Научная статья на тему 'Развитие психологической проницательности студентов-психологов посредством психологического анализа персонажей художественной литературы'

Развитие психологической проницательности студентов-психологов посредством психологического анализа персонажей художественной литературы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
640
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Есманская Наталья Евгеньевна

Systematic use of psychological analysis of literature characters in the educational process contributes to the development of future psychologists' astuteness due to which they begin understanding dispositions, feeling, emotional state and individual psychological peculiarities of not only literature characters' but of human beings'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students-psychologists' psychological astuteness by means of psychological analysis of literature characters

Systematic use of psychological analysis of literature characters in the educational process contributes to the development of future psychologists' astuteness due to which they begin understanding dispositions, feeling, emotional state and individual psychological peculiarities of not only literature characters' but of human beings'.

Текст научной работы на тему «Развитие психологической проницательности студентов-психологов посредством психологического анализа персонажей художественной литературы»

До эксперимента После эксперимента

Рис. 4

Особенно заметно выросли показатели рациональной эмпатии (от 2,6 до 5,9), установки на эмпатию (от 1,9 до 7,1 стен), проникающей способности эмпатии (от 2,1 до 7,4) и идентификации эмоций (от 2,3 до 5,8). Характерно, что эти результаты косвенно подтверждали рост таких компонентов эмпатии, как когнитивный, социальный, сензитивный (для сравнения см. рис. 2).

Таким образом, полученные данные, взаимно подтверждающие и проверяющие

друг друга, свидетельствовали о росте эмпатии в отношениях преподавателей и студентов как эмоциональном взаимодействии, имеющем свою компонентную структуру, выполняющем специфические функции и характеризующемся определенными свойствами.

Проведенное исследование подтвердило предположение о том, что формирование эмпатии в отношениях преподавателя и студента зависит от психологических факторов, которые влияют на структурные компоненты эмпатии и проявление ее свойств в педагогических ситуациях.

1. ИзардК. Эмоции человека. М., 1980. С. 22.

2. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Кемерово, 1996. С. 7.

Поступила в редакцию 20.10.2006 г.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПЕРСОНАЖЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Н.Е. Есманская

Yesmanskaya N.E. Development of students-psychologists’ psychological astuteness by means of psychological analysis of literature characters. Systematic use of psychological analysis of literature characters in the educational process contributes to the development of future psychologists’ astuteness due to which they begin understanding dispositions, feeling, emotional state and individual psychological peculiarities of not only literature characters' but of human beings’.

Психологическая проницательность для психолога является, пожалуй, самым профессионально значимым свойством его личности. Благодаря ей, психолог (и, в первую очередь, практический психолог) способен быстро, глубоко и верно познавать и понимать людей и их взаимоотношения.

Впервые термин «психологическая проницательность» употребил Н.П. Ерастов [1].

Затем ее сущность и структуру исследовали А.А. Борисова [2], В.Г. Зазыкин [3],

Н.А. Коваль [4] и Е.А. Корсунский [5, 6]. Весомый вклад в изучение феномена психоло-

гической проницательности внесли A.A. Бодалев [7] и его ученики. Они, не употребляя понятия «психологическая проницательность», выявили те индивидуально-личностные особенности и детали внешнего облика человека, которые выступают в роли знаков-индикаторов внутреннего мира личности в межличностном познании.

Теоретический анализ публикаций о психологической проницательности дает основание определить ее как целостное, интегративное и системообразующее свойство личности, включающее в свой состав ряд ка-

честв, благодаря которым проницательный человек познает внутренний мир окружающих его людей.

Однако следует признать, что сложившаяся система вузовской подготовки психологов не способствует развитию их психологической проницательности, так как студенты, изучая отдельные психологические функции вне их внутренних взаимосвязей, фактически изучают человека по частям. В результате у них не формируется целостное представление о личности и ее внутреннем мире. А между тем психолог в своей профессиональной деятельности имеет дело с целостной личностью, а не с отдельными психическими функциями.

