Научная статья на тему 'Психолого-андрагогические основания дополнительного профессионального образования специалиста'

Психолого-андрагогические основания дополнительного профессионального образования специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-андрагогические основания дополнительного профессионального образования специалиста»

- выбор альтернативы развития определяется социальными ценностями, доминирующими в массовом сознании.

Устойчивость адаптационных систем - это способность к самосохранению во взаимоотношениях с внешней средой. Если система, испытавшая влияние флуктуационных подсистем, отличается от стабильной линии развития, переходит порог чувствительности, она оказывается в состоянии, грозящем дестабилизацией. В таком положении прежние закономерности перестают нормально действовать, а старые способы адаптации и способы регулирования адаптационным процессом распадаются в режиме обострения. Когда адаптационная система выходит за порог стабильности, она входит в фазу хаоса. Хаос отступает перед более высокими формами порядка. Ход адаптационного процесса контролируется подсистемой прямых и обратных связей, положительных и отрицательных. Отрицательные связи обеспечивают сохранение сложившихся в структуре адаптации прежних связей, а положительные ускоряют внутренние изменения в структуре адаптации и генерируют новые возможности ее развития и саморазвития (самоорганизации).

Итак, социальную адаптацию можно рассматривать как неравновесную, синергетическую систему, обладающую диссипативной структурой, которая в определенной мере зависит от механизма управления. Ключевым моментом в синергетическом подходе к социальной адаптации является возможность спонтанного, самопроизвольного возникновения порядка из хаоса, поскольку развитие социума определяется не только детерминированными, но и случайными факторами. Динамическая устойчивость, включающая в себя адаптируемость и изменчивость, позволяет системе сохранять самотождествен-ность, генерировать творческое развитие. При этом неустойчивое равновесие системы метастабильно, выводит систему за порог стабильности, провоцирует бифуркацию, которая приводит к выбору дальнейшего пути развития. С позиций системно-синергетического подхода социальная адаптация основывается на принципах: суперпозиции (построение сложных структур из простых); нелинейного развития, в ходе которого наблюдается иерархия сред с разной нелинейностью; «разрастания малого» или «усиления флуктуации»; пороговой чувствительности; дискретности путей развития; случайности выбора пути в момент бифуркации.

Социальная адаптация как процесс самоорганизации личности обладает такими характеристиками, как взаимодействие, открытость, динамичность, фрактальность, необратимость, саморегуляция. В ходе адаптации идет процесс нелинейного, самостимулирующего роста. Механизмом адаптации является бифуркация как естественное свойство развития, процесс установления соответствия между актуальными потребностями и их удовлетворением, который идет поэтапно: наблюдается переход порога медленного роста потребностей, затем их развитие в режиме обострения и переход к бифуркации.

Основным содержанием адаптации является активное саморегулирование процесса взаимодействия со средой в условиях хаоса и порядка, формирование способности жить в условиях перемен. Результатом адаптации является обеспечение гибкости поведения личности в созданных условиях. Личность из организуемой становится самоорганизованной.

Таким образом, синергетика формирует новый взгляд на процессы развития в мире, позволяет рассмотреть проблемы социальной адаптации, вооружает психологическим анализом хаотических процессов, происходящих в современном обществе, показывает их зависимость от случайностей, дает знания

о том, как эффективно управлять процессом социальной адаптации, а главное - как воздействовать на среду, к которой предстоит адаптироваться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахиезер А. С. Как открыть «закрытое общество». - М.: Магистр, 1997.

2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1997.

3. Ельчанинов М. С. Методологические проблемы социоси-нергетики: Дсп. рукопись. - Тольятти, 2000.

4. Кузнецов П. С. Концепция социальной адаптации. - Саратов, 2000.

5. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории: (Синергетика - психология - прогнозирование). - М.: Мир, 2004.

6. Шалаев В. Г1. Социосинергстика: истоки, теория и практика в современном мире. - Йошкар-Ола: МГТУ, 1999.

7. Шустова Н. Е. Адаптивная психология личности // Развитие самоценных форм активности. - Балашов: БГТУ, 1998.

ПСИХ0Л0Г0-АНДРАГ0ГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Канд. сельскохоз. наук, доцент Е. М. Дорожкин, ректор

Уральский институт подготовки и повышения квалификации кадров лесного комплекса, г. Екатеринбург

Становление и развитие андрагогики как научной основы образования взрослых выступает серьезной проблемой, так как дает возможность опираться на идею целостной сущности человека. В этой связи психолого-андрагогические концепции стали наиболее перспективной отраслью, развивающей и обогащающей общую и социальную педагогику.

