Научная статья на тему 'Психолого-акмеологический аспект саморазвития личности студента в процессе подготовки к профессиональной деятельности'

Психолого-акмеологический аспект саморазвития личности студента в процессе подготовки к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АКМЕ" / СУБЪЕКТ САМОРАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПВ-КОМПЛЕКС / Д-КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Двинянинова Елена Николаевна

Выявлены личностные детерминанты формирования профессионального саморазвития студента-инженера в процессе его профессионального образования и определены психолого-педагогические условия, способствующие оптимизации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологический аспект саморазвития личности студента в процессе подготовки к профессиональной деятельности»

в их системном единстве.

Изменения в экспериментальной группе обусловлены участием студентов в программе психологического сопровождения развития профессионального самосознания.

Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания в процессе профессионального становления студентов Вуза позволяет отслеживать процесс развития компонентов профессионального самосознания.

Библиографический список

1. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - Москва: Изд-во Московского Уни-

верситета, 1983. - 286 с.

2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А.А. Деркач. - Москва: Изд-во РАГС, 2000. - 483 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е.А. Климов. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2003. - 400 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - Москва: Знание, 1996. -308 с.

5. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие / Н.С. Пряжников, Е.Ю. П-ряжникова. - Москва: Academia, 2004. - 480 с.

удк 37.015-057.86

е.н. двинянинова

психолого-акмеологическии аспект саморазвития личности студента в процессе подготовки к профессиональной деятельности

Выявлены личностные детерминанты формирования профессионального саморазвития студента-инженера в процессе его профессионального образования и определены психолого-педагогические условия, способствующие оптимизации данного процесса.

Ключевые слова: «акме», субъект саморазвития, профессионализм, ПВ-комплекс, Д-комплекс.

Высокий профессионализм и творческое мастерство в его осуществлении самыми различными специалистами - главный человеческий ресурс, который становится важнейшим фактором оптимального решения насущных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает акмеология - новая интегра-тивно-комплексная наука. Именно она изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества как «акме».

В работах отечественных психологов особенно подчеркивается мысль, согласно которой становление личности в период взрослости связано с включенностью человека в профессиональную

среду и его профессиональной социализацией.

Проблема профессиональной социализации занимает одно из центральных мест в психологии профессиональной деятельности: широко рассматриваются вопросы о свойствах личности в профессиональной деятельности в работах К. А. -Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, Л.Г. Дикой и др. По мнению С.Л. Рубинштейна [8, с. 472], человеческий труд есть одно из важнейших средств развития личности. В процессе становления профессионализма деятельности, личность обязательно развивается, причем, как минимум в четырех направлениях: личностно-профессиональном,

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© Е.Н. Двинянинова, 2009

Психолого-акмеологический аспект саморазвития личности студента ...

профессионально-квалификационном, профессионально-должностном и нравственном [3,-с. 126].

Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и

ценностные ориентации, направленные на прогрессивное саморазвитие специалиста. Одним из подходов, позволяющих выделить значимые характеристики субъекта в профессиональной деятельности модель системно-структурного представления психологической организации человека как субъекта саморазвития [7, с. 56] (рис. 1).

Рис.1. Психологическая модель человека как субъекта саморазвития (Л.М. Попов)

Пространственно-временной комплекс - это системно-структурная организация, включенная в процессы многомерного взаимодействия человека с миром и с самим собой, а также способы этого взаимодействия. Пространственно-временной комплекс состоит из двух составляющих: статической или продуктно-пространственной и динамической или процессуально-временной.

Статическая составляющая представлена в личности в первую очередь организмом, психикой и социальными параметрами, трансформировавшимися в биопсихосоциальную организацию целостного типа. У каждого человека названные параметры складываются в уровни его структурной организации. Они составляют ту целостность, которая и позволяет человеку осознавать себя телесно-чувственным существом, способным к адекватной ориентации во времени, пространстве и социуме. В зависимости от типа доминирующего взаимодействия данные уровни имеют свой показатель выраженности и тенденцию к развитию, которая отражает социальный заказ общества или предрасположенность личности к активному взаимодействию в рамках одного из уровней пространственной составля-

ющей.

Динамическая составляющая - это реальное отображение инициативных действий человека в виде непрерывных актов взаимодействия с объектами внешнего и внутреннего планов: внешне-плановые и внутреннеплановые действия. Это и есть психологический механизм развития и саморазвития динамической составляющей ПВ-комплекса субъекта.

