Научная статья на тему 'Психолого-акмеологический механизм формирования эмпатии в отношениях преподаватель-студент'

Психолого-акмеологический механизм формирования эмпатии в отношениях преподаватель-студент Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алтухова Елена Владимировна

The basic properties of empathy, its functions, its psychological factors, and also pedagogical situations of empathic relations manifestation are distinguished.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological mechanism of empathy forming in student-teacher relations

The basic properties of empathy, its functions, its psychological factors, and also pedagogical situations of empathic relations manifestation are distinguished.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологический механизм формирования эмпатии в отношениях преподаватель-студент»

дивидуального становления субъектов образовательного процесса.

1. Бибрих P.P. // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990.

2. Айзенк Г.Ю. Структура личности. СПб., 1999.

3. Сафонцева С.В., Воронин А.Н. // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 56-64.

4. МоросановаВ.И, Коноз Е.М. // Вопр. психологии. 2001. № 2. С. 59-73.

5. Баевский P.M. и др. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М., 1984.

6. Кондратьева М.В. Анализ взаимосвязи мотивации достижения и ценностных ориентаций личности // http://science.ncstu.ru/articles/hs/09

7. Ересъко Д.Б. и др. Алекситимия и методы ее определения при пограничных расстройствах. СПб., 1994.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2003.

9. Гапонова С.А. // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 131-135.

10. Лешин В.В. // Акмеология: методология, методы и технологии: материалы научной сессии, посвящ. 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Н.В. Кузьминой. М., 1998.

Поступила в редакцию 22.09.2006 г.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ В ОТНОШЕНИЯХ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ

Е.В. Алтухова

Altukhova E.V. Psychological mechanism of empathy forming in student-teacher relations. In the article the psychological-pedagogical empathy essence in student-teacher relations is revealed. The basic properties of empathy, its functions, its psychological factors, and also pedagogical situations of empathic relations manifestation are distinguished.

Современные процессы демократизации общества, социально-экономические изменения, возрастающий интерес к проблемам человека в последние десятилетия повлекли за собой изменения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании.

Смена образовательной парадигмы ставит ряд нерешенных задач, среди которых особую значимость и актуальность приобретает проблема изучения эмпатии в отношениях преподаватель - студент.

Известно, что гуманные отношения между людьми во многом определяются способностями сочувствовать, сопереживать и понимать внутренний мир другого человека. Эти отношения особенно необходимы в квазипрофес-сиональной деятельности студента и преподавателя, в которой эмпатическое общение является одной из главных составляющих.

По мнению К. Изарда, способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии стала одним из признаков человеч-

ности, сформировав «новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимого для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации» [1].

Проблема эмпатии активно изучалась и продолжает изучаться как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Т.П. Гаврилова, Т.П. Пашукова, М.Л. Гофман, Р. Мэй и др.). Среди современных психолого-акмео-логических исследований выделяются работы, в которых исследуются эмпатическое общение, его зависимость от индивидуальных особенностей личности (А.А. Бодалев,

Н.Н. Обозов, Н. П. Серджвеладзе и др.), способность к эмоциональному сопереживанию в процессе межличностного взаимодействия (В.В. Бойко, Л.А. Сивитская и др.).

Для настоящего исследования особое значение имеет изучение эмпатии в отношениях между преподавателем и студентами, выявление ее роли в межличностных отно-

шениях, а также поведенческих форм эмпатии, функций и механизмов эмпатии в межличностном взаимодействии.

Такие направления исследования эмпатии в отношениях участников педагогического общения, как деятельностный, ценностно-смысловой, субъектно-деятельностный, гуманистический и активного отражения, позволяют выделить такие функции эмпатии, как сигнализирующую, осмысляющую, активизирующую, актуализирующую и преобразующую.

Функции эмпатии преобразуются в зависимости от возникающих педагогических ситуаций, где выявляются ее свойства в отношениях преподаватель - студент.

В этих ситуациях проявляются такие свойства эмпатии, как синтонность, когда преподаватель и студент находятся на одной «эмоциональной волне».