Андрагогика как основа дополнительного профессионального образования является в центре внимания нашего исследования, проведенного на базе Уральского института подготовки и повышения квалификации кадров лесного комплекса.

История и теория развития андрагогики свидетельствуют о тесной связи этой отрасли науки, с одной стороны, с совокупностью антропологических знаний о человеке как биосоциальном существе, а с другой - теориями образования (профессионально-дополнительного, непрерывного, неформального и др.) как особым образом выстроенного процесса с учетом становления взрослого человека.

С этих позиций мы и проводили наше исследование, имея в виду, что реализация андрагогических идей в жизнедеятельности специалиста не только создает познавательное поле специалиста, но и обогащает его практический опыт решения ситуаций взаимодействия со взрослыми (коллегами, подчиненными), выполняя социально-профессиональные роли в качестве руководителя, консультанта, сотрудника, участника общего дела и т. п. Все это требует особых знаний о взрослом человеке.

В настоящее время в научной литературе прослеживается стремление к синтезу социального и биологического в человеке. Человек, реально включенный в социально-истори-ческий контекст, не может быть внесоциальным индивидом -таково мнение многих психологических школ и направлений.

Против одностороннего социологизма в рассмотрении человека выступают отечественные психологи, занимающиеся экспериментальным и теоретическим изучением проблем человеческой психики в аспектах биологически обусловленных индивидуальных различий, мотиваций (7).

В современной отечественной научной и философской мысли, в русле современных конкретных дисциплин, изучающих человека, - антропологии, физиологии, психологии, этологии, социологии - складываются своеобразные частные и региональные образы человека, которые ведут к некоторому

одностороннему психологическому, поведенческому, биологическому и иному видению человека.

Тенденция антропологического подхода к воспитанию брала свои истоки из творчества К. Д. Ушинского и получила продолжение в трудах наиболее известных педагогов и психологов, считавших, что в центре наук о человеке должен быть сам Человек и всеобъемлющее, целостное знание о Человеке. Идеи эти актуальны и сегодня, ибо познание законов развития человека, его совершенствование будет плодотворно отражено на обогащении арсенала воспитательных средств. Отсюда педагог рассматривает педагогику не как науку о воспитании, а как искусство, стремящееся к удовлетворению величайших потребностей человека и всего человечества - к усовершенствованию самой природы человека - его души и тела, а как искусство воспитания оно стремится к идеалу совершенного человека.

Современные ученые рассматривают взрослость как один из этапов возрастной эволюции человека, причем этап наиболее важный и продолжительный. Он длится в среднем около сорока лет - от юношеского возраста до начала старости -и характеризуется наивысшими потенциалами производительности труда и наивысшими достижениями личности. Взрослый человек - это прежде всего социально сформированная личность, способная к самостоятельному и ответственному принятию решений в соответствии с нормами и требованиями общества (8).

10. Н. Кулюткин выделяет три периода взрослости (молодость - возмужалость - зрелость) и три основные его характеристики. Во-первых, ведущим видом деятельности взрослого человека становится деятельность трудовая, которая формирует качества социальной зрелой личности. Во-вторых, включение взрослого человека в призводственную жизнь даст статус быть полноправным членом трудового коллектива. В-третьих, под влиянием трудовой деятельности и нового социального статуса формируется новая социальная позиция полноправного субъекта своей жизнедеятельности (5).

По мнению исследователей, взрослый обладает пятью специфическими характеристиками:

1) осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

2) обладает запасом жизненного (бытового), профессионального, социального опыта, который становится все более важным источником обучения его самого и его коллег;

3) в основе готовности к обучению лежит стремление с помощью учебы решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей;

4) стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

5) учебная деятельность взрослого в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями) (3; 9).

В современном мире значительно многообразнее и богаче стали образовательные потребности человека. С. И. Змеев к их числу относит: общеобразовательные (получение общего среднего образования); социально-ролевые (приобретение и усовершенствование профессиональных знаний и навыков, участие в общественной жизни, совершенствование семейных отношений); общекультурные, общеразвивающие (поддержание здоровья, содержательное проведение досуга, развитие личности) (3).

