по обеспечению качественного образования, в частности:
• обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;
• социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических).
Речь, прежде всего, идёт о психическом здоровье обучающихся и педагогов. Психическое здоровье - это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, которое напрямую зависит от условий психосоциального развития. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Комитет экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) отметил, что нарушения психического здоровья связаны с:
- соматическими заболеваниями,
- дефектами физического развития,
- различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Основным условием нормального психосоциального развития обучающегося, помимо здоровой нервной системы, является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям обучающегося, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами. В то же время следует предоставлять учащемуся больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.
Эксперты ВОЗ, на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у тех, кто:
- страдает от недостаточного общения со взрослыми и сверстниками;
- находятся в условиях межличностного враждебного отношения;
- растет в условиях семейного разлада.
Эти же исследования показали, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две характерные черты:
- во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
- во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.
Так, учащиеся и студенты ссуз часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в образовательных учреждениях, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.
У большинства учащихся и студентов в те или иные периоды жизни, под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведе-
ния: возникают беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи, и пр.
У некоторых же эти нарушения проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что:
1. Именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.
2. Родители, поведение которых отклоняется от нормы, и которые страдают психическими расстройствами, их дети, как правило, имеют нарушения психического здоровья. Основная причина этих нарушений связана с неблагоприятной обстановкой в семье и уродливым отношением родителей к детям, хотя не исключаются и генетические факторы.
В материалах ВОЗ уделяется большое внимание воспитанию ребенка в школе, которая оказывает существеннейшее влияние на психосоциальное развитие детей. Решающая роль принадлежит среде, которая существует в учебном заведении, ее стандартам, как социального учреждения и характеру взаимоотношений между ее сотрудниками и обучающимися. Материальная база учебного заведения (оборудование, размеры школьных помещений и т.д.) имеет второстепенное значение.
В 1979 году эксперты Всемирной организации здравоохранения сформулировали очень важную для психологической службы образования рекомендацию: перейти от изучения факторов, повышающих уязвимость учащихся и студентов к психическим расстройствам, к изучению тех факторов, которые защищают его от действий стресса, от изучения вредных влияний, от изучения неудачных мер воздействия к изучению воздействий, которые бы позволили предупреждать психические нарушения.
Таким образом, основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание социально - психологических условий в макросреде каждого ребёнка для успешного развития и обучения с учётом его личностных и индивидуальных особенностей, обеспечивающих такое развитие, является главной целью деятельности психологической службы гимназии.
Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрёстках и развилках с ребёнком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача. Именно в таком сопровождении школьника и студента на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической практики образовательного учреждения.
Жизнь учащихся и студентов протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта Среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений со сверстниками и сокурсниками другого возраста, педагогами, другими взрослыми, участвующими в образовательном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. Попадая в этот мир, обучающийся оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с педагогами, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать разнообразную поддержку. Прежде всего - это Педагог, Родитель и Психолог.
Роль Педагога сводится, в самом общем виде, к четкой и последовательной ориентации студента на определенные пути развития, прежде всего - интеллектуального и этического. Именно педагог задает большинство параметров и свойств учебной Среды,
создавая и реализуя, часто неосознанно, концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое.
Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. То есть родитель в меньшей степени вмешивается в выбор его ребенком конкретных целей и задач учебной жизнедеятельности, но стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как с физической и правовой точки зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций.
Психолог в учебном заведении создаёт условия для продуктивного движения студента по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи, а иногда и в противовес им; помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире: конструктивно решать неизбежные конфликты; осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть, деятельность психолога задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится учащийся (студент).
Тем самым, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ссуз понимается нами, как профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих со студентом в образовательной среде. Студент, приходя в учебное заведение и погружаясь в учебную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического раз-
вития. В частности, психолог, вместе с педагогом может, с одной стороны, помочь максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям жизнедеятельности в условиях учебного заведения.
Программа психологического сопровождения образовательного процесса состоит из конкретного методического материала, описания практических психологических, педагогических процедур и технологий. В основу программы заложена система практической деятельности психологической службы и педагогов гимназии с описания её оснований: ценностных, целевых, теоретических.
1. Сопровождение, как ценностное основание работы психолога со студентом.
Итак, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия в условиях ссуз.
Объект психологической практики - обучение и психологическое развитие в ситуации взаимодействия в условиях ссуз.
Предмет - социально-психологические условия успешного обучения и развития.
Методом и идеологией работы психолога является сопровождение. Это означает:
Во-первых, сопровождение студента ссуз опирается на те личностные достижения, которые реально есть у него. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы психолога ссуз. Он занимается тем, что нужно конкретному студенту или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в предлагаемой модели психологической практики заложена безусловная ценность внутреннего мира каждого студента, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.