Компенсируемость, когда эмоции педагога компенсируют дефицит положительных переживаний у студента.

Адекватность эмоционального реагирования - проявляется в ситуациях временного затруднения или успешного разрешения проблем в отношениях между преподавателем и студентом.

Инструментальность - эмоциональное состояние преподавателя, возникающее в сопереживании проблем студентов, которое становится инструментом психологической коррекции и несет в себе успокаивающую, поддерживающую и обнадеживающую силу.

Гибкость эмоционального переживания проявляется в особом педагогическом подходе преподавателя к студенту.

Таким образом, в ходе исследования на материале литературы и анализа педагогического опыта было установлено соответствие между выделенными типами педагогической ситуации, а именно успехом, неудачами, достижениями, сопротивлениями и развитием, с одной стороны, и свойствами эмпатии, включая синтонность, компенсируемость, адекватность, инструментальность и гибкость - с другой.

Перечисленные свойства эмпатии проявляются под влиянием следующих факторов:

«Сокращение психологической дистанции» сопровождается улучшением взаимопонимания, легкостью межличностного

контакта, поддерживающимся общением, удовлетворением беседой друг с другом.

Вторым фактором являлась «антиципация эмоциональной реакции студентов». Сюда относилось «предвидение эмоционального реагирования», «диагностика причин переживания студентов» и др.

«Наблюдение за поведением студентов» предполагает не только пассивное наблюдение, но и активное преобразование ситуации общения.

«Приспособление к настроению студентов» было важно для понимания роли приспосабливания к эмоциям студентов в условиях эмпатического общения и предполагало толерантность, гибкость и сензитив-ность преподавателя.

Фактор «интуитивное понимание эмоционального состояния студентов» представлял собой «интуитивное ощущение эмоционального состояния» друг друга в общении.

Таким образом, выделенные факторы представляют собой единое и целостное образование, оказывающее влияние на эмпатиче-ское общение в диаде преподаватель - студент.

Выявленные факторы позволяют глубже понять процесс формирования эмпатии в отношениях преподаватель - студент. Это создавало основу для исследования психологического механизма эмпатии.

Под механизмом формирования эмпатии понималось такое взаимодействие психологических компонентов, которое обеспечивало возникновение, развитие и устойчивость эмпатийных отношений между преподавателем и студентом.

Компонентами данного механизма являются: когнитивный (представляющий

собой целенаправленное контролирование процесса познания эмоционального состояния студента доступными для педагога способами), аффективный, (представлял собой «апробирование отношений эмоциями»), процессуально-деятельностный (формирование эмпатии зависит от того, как организован учебно-воспитательный процесс), социальный компонент обнаруживается в сфере межличностного общения, сензитивный (который создает особо благоприятные предпосылки для формирования эмпатии в отношении преподаватель - студент).

Взаимодействуя между собой, компоненты обеспечивают развитие эмпатии в отношениях преподаватель - студент. Исследованный механизм позволяет лучше понять процесс развития, формирования и устойчивости эмпатии в отношениях преподаватель -студент.

По данным Л.М. Митиной, учащийся, находящийся в подобной системе эмпатиче-ских отношений, «более инициативен, общителен, любознателен, дисциплинирован, у него отмечаются более высокие показатели интеллекта, творческого потенциала, академических достижений и самооценки. Преподавателям же, благодаря такому подходу, удается лучше осуществлять дифференцированный подход к учащимся, быть более внимательным к их чувствам, чаще вступать с учениками в диалог и использовать их мысли на уроке» [2].

Действенность изученного механизма проверялась в ходе опытно-экспериментальной работы. Эта работа проходила в форме тренинга для преподавателей Семилукского государственного технико-экономического колледжа Воронежской области. Работа проводилась в течение 2005/2006 учебного года. Программа была рассчитана на 56 часов.

