Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION / ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ ПМПК / HISTORY AND METHODOLOGY OF WORK OF PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПМПК / MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Л.В., Худик В.А.

В статье анализируются проблемы деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в условиях реформирования общего среднего образования. На основе исторических и методологических позиций деятельности медико-педагогической комиссии (МПК) извлекаются позитивные аргументы, научный и практический опыт для проектирования работы современной ПМПК. Обсуждаются основные направления, задачи и нормативно-правовые аспекты организации и работы ПМПК, в соответствии с новым Положением о ПМПК, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г., а также проблемы, с которыми сталкиваются руководители и специалисты ПМПК различного уровня, возникающие в связи с реформированием системы специального (коррекционного) образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Л.В., Худик В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL CONSULTATION IN RUSSIA

In article activity problems psychological-medical-pedagogical commission in the conditions of reforming of the general secondary education are analyzed. On the basis of historical and methodological positions of activity of the medico-pedagogical commission positive arguments, scientific and practical experience for design of work of modern psychological-medical-pedagogical commission are drawn. The main directions, tasks and standard and legal aspects of the organization and work of psychological-medical-pedagogical commission, according to the new Provision on psychological-medical-pedagogical commission approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 20, 2013, and also problems which the heads and experts of psychological-medical-pedagogical commission of various level arising in connection with reforming of system of vocational (correctional) education face are discussed.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 376+37.048.2

Л. В. Смирнова, В. А. Худик

исторические и методологические аспекты

развития системы психолого-медико-педагогического консультирования в россии

Прикладная направленность деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (консультации)1 свидетельствует о широте решаемых практических задач в области коррекционно-педаго-гического образования. Вопросы психолого-педагогической диагностики и коррекции детского развития остаются приоритетными в работе ПМПК различного уровня: районных и городских организаций, включающих специалистов различного профиля — де-фектологов, логопедов, психологов, психоневрологов, педагогов специальных и общих образовательных учреждений. Их совместная работа направлена на оказание социально-педагогической и медико-психологической помощи детям, обнаруживающим ограниченные возможности здоровья2, а также семье и образовательным организациям в вопросах воспита-

1Далее - ПМПК.

2Далее - ОВЗ.

ния и обучения данной категории детей.

история становления ПМПК имеет свои вехи, связанные с методологией развития таких научных отраслей, как детская психология, педология, дефектология, детская психиатрия и неврология - наук, изучающих особенности нормального и аномального развития, воспитания и обучения детей с различными вариантами психического дизонтогенеза.

Приводим краткую историческую справку.

В конце XIX — начале XX века в России такие ведущие ученые, как

B. М. Бехтерев, А. Я. Кожевников,

C. С. Корсаков, А. Н. Бернштейн, В. П. Сербский, П. П. Кащенко, В. П. Кащенко, П. И. Ковалевский, И. П. Мержеевский, Г. Я. Трошин, Г. И. Россолимо и др., с именами которых связывают начало развития дефектологии как науки, ставили вопросы разработки методов выявления отклонений в развитии детей, необходимости медико-педагогического

освидетельствования детей с целью дифференциации и обоснования выбора педагогических условий и места их обучения. В частности, во вра-чебно-воспитательном учреждении супругов Маляревских, созданном в 1882 г., делались попытки проведения обследования детей, осуществлялась консультативная работа родителей и педагогов. в то время применялись как отечественные, так и зарубежные методики и тесты клинико-психо-лого-педагогического обследования детей. Методы исследования отличались своей простотой и учитывали социальный и образовательный уровень испытуемых, основная часть которых не посещала какие-либо образовательные учреждения. Правда, отношение к тестовым исследованиям было неоднозначное. Так, Г. Я. Трошин, выпустивший «Сравнительную психологию нормальных и ненормальных детей» (1915), критически отзывался о психометрических методах тестирования детей как не отвечающих качественной диагностике аномального развития [цит. по 1].

