Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ СОТРУДНИКАМИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ СОТРУДНИКАМИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межличностное восприятие / удовлетворенность работой / восприятия индивидом группы / психологический статус / социальная роль / interpersonal perceptionjob satisfaction / individual's perception of the group / psychological status / social role

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобинкин Сергей Александрович

Целью работы является исследование психологических особенностей сотрудников, влияющих на восприятие ими трудового коллектива. В статье рассматривается проблема эффективности совместной трудовой деятельности в трудовых коллективах, которая является остроактуальной, особенно в условиях изменений российской экономики. В качестве одного из основных факторов межличностного восприятия выступает отношение к объекту восприятия. Проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь между психологическими особенностями сотрудников и типом восприятия ими группы. Анализ результатов исследования позволил установить, что психологические особенности способствуют формированию специфики восприятия сотрудниками трудового коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the work is to study the psychological characteristics of employees that affect their perception of the workforce. The article deals with the problem of the effectiveness of joint labor activity in labor collectives, which is acutely relevant, especially in the conditions of changes in the Russian economy. One of the main factors of interpersonal perception is the attitude to the object of perception. The conducted research has shown that there is a relationship between the psychological characteristics of employees and the type of perception of the group by them. The analysis of the results of the study allowed us to establish that psychological features contribute to the formation of the specifics of perception by employees of the labor collective.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ СОТРУДНИКАМИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

7 Оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни 0,3 0,4 459,5 0,27

8 Отношение к "запретности секса" 0,7 0,5 439,5 0,17

9 Отношение к устройству семьи -0,7 -0,6 473,5 0,35

10 Отношение к деньгам 0 0 495 0,52

Примечание: * - различия статистически значимы прир <0,05

Согласно данным методики «Измерение установок в семейной паре» у групп юношей и девушек по методике Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская выявлены отличия между группами юношей и девушек с помощью U-критерия Манна-Уитни по шкале «отношение к любви романтического типа» на 5% уровне значимости, что говорит о том, что юноши представляют роль женщины в семье в более традиционном понимании, нежели девушки.

Выводы. Анализ литературы по теме исследования показал, что семейные ценности - это положительная значимость разного рода объектов и явлений для группы людей ведущих единую общую деятельность, связанных узами супружества -родительства - родства. Представления о роли мужчины и женщины претерпевает значительные изменения, происходит переоценка ценностей. Наблюдаются тенденции обесценивания мужских качеств, принятие мужчинами и женщинами ролей друг друга, тем самым обуславливая размывание границ в представлении о мужском и женском. Результаты эмпирического исследования показали, что подавляющее большинство показателей по всем методикам имеют среднее значение и не имеют статистически значимых различий между юношами и девушками, что свидетельствует о наличии установки на равноправные партнерские отношения, и таким образом отдают предпочтение семейному устройству эгалитарного типа. Статистически значимые различия между семейными ценностями студентов юношей и девушек выявлены по таким шкалам, как: отношение к любви романтического типа (традиционное представление о роли женщины), организация семейной субкультуры (формирование семейных традиций, интересов, ценностей), роль хозяина/хозяйки (ведение домашнего хозяйства, быта), и эмоционально-психотерапевтическая, в остальных случаях статистически значимых различий не выявлено. Таким образом, гипотеза о том, что представления юношей и девушек о семейных ценностях имеют свои отличительные особенности, частично подтвердилась.