Задачей тренинга было сформировать основные компоненты эмпатии в отношениях преподаватель - студент. Для этого необходимо было реконструировать с участниками педагогические ситуации, требующие эмпатии и оценить свойства каждого из компонентов. При этом вырабатывались не только умения строить отношения на основе эмпатии, но и критерии для самооценки ее развития.

На первом этапе формировался когнитивный компонент эмпатии в отношениях преподаватель-студент. Для этого участникам предлагалось рассмотреть педагогическую ситуацию, определить ее тип и попытаться извлечь максимум информации, необходимой для принятия решения в эмоциональном поведении. Оценивалась возможность реализации функций эмпатии и прогнозировались ее свойства.

Первый этап, таким образом, представлял собой формирование когнитивной компоненты эмпатии с прогнозом ее функций и свойств. Этот этап можно назвать когнитивно-прогностическим.

Второй этап тренинга был связан с разработкой арсенала эмоциональных реакций, которые могли быть педагогически целесообразными в тех или иных ситуациях. В предложенных обстоятельствах участники определяли свое эмоциональное поведение, его функции и свойства. Этот этап можно условно назвать аффективно-аналитическим.

На третьем этапе ставилась задача не только проанализировать предложенные ситуации, но и попытаться преобразовать их, выстраивая свое эмоциональное поведение с учетом функций и свойств эмпатии. Данный этап был назван активно-преобразующим.

Для установления личностных отношений со студентом необходимо было сформулировать социальный компонент эмпатии в отношениях преподаватель - студент. Эта задача решалась на четвертом этапе тренинга, условно названном личностно-ориентированном.

Его специфика заключалась в разработке индивидуальных стратегий эмоционального реагирования во взаимодействии со студентом.

Завершающим этапом был пятый с целью сформировать сензитивный компонент эмпатии в отношениях преподавателя и студента. Главной задачей было повысить восприимчивость преподавателя к эмоциональному состоянию студента на основе обобщения имеющихся психологических знаний и практического опыта. Этот этап был условно назван рефлексивно-практическим.

Таким образом, в ходе тренинга участники последовательно овладевали компонентами эмпатии в отношениях, анализировали ее функции и оценивали свойства.

Информация о сформированное™ компонентов эмпатии была получена с помощью специально отобранных методик.

Методика для изучения индекса совпадения идентификации эмоций у преподавателя и студента (авторский вариант теста восьми влечений Сонди) использовалась в начале и конце тренинга. Полученные результаты свидетельствовали о том, что в начале тренинга наблюдалось значительное расхождение в идентификации эмоций у преподавателей и студентов. Особенно заметно это расхождение было при определении ситуационных состояний в виде растерянности, усталости, бездеятельности и др. В большинстве случаев сензитивность препо-

давателя в распознавании эмоционального состояния была выше, чем у студентов. Это определило направление тренинговой работы по развитию сензитивности как у преподавателей, так и у студентов.

По результатам итогового среза заметно возросло количество правильных ответов как преподавателей, так и студентов, то есть уменьшилось количество ошибок или не-идентифицированных эмоций. При описании семи фотографий из десяти преподаватели и студенты дали правильные ответы. В начале тренинга индекс совпадений по идентификации эмоционального состояния составил 0,89. По окончании тренинга этот индекс вырос до

0,94. Это означало повышение сензитивности преподавателей и студентов к эмоциональному состоянию друг друга, что способствовало развитию эмпатии в их отношениях.

В исходном и итоговом срезе полученных данных представлены результаты применения опросника для определения уровня развития компонентов эмпатии. Результаты опросника представлены на рис. 2.

Когнитивный

□ После тренига □ До тренинга

Рис. 2. Уровни развития компонентов эмпатии в отношении преподаватель - студент до и после тренинга (по материалам опросника)

Как видно из рис. 2, был отмечен рост показателей по всем компонентам эмпатии. Особенно заметно выросли такие компоненты, как когнитивный, аффективный и сензи-тивный. Подобная динамика была не случайна, так как эмпатия в отношениях преподаватель - студент возникала в основном вследствие предрасположенности, интуиции и

эмоциональности преподавателя. Отмеченные изменения были результатом проведенной тренинговой работы.