На III съезде отечественных психиатров, который состоялся в период с 27.12.1909 г. по 5.01.1910 г., впервые были обозначены научные подходы к разработке методов психолого-медико-педагогического освидетельствования детей, что имело важное значение при выборе образовательного учреждения для того или иного ребёнка. Следует отметить особую активность и единство научно-педагогической общественности и специалистов в сфере медицины и образования на рубеже веков, что подтверждается результатами работы I всероссийского съезда по экспериментальной

педагогике в рамках деятельности Петербургского общества в декабре 1910 года. Тогда на съезде было прочитано 30 научных докладов, часть из которых уже была посвящена методам изучения детей с отклонениями в развитии [2].

Советский период знаменует собой становление отечественной системы специального образования и школы научных исследований в области дефектологии. Так, в 1918 г. на базе школы-санатория (г. Москва) был создан Дом изучения ребенка, который в 1921 г. был преобразован в Медико-педагогическую клинику, а с 1923—1924 гг. — в Медико-педагогическую опытную станцию, руководимую В. П. Кащенко. В дальнейшем на ее основе создавались главные научные центры дефектологии: Экспериментально-дефектологический институт, реорганизованный в 1934 г. в Научно-практический институт специальных школ и детских домов, далее в 1943 г. — в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР, позже СССР, а в 1992 году — в Институт коррекцион-ной педагогики Российской академии образования.

В советское время в недрах научной школы Л. С. Выготского [3] разрабатывались принципы и подходы к диагностике психического развития в детском возрасте, получили свое обоснование классификации отклонений от нормального развития, что обеспечило становление государственной системы медико-педагогического консультирования детей, семьи и педагогов в вопросах выбора специального образовательного учреждения, воспитания и обучения лиц с различ-

ными вариантами отклоняющегося развития.

Таким образом, были созданы все необходимые условия для создания в стране системы МПК1, которые решали задачи диагностики и отбора детей с аномалиями развития в специальные образовательные учреждения. Роль МПК в деле организации специального обучения всегда четко прослеживалась. К работе МПК всех уровней (республиканских, зональных, местных: краевых, городских, районных) привлекались, как правило, лучшие специалисты, имеющие опыт диагностической работы, и это несмотря на то, что большинство комиссий выполняли свои обязанности на общественной основе. Комиссии создавались на время комплектования специальных образовательных учреждений (апрель-май, сентябрь) приказом соответствующего органа управления образованием.

В 90-е годы XX века система специального образования, так же как и общее образование, испытывала кризисные преобразования. Происходящие в стране и обществе перемены касались всех сфер, но больше всего они коснулись вопросов идеологии: воспитания и образования подрастающего поколения, а также производственной сферы. Изменение ценностей, крушение устоявшихся традиций в культурной и общественной жизни подменялись новыми идеями в сфере образования, в том числе и специального обучения. Медико-педагогические комиссии были заменены новой формой консультативной

1МПК — медико-педагогическая комиссия.

деятельности специалистов — психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

Гуманистические тенденции обеспечили ПМПК новые направления развития, проводником которых являлся видный ученый в области дефектологии В. И. Лубовский [4]. Гуманизация заключалась, прежде всего, в добровольном характере обращения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, для консультирования в ПМПК по вопросам определения структуры дефекта, воспитания и обучения такого ребёнка в общих или специальных условиях образования. Такой подход, по мнению Г. В. Грибановой [5], противопоставлялся «комиссионному» освидетельствованию ребёнка с неизбежной довлеющей ролью «диагноза-ярлыка», а порой и невозможностью своевременной корректировки или снятия этого диагноза на дальнейших возрастных этапах жизни данного ребёнка. освидетельствование детей в условиях психиатрического стационара имело свои как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, можно было тщательно изучить особенности проявления аномалий психического развития, а с другой, — пребывание ребёнка в стационаре влекло за собой автоматическую постановку его на учет в психоневрологическом диспансере с установленным ему клиническим диагнозом [6]. В процессе освидетельствования комиссия могла занимать жесткую и недостаточно дифференцированную позицию в отношении выводов-рекомендаций, следовавших из постановки диагноза. Новое направление деятельности ПМПК отличалось поворотом от

модели «приспособления ребёнка к системе образования» к модели «приспособления системы образования к потребностям ребёнка с отклонениями в развитии» [7].