Использование андрагогических идей в ходе опытно-экспериментальной работы в институте привело к тому, что ведущая роль в процессе обучения принадлежит самому взрослому; обучение происходит в процессе совместной деятельности обучающегося с обучающим. Значительную роль играют функции создателя (соавторов) индивидуальных программ обучения, наставника, консультанта, творца благоприятных условий (физических и психологических) для обучения и, наконец, источника знаний, умений, навыков и качеств.

Исходя из изложенного, мы реализовали следующие основные принципы обучения взрослых: главенство самостоятельного обучения, когда именно самостоятельная деятель-

ность обучающихся становится основным видом учебной работы взрослых; организация совместной работы, связанной с планированием, реализацией процесса обучения; опора на опыт обучающегося, который используется в качестве одного из источников обучения; контекстность обучения (термин А. А. Вербицкого); актуализация результатов обучения; развитие образовательных потребностей (1).

При этом процесс учения взрослых осуществлялся на разных, но соподчиненных между собой уровнях: личностном, деятельностно-ролевом, процессуальном.

М. Т. Громкова подчеркивает значимость процесса образования взрослых в том, что это: источник - оно формирует собственное мировоззрение, позиции, самосознание (потребности, нормы, способности), степень осознания необходимости самообразования; норма - оно стимулирует непрерывное самообразование, поиск импульса в виде организованных процессов (курсов, программ), высокий уровень квалификации и культуры; механизм - оно помогает овладению способами критериальных действий путем развития собственных способностей: рефлексировать (осознавать), самоопределяться (принимать правильные решения), критериально действовать (достигать цели) (2).

Образование на протяжении жизни человека стало ключевым вопросом конкурентоспособности индивида, на протяжении жизни оно является непрерывным процессом, стимулирующим людей и позволяющим им овладеть нужными знаниями, ценностями, навыками, пониманием, которые требуются по ходу их жизни. В период социально-экономических преобразований, происходящих в структуре нашего общества, изменились концептуальные подходы к образованию, к принципу образовательного устройства, модели образования, так как это ведущий социальный механизм адаптации современного человека к быстроменяющимся условиям жизни (6).

Социальная педагогика подчеркивает необходимость со-циально-образовательной работы со взрослыми на основе изучения изменений, происходящих в жизни общества, теоретического осмысления новых реалий и создания дидактических средств, с помощью которых в процессе профессиональной подготовки можно вооружить человека необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими его готовность полагаться на самого себя, активно проявлять инициативу и самостоятельность в принятии необходимых решений в различных сферах экономики и социальной жизни.

При этом андрагогика как социальное и психолого-педа-гогическое явление связана с профессиональным дополнительным образованием в двух аспектах. Во-первых, это наука об организации образования взрослых людей, неотъемлемая составляющая жизнедеятельности человека. Во-вторых, это самоорганизация образования на протяжении жизни человека, когда осуществляется естественное обучение - рост потребностей, способностей, норм. Социально-андрагогические основы дополнительного профессионального образования позволяют активизировать образование взрослых с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей умственной деятельности взрослых, специфики системы их образования, создают целостное представление об образовании и самообразовании как особой сфере социокультурной практики и обеспечивают передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению как контекста социализации личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход, - М.: Высш. школа, 1991.

2. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Змеев С. И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. - М.: Флинта: Наука, 1999.

4. Климов Е. А. Общая психология: Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

5. Кулюткин 10. Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985.

6. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие/ Авт.-сост. Г. Д. Бухарова, Л. Н. Мазаева, М. В. Полякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. псд. ун-та, 2004.

7. Рубинштейн С. 77. Избранные философско-психологические труды / Отв. ред. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова, - М., 1996.

8. Смирнов И. П. Человек образование -- профессия - личность: Монография, - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002.

9. Шевандрин П. А. Социальная психология в образовании,-М.: Владос, 1995.

ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Доктор пед. наук, профессор Г. Д. Бабушкин Омская академия МВД России, канд. пед. наук, доцент Е. Г. Бабушкин

Омский технический университет, С. Ю. Мочалов, аспирант

Тобольский государственный педагогический институт

Мотивация человека включает все виды побуждений: мотивы, потребности, цели, интересы, стремления, влечения и т. п. В широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения человека вообще. Отечественные психологи при определении мотивации исходя т из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации.

С. Л. Рубинштейн определяет мотивацию как опосредованную процессом отражения субъективную детерминацию поведения человека миром. Через мотивацию человек «вплетен» в контекст действительности (18).