Расчлененность пространственно-временного комплекса на статическую и динамическую составляющие трудно уловить. Переходы процесса в продукт и обратно идут непрерывно. И то, что на стороне процесса выступает в динамике и может быть зарегистрировано во времени, то же самое на стороне продукта обнаруживается в виде покоящегося свойства. Продукты взаимодействия, возникая как следствие процесса, превращаются в условия для нового процесса.

Качественное преобразование может проходить в двух вариантах. Согласно классическим концепциям мышления (С. Рубинштейн, А. Бруш-линский) оно осуществляется по фазам: проблема - выдвижение гипотезы - постановка задач -решение задач - формулировка выводов, сужде-

ний. Если же руководствоваться подходом специалистов в области психологии творчества, то качественное преобразование должно пройти следующие фазы: крах логических программ -инкубация - интуитивное озарение - вербализация - формализация [6, с. 67]. В обоих случаях процесс заканчивается формированием обобщенной внутренней модели, предельно формализованным продуктом.

Процессы постоянных переходов внешних действий во внутренние и наоборот проходят не только постоянно, но и способствуют, благодаря расширению амплитуды колебаний, проникновению в «зоны ближайшего развития» [1, с. 115], т.е. развитию и саморазвитию субъекта.

Детерминантный комплекс представлен внешней и внутренней детерминацией. Внешняя детерминация обусловлена действием внешних причин, побудителей. Внутренняя детерминация состоит из двух полисфер: мотивационно-лично-стной и Я-полисферы. Мотивационно-личност-ная полисфера определяет направленность действий субъекта во вне, а во внутримотивирован-ном варианте создает условия для постоянного самоизменения. Полисфера Я накладывает многочисленные личностные оттенки на любой процесс и продукт. Она существует в виде Я-само-сознающего и Я-вкладового. Я-вкладовое - это мотивационно-личностная предрасположенность человека к инициативным приемам вкладов извне и производству вкладов в других, это, своего рода способность оказывать влияние на других и принимать влияние от других. Я-само-сознающее выступает в единстве трех сторон: самопознание, самоотпошение, саморегуляция-самоуправление. Оно формируется в постоянном соотнесении себя: с самим собой в прошлом и настоящем (Я-реальное), с другими в данное время (Я-зеркальное, Я-глазами других), с самим собой в будущем (Я-идеальное, т.е. Я-каким бы мне хотелось быть) [7, с. 59]. Е.А. Климовым вводится также Я-профессиональное [4, с. 512-514].

Основная идея проблемы профессионального саморазвития - это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что об-

разование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается.

Акмеологическая концепция субъекта исходит из двух положений [2, с. 89]:

- понимания субъекта как специфического способа организации;

- понимания сущности субъекта через связанность не только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и с разрешением имеющихся противоречий.

Проблема акмеологии как интегративной науки и практики связана с новым пониманием субъекта жизнедеятельности как совокупность его из природных, психических, личностных условий функционирования - с одной стороны, социальных условий - с другой, и способов их организации - с третьей. Необходимой предпосылкой является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний и саморегуляция. Акмеоло-гический подход предполагает выявление условий мобилизации у человека установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности. Большое значение придается осознаванию человеком своего индивидуального профиля профессионализма, обдумыванию индивидуальных стратегий и траекторий движения к профессионализму. С точки зрения ак-меологического подхода при оценке профессионала необходимо учитывать не только внешние показатели его деятельности (успешность, результативность) и внутренние состояния (мотивацию, удовлетворенность), но и наличие постоянной специфической мотивации к высокопродуктивной деятельности, к поступательному восходящему саморазвитию.

Профессиональное саморазвитие неразрывно связано с личностным, и, как указывает ряд авторов [1, с. 114-123; 5, с. 205], является его частью. Нами проведено экспериментальное исследование, целью которого было выявление личностных детерминант формирования профессионального саморазвития студента-инженера в процессе его профессионального образования и определение психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации данного процесса. В исследовании принимали участие студенты Марийского государственного технического уни-

Психолого-акмеологический аспект саморазвития личности студента ..

верситета 2-4 курсов разных специальностей в количестве 271 человек. В качестве диагностического инструментария использовались: методика «Добро-Зло» (Л.М. Попов) и «Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела». Данные исследования обрабатывались с помощью математи-ко-статистического анализа. Достоверность полученных различий оценивалась с помощью Ькри-терия Стьюдента, характер взаимосвязи между исследуемыми показателями определялся путем использования корреляционного анализа.