В то же время такие отечественные науки о человеке, как психология, дефектология, психиатрия подверглись ревизии с точки зрения понятийного, категориального аппарата. В моду вошли популяризированные термины западных течений (например, кли-ент-центрированная или детоцентри-рованная терапия), в основе которых заложены прагматические тенденции консультативной и терапевтической деятельности. Уже в конце 90-х годов прошлого века и в начале нашего века наблюдается появление в массовом порядке психолого-педагогических медико-социальных центров (ППМС-центры), что отвечает реальным потребностям времени в деле оказания помощи детям с различными видами дизонтогенеза, определения их образовательного маршрута, модели социальной адаптации1.

Функциональные задачи комиссий значительно расширились: кроме диагностической и консультативной функции, появилась возможность ведения коррекционно-педагогической, просветительской, методической деятельности. Помощь детям реально стала комплексной, так как, работая на постоянной основе, специалисты ППМС-центров (медики, дефекто-

1Типовое положение об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, было утверждено постановлением Правительства РФ № 867 от 31 июля 1998 года.

логи, психологи, педагоги) создавали индивидуальные программы коррекции для каждого ребёнка и реализо-вывали их выполнение.

В тех регионах, где новые возможности ПМПК соединились с хорошими традициями ППМС-центров, работа комиссий стала более продуктивной. Появление новой дефектологической профессии с вузовской подготовкой — специального психолога — значительно усовершенствовало работу ППМС-центров. Естественно, что качество работы такой сложной по своим задачам структуры зависело от многих условий, но, прежде всего, от профессионализма сотрудников, их желания постоянно совершенствовать методы работы.

Настоящая деятельность

ПМПК основывается на достижениях в области медицины, дефектологии и психологии по изучению детей с ОВЗ. Работа комиссий требует постоянного научно-методического сопровождения. В этом деле неоценимое значение имеют труды наших отечественных ученых, посвятивших свое научное творчество проблемам изучения этиологии и клиники различных вариантов дизонтогенеза физического и психического развития, психологической диагностики детского развития, обоснованию методов воспитания и обучения детей в специальных образовательных условиях, социальной реабилитации лиц с ОВЗ, пр. Среди наиболее удачных методических пособий для организации работы

ПМПК следует выделить книгу Г. В. Грибановой [8], в которой описана региональная модель деятельности ПМПК на основе лучших традиций отечественной психолого-педагогической и дефектологической науки и практики работы ПМПК в разных регионах России. В рекомендации вошли в качестве приложений полезные материалы по ведению документации, по организации взаимоотношений между смежными ведомствами, которые неизбежно возникают в практике деятельности ПМПК.

Жизнь не стоит на месте. Роль ПМПК значительно изменилась согласно новому законодательству Российской Федерации, и, прежде всего, Закону «Об образовании» от 31.12.2012 г. В статье 42 четко обозначена необходимость и гарантии получения психолого-медико-педагогической помощи при получении образования, причем конкретизирована эта помощь непосредственно для лиц с ОВЗ. Закон предписывает открытие региональных и местных центров медико-психолого-педагогической помощи, на которые может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психиче-

ском развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций...» [9]. Законом предусмотрено, что психолого-педагогическую помощь в центре должны оказывать педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, дефектологи и другие специалисты, обеспечивающие качественную помощь детям с ОВЗ. В Законе назван документ, который на практическом уровне должен регулировать деятельность центров, это — специальное положение.

Новое Положение о ПМПК, утвержденное приказом Минобрнау-ки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 [10], нивелировало нормативно-правовое несоответствие, которое существовало в практике оказания обозначенных в Положении услуг. Согласно новому положению, количество комиссий определяется из расчета одна комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее одной комиссии в субъекте Российской Федерации.

Основные направления деятельности ПМПК:

— проведение обследования детей, начиная с раннего возраста и до 18 лет;

— подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их воспитания и обучения;

— подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

— оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (МСЭ), содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида;

— осуществление учета данных детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

— участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

В случае несогласия родителей с мнением территориальной комиссии родители ребёнка или его законные представители имеют право обратиться в центральную комиссию.