Этот недостаток в профессиональной подготовке будущих психологов может быть успешно преодолен при использовании в учебном процессе художественной литературы, формирующей у них представление о личности как целостном, сложном и живом явлении.

Образцом психологической проницательности являются некоторые литературные персонажи в произведениях писателей-пси-хологов: М.Ю. Лермонтова, О. Бальзака,

И.А. Бунина, Ф.М. Достоевского,

Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова и др. Неслучайно поэтому выдающиеся психологи (Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев,

К. Леонгард, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теп-лов, К. Юнг) часто использовали в своем научном творчестве литературные образы как источник психологических знаний.

Естественно предположить, что и студенты-психологи могут успешно учиться у писателей-психологов и тонкому психологическому наблюдению, и глубокому пониманию личности персонажа в ее конкретной целостности, и развить у себя, благодаря психологическому механизму переноса, умения, навыки и способности психологического анализа внутреннего мира живого реального человека. С этой целью 350 студентам-психологам Воронежского государственного университета и Воронежского экономикоправового института в курсе «Введение в профессию», в спецкурсах «Художественная литература как источник психологических знаний», «Развитие психологической проницательности средствами художественной литературы» было дано задание выявить сущ-

ность и структуру психологической проницательности на примере конкретного литературного персонажа.

Всего студентами было выбрано 98 персонажей из 77 произведений: из русской классики - 39 персонажей, из зарубежной литературы - 33, из советской литературы - 11 персонажей и из современной отечественной литературы - 15. Подавляющее большинство персонажей были выбраны только один раз. Многократно же назывались следующие персонажи. Чичиков - 11 раз, Наташа Ростова - 13, следователь Порфирий Петрович - 14 раз, Печорин - 24 раза, Раскольников - 33. Результаты контент-анализа студенческих рефератов выглядят следующим образом:

Русская классика представлена 20 авторами.

Бунин: «Жизнь Арсеньева» - Арсеньев (1 выбор); Гоголь: «Мертвые души» - Чичиков (11), Манилов (1), «Ревизор» - Хлестаков (2), «Вий» - Хома Брут (1); Гончаров: «Обломов» - Обломов (3), Штольц (1), Захар (1); Грибоедов: «Горе от ума» - Чацкий (3); Достоевский: «Преступление и наказание» -Раскольников (33), Порфирий Петрович (14), Соня Мармеладова (3); Короленко: «Слепой музыкант» - Максим (1); Куприн: «Олеся» -Олеся (3), «Гранатовый браслет» - Желтков (2), «Дознание» - Козловский (1); Крылов: «Ворона и лисица» - Лиса (1); Лермонтов «Герой нашего времени» - Печорин (24); Лесков: «Воительница» - Домна Платоновна (1); Островский: «Гроза» - Катерина (3), «Бесприданница» - Лариса (1); Пушкин: «Пиковая дама» - графиня (1), «Барышня крестьянка» - Лиза Муромцева (1), «Евгений Онегин» -Татьяна Ларина (1); Салтыков-Щедрин: «Премудрый пескарь» - Пескарь (1); Л. Толстой: «Война и мир» - Наташа Ростова (13), Кутузов (5), Андрей Болконский (5), Пьер Бе-зухов (4), Наполеон (1); «Анна Каренина» -Анна Каренина (1); Тургенев: «Отцы и дети» -Базаров (8), Кукшина (1); «Ася» - Ася (1); Тютчев: «Тени сизые сместились», «Осенний вечер», «Видение» - лирический герой (1); Фонвизин: «Недоросль» - Простакова (1); Чехов: «Крыжовник» - дачник (10), «Душечка» -Душечка (1); «Хамелеон» - Жандарм (1); Чернышевский: «Что делать?» - Рахметов (2).

Среди зарубежных студенты назвали 31 автора.