Во-вторых, создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым студентом личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир студента автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако взрослый (в данном случае - психолог) не должен превращаться во внешний психологический «костыль» своего воспитанника, на который тот может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение. В процессе сопровождения
В процессе решения студентом этих трех задач - образования, социализации и психологического развития - постоянно возникают небольшие и серьезнейшие противоречия и конфликты. Так, требования образовательной среды могут приходить в противоречие с возможностями студента. Задачей психолого-педагогического сопровождения будет создание условий для максимально успешного обучения данного, конкретного студента.
Но, с другой стороны, гибкость и при-спосабливаемость образовательной среды не может быть бесконечной. Для того, чтобы
взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических) побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.
В-третьих, в идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения.
Среда в ссуз представляет собой сложно организованную систему, в рамках которой студент решает несколько принципиально важных задач:
сохранить свои изначальные цели и ориентиры, она вынуждена предъявлять некоторые требования к студенту и в плане его умений, наличия определенных интеллектуальных предпосылок, и в плане учебной мотивации, целенаправленности в получении знаний и т.д. Если эти требования разумны, оправданы логикой самого образовательного процесса, задачей психолога будет приспособление студента к ним.
То же самое можно сказать и в отношении социализирующей среды. Она также должна быть способной приспосабливаться к каждому конкретному студенту, но не до
Задачи Содержание
Образование Среда, ее социальные, педагогические, материальные характеристики существенным образом задает образовательные возможности студента, дает ориентиры в образовании. Перед обучающимся стоит проблема максимального использования этих возможностей.
Социализация В данном случае под понятием социализации понимается процесс усвоения и личностного принятия определенных норм, правил и требований, предъявляемых ему обществом. Учебная среда является одним из ведущих трансляторов этих норм и требований, она же санкционирует их исполнение -наказывает и поощряет те или иные действия, поступки, решения подростка. Одновременно с этим, та же среда предоставляет возможности для социального развития и социального познания - формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности и т.д. Студенту в процессе обучения предстоит, с одной стороны, усвоить нормы и требования социума, а с другой стороны, воспользоваться теми обучающими, развивающими возможностями, которые ему предоставляются.
Психологическое развитие В процессе этих взаимодействий - в учебном процессе и вне его - студент решает задачи своего психологического, личностного развития. В отношении этого развития учебная среда в ссуз также выступает и как возможность, и как ограничение, так как задает определенные требования к личностным проявлениям студента.
бесконечности. Есть ряд требований, норм, жестких правил, которые он должен усвоить, принять и реализовывать в своем поведении и общении.
Невозможно предложить один общий алгоритм решения таких конфликтов. В каждом индивидуальном случае он должен решаться с учетом приоритета внутреннего мира студента и значения некоторой необходимой и достаточной системы предъявляемых ему требований со стороны образовательной и нормативной среды. Гарантом справедливого и продуктивного решения является психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого педагоги, психологи, родители и другие взрослые, окружающие студента, находят наилучшее сочетание приспособления образовательной среды к нему и его к образовательной среде.
В-четвертыгх, психологическое сопровождение в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия. По крайней мере,
постулируется преимущество таких скрытых форм воздействия по сравнению с непосредственным вмешательством психолога в жизнь студента, его внутрисемейные отношения. Это особым образом задает роль педагога в психологической практике. Он оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого студента и основным ее реализатором. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общения на конкретных учеников.
Утверждение идеи сопровождения в качестве основы психологической практики в ссуз, постулирование её объекта и предмета в описанной выше форме, имеет ряд важнейших следствий, на которые и опирается вся модель психологической работы в ссуз. Следствия эти касаются целей, задач и направлений этой деятельности, принципов ее организации, содержания работы, профессиональной позиции психолога в отношениях с различными участниками учебно-воспитательного процесса, а также подходов к оценке эффективности его деятельности.
СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА, КАК СУБЪЕКТА КОРПОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Н.В. Ибрагимова, аспирант ИПППО РАО г. Казань А.Х. Богданова, ассистент кафедры педагогики и педагогической психологии
АСО (КСЮИ)
Л.Ф. Ханова, директор Наб.-челнинского представительства АСО (КСЮИ)
Целью педагогического процесса является формирование подготовленных к социальному самоопределению личностей. Этому способствует личностно-ориентирован-ное обучение о взгляде на ученика, как на субъекта учебно-воспитательного процесса и корпоративной деятельности. Следовательно, выявлена необходимость раскрыть и проанализировать факторы, влияющие на
становление субъектности студента вуза, как условие становления корпоративной культуры будущего специалиста, как субъекта профессиональной деятельности. Субъектность студента понимается, как приобретенное, интериоризированное личностное образование, которое возникает под влиянием общества и образовательно-воспитательной среды вуза.