Литература:

1. Анафьянова, Т.В. Особенности развития иерархии семейных ценностей молодой семьи / Т.В. Анафьянова // Современные наукоемкие технологии. -2010. -№ 8. - С. 119-122

2. Беленкова Л.Ю. Формирование социально-психологической готовности к созданию семьи и семейным отношениям как духовно-нравственная основа жизни современной молодежи / Л.Ю. Беленкова, Л.Б. Кулемина, В.Э. Сизаева // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 78. - Ч. 2. - С. 327-330

3. Говорухин, Г.Э. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей студентов КНАГТУ) / Г.Э. Говорухин, И.С. Андросова // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. -2015. - Т. 2. -№ 3 (23). -С. 71-81

4. Верещагина, A.B. Семья и семейные ценности в восприятии студенческой молодежи (на примере Дагестана) / A.B. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина, Э.М. Загирова // Вестник института ИАЭ. - 2015. - № 2. - С. 158-164

5. Вепрева, И.Т. Система ценностей современного студенчества: от семейного благополучия до самореализации / И.Т. Вепрева, Т.В. Ицкович, O.A. Михайлова// Quaestio Rossica. - Vol. 11. -2023. -№ 1. - С. 277-288

6. Гиреева, Х.А. Семейные ценности современной молодежи // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых: сборник трудов VIII Всероссийской (с межд. участием) науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (г.Челябинск, 23 апреля 2019 г.) / [науч. ред. Д.В. Валько, A.C. Мальцева]. - Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2019. - 733 с.

7. Статистика браков и разводов в России [Электронный ресурс]. - URL: https://gogov.ru/articles/natural-increase/marriage-divorce (дата обращения: 20.04.2023)

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Бобинкин Сергей Александрович

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» в г. Клину Московской области (г. Клин)

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ СОТРУДНИКАМИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Целью работы является исследование психологических особенностей сотрудников, влияющих на восприятие ими трудового коллектива. В статье рассматривается проблема эффективности совместной трудовой деятельности в трудовых коллективах, которая является остроактуальной, особенно в условиях изменений российской экономики. В качестве одного из основных факторов межличностного восприятия выступает отношение к объекту восприятия. Проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь между психологическими особенностями сотрудников и типом восприятия ими группы. Анализ результатов исследования позволил установить, что психологические особенности способствуют формированию специфики восприятия сотрудниками трудового коллектива.

Ключевые слова: межличностное восприятие, удовлетворенность работой, восприятия индивидом группы, психологический статус, социальная роль.

Annotation. The purpose of the work is to study the psychological characteristics of employees that affect their perception of the workforce. The article deals with the problem of the effectiveness of joint labor activity in labor collectives, which is acutely relevant, especially in the conditions of changes in the Russian economy. One of the main factors of interpersonal perception is the attitude to the object of perception. The conducted research has shown that there is a relationship between the psychological

characteristics of employees and the type of perception of the group by them. The analysis of the results of the study allowed us to establish that psychological features contribute to the formation of the spécifiés of perception by employees of the labor collective.

Key words: interpersonal perceptionjob satisfaction, individual's perception ofthe group, psychological status, social rôle.

Введение. Проблематика совершенствования и оптимизации профессиональной совместной деятельности, которая осуществляется сотрудниками, задействованными в коллективах, имеет высокий уровень актуальности в данное время. Во многом это обусловлено продолжающейся модернизацией ответственной экономики. Потребность в том, чтобы коллективы людей начинали работать более эффективным образом, продиктована в том числе и теми запросами, которые появляются на практике. Кроме того, потребность в обеспечении роста эффективности коллективной деятельности проявляется в том числе и из-за того, что сегодня начинает появляться всё больше видов операций, проводимых не одним человеком (и не ограниченным количеством людей), а с вовлечением большого числа индивидов.

Вопросы исследования трудового коллектива как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения рассматривали такие известные авторы как: Е.П. Белинская [2], В.М. Бехтерев [3], Н.С. Каган [6], В.Г. Крысько [7], Д. Майерс [8], М. Мескон [9], А.В. Морозов [10], P.C. Немов [11], В.П. Пугачев [14]. Интерес к этому вопросу обусловлен тем, что личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп.

В соответствии с определением, которое представлено в психологическом словаре, группа является определённой общностью, куда входят люди. Группа имеет ограничение по своему размеру, а также отличается совокупностью признаков, характерных для всех тех людей, что имеются в её составе. В частности, группа людей может быть сформирована по виду деятельности, осуществляемой всеми её участниками. Кроме того, группа людей может также выделяться из социума и по принадлежности к тому или иному классу [5, С. 138-139].