Бальзак: «Гобсек» - Гобсек (1); Бронте: «Джейн Эйр» - Джейн Эйр (1); Гессе: «Суддхартха» - Васудев (1); Деверо: «Талисман» - Дженифер (1); Делински: «Случайная судьба» - Хизер (1); Дюма (отец): «Граф Монте Кристо» - Старец Фариа (1), Эдмон Дантес (1); Клавихо: «Ибн-Арабшах» - Амар Тимур (1); Конан Дойль - Шерлок Холмс (26); Кастанеда: «Хуан Матус» - Хуан Матус (1); Коэльо: «На берегу Рио Педро села я и заплакала» - Женщина (1); «Пятая гора» - Пророк Илия (1); «Алхимик» - Сантьяго (1); Кристи: «Треснувшее зеркало» - Э. Пуаро (8), Мисс Марпл (4); Мариас: «Волшебный свет» -Старик (1); Мериме: «Кармен» - Пьер (1); Митчелл: «Унесенные ветром» - Ретт Батлер (1); Моэм: «Луна и грош» - молодой писатель (1); По: «Золотой жук» - Легран (1); Ремарк: «Ночь в Лиссабоне» - Иосиф (1); Сименон: «Комиссар Мегре» - (2); Стендаль: «Красное и черное» - Жюльен Сорель (1); Фаулз: «Коллекционер» - Клегг (2); Цвейг: «Страх» - муж Ирен (2); «Нетерпение сердца» - лейтенант Гофмиллер (1); «Шахматная новелла» -Мирко Чентович (1); Экзепюри: «Маленький принц» - Маленький принц; Эко: «Имя розы» -Вильгельм (1); Янсон: «Опасное лето» -Снусмумрик (1).

В советской литературе студенты упомянули 15 авторов.

Ахматова: «Северная элегия», «Реквием» -лирический герой (1); Бондарев: «Батальоны просят огня» - Ермаков (1); Булгаков: «Мастер и Маргарита» - Воланд (4), Иешуа Га-ноцри (3), Пилат (2), Маргарита (2); «Собачье сердце» - профессор Преображенский (1); Вайнеры: «Эра милосердия» - Жеглов (1); Горький: «На дне» - Лука (4); Дудинцев: «Белые одежды» - Дежкин (1); Ефремов: «Тайс Афинская» - Тайс (1); Ильф и Петров: «Двенадцать стульев» - Остап Бендер (6); Искандер: «Тринадцатый подвиг Геракла» -учитель математики (1); Толстой А. Н.: «Граф Калиостро» (2), Шолохов: «Судьба человека» - Андрей Соколов (1).

Среди современных писателей студенты назвали 11 авторов.

Акунин: «Левиофан» - Фандорин (2); «Особые поручения» - Момус (1); Д. Донцова: «Урожай ядовитых ягодок» - Виола Тараканова (1); Еникеева: «Вист втемную» - Лидия Петровна (1); Лаврова: «Полуденый вор» -Глеб Царапов (1); Лукьяненко: «Лабиринт

отражения» - Леонид (1); Маринина: «Каждый для себя» - Вероника Кадырова (1), «Украденный сон» - А. Каменская (1), В. Гордеев (1); Набоков: «Лолита» - Гумберт (1), «Защита Лужина» - Лужин (1); Пронин: «Каждый день самоубийство» - следователь Демин (1); Распутин: «Живи и помни» - Настена; Рубина: «Любка» - Любка (1).

Данные контент-анализа выявили читательские предпочтения современных студен-тов-психологов. В качестве положительного момента следует отметить, что подавляющее большинство студентов выбрали литературных героев, наделенных психологической проницательностью, из произведений русской и зарубежной классики.

В частности, в своих рефератах, в которых выявляется психологическая проницательность следователя Порфирия Петровича в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» [8], студенты отмечают основные ее составляющие:

• Способность быстро угадывать сущность другого человека: Миколку «Порфи-рий Петрович с первого слова и жеста угадал» [8, с. 439]; «Зная болезненность его (Раскольникова) характера и, с первого взгляда, верно схватив и проникнув его, Порфирий действовал хотя слишком решительно, но почти наверное» [8, с. 349]; «Раздражительны вы уж очень, Родион Романыч... при всех-то других основных свойствах вашего характера и сердца, которые, я льщу себя надеждой, что отчасти постиг-с... вы смелы, заносчивы, серьезны» [8, с. 442, 444].