Анализ полученных результатов показал, что значимых различий (на всех уровнях значимости pJ0,001; pJ0,01 pJ0,05) по показателям «Добро», «Зло», «Человечность» не обнаружено. Опрошенным студентам присуще чувство ответственности, чувство собственного достоинства. В то же время, их можно охарактеризовать как конформных, ориентированных на общепринятые нормы людей. Опрошенные любят признание и способны требовать к себе повышенного внимания, иногда переходя рамки адекватности самооценки. В достижении своих целей студенты склонны использовать не только различные средства, но и в некоторых случаях - людей. У испытуемых присутствует стремление к самореализации.

Основываясь на количественном и качественном анализе данных, содержании вопросов, составляющих факторы методики Р. Кеттелла, опрошенных студентов МарГТУ можно охарактеризовать как общительных, готовых к сотрудничеству, ориентированных на социальное одобрение, зависимых от мнения группы, обладающих низкой самодостаточностью (хср= 5,9 фактор А Замкнутость-Общительность; хср= 4,1, фактор Q2 Конформизм-Нонконформизм). Одновременно с этим, необходимо отметить наличие у опрошенных студентов тенденции к независимости, восхищению окружающих, настойчивость, упрямство, настороженность по отношению к людям (хср= 6,5, фактор Е Подчиненность-Доминантность; х = 5,7, фактор L Доверчивость-Подозрительность). В блоке эмоциональных характеристик следует отметить недостаточную эмоциональную стабильность, импульсивность свойственную опрошенным студентам (хср= 4,8), низкий уровень самоконтроля (х = 3,6), жестокость по отношению к окружающим (хср= 5,2). Испытуемые обладают средним уровнем вербальной культуры и эрудиции (хс = 5,6, фактор В Интел-

лект), склонны к традициям и переменам, консервативны в мышлении (хср= 4,7, фактор Q1 Консерватизм-Радикализм), склонны к решению практических задач, реалистичны (хср= 3,7, фактор М Практичность-Мечтательность).

С помощью проведенного корреляционного анализа показателей методики «Добро-Зло» и многофакторной личностной методики Р.Кеттел-ла были выявлены следующие значимые взаимосвязи в общей выборке студентов: интегральный показатель соотношения тенденций конструктивного и деструктивного начал в поведении (показатель Человечности), в общей выборке студентов значимо связан с такими чертами личности как А Замкнутость-Общительность, С Эмоциональная нестабильность-Эмоциональная стабильность, G Низкая нормативность поведения-Высокая нормативность поведения, Q1 Консерватизм-Радикализм, Q2 Конформизм-Нонконформизм, Q3 Низкий самоконтроль-Высокий самоконтроль.

Фактор А Замкнутость-Общительность характеризует степень активности личности в установлении межличностных контактов. Данный фактор положительно взаимосвязан с высоким показателем по шкале Человечность. Это дает нам возможность выдвинуть предположение, что более общительные, открытые к людям, готовые к сотрудничеству, ориентированные на социальное одобрение студенты характеризуются большей склонностью ориентироваться в поведении на ценности Добра.

Фактор С Эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность характеризует эмоциональную сферу личности, способность контролировать свои эмоции, устойчивость интересов, реалистичность. Полученные взаимосвязи высоких оценок по данному фактору с высоким уровнем Человечности могут свидетельствовать о том, что эмоциональная стабильность, зрелость эмоциональной сферы, уравновешенность, реалистичность, работоспособность, вероятно, создают благоприятную почву для саморазвития личности в профессиональной деятельности.

Схожим по своим характеристикам с эмоциональной стабильностью является фактор G Низкая нормативность поведения-Высокая нормативность поведения, включающий в себя особенности эмоционально-волевой сферы и регуляции личностью своих поступков в обществе. Высокие оценки по данному фактору объединя-

ют в себе такие характеристики личности, как добросовестность, ответственность, чувство долга, соблюдение общепринятых правил, настойчивость в достижении целей.

Фактор Q2 Конформизм-Нонконформизм обнаруживает значимую отрицательную взаимосвязь с показателем Человечность и отражает зависимость личности от требований группы, стремление работать и принимать решения в согласии с другими людьми, следовать общественному мнению. С одной стороны, стремление жить в согласии с обществом, не противопоставлять себя группе может рассматриваться как нравственно-положительное. Однако при крайней выраженности конформных тенденций, при полном подчинении требованиям группы, характер поведения студента зависит от других людей, а не от собственных принципов.

