УДК 378
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Галиуллина Э.Р., Зарипова Р.С.
В данной статье рассматривается вопрос использования социальных сетей, являющийся явлением, приобретающим все большее значение как в частной, так и в академической жизни. Использование социальных сетей дополняет и расширяет возможности традиционного преподавания в аудиториях. Методология исследования заключается в проведении опроса среди студентов в различных университетах, колледжах и других высших учебных заведениях и изучении социальных сетей, которые могут оказать влияние на обучение и стили обучения.
Ключевые слова: социальные сети; интернет; социальное программное обеспечение; образование.
ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF USING SOCIAL NETWORKS IN THE LEARNING PROCESS
Galiullina E.R., Zaripova R.S.
This article discusses the use ofsocial networks, which is a phenomenon that is becoming increasingly important in both private and academic life. The use of social networks complements and expands the possibilities of traditional teaching in classrooms. The research methodology is to conduct a survey among students at various universities, colleges and other higher educational institutions and study social networks that can affect learning and learning styles.
Keywords: social networks; Internet; social software; education.
Как мир изменился с древних времен до сегодняшнего высокотехнологичного мира, так и обучение изменилось с традиционных
методов до онлайн-обучения. С увеличением популярности компьютерных технологий традиционные способы преподавания изменились с простых лекций на мультимедийные презентации. Кроме того, благодаря техническому прогрессу и интернету мир стал огромным хранилищем информации. Онлайн обучение предоставляет множество возможностей, которые раньше были недоступны. 30% студентов используют социальные сети для общения с другими студентами, в то время как более 52% используют онлайн-видео, подкасты, блоги и вики во время занятий. Студенты часто используют глобальные социальные сети (VK, Twitter, YouTube и т.д.) для разных целей. Около 60% студентов говорят, что они используют социальные сети для изучения материалов вне учебного заведения.
ВКонтакте (VK) - популярная социальная сеть, которая используется для общения с разными людьми по всему миру. Причина выбора этой сети заключается в том, что большинство студентов эффективно взаимодействуют с ним. Однако эти сети привлекают не только студентов, но и обычных пользователей, так как они признают высокий уровень безопасности своих данных. Люди во всем мире пользуются VK для различных целей, таких как общение и обмен информацией в различных областях. Многие организации также взаимодействуют с VK, предлагая сотни сайтов для общения, поиска друзей и работы. Множество студентов в настоящее время посещают курсы через учетную запись в VK и знакомятся с преподавателями и другими студентами. Кроме того, они делятся тем, что узнали на этих курсах, и получают пользу от других людей, опубликовавших материалы с фотографиями и видео.
Twitter - одна из самых популярных социальных сетей в сфере микроблогинга под девизом: «Лучший способ узнать, что нового в вашем мире». Основная цель разработки этого сервиса - регулярный обмен короткими сообщениями между друзьями. Эти сообщения могут играть важную роль для пользователей, особенно для студентов колледжей и университетов, как средство получения коротких новостей обо всем, например, о бизнесе, здоровье, моде и т.д. Недавние исследования показали, что Twitter является самым быстро-
растущим веб-сайтом, с ростом на 1,38% пользователей в месяц, но удерживает он только 40% своих пользователей. Что касается используемых языков, то 70% твитов - это английские сообщения, за которыми следуют японские и русские. Эти данные показывают популярность Twitter.
YouTube - социальная сеть, помогающая пользователям загружать, смотреть видео, а также взаимодействовать, комментируя другие видео. Сервис предоставляет огромное количество функций, которые помогают различным пользователям найти интересующее их видео. YouTube может получить данные о том, как люди используют эти функции, что помогает улучшить услуги сервиса. Обучающиеся могут получать доступ к видео на YouTube с помощью учетной записи Google или VK через ноутбуки и мобильные устройства, а также с помощью функций, которые предоставляются на самом YouTube. Пользователи могут смотреть лекции, программы и конференции, чтобы получить подробную информацию и дополнительные знания.
