Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ'

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
лицо с ограниченными возможностями здоровья / психологическая служба / психолого-медико-педагогическая комиссия / person with disabilities / psychological service / psychological / medical and pedagogical commission

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Можейко А.В., Кротова Т.Б., Минина О.А., Иванова Е.С., Шмелева Ю.Н.

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с психолого-педагогическим сопровождением лиц с ограниченными возможностями здоровья; использованию таких форм, как работа в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогической комиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Можейко А.В., Кротова Т.Б., Минина О.А., Иванова Е.С., Шмелева Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL, MEDICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT CHILDREN WITH DISABILITIES

The article deals with the issues related to the psychological and educational support of persons with disabilities; using forms such as work at the Center for psycho-pedagogical, medical and social assistance, psychological, medical and pedagogical commission.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Можейко А.В.

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи», заведующий территориальной психолого-медико-педагогической комиссией г. Тамбова,

к. пед. н., доцент Кротова Т.Б.

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи», учитель-дефектолог территориальной психолого-медико-педагогической комиссией г. Тамбова

Минина О.А.

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 4» г. Тамбова, логопед

Иванова Е.С.

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи», педагог-психолог территориальной психолого-медико-педагогической комиссией

г. Тамбова, к. пед. н. Шмелева Ю.Н.

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», педагог-психолог территориальной психолого-медико-педагогической комиссией

г. Тамбова

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ PSYCHOLOGICAL, MEDICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT CHILDREN WITH DISABILITIES

Mozheyko A. V.,

Municipal Budget Institution "Center for psychological and educational, health and social care" Head of territorial psychological, medical and pedagogical commission in Tambov, a. ped. Sc., Associate Professor

Krotova T.B.,

Municipal Budget Institution "Center for psychological and educational, health and social care" teacher-therapist territorial psychological, medical and pedagogical commission in Tambov,

Minina O.A.,

Tambov Regional State Budgetary Healthcare Institution "City Clinical Hospital № 4" of Tambov, a

speech therapist Ivanova E.S.,

Municipal Budget Institution "Center for psychological and educational, health and social care" educational psychologist territorial psychological, medical and pedagogical commission in Tambov, a. ped. n.

Shmeleva Y.N.,

Municipal Budget Institution "Center for psychological and educational, health and social care" educational psychologist territorial psychological, medical and pedagogical commission in Tambov

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с психолого-педагогическим сопровождением лиц с ограниченными возможностями здоровья; использованию таких форм, как работа в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогической комиссии. ABSTRACT

The article deals with the issues related to the psychological and educational support of persons with disabilities; using forms such as work at the Center for psycho-pedagogical, medical and social assistance, psychological, medical and pedagogical commission.

Ключевые слова: лицо с ограниченными возможностями здоровья, психологическая служба, психолого-медико-педагогическая комиссия.

Keywords: person with disabilities, psychological service, psychological, medical and pedagogical commission.

Модернизация системы образования, основанная на личностно-ориентированном общении педагогов с детьми, создании инновационных программ, изменении нормативно-правовой базы, засвидетельствовала необходимость обновления содержания деятельности психологической службы.

Приоритетным направлением в работе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Тамбова (далее - Центр) является

создание условий для развития интеллектуального и эмоционального потенциала детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), формирование их позитивных качеств, коррекция и компенсация первичных и вторичных нарушений в развитии [1]. Деятельность всего коллектива направлена на реализацию таких задач, как:

• обеспечение охраны жизни и здоровья детей и подростков;

• повышение педагогической культуры родителей;

• создание условий для профессионального роста педагогов.

Учитывая современные тенденции, необходимые для качественной реализации поставленной цели, работа психологической службы Центра ориентирована в нескольких направлениях:

• углубленное психолого-педагогическое изучение детей и подростков, обратившихся в Центр (выработка индивидуальных маршрутов продвижения каждого ребенка, коррекция с учетом индивидуальных достижений; выявление проблем формирования личностной сферы);

• на основе диагностического исследования обеспечение подгрупповых и индивидуальных занятий коррекционно-развивающей направленности;

• профилактическая работа, направленная на предупреждение возникновений явлений дезадаптации у детей и подростков в социуме, разработку конкретных рекомендаций по оказанию помощи в вопросах воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;

• психологическое просвещение всех участников образовательного процесса в целях повышения психологической культуры;

• консультативная деятельность с целью оказания психологической помощи родителям и педагогическим работникам.

Обеспечение разнообразия видов деятельности психолога, плотности рабочего времени достигают путем использования циклограмм деятельности на неделю, месяц, цикличностью, систематичностью планирования.

Социально -психологическое взаимодействие специалистов в Центре развивается по следующим направлениям:

• оказание содействия администрации Центра в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности клиентов и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития ребенка с ОВЗ;

• содействие педагогическим работникам, родителям в вопросах воспитания детей с ОВЗ, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

• осуществление психологического просвещения всех субъектов образовательного процесса;

• проведение обследования нервно-психического развития детей раннего возраста, психолого-педагогической готовности к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую.

Коррекционно-развивающая работа строится следующим образом: на занятиях детям дают новые сведения, понятия в виде разнообразных игр, через продуктивные виды деятельности. Продуманность демонстрационного и раздаточного материала, использование различных форм работы на занятиях (подгрупповых, парами, индивидуально) приводит

к тому, что каждый ребенок на занятии охвачен вниманием педагога.

Непосредственное включение психолога в игру детей, беседу вне занятия, умело подобранный инструментарий позволяет корректировать и направлять деятельность ребенка в привычной для него обстановке.