Фактор Q3 Низкий самоконтроль-Высокий самоконтроль, как и факторы, описанные выше, характеризует эмоционально-волевые особенности личности. Данный фактор значимо (р<0,01) положительно взаимосвязан с показателем Человечности. Высокие оценки по фактору Q3 Низкий самоконтроль - Высокий самоконтроль указывают на способность человека контролировать свои эмоции и поведение, на наличие выраженных волевых качеств, таких как целеустремленность, решительность, настойчивость, а также на стремление учитывать мнение других людей при совершении поступков. Вероятно, такие социально одобряемые характеристики личности помогают, особенно в затруднительных ситуациях, сохранять самообладание, вести себя в соответствии с нравственными нормами, достигать успехов в профессиональной деятельности.

Показатели А С G 01 02 0з

Добро 0,16 0,16 0,18 0,22 -0,18 0,12

Зло -0,08 -0,25 -0,21 -0,08 0,01 -0,14

Человечность 0,16 0,25 0,25 0,18 -0,12 0,16

Таблица1

Коэффициенты корреляции показателей методики «Добро-Зло» и многофакторной личностной методики Р.Кеттелла

В результате проведенного исследования установлено, что показатель Человечность, располагающийся в определенной динамике между полюсами Добра и Зла, значимо связан с такими личностными характеристиками студентов, как общительность ^0,01), ответственность в различных областях жизнедеятельности ^0,001), нормативность поведения (рТ0,001), эмоциональная стабильность (рГО,001), самоконтроль (рГО,01), что свидетельствует о большей склонности ориентироваться в поведении на ценности Добра, в сочетании с эмоциональной стабильностью, уравновешенностью, соблюдением общепринятых правил, настойчивостью в достижении целей.

Таким образом, саморазвитие сопровождается изменением системы взаимодействий и отношений личности, ее потребностей, эталонов, ценностных ориентаций. Поэтому в общей про-

блематике исследований развития личности особое место принадлежит ее личностно-професси-ональному развитию, где профессиональное и личностное саморазвитие может быть понято и описано не только как социализация, но и как вторичная индивидуализация, результатом которой будет состоявшаяся индивидуальность как профессиональное личностное качество, как характеристика субъектной активности в конкретной деятельности при достижении определенного уровня образования. В свою очередь, образование в том случае будет способствовать становлению студента как профессионала, если оно переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие - в саморазвитие и самореализацию личности. Для этого важно самоопределение того вида деятельности, где студент способен достичь «акме» - вершины своего успеха.

Дефицитарность отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» ...

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1972. - № 2. - С. 114123.

2. Деркач А.А. Акмеология: методология, методы и технологии / А.А. Деркач. - М.: РАГС, 1998. - 320 с.

3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - М.: РАГС, 1998. - 256 с.

4. Климов Е.А. О структуре профессионального самосознания, профессионализма и профессионала / Е.А. Климов // Психология работы с

персоналом в трудах отечественных специалистов / сост. и общая ред. Л.В. Винокурова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 512-514.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К.маркова. - М., 1996. - 308 с.

6. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1983. - 205 с.

7. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и Зло в психологии человека / Л.М. Попов, А.П. Кашин, Т.А. Старшинова. - Казань: КГУ, 2000. - 224 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. -720 с.

в.в. терещенко

дефицитарность отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» как условие личностного развития подростка

Рассматриваются особенности взросления подростков с нарушенными отношениями взаимодействия. Комплексное исследование подростков от 12 до 16 лет показало, что в 14 лет дефицитарность отношений сопровождается перестройкой структуры индидвидально-личностных свойств.

Актуальность исследования свойственных многим семьям девиантных подростков дефици-тарных отношений обусловлена резким ростом количества асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде. В их усилении на этапе меж-поколенческого перехода, охватывающем, как мы считаем, подростковый и юношеский периоды онтогенеза, значительную роль играют общественные процессы. Как отмечает Д.И. Фельдш-тейн [5; 6], исключительное значение для усиления дисгармонизации отношений взрослых и взрослеющих детей имеют факторы, свойственные именно России последних десятилетий: смена ценностных ориентаций, потеря подавляющей частью населения нравственных ориентиров. В связи с этим мы предприняли попытку в углубленном изучении подростков проанализировать

влияние складывающихся в наши дни отношений взаимодействия взрослых и детей на их взросление.

Одним из направлений нашего исследования являлось изучение последствий включенности 1216-летних детей в разрушающиеся отношения с родителями, семьей в целом. В частности, мы изучали роль дефицитарности отношений взаимодействия в личностном развитии подростков-школьников.

В исследовании дефицитарности отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» мы опираемся на психологиЧеские работы последних десятилетий [1; 2; 3], авторами которых показано, Что деформированность и смятость пространства взаимоотношений взрослых и детей проявляется, во-первых, в ослаблении структурированнос-

© В.В. Терещенко, 2009

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.