Другими особыми функциями центральной комиссии является:

— координация и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

— осуществление мониторинга учета рекомендаций комиссии по

созданию необходимых условий обучения и воспитания детей;

— право вносить предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Положение регламентирует проведение процедуры психолого-медико-педагогического обследования, условия, подтверждающие добровольность согласия родителей, или лиц их заменяющих, на проведение обследования ребёнка. В Положении перечислены виды документации, которые обязана вести комиссия. В пункте 21 документа описана структура заключения ПМПК. Кроме того, пункт 23 гласит, что заключение комиссии по результатам обследования ребёнка носит для родителей (законных представителей) рекомендательный характер. Согласно тому же пункту 23, заключение комиссии и её рекомендации, предоставленные родителям, являются основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления условий для обучения и воспитания детей с оВз.

Сразу же возникает вопрос: «Что понимать под термином «специальные условия обучения»?

обратимся к следующим положениям Приказа Минобрнау-ки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об

утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» [11]. В частности, в главе III, посвященной вопросам особенностей организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в пункте 18 указано: «Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья). Далее, в пункте 32 сказано: «При организации образова-

тельной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся».

В качестве первоочередных условий приводятся нормативы введения в штатное расписание следующих специалистов:

— учителя-дефектолога» (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6—12 учащихся с ОВЗ;

— учителя-логопеда на каждые 6—12 учащихся с ОВЗ;

— педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ОВЗ;

— тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1—6 учащихся с ОВЗ.

С учетом данных нормативов, точно так же в дошкольных и школьных образовательных организациях, куда направляются для обучения дети, согласно сопроводительным документам, составленным ПМПК, управление образования на своем уровне должны добиваться незамедлительного открытия необходимого количества ставок специалистов для оказания надлежащей коррекционной помощи нуждающимся в ней детям. Веским основанием для этого, согласно всем вышеперечисленным законодательным актам, могут быть заявления от родителей.

Вывод напрашивается сам собой: на сегодняшний день в России созданы правовые условия для своевременного выявления детей с проблемами в развитии, их психолого-медико-педагогического освидетельствования, создания условий для обучения и воспитания в соответствии со способностями и возможностями каждого ребёнка [12]. Реализация на практике таких образовательных услуг зависит от слаженной работы в рамках правового поля органов местного самоуправления, управления образованием, региональных и центральных ПМПК.

Профессиональная работа

ПМПК всех уровней, ответственная и принципиальная позиция их руководителей лежат в основе создания региональной модели оказания качественных образовательных услуг детям с ОВЗ в условиях государственных и муниципальных образовательных организаций. Другими словами, от деятельности ПМПК сегодня зависит: сколько и каких будет открыто дошкольных логопедических групп; сколько будет функционировать дошкольных групп для детей с сенсорными, интеллектуальными, опорно-двигательными нарушениями; сколько будет работать логопедов в массовых школах; сколько открыто классов системы коррекционно-развивающего обучения; сколько будет открыто в массовых школах ставок специ-

алистов-дефектологов для сопровождения некоторого количества учащихся, инклюзированных по рекомендации ПМПК, а также для дистанционного и надомного обучения отдельных категорий детей. Наконец, от ПМПК зависит правильное комплектование, качественное психолого-медико-педагогическое сопровождение контингента коррекционных школ и мониторинг выполнения ими задач в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта1.

Анализ сложившейся практики работы системы специального образования и ПМПК говорит о том, что правовые возможности не вполне осознаны. Работа во многих регионах продолжается по старинке. Деятельности ПМПК не придается должного значения, чаще всего они работают «под диктовку» вышестоящих структур, которые экономят средства на образовании детей с ОВЗ, повсеместно реализуется тенденция инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного и начального школьного образования. Как следствие этого, во многих учреждениях образования отмечается сокращение ставок логопедов, психологов, де-фектологов, закрыты классы кор-рекционно-развивающего обучения, дошкольные логопункты.

Остановимся подробнее на правах родителей детей с ОВЗ в

1Далее - ФГОС.

аспекте нового законодательства. Как уже выше было сказано, гуманистический принцип реализуется в документах за счет добровольности обращения родителей в ПМПК, а также за счет признания рекомендательного характера решения и заключения, выданного родителям после процедуры обследования ребёнка. Решение о месте обучения ребенка, в конечном счете, принимают родители или лица их заменяющие. Родители, как известно, склонны принимать эмоциональное решение, руководствуясь установкой: «Пусть мой ребёнок будет как все и ходит в массовую группу (школу)!» Тогда получается, что все усилия ПМПК сводятся к простой статистике и констатации факта проведенного обследования. Ситуация видится довольно тупиковой, но это не так. Именно в умении членов ПМПК общаться с родителями, имеющими ребенка с ОВЗ, проявляется в высшей степени профессионализм — это умение быть убедительными, проявляя при этом уважение к мнению и праву родителей решать судьбу своего ребёнка, чувство такта, максимальная доброжелательность.

