Научная статья на тему 'Психология в коммуникации между человеком и роботом'

Психология в коммуникации между человеком и роботом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
742
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
робототехника / искусственный интеллект / психология / эмоции / коммуникация / общение / исследование / эксперимент / robotics / artificial intelligence / psychology / emotions / communication / communication / research / experiment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сайфудинова Назиля Зарифовна, Пырнова Ольга Александровна

В данной работе рассматривается такое направление, как роботизированная психология. Не так давно данное направление начало свое существование, но уже за это время специалисты в этой области сделали несколько открытий и выводов, чтобы в будущем обеспечить наиболее легкое внедрение роботов в повседневную жизнь людей. Статья рассказывает об истоках появления данного направления; видах роботов, которые имеют наиболее близкое отношение к человеку; выводах и открытиях, которые были сделаны на основе экспериментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY IN COMMUNICATION BETWEEN HUMAN AND ROBOT

In this article we consider such a direction as robotic psychology. Not so long ago, this direction began to exist, but already during this time, experts in this field made several discoveries and conclusions in order to ensure the simplest possible implementation of robots in people’s daily lives in the future. The article talks about the origin of this trend; types of robots that are most closely related to humans; conclusions and discoveries that were made on the basis of experiments.

Текст научной работы на тему «Психология в коммуникации между человеком и роботом»

САЙФУДИНОВА Назиля Зарифовна,

старший преподаватель кафедры менеджмент Казанского государственного энергетического университета

e-mail: nazilya_sf@mail.ru

ПЫРНОВА Ольга Александровна,

студент Казанского государственного энергетического университета e-mail: greyv1999@mail.ru

ПСИХОЛОГИЯ В КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И

РОБОТОМ

Аннотация. В данной работе рассматривается такое направление, как роботизированная психология. Не так давно данное направление начало свое существование, но уже за это время специалисты в этой области сделали несколько открытий и выводов, чтобы в будущем обеспечить наиболее легкое внедрение роботов в повседневную жизнь людей. Статья рассказывает об истоках появления данного направления; видах роботов, которые имеют наиболее близкое отношение к человеку; выводах и открытиях, которые были сделаны на основе экспериментов.

Ключевые слова: робототехника, искусственный интеллект, психология, эмоции, коммуникация, общение, исследование, эксперимент.

SAYFUDINOVA Nazilya Zarifovna,

Senior Lecturer of Department of Management, Kazan State Power University

PYRNOVA Olga Aleksandrovna,

student of Kazan State Power University

PSYCHOLOGY IN COMMUNICATION BETWEEN HUMAN AND ROBOT

Annotation. In this article we consider such a direction as robotic psychology. Not so long ago, this direction began to exist, but already during this time, experts in this field made several discoveries and conclusions in order to ensure the simplest possible implementation of robots in people's daily lives in the future. The article talks about the origin of this trend; types of robots that are most closely related to humans; conclusions and discoveries that were made on the basis of experiments.

Key words: robotics, artificial intelligence, psychology, emotions, communication, communication, research, experiment.

и терапевтических задачах [1]. Начало зарождаться направление, связанное с сосуществованием человека и робота, основанное на инновационной концепции роботизированной психологии. В настоящий момент оно охватывает кибернетику и гуманитарные науки, инженерию и биологию, а также информационные науки и эстетику. Анализ роботизированных существ и их поведение с психологической точки зрения открывает новые перспективы для теоретического и практического применения как в технологических, так и в общественных науках. Роботизированная психология как новое направление исследований использует системный подход при изучении психофизиологических, психологических и социальных аспектов общения человека с роботом.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10447

УДК 159.99 ББК 60.54

Информационное общество растет и развивается с необычайной скоростью. Если совсем недавно компьютер являлся чем-то недоступным и новым, то сейчас вряд ли можно найти человека без смартфона или персонального компьютера. Но и это не предел достижений современных информационных технологий. С каждым годом все большую популярность обретают такие направления как искусственный интеллект и робототехника. Взаимодействия с роботами разных видов быстро становятся частью повседневной жизни людей. Удовлетворяя различные потребности человека, роботы с искусственным интеллектом и чувствительной обратной связью выполняют промышленные и военные функции, проводят исследования и медицинские процедуры, а также помогают в образовательных