Исследования последних лет демонстрируют, что отметки учащихся становятся ниже из-за использования большого количества сайтов. Среди студентов был проведен опрос, который показал, что 63% студентов получают высокие оценки, потому что проводят меньше времени за использованием интернета. Таким образом, проведение большего количества времени в социальных сетях приводит к снижению оценок учащихся. Кроме того, некоторые учащиеся не используют электронные ресурсы надлежащим образом, что также приводит к трудностям в достижении успехов в учебе. Социальные сети позволяют людям публиковать что угодно. Многие студенты, которые используют посты в социальных сетях смущающего, унизительного и вредного содержания в тексте, фотографиях и видео, наносят вред другим.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что есть положительные и отрицательные последствия использования социальных сетей в качестве способа обучения. Полученные результаты свидетельствуют о том, что на высокий процент учащихся положительно
повлияло использование инструментов социальных сетей, которые дали им возможность контролировать свою собственную среду обучения и позволили делиться своими знаниями с другими студентами. Кроме того, блоги, VK, YouTube и онлайн-курсы дают студентам лучшие возможности для повышения их показателей качества образования. Студенты предпочли бы найти лучшие способы обучения путем изменения их стиля, который имеет более динамичный социальный потенциал.
Список литературы
1. Ромашкин В.А. Информационные технологии и их внедрение в процесс обучения / В.А. Ромашкин, А.А. Шакиров, Р.С. Зарипова // «Цифровая культура открытых городов»: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Екатеринбург. 2018. С. 440-443.
2. Пырнова О.А. Интернет как средство обучения / О.А. Пырнова, Р.С. Зарипова // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. 2018. № 2. С. 41-44.
3. Зарипова Р.С. Роль когнитивных технологий в современном образовании / Р.С. Зарипова, А.А. Шакиров // Информационные технологии в строительных, социальных и экономических системах. 2018. № 1-2 (11-12). С. 63-65.
4. Зарипова Р.С. Исследование влияния информационных технологий на формирование ценностных ориентаций современных студентов / Р.С. Зарипова, Н.Г. Бикеева // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 7-2. С. 110-113.
5. Зарипова Р.С. Особенности и тенденции развития современного инженерного образования / Р.С. Зарипова, О.А. Пырнова // Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-Инновационный Центр, 2018. Т.9. №8-2. С. 43-46.
References
1. Romashkin V.A., Shakirov A.A., Zaripova R.S. «Cifrovaya kul'tura ot-krytyh gorodov»: Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prak-
ticheskoj konferencii [Digital Culture of Open Cities: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Ekaterinburg. 2018, рр. 440-443.
2. Pyrnova O.A., Zaripova R.S. International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. 2018. № 2, рр. 41-44.
3. Zaripova R.S., SHakirov A.A. Informacionnye tekhnologii v stroitel 'nyh, social'nyh i ekonomicheskih sistemah. 2018. № 1-2 (11-12), рр. 63-65.
4. Zaripova R.S., Bikeeva N.G. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2018. V. 9. № 7-2, рр. 110-113.
5. Zaripova R.S., Pyrnova O.A. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. Krasnoyarsk: NIC, 2018. V.9. №8-2, рр. 43-46.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Галиуллина Эльмира Рамилевна, студентка
Казанский государственный энергетический университет ул. Красносельская, 51, г. Казань, 420066, Российская Федерация
Зарипова Римма Солтановна, доцент, канд. техн. наук,
Казанский государственный энергетический университет ул. Красносельская, 51, г. Казань, 420066, Российская Федерация
zarim@rambler. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Galiullina Elmira Ramilevna, student
Kazan state power engineering University
51, Krasnoselskaya str., Kazan, 420066, Russian Federation
Zaripova Rimma Soltanovna, associate Professor, candidate of technical Sciences
Kazan state power engineering University
51, Krasnoselskaya str., Kazan, 420066, Russian Federation
zarim@rambler. ru