В современной литературе мотивация понимается как психическое явление и трактуется по-разному: в одном случае -как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение, в другом - как совокупность мотивов, в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Мотивация рассматривается и как процесс психической регуляции конкретной деятельности (9; 13), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (10), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (5). Таким образом, разные авторы дают разные дефиниции мотивации. Неоднозначность понимания данной психологической категории затрудняет поиск и обоснование подходов к управлению мотивацией (формирования, сохранения, активизации). Рассмотрим ее на примере спортсмена.

Мотивация является ведущим элементом структуры личности, пронизывает все ее образования - направленность, характер, особенности, эмоции, психические процессы (4; 14; и др.) и характеризует личность как субъект деятельности, раскрывает нам истоки, сущность и содержание ее активности, регулятивные и организационные возможности (1; 12; 18). Мотивация отражает связь спортсмена с выполняемой деятельностью. В совокупности внешних и внутренних отношений между личностью и системой, составленных из различных объектов действительности, мотивация проявляется как системное свойство личности (15), как состояние личности (16).

Мотивация представляет собой функциональный орган психологической организации личности, ее индивидуальное субъективное проявление. Она зависит не только от внешних, но и от внутренних факторов (16).

Главная особенность адекватной мотивации - это осознание субъектом прямого «личностного смысла» собственной активности. Следует подчеркнуть, что оно характеризует

важный аспект мотивации любой деятельности, заинтересованность субъекта в предмете выполняемой им деятельности.

Процесс проявления мотивации можно представить следующим образом. Влияние внешних и внутренних факторов на человека вызывает возникновение мотивации. Далее идет процесс формирования мотивации при воздействии внешних воздействий и наличии внутренней основы (предпосылок). Следующий этап -сохранение мотивации при наличии планируемых результатов выполняемой деятельности. В дальнейшем возможны два пути развития мотивации: сохранение и ослабление. При этом характер проявления мотивации определяется воздействием внешних факторов и наличия внутренних предпосылок для ее сохранения.

Во многих видах деятельности (учебная, профессиональная, спортивная, искусство и др.) мотивация является важнейшим фактором достижения высоких результатов. Однако человек не всегда достигает поставленных целей по разным причинам, в результате чего мотивация может ослабевать, вплоть до угасания. В этой связи перед педагогами, руководителями различного уровня стоит важная задача активизации мотивации людей.

В настоящем исследовании предпринята попытка разработки и экспериментального обоснования методики активизации мотивации человека. Объектом исследования стала спортивная деятельность спортсменов высокой квалификации, предметом - методика активизации спортивной мотивации.

Важным условием формирования мотивации является предмет деятельности. Под ним обычно понимают то, на что направлена активность субъекта. Так, предмет спортивной деятельности - спортивный результат, на достижение которого направлена многолетняя спортивная тренировка. С другой стороны, в понятие «спортивный результат» входит и сам спортсмен с его психоморфофункциональными и другими характеристиками, а также соперники, в противоборстве с которыми атлет достигает победы.

Результаты нашего предварительного исследования показывают, что одной из причин ослабления спортивной мотивации у спортсменов высокой квалификации является певос-становление работоспособности после тренировочных занятии и соревнований. В свою очередь, это оказывает негативное влияние па психоэмоциональное состояние спортсмена, на достижение планируемых спортивных результатов и на отношение к дальнейшим тренировкам и спорту в целом.

При обосновании методики активизации спортивной мотивации у спортсменов мы ориентировались на использование в работе со спортсменами таких психологических механизмов, как «снизу-вверх» и «сверху-вниз», описанные В. Г. Асеевым (4) и используемые нами при формировании профессиональной мотивации у студентов VI спортивной мотивации у спортсменов (5; 6). Сущность первого механизма («снизу-вверх») в нашем исследовании заключается в создании тренером, психологом условий в тренировочном процессе, которые способствуют ускорению восстановления после тренировочного занятия, способствуют оптимизации психического состояния, что приводит к сохранению и активизации спортивной мотивации. В качестве таких условий мы считаем проведение восстановительных мероприятий. Дополнением к первому механизму в исследовании использовался и второй психологический механизм «сверху-вниз», заключающийся в следующем. Спортсменам предъявлялись требуемые нормы поведения, идеалы, объяснялся смысл и необходимость активизации спортивной мотивации для дальнейшего спортивного совершенствования, приводились возможности их использования.

Разрабатывая методику сохранения и активизации мотивации спортивной деятельности, мы опирались на следующие данные: результаты собственных исследований; положения теорий деятельности и мотивации, основывающиеся на трудах известных психологов (4; 12; 16; 18; 20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.