Такое умение складывается из правильной организации деятельности ПМПК, в которой нет мелочей:

— четкий график работы и делопроизводство;

— достаточность информации для приглашенных родителей;

— всесторонняя подготовка и продуманный процесс проведения обследования;

— хорошая оснащенность кабинета необходимыми игровыми, наглядными и тестовыми материалами, техническими средствами;

— деловой ритм и благоприятный психологический климат в работе членов комиссии;

— обязательная заключительная беседа с родителями с разъяснением трудностей и резервных возможностей ребёнка, возможных вариантов получения им образования и другой необходимой помощи, разъяснения их прав.

Основываясь на достаточно большом опыте работы в составе ПМПК, смеем утверждать, что убедить родителей принять верное решение можно. Даже самые несговорчивые из них, в конечном счете — не враги своему ребёнку. Они начинают осознавать необходимость принять «трудное» решение, чтобы ребёнок получил максимальную помощь, качественное образование, лучшие перспективы в жизни.

Чтобы у специалистов комиссии было больше аргументов для убеждения родителей в необходимости отдать ребёнка в коррекци-онную образовательную организацию, ПМПК должна наладить тесное сотрудничество с ними. Это сотрудничество должно носить не

временный «сезонный» характер, а быть партнерским, продуманным, размеренным, многофункциональным. Так, образовательная организация, проводя собственную маркетинговую политику, нацеленную на успешное комплектование контингента, должна предоставлять для работы ПМПК рекламную продукцию, видеоролики о своей работе. Проводить дни открытых дверей во время активной работы ПМПК по набору детей и др. То есть организации систем специального образования должны демонстрировать максимальную открытость обществу, не стесняться рассказывать о тех возможностях, которые они предоставляют детям с особыми образовательными потребностями.

Партнерские отношения ПМПК с медицинскими организациями являются одним из важнейших условий ее работы в современных условиях. Особое место должно принадлежать ранней диагностике отклонений в здоровье ребёнка, достоверной статистике. Медицинское обследование детей, направленных на ПМПК, в условиях поликлиник, стационаров, диагностических центров, с которыми налажено сотрудничество, должно быть всесторонним, достоверным, достаточным. Врачи должны руководствоваться также недавно вышедшими правовыми документами, в частности, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 134бн «О По-

рядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» [13], вступившего в силу 15 апреля 2013 года, который определяет регламент медицинских осмотров, порядок заполнения документации и предоставления их заинтересованным сторонам. Среди прочих медицинских обследований значится и осмотр специалистом-психиатром, что напрямую связано с деятельностью ПМПК.

Завершая разговор о роли ПМПК в современной системе специального образования, приходим к следующим выводам:

— в настоящее время в России созданы правовые условия для успешной реализации различных моделей образования детей с ограниченными возможностями здоровья и ключевое звено в этом процессе — профессиональная деятельность ПМПК всех уровней;

— практическая реализация всех возможностей ПМПК в выстраивании региональных моделей специального образования в соответствии с нормативно-правовыми условиями отстает, и ситуация требует анализа;

— успешность работы ПМПК зависит от профессионализма входящих в нее членов, которые должны вполне осознавать ответственность и новую роль комиссии;

— ПМПК должна проводить особую работу с родителями детей, которые приходят на ПМПК, или лицами их заменяющими, в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов с учетом возможностей ребенка;

— требуется взаимодействие ПМПК с органами здравоохранения, социальной защиты населения на новом уровне понимания;

— взаимодействие ПМПК с административными структурами позволяет на основе Закона РФ

«Об образовании», других подзаконных актов выстраивать оптимальную региональную модель образования детей с различными проблемами в физическом, речевом, психическом развитии, что делает политику в регионе по-настоящему социальной.