Группы могут являться большими, а также малыми (то, какой именно является конкретная группа, зависит от числа людей в её составе). Некоторые малые группы имеют признаки, которые позволяют рассматривать их в качестве коллективов. Таких признаков выделяется несколько, и среди них выделяются, в частности, следующие [16, С. 231-232]:

- группа должна успешно справляться со всеми теми задачами, которые на неё возлагаются;

- в группе всегда должны сохраняться высокоморальные отношения между всеми её участниками;

- группа должна предоставлять каждому из своих участников возможности, которые необходимы для совершенствования личности;

- группа должна создавать условия, которые способствуют тому, что её члены занимаются творческой деятельности;

- группа должна создавать синергетический эффект для всех своих участников (иными словами, группа должна представлять собой нечто большее, чем простая сумма всех способностей, навыков и умений, присутствующих у её участников).

В соответствии с научным определением, которое взято нами из психологического словаря, группа может рассматриваться в качестве группы людей, придерживающихся общих целей, ведущих деятельность в одних и тех же направлениях [5, С. 275-276]. Каждый коллектив, который достиг высокой стадии своего развития, обладает определёнными особенностями. Так, та деятельность, ради которой коллектив был сформирован, является значимой не только для его членов, но также и для остальных участников общества. Кроме того, коллектив, который претендует на то, чтобы являться развитым, должен продемонстрировать своё соответствие определённым требованиям, касающимся принципов, применяемых для выстраивания взаимоотношений между его участниками. Данными принципами являются, в частности, такие, как честность, порядочность, а также открытость.

Как полагает Г. Андррева (и с её точкой зрения мы считаем возможным согласиться), не все социальные группы могут претендовать на то, чтобы называться коллективами [1]. Группа всегда должна являться психологически зрелой, если она стремится к тому, чтобы стать коллективом.

Чтобы отношения между людьми, находящимися в составе группы, начали рассматриваться в качестве коллективистских, они должны базироваться на благоприятной, доверительной атмосфере внутри группы. Все её участники должны быть доброжелательными по отношению друг к другу, проявлять уважение, а также тактичность [6].

Среди свойств, которые присутствуют у трудового коллектива, такие исследователи, как А. Донцов и Г. Андреева, выделяют следующие [1, С. 15]. Прежде всего это реальность (то есть каждый, кто участвует в трудовом коллективе, знает всех остальных его участников). Также это осуществление совместной деятельности членами коллектива. Кроме того, трудовой коллектив обязательно создаётся именно для того, чтобы его участниками велась деятельность, несущая общественную пользу. Наконец, для каждого из тех, кто входит в состав трудового коллектива, осуществляемая деятельность имеет также и характер личностно значимой.

Вопросы межличностного восприятия в трудовом коллективе в той или иной степени затрагивали такие известные авторы как: Г.М. Андреева [1], А.А. Бодалев [4], А.В. Петровский [12], Е.Ю. Пряжникова [13], В.А. Толочек, [15]. Следует акцентировать внимание на том, что в течение последних нескольких десятилетий появилось большое количество научных трудов, авторы которых рассматривали разнообразные инструменты для создания трудового коллектива (а также для того, чтобы делать совместные операции, осуществляемые несколькими людьми, более эффективными).

То межличностное восприятие, которое присутствует в группе, может меняться в зависимости от самых разнообразных факторов. Эти факторы, в свою очередь, имеют разную степень исследованности. Самыми изученными среди них всех выступают следующие. Это социальные установки, присутствующие у членов коллектива; накопленный ими благодаря предыдущим взаимодействиям социальный опыт; специфика самовосприятия человека; особенности ситуационного контекста, создающегося при конкретном взаимодействии. В зависимости от того, какое именно отношение демонстрируется к воспринимаемому объекту, межличностное восприятие может быть совершенно разным.