Для перепроверки выявленной динамики использовалась методика Н. Холла «Диагностика эмоционального интеллекта» (шкалы эмоциональной осведомленности, управления своими эмоциями, эмпатии и распознавания эмоций других людей).

Данные, полученные с помощью этой методики, представляли интерес, поскольку были получены с помощью стандартизованных измерений (рис. 3).

Рис. 3

Как видно из рис. 3, заметный рост по методике Н. Холла наблюдался по всем показателям. Однако значительно выросла способность преподавателя управлять своими эмоциями. Если в начале тренинга данный показатель составлял 2,2 стена, то в конце этот показатель вырос до 6,1 стен. Возросли также показатели эмоциональной осведомленности (с 7,1 до 8,2 стен), эмпатии (с 7,4 до 8,7), распознавание эмоции у других людей (с 6,8 до 8,6).

Дополнительные показатели роста эмпатии были зафиксированы с помощью методики В.В. Бойко «Диагностика уровней эм-патических способностей», позволявшей диагностировать уровень эмпатических способностей у преподавателей, включая рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал, установки на эмпатию, проникающую способность эмпатии и идентификацию эмоций.

Если до тренинга зафиксированные показатели варьировались от 1,9 до 3,7 стен, то на завершающем этапе они варьировались от 3,9 до 7,1 стен (рис. 4).

До эксперимента После эксперимента

Рис. 4

Особенно заметно выросли показатели рациональной эмпатии (от 2,6 до 5,9), установки на эмпатию (от 1,9 до 7,1 стен), проникающей способности эмпатии (от 2,1 до 7,4) и идентификации эмоций (от 2,3 до 5,8). Характерно, что эти результаты косвенно подтверждали рост таких компонентов эмпатии, как когнитивный, социальный, сензитивный (для сравнения см. рис. 2).

Таким образом, полученные данные, взаимно подтверждающие и проверяющие

друг друга, свидетельствовали о росте эмпатии в отношениях преподавателей и студентов как эмоциональном взаимодействии, имеющем свою компонентную структуру, выполняющем специфические функции и характеризующемся определенными свойствами.

Проведенное исследование подтвердило предположение о том, что формирование эмпатии в отношениях преподавателя и студента зависит от психологических факторов, которые влияют на структурные компоненты эмпатии и проявление ее свойств в педагогических ситуациях.

1. ИзардК. Эмоции человека. М., 1980. С. 22.

2. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996. С. 7.

Поступила в редакцию 20.10.2006 г.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПЕРСОНАЖЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Н.Е. Есманская

Yesmanskaya N.E. Development of students-psychologists’ psychological astuteness by means of psychological analysis of literature characters. Systematic use of psychological analysis of literature characters in the educational process contributes to the development of future psychologists’ astuteness due to which they begin understanding dispositions, feeling, emotional state and individual psychological peculiarities of not only literature characters' but of human beings’.

Психологическая проницательность для психолога является, пожалуй, самым профессионально значимым свойством его личности. Благодаря ей, психолог (и, в первую очередь, практический психолог) способен быстро, глубоко и верно познавать и понимать людей и их взаимоотношения.

Впервые термин «психологическая проницательность» употребил Н.П. Ерастов [1].

Затем ее сущность и структуру исследовали А.А. Борисова [2], В.Г. Зазыкин [3],

Н.А. Коваль [4] и Е.А. Корсунский [5, 6]. Весомый вклад в изучение феномена психоло-

гической проницательности внесли А.А. Бодалев [7] и его ученики. Они, не употребляя понятия «психологическая проницательность», выявили те индивидуально-личностные особенности и детали внешнего облика человека, которые выступают в роли знаков-индикаторов внутреннего мира личности в межличностном познании.

Теоретический анализ публикаций о психологической проницательности дает основание определить ее как целостное, интегративное и системообразующее свойство личности, включающее в свой состав ряд ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.