Перестройка деятельности ПМПК требует определенных организационных, методических, образовательных усилий от федеральных и местных органов управления образованием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины хх века: Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. М.: НПО «Образование», 1995.400 с.

2. Там же.

3. Выготский Л. С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 5 / Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

4. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 104 с.

5. Грибанова Г. В. Психолого-медико-педагогическая комиссия: методические рекомендации по организации деятельности // http://psy.1september. га/аШс1е^р?ГО=200202601 (дата обращения 19.01.2016 ).

6. Худик В. А. Участие педагога-психолога в работе психолого-меди-

ко-педагогической консультации // Детская патопсихология / В. А. Худик. Киев: Здоровье, 1997. С. 78-84.

7. Грибанова Г. В. Указ. соч.

8. Там же.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года // Российская газета — Федеральный выпуск № 5976 (303) // http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 15.02.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 г. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 октября 2013 г. Регистрационный № 30242 // Российская газета — Федеральный выпуск № 6223 (247) // http://

rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html (дата обращения 15.02.2016).

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистрационный № 30038 // http:// rg.ru/2013/10/23/obr-dok.html (дата обращения 22.02.2016).

12. Смирнова Л. В., Трифонова Э. П. Особые дети в обществе: от

съезда дефектологов к практическим решениям в системе специального образования // Коррекционно-педагоги-ческое образование. 2015. № 4. С. 5—17.

13. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 134бн г. «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них». Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 апреля 2013 г. Регистрационный № 27961 Российская газета — Спецвыпуск № 6066 // http:// rg.ru/2013/04/25/medosmotr-dok.html (дата обращения 22.02.2016).

references

1. Zamsky H. S. Mentally retarded children: History of their studying, education and training since ancient times to the middle of the twentieth century: Appendix: Diary E. K. Gracheva. M.: NPO Obrazovaniye, 1995.400 p.

2. In the same place.

3. Vygotsky L. S. Fundamentals of defectology//Collected works: In six volumes. T. 5 / Under the editorship of T. A. Vlasova. M.: Pedagogics, 1983. 368 p.

4. Lubovsky V. I. Psychological problems of diagnostics of abnormal development children / Research institute of defectology of Academy of pedagogical sciences of the USSR. M.: Pedagogics, 1989. 104 p.

5. Gribanova of G. V. Psychological-medico-pedagogical commission: methodical recommendations about the organization of activity//http:// p sy. 1 september.ru/article .php? ID=200202601 (date of the address of 19.01.2016).

6. Khudik V. A. Participation of the educational psychologist in work psychological-medico-pedagogical consultation // The Children's pato-psikhologiya / V. A. Khudik. Kiev: Health, 1997. P. 78-84.

7. Gribanova G. V. Index of the composition.

8. In the same place.

9. The federal law of the Russian Federation of December 29, 2012. № 273-FZ "About education in the Russian Federation". It is accepted by the State Duma on December 21, 2012. It is approved by the Federation Council on December 26, 2012 // the Russian newspaper - Federal release № 5976 (303) // http://rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (date of the address of 15.02.2016).

10. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of September 20, 2013.

№ 1082 of "About the adoption of Situation about psychological-medico-pedagogical commission". It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on October 23, 2013. Registration № 30242 // the Russian newspaper — Federal release. № 6223 (247) // http://rg.ru/2013/11/01/ medkomissia-dok.html (date of the address of 15.02.2016).

11. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 30, 2013. № 1014 of "About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activities for the main general education programs — to educational programs of preschool education". It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on September 26, 2013. Registration № 30038 // http://

rg.ru/2013/10/23/obr-dok.html (date of the address of 22.02.2016).

12. Smirnova L. V., Trifonov E. P. Special children in society: from congress of speech pathologists to practical decisions in system of vocational education // Pedagogic correction education journal. 2015. № 4. P. 5-17.

13. The order of Ministry of Health of the Russian Federation of December 21, 2012. № 1346n of "About the Order of passing by minors of medical examinations, including at receipt in educational institutions and during training in them". It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on April 2, 2013. Registration № 27961 the Russian newspaper — Special issue № 6066 // http://rg.ru/2013/04/25/ medosmotr-dok.html (date of the address (22.02.2016).

Поступила в редакцию 08.03.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.