Для поддержания познавательного интереса общение с ребенком строится таким образом, чтобы любую поставленную задачу он воспринимал как свою собственную. Увлекая детей игровым сюжетом, красочными пособиями, заданиями-секретами, создаются условия для поисковой деятельности. Мотивом выступают ситуации помощи какому-либо персонажу, герою рассказа, таким образом, выясняя у ребенка, как, на его взгляд, нужно поступить в той или иной ситуации.

Цель и задачи коррекционно-развивающей деятельности строятся с учетом индивидуальных потребностей детей. Мы считаем, что основополагающими в работе специалистов Центра с детьми с ОВЗ являются такие формы взаимодействия с ребенком, как: индивидуальная работа, отслеживание динамики развития, выявление причин успехов и неудач, проигрывание различных ситуаций, составление этюдов по заданной проблематике, применение элементов психогимнастики.

На наш взгляд, для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ необходимы: ранняя диагностика, выработка индивидуальных маршрутов продвижения каждого ребенка, промежуточная диагностика, которая позволяет отслеживать результативность коррекционно-разви-вающей работы, непосредственно сама коррекци-онная работа, работа с родителями и педагогическим коллективом.

Коррекция индивидуальных образовательных маршрутов, аналитическое обсуждение причин положительных и отрицательных результатов, консультирование со специалистами обеспечивает взаимодействие всех специалистов, повышает качество и результативность работы с каждым ребенком.

Таким образом, можно сделать вывод, что психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ предусматривает:

• разработку и внедрение лекционных психолого-медико-педагогических занятий с педагогами по овладению ими технологией индивидуализации обучения ребенка с ОВЗ;

• ознакомление педагогов и родителей с особенностями индивидуального развития;

• обучение приемам и методам самопознания и самовоспитания;

• прогнозирование достижений личности в зоне ближайшего развития.

В Центре проводят различные виды мониторинговых (психолого-педагогических) исследований. Одним из направлений в психолого-педагогическом исследовании является изучение профессиональных качеств педагогов образовательных учреждений города. Проведя компьютерное тести-

рование педагогов, интерпретируют результаты тестирования, выявляя сильные и слабые стороны педагогов, дают корректные рекомендации по совершенствованию личностных и профессиональных качеств.

В процессе психологического консультирования и анкетирования, после того, как выявят особенности работы коллектива, наличие стрессовых ситуаций, уровень мотивации, специалисты оказывают помощь в преодолении выявленных проблем.

Проведение на базе Центра конференций, семинаров и других открытых мероприятий сближает людей, побуждает к оказанию взаимопомощи, творческому союзу, взаимовыручке.

Существенным признаком высокого качества предоставляемых услуг является также налаживание взаимодействия с семьями детей и подростков с проблемами в развитии. Наиболее действенной мы считаем форму индивидуального консультирования родителей, обсуждение результатов психолого-педагогических исследований, результатов творческой продуктивной деятельности. Неформальные беседы способствуют раскрепощению родителей.

Для создания оптимальных условий развития социально адаптированной личности в Центре функционирует психолого-медико-педагогическая комиссия, целью которой является выявление детей и подростков с нарушениями в развитии от рождения до 18 лет, проведение комплексной диагно-стико-коррекционной деятельности и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

Основные задачи ПМПК:

- раннее выявление и предупреждение нарушений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;

- комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;

- определение социальных условий для получения образования несовершеннолетним, а также - лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

- подбор, проектирование и инициирование специальных условий обучения и воспитания;

- формирование банка данных о детях и подростках с ОВЗ и внесение в органы образования предложений по комплектованию и развитию сети образовательных учреждений;

- оказание консультационно-методической помощи родителям (законным представителям), педагогическим, медицинским работникам и другим лицам по вопросам обучения, воспитания, лечения, социально-трудовой адаптации и реабилитации детей и подростков с ОВЗ;

- оказание координационно-методической помощи психолого-медико-педагогическим консилиумам образовательных учреждений, имеющихся на данной территории;

- участие в просветительской деятельности, направленной на повышении психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

- стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с ОВЗ - позволяют реализовать связь с образовательными учреждениями для предупреждения нарушений в развитии детей, выбора индивидуального образовательного маршрута, преодоления затруднений в учебе, решения проблем личностного развития [2].

Комплексное обследование детей в рамках работы комиссии, позволяет выявить имеющиеся нарушения в развитии, трудности в обучении и адаптации, резервные возможности ребёнка.

Практика убеждает в том, что в современном обществе многочисленные проблемы детей резко актуализируются. При этом наблюдаются качественные и количественные изменения категории детей с ОВЗ.

Количественные изменения этой категории детей мы можем наблюдать по статистическим данным территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ПМПК г. Тамбова (далее -ПМПК). Так, если в 1996 году была оказана помощь 523 детям, то в 2015 году на ПМПК было обследовано более 9 000 обучающимся.

Помимо количественного увеличения нарушений в развитии происходят качественные изменения, они все чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую сферу, вызывая нарушения поведения, деформируя личность детей.

В связи с этим повышается значимость психолого-медико-педагогических служб, оказывающих комплексную помощь детям с проблемами в развитии.

В настоящее время в городе создана довольно обширная коррекционно-развивающая система по показанию помощи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

На уровне дошкольных образовательных учреждений в городе функционируют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения, для детей с задержкой психического развития, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями слуха, для детей с расстройствами аутистического спектра.

Также во всех детских садах г. Тамбова функционирует система логопунктов для детей с нарушениями речи.

Таким образом, в г. Тамбове создана система специальной (коррекционной) помощи, которая позволяет оказать психолого-педагогическую помощь подавляющему числу лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.