В соответствии с замечанием, которое было сделано А. Петровским, та личность, что вовлечена в деятельность группы, перманентно сопоставляет собственные действия и мысли с теми, что поддерживаются, распространяются в группе [12, С. 113].

С. Будасси в собственных научных работах удалось продемонстрировать, что самочувствие личности является крайне важным для того, чтобы определить, какое положение она занимает в группе, как относится к данной группе. Психологическое самочувствие индивида - это то, что необходимо, чтобы человек смог создать образец поведения для себя (а также для того, чтобы сопоставлять собственное поведение и поведение, демонстрируемое иными участниками группы, с данным эталоном) [12]. Среди феноменов социально-психологического характера, которые были выделены С. Будасси в своих научных работах, мы акцентируем внимание на следующих: это самооценка, оценка индивидом той группы, в которой он принимает участие, а также ожидаемая оценка группой индивида. Каждый человек, вовлечённый в деятельность коллектива, всегда находится под воздействием данных социально-психологических феноменов, даже если он и не осознаёт

данного факта. Это проявляется, в частности, в том, как именно человек вступает во взаимодействие с иными лицами, находящийся в коллективе.

Как полагает С. Будасси, в том случае, если человек даёт положительную оценку той группе, в чью деятельность он вовлечён - это сигнал, свидетельствующий о важности интересов, разделяемых такой группой, для человека. Кроме того, верно и то, что данный человек высказывает уважение в отношении всех остальных членов коллектива [12].

Удовлетворенность коллективом тесно связана с удовлетворенностью своим трудом. Характер и содержание работы, отношение к ней, престижность, размеры вознаграждения, перспективы роста, наличие дополнительных возможностей, психологический климат - все это определяет степень удовлетворенности людьми своим положением, т.е. удовлетворенность своим трудом. Л.К. Рахматулина подчеркивает «Оптимальные психологические взаимоотношения в коллективе способствуют достижению наибольшей успешности в работе, получению членами коллектива максимального удовлетворения от своей деятельности».

То, как коллектив воспринимается каждым его участником, зависит в том числе и от социальной роли данного человека. Самым распространённым определением понятия «социальный статус» является такое, в соответствии с которым данная категория обозначает положение, присутствующее у индивида, входящего в социальную систему, в ней. Социальный статус, присутствующий у человека, обладает определёнными признаками, делающими его специфическими [1]. Верным является также и утверждение, в соответствии с которым все социальные статусы имеют определённый уровень престижности. Существует классификация социальных статусов, которая предусматривает их разбиение на два главных типа. Те социальные статусы, которые отнесены к первой группе, предписываются человеку социальной группой (или же обществом) вне зависимости от его деятельности. Те социальные статусы, которые отнесены ко второй группе, возникают у человека в связи с теми усилиями, что им приложены для этого.

Можно считать, что социальная роль - это средство для фиксации положения, достигнутого человеком в обществе, в определённой социальной группе [1, С. 92]. Практически той же самой точки зрения придерживается и Е. Пряжникова. Она полагает, что социальную роль можно считать личностной социальной функцией [13, С. 340]. При этом у всех индивидов имеется определённое количество социальных ролей, которое может значительно отличаться от единицы. Неверно считать ту или иную социальную роль образцом поведения, ведь она всегда оставляет человеку простор для внесения в неё изменений, для демонстрации своего собственного, индивидуального поведения.

Каждая социальная группа может обладать тем или иным уровнем однородности отношений между её участниками. Как полагает Н. Обозов, современные социальные группы могут быть причислены либо к первому, либо ко второму уровню социальной однородности [4, С. 67]. В случае, когда социальная группа рассматривается как относящаяся к первому уровню однородности, то схожесть во взглядах, мнениях, оценках, имеющихся у разных участников, находится на относительно невысоком уровне. В случае, когда социальная группа рассматривается как относящаяся ко второму уровню однородности, то схожесть во взглядах, мнениях, оценках, имеющихся у разных участников, находится на достаточно высоком уровне.