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

На данный момент роботизированная психология различает три основных вида роботов, которые имеют прямое отношение к потребностям человека:

1) замена человеческой деятельности (робот-спасатель);

2) расширение человеческой деятельности (робот-медик);

3) стимулирование человеческой деятельности

(социальные роботы) [3]. Дж. Маккартни, придумавший в 1956 г. термин «искусственный интеллект», был энтузиастом психологизации компьютеров и старался показать, что нет разницы между человеческим мышлением и компьютерным программированием. Однако даже если человеческий разум обладает способностью вычислять, он по своей природе совершенно отличается от ИИ [2]. В то время как роботизированные действия являются результатом встроенных программ, поведение человека определяется субъективными потребностями и предпочтениями, симпатиями и антипатиями, и намеренностью. Это и есть самая большая проблема в создании искусственного существа, способного взаимодействовать с условием всех сложностей человеческих взаимоотношений. В независимости от того, является ли роботизированная модель животным или человеком, моделирование социального поведения людей с помощью сигналов, таких как зрительный контакт, жесты или эмоции, является наисложнейшей задачей в настоящее время. Социальные роботы моделируют естественный процесс общения и способны учиться через социальные взаимодействия. Процессы обучения роботов аналогичны процессам детей и описаны в концепции Л. Выготского о зоне близости, т.е. сложность стимулов возрастает, когда обучающий агент достигает определенного уровня компетентности при выполнении задачи. В процессе социального обучения робота это условие достигается поддержанием уровня интерактивности, который не является ни подавляющим, ни недостаточно стимулирующим.

Основной аспект концепции общения между людьми и роботами - их совместимость [4]. Совместимость в контексте психологии роботов зависит от того, как люди воспринимают своих компаньонов-роботов и как они к ним относятся эмоционально. Многие ученые и специалисты в данной сфере обеспокоены тем, что некоторые люди могут испытывать трудности с принятием таких новых роботов. Уже известно, что мнение людей о новых коммуникационных технологиях, как правило, сильно поляризованы. Если коммуникационные роботы считаются примером такой технологии, то люди вполне могут иметь негативное

отношение к ним, что может привести к избеганию данной технологии.

Основываясь на этом предположении, были проведены исследования, изучающие чувства и поведения людей по отношению к роботам. Для одного из них был проведен эксперимент, в которых субъекты и человекоподобный робот участвуют в простых взаимодействиях, включая встречи, приветствие, самораскрытие и физический контакт. Он был максимально коротким и простым, чтобы гарантировать, что взаимодействие каждого субъекта с роботом было одинаковым. Главной задачей данного эксперимента было выяснить отношения между негативным отношением, беспокойством к роботу и поведением к нему. Робот, который был использован для исследования, имел вид, похожий на человека, и предназначался для общения с людьми. Так же было отобрано несколько человек разных возрастов, профессий и взглядов. Само же тестирование проходило в комнате, где каждый испытуемый должен был обязательно сделать следующие действия:

1) до входа в экспериментальную комнату, испы-

туемые отвечали на следующие вопросы: а) пол; б) возраст; в) тест состояние тревоги;

2) непосредственно перед входом в комнату им

было дано указание пройти к роботу и приветствовать его, стоя перед ним;

3) после приветствия с роботом или после исте-

чения 30 секунд робот спрашивал: «Скажи мне одну вещь, которая недавно произошла с тобой»;

4) так же, после истечения 30 секунд, робот предлагает физический контакт: «Прикоснись ко мне»;

5) после прикосновения к роботу или по проше-

ствии 30 секунд экспериментальный сеанс общения считается завершенным;

6) после выхода из экспериментальной комнаты

испытуемые снова отвечали на вопросы. Тесты помогали отслеживать уровень и любое изменение субъектной тревоги до встречи с роботом и после. Так же сам эксперимент проводился с записью всего происходящего на видеокамеры, одна из которых была встроена в глазах робота. При просмотре видеозаписей учитывались расстояние между объектами, время общения, открытость и доверие.

Итогов данного эксперимента было несколько.