• Наблюдательность: «Губка-то опять, как и тогда, вздрагивает» [8, с. 448]; «Ишь ручка-то как дрожит!» [8, с. 346]; «Раскольников вздрогнул всем телом, так что Порфирий Петрович слишком ясно заметил это» [8, с. 341].

• Способность расшифровывать физиогномические и вегетативные реакции Раскольникова: «Лицо Раскольникова омрачалось более и более. Порфирий точно угадал его мысли»; «Да что вы так побледнели, Родион Романыч...» [8, с. 441].

• Интуицию: «Я и подозреваю теперь, что Миколка хочет страдание принять или вроде того. нет. тут не Миколка!» [8, с. 448].

• Способность противостоять внешнему давлению: «...не Миколке было поколебать самую основу его убеждений» [8, с. 439].

• Умение подключаться к любой системе мировосприятия: «существуют на свете... такие лица, которые... полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них... закон не писан» [8, с. 252].

• Способность моделировать мысли и переживания человека: «Когда вы вашу ста-тейку-то сочиняли, - ведь уж быть того не может, хе, хе! Чтобы вы сами себя не считали... человеком «необыкновенным» и говорящим НОВОЕ СЛОВО» [8, с. 259].

• Способность к рефлексии: «Кто я?... Человек, пожалуй, чувствующий и сочувствующий... кой-что и знающий» [8, с. 452].

• Способность прогнозировать поведение Раскольникова: «Статейку-то я вашу прочел... да и подумал: «Ну, с этим человеком так не пройдет!» [8, с. 444]; «А ну, как я убегу? - как-то странно усмехаясь, спросил Раскольников. - Нет, не убежите... вы страданье надумаетесь принять... в страдании есть идея» [8, с. 453]; «он у меня психологически не убежит» [8, с. 333].

• Притворство, позволяющее скрывать собственные мысли и провоцировать собеседника: «...едва ли тридцатилетний Порфи-рий Петрович действительно как будто вдруг весь состарился: даже голос его поменялся, и как-то весь он скрючился» [8, с. 335].

• Особенно часто студенты отмечают такие качества ума Порфирия Петровича, как аналитичность, синтетичность, гибкость и объективность [8, с. 262, 263].

• Знание психологии человека: «Эту ведь я психологию-то изучил всю на практи-ке-с» [8, с. 339].

Таким образом, составляющие феномена психологической проницательности и присущие личности Порфирия Петровича качества практически идентичны.

Систематическое использование в учебном процессе метода психологического анализа литературных персонажей способствует развитию психологической проницательности у будущих психологов, благодаря которой они начинают более глубоко понимать характеры, чувства, эмоциональные состояния и индивидуально-психологические особенности не только самих литературных персонажей, но и живых реальных людей.

1. Ерастов Н.П. // Проблемы индивидуального психолога. Ярославль, 1975. Вып. 2. С. 36-44.

2. Борисова A.A. Психологическая проницательность. Ярославль, 1997.

3. Зазыкин В.Г. Основы психологической проницательности. М., 1999.

4. Зазыкин В.Г., Коваль H.A. Психология проницательности. Тамбов, 1999.

5. Корсунский Е.А. // Вопросы психологии. 1985. № 3. С.144-149.

6. Корсунский Е.А., Есманская НЕ. // Программы учебных дисциплин. Воронеж, 2005. С. 222-227.

7. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

8. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Л., 1970.

Поступила в редакцию 20.10.2006 г.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ А.А. Фролова

Frolova A.A. Considers the problem of personal possibilities. This article reflects the part of future-orientation in the realization personal potentialities in adolescence.

Любой период жизни ставит перед человеком свои задачи развития, которые требуют для решения новых навыков и другого отношения. Но юношеский возраст становится особенно важным для личности, так

как именно в этом периоде человек осознанно подходит к пониманию себя, своих возможностей. Как отметил А.Н. Леонтьев, отрочество и юность считаются периодом «второго рождения» личности, и в первую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.