Целью проведённого нами исследования является изучение особенностей, которые возникают из-за специфики психологического развития членов трудового коллектива и воздействуют на восприятие данного коллектива.

Объект исследования - трудовые коллективы дошкольных учреждений.

Предмет исследования - взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей со спецификой восприятия сотрудниками трудового коллектива.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что психологические особенности способствуют формированию специфики восприятия сотрудниками трудового коллектива.

В качестве эмпирической базы исследования выступили сотрудники дошкольных учреждений г. Клина. Выборка составила 108 человек, в возрасте от 31 до 58 лет.

Процедура исследования психологических особенностей восприятия сотрудниками трудового коллектива включала следующие этапы:

1. Подбор методического инструментария и фиксация эмпирических результатов исследования.

2,Описание и анализ результатов исследования: анкетных данных; типов восприятия индивидом группы; индивидуально-психологических черты личности; степени удовлетворенности трудом; преобладающего типа отношения к людям.

3.Анализ результатов, полученных по итогам изучения психологических особенностей разных членов коллектива.

4. Формирование рекомендаций, предназначенных для практического использования лицами, входящими в состав трудовых коллективов.

Корреляционный анализ психологических особенностей восприятия сотрудниками трудового коллектива в двух группах с «Индивидуалистическим» и «Коллективистическим» типом восприятия включает пять групп результатов:

Первую группу результатов составили данные методики «Изучение восприятия индивидом группы» (Е.В. Мосейко, И.Е. Нелисова), позволяющий выявить «Индивидуалистический», «Коллективистический» и «Прагматический» тип восприятия группы. Сравнение количества сотрудников в группах с различным типом восприятия проводилась при помощи критерий Пирсона.

В результате анализа (при р<0,05) установлено, что в исследуемом группе сотрудников с преобладанием «Коллективистического» типа восприятия больше чем сотрудников с преобладанием «Индивидуалистического» типа восприятия. Необходимо отметить, что сотрудников с «Прагматическим» типом восприятия в исследуемой группе не выявлено.

Вторую группу результатов составили данные методики «Исследования восприятия индивидом группы» («Индивидуалистический», «Коллективистический» тип восприятия) и анкетные данные (возраст и стаж работы). Оценка взаимосвязи между показателями проводилась при помощи ранговой корреляции Спирмена.

В результате анализа установлено, что не существует взаимосвязи (при р<0,05) между данными «Коллективистического» и «Индивидуалистического» типа восприятия группы и анкетными данными сотрудников.

Третью группу результатов составили данные методики «Исследования восприятия индивидом группы» («Индивидуалистический», «Коллективистический» тип восприятия) и данные методики Г.Айзенка - EPQ («экстраверсия -интроверсия» и «нейротизм - эмоциональная стабильность»). Оценка взаимосвязи между показателями проводилась при помощи ранговой корреляции Спирмена.

В результате анализа установлено, что существует статистически значимая корреляция (при р<0,05) между: «Индивидуалистическим» типом восприятия группы и нейротизмом - эмоциональной стабильностью (R=0,311) (положительная корреляция); «Коллективистическим» типом восприятия группы и нейротизмом - эмоциональной стабильностью (R=-0,208) (отрицательная корреляция).

Четвертую группу результатов составили данные методики «Исследования восприятия индивидом группы» («Индивидуалистический», «Коллективистический» тип восприятия) и данные методики исследования интегральной

удовлетворенности трудом A.B. Батаршева. Оценка взаимосвязи между показателями проводилась при помощи ранговой корреляции Спирмена.

В результате анализа установлено, что существует статистически значимая корреляция (при р<0,05) между: «Индивидуалистическим» типом восприятия группы и удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками (R=-0,405), удовлетворенностью взаимоотношениями с руководством (R=-0,348) (во всех случаях отрицательная корреляция); «Коллективистическим» типом восприятия группы и удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками (R=0,55), удовлетворенностью взаимоотношениями с руководством (R=0,477) (во всех случаях положительная корреляция).