• Беспокойство и негативное отношение к роботам связаны с конкретным поведением роботов, таким как время, проведенное в разговорах с ними и прикосновение к ним. Экспериментальные результаты показали, что гендерные различия испытуемых влияют

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

на результаты тестирования, состояния тревоги. Таким образом, мужчины с высоким отрицательным отношением и беспокойством по поводу взаимодействия с роботами, как правило, избегают разговаривать с ними и имеют тенденцию избегать прикосновение к ним. Женщины же даже избегали оставаться рядом с роботом.

• Так же проведенный тест показал, что взаимодействие с роботами может влиять на уровень человеческой тревоги по отношению к ним, хотя этот эффект может зависеть от типа робота, с которым взаимодействует. В то же время результаты регрессионного анализа показывают, что беспокойство и негативное отношение к роботам связаны с конкретным поведением по отношению к роботам. Это говорит о том, что повторное взаимодействие с роботами может изменить поведение человека по отношению к роботам.

• Кроме того, результаты показали, что люди, имеющие высокое негативное отношение или беспокойство по поводу взаимодействия с роботами, имеют тенденцию эмоционально разговаривать с ними.

Таким образом, был сделан вывод, что, предположительно, сильное беспокойство или негативное отношение побудило испытуемых к общению, не только о том, что требовалось, но и о вещах, связанных с личными темами, как дополнение пробелов.

Однако не стоит не учесть тот факт, что эксперимент проводился только на одном роботе-гуманоиде в короткий промежуток времени. Так же нельзя быть уверенными в том, что данные результаты будут применимы к роботу, похожему на питомца. Следовательно, на отношение к роботам могут влиять многие факторы: начиная с его внешности и заканчивая манерой передачи эмоций или его поведения.

Исходя из эксперимента, можно сделать вывод, что негативное отношение и тревога предсказывали избегание общения с роботом. Кроме того, в течение всего эксперимента усиливалась

тревога по поводу бесед с роботами. Все это помогает сделать вывод: разработка роботов в будущем должна учитывать поведение и отношение людей к ним, чтобы снизить стресс при общении и совместной работы.

Список литературы:

[1] Байнов А.М. Робототехника и компьютерное моделирование: задачи и перспективы применения / А.М. Байнов, Р.С. Зарипова // International Journal ofAdvanced Studies in Computer Engineering.

- 2018. - № 2. - С. 4-7.

[2] Пырнова О.А. Применение робототехники в медицине / О.А. Пырнова, Р.С. Зарипова / Сб. ст. ХХ Всеросс. студ. науч.-практ. конф. Нижневартовского гос. ун-та. - 2018. - С. 384-386.

[3] Пырнова О.А. Технологии искусственного интеллекта в образовании / О.А. Пырнова, Р.С. Зарипова / Russian Journal of Education and Psychology. - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 41-44.

[4] Хайруллин А.М. Обучение будущих инженеров робототехнике - вложение в конкурентоспособность страны / А.М. Хайруллин, Р.С. Зарипова / Сб. ст. ХХ Всеросс. студ. науч.-практ. конф. Нижневартовского гос. ун-та. - 2018. - С. 141, 142.

Spisok lite ratury:

[1] Bajnov A.M. Robototekhnika i komp'yuternoe modelirovanie: zadachi i perspektivy primeneniya / A.M. Bajnov, R.S. Zaripova // International Journal of Advanced Studies in Computer Engineering. - 2018.

- № 2. - S. 4-7.

[2] Pyrnova O.A. Primenenie robototekhniki v medicine / O.A. Pyrnova, R.S. Zaripova / Sb. st. HKH Vseross. stud. nauch.-prakt. konf. Nizhnevartovskogo gos. un-ta. - 2018. - S. 384-386.

[3] Pyrnova O.A. Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii / O.A. Pyrnova, R.S. Zaripova / Russian Journal of Education and Psychology. -2019. - T. 10. - № 3. - S. 41-44.

[4] Hajrullin A.M. Obuchenie budushchih inzhenerov robototekhnike - vlozhenie v konkurentosposobnost' strany / A.M. Hajrullin, R.S. Zaripova / Sb. st. HKH Vseross. stud. nauch.-prakt. konf. Nizhnevartovskogo gos. un-ta. - 2018. - S. 141,142.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.