Пятую группу результатов составили данные методики «Исследования восприятия индивидом группы» («Индивидуалистическое», «Коллективистическое» восприятие группы) и данные методики «Диагностика межличностных отношений» (Т.Лири). Оценка взаимосвязи между показателями проводилась при помощи ранговой корреляции Спирмена.

В результате анализа установлено, что существует статистически значимая корреляция (при р<0,05) между: «Индивидуалистическим» типом восприятия группы и «Подчиняемостью» (R=-0,412), «Зависимостью» (R=-0,515), «Дружелюбием» (R=-0,363) (во всех случаях отрицательная корреляция); «Коллективистическим» типом восприятия группы и «Подчиняемостью» (R=0,429), «Зависимостью» (R=0,579), «Альтруизмом» (R=0,483) (во всех случаях положительная корреляция).

Выводы. Анализ результатов исследования психологических особенностей восприятия сотрудниками трудового коллектива позволил нам сделать следующие выводы:

Исследование типа восприятия группы позволило установить, что в исследуемых коллективах значительно больше сотрудников с «Коллективистическим» типом восприятия группы, чем сотрудников с «Индивидуалистическим» типом восприятия группы.

В результате анализа индивидуально-психологических черт личности установлено, что сотрудники, с «Коллективистическим» типом восприятия группы характеризуются эмоциональной стабильностью, а сотрудники с «Индивидуалистическим» типом восприятия группы характеризуются эмоциональной нестабильностью.

В результате анализа интегральной удовлетворенности трудом установлено, что сотрудники с «Коллективистическим» типом восприятия группы характеризуются удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками и удовлетворенностью взаимоотношениями с руководством, а сотрудники с «Индивидуалистическим» типом восприятия группы характеризуются не удовлетворенностью взаимоотношениями с сотрудниками и не удовлетворенностью взаимоотношениями с руководством.

В результате анализа преобладающего типа отношения к людям установлено, что сотрудники с «Коллективистическим» типом восприятия группы характеризуются подчиняемостью, зависимостью, альтруизмом, а сотрудники с «Индивидуалистическим» типом восприятия группы характеризуются неподчиняемостью, независимостью, недружелюбием.

Проведенное исследование психологических особенностей восприятия сотрудниками трудового коллектива показало, что психологические особенности способствуют формированию специфики восприятия сотрудниками трудового коллектива.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2022. - 363 с.

2. Белинская, Е.П. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. - Москва: Аспект Пресс, 2012. - 456 с.

3. Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии / редкол.: A.B. Брушлинский (пред.) и др.; изд. подгот. В.А. Кольцова, М.В. Муленкова; отв. ред. тома Е.А. Будилова, Е.И. Степанова; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1994.-398 с.

4. Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодалев. - M.: ЁЁ Медиа, 2012. - 198 с.

5. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. -Минск: Харвест, 2001. - 976 с.

6. Каган, Н.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений / Н.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

7. Крысько, В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.

8. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб: Питер, 2022. - 800 с.

9. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Диалектика-Вильяме, 2020. - 672 с.

10. Морозов, A.B. Деловая психология / A.B. Морозов. - М.: Союз, 2002. - 576 с.

11. Немов, P.C. Психология: учебник для вузов / P.C. Немов. - М.: Юрайт, 2023. - 501 с.

12. Петровский, A.B. Социальная психология коллектива / A.B. Петровский. - М.: Просвещение, 2011. - 225 с.

13. Пряжникова, Е.Ю. Психология труда: теория и практика: учебник для бакалавров / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Юрайт, 2021.-520 с.

14. Пугачев, В.П. Управление персоналом организации : учебник и практикум для вузов / В.П. Пугачев. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 523 с.

15. Толочек, В.А. Психология труда. Учебное пособие / В.А. Толочек. - СПб.: Питер. - 2018. - 480 с.

16. Чернышев, В.Н. Человек и персонал в управлении / В.Н. Чернышев. - Санкт-Петербург: Энергоатомиздат, 1997.-568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.