педагогические исследования
educational and pedagogical studies
УДК 378
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Галиуллина Э.Р., Шакиров А.А., Зарипова Р.С.
Движение за открытые образовательные ресурсы (ООР) быстро растет с 2001 года, чему способствуют финансовые средстваразличных благотворительных фондов, а также бесплатное предоставление образовательного контента учреждениям и учащимся по всему миру. Отдельные лица и организации мотивируются различными факторами для создания ООР, как альтруистических, так и корыстных. В данной статье рассматриваются различные способы организации инициатив ООР и спектры возможностей для составления ООР.
Ключевые слова: открытые образовательные ресурсы; образовательные возможности; инициативы; контент; образовательные учреждения.
ORGANIZATIONAL ASPECT OF OPEN EDUCATIONAL RESOURCES
Galiullina E.R., Shakirov A.A., Zaripova R.S.
The Open Educational Resources (OER) movement has been growing rapidly since 2001, which is facilitated by the financial resources of
various charitable foundations, as well as the free provision of educational content to institutions and students around the world. Individuals and organizations are motivated by various factors to create OER, both altruistic and self-serving. This article discusses various ways of organizing OER initiatives and the range ofopportunities for compiling OER.
Keywords: open educational resources; educational opportunities; initiatives; content; educational institutions.
В настоящее время существует множество разных способов организации инициатив ООР и неограниченный спектр возможностей для составления самих ООР. Если учреждения хотят разрабатывать устойчивые инициативы ООР, им необходимо создавать успешные инициативы по управлению изменениями, разрабатывать модели для производства и обеспечения качества ООР, лицензировать их с помощью соответствующих механизмов.
Образовательный контент все чаще предоставляется бесплатно в Интернете. Многие организации воспринимают преимущества как для себя, так и для учащихся в других местах в распределении своих учебных ресурсов таким образом. Эти инициативы формируют движение открытых образовательных ресурсов, которое способствует открытому предоставлению образовательных ресурсов, обеспечиваемых информационными и коммуникационными технологиями, для консультаций, использования и адаптации сообществом пользователей в некоммерческих целях.
Для учреждения, выступающего с инициативой запуска ООР в своей организации, может быть много различных причин. Они могут быть классифицированы как альтруистические, где есть преимущества для отдельных учащихся (которые не платят за обучение), для других образовательных учреждений (часто в развивающихся странах); коммерческие, когда университет увеличивает свой рейтинг благодаря инициативе ООР, ведущей к увеличению абитуриентов или другим возможностям финансирования; и трансформационные, когда есть положительные воздействия на структуру, процессы и содержание учреждения, реализующего проект ООР.
Многие любители ООР мотивированы возможностями бесплатного предоставления образовательного контента людям, которые иначе не имели бы доступа к нему. Существует убедительный моральный аргумент в пользу того, что обучение должно быть доступно для всех, и общепризнанно, что шансы людей можно получить образование во много раз возрастает. Эта вера лежит в основе участия неправительственных организаций, которые финансируют и продвигают движение ООР, таких как Фонд Уильяма и Флоры Хьюлетт и ЮНЕСКО. ООР считаются особенно ценными в развивающихся странах, где количество обучающихся студентов в университетах ограничено, а стоимость подписки на журналы и книги чрезмерно высока. Во многих странах сельские поселения имеют ограниченный доступ к высшему образованию, но имеют доступ к Интернету, тем самым получая возможности для обучения дома.
Университеты могут активно пропагандировать преимущества бесплатного контента для учащихся. Однако их инициативы в области ООР скорее всего будут устойчивыми, если будут иметься какие-либо финансовые выгоды для организации. Движущая сила заключается в возможности повысить узнаваемость учреждения, повысить его учебные материалы и улучшить его брендинг. Это может привести к возможностям для партнерства и дальнейшего финансирования, и может напрямую повлиять на набор студентов.
Еще одна коммерческая мотивация, которая может иметь особый резонанс с государственными финансирующими органами, заключается в том, что ООР потенциально может более эффективно использовать бюджетные деньги, позволяя учреждениям разделять производственные затраты на учебный контент. Однако нельзя недооценивать проблемы учреждений, сотрудничающих в разработке учебных программ и использующих контент друг друга.
В настоящее время существует широкий спектр проектов ООР, имеющих отличительные способности. Инициатива Массачусетско-го технологического института OCW была первой крупной подобной разработкой, совместно финансируемой в 2001 году фондами Уильяма и Флоры Хьюлетт и Эндрю У. Меллона. OCW стремится не только
свободно распространять контент практически со всей своей учебной программой. Таким образом, в концепции OCW заложены две основные институциональные мотивы: максимальная публичность для учреждения с побочными доходами в областях улучшенного брен-динга, агитации студентов и исследовательских возможностей и распространение концепции ООР на другие учреждения.
Авторские права и другие права на интеллектуальную собственность являются одними из самых больших препятствий на пути расширения движения ООР. Может оказаться чрезвычайно трудным получить разрешение от издателей сделать контент доступным, поскольку это представляет проблему для их бизнес-моделей. Учреждения и отдельные лица также справедливо обеспокоены тем, что их ценная интеллектуальная собственность будет повторно использоваться без уведомления или в коммерческих целях. Усложняет ситуацию еще и политика многих учреждений в отношении того, кто владеет авторским правом - автор или учреждение. Большинство инициатив ООР остаются под жестким контролем высших учебных заведений, которые на постоянной основе могут оценивать, угрожает ли предоставление бесплатного контента их бизнес-моделям. Таким образом, можно сделать вывод, что ООР в наши дни имеют большую популярность в сети Интернет, однако не имеют большой популярности в университетах. Это связано с тем, что ООР в университетах работают на бесплатной основе, а также распространение ООР в образовательных организациях имеет множество юридических проблем, связанных с авторскими правами.
Список литературы
1. Ромашкин В.А. Информационные технологии и их внедрение в процесс обучения / В.А. Ромашкин, А.А. Шакиров, Р.С. Зарипова // «Цифровая культура открытых городов»: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Екатеринбург. 2018. С. 440-443.
2. Пырнова О.А. Интернет как средство обучения / О.А. Пырнова, Р.С. Зарипова // International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. 2018. № 2. С. 41-44.
3. Зарипова Р.С. Роль когнитивных технологий в современном образовании / Р.С. Зарипова, А.А. Шакиров // Информационные технологии в строительных, социальных и экономических системах. 2018. № 1-2 (11-12). С. 63-65.
References
1. Romashkin V.A., Shakirov A.A., Zaripova R.S. «Cifrovaya kul'tura ot-krytyh gorodov»: Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii [Digital Culture of Open Cities: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Ekaterinburg. 2018, рр. 440-443.
2. Pyrnova O.A., Zaripova R.S. International Journal of Advanced Studies in Education and Sociology. 2018. № 2, рр. 41-44.
3. Zaripova R.S., Shakirov A.A. Informacionnye tekhnologii v stroitel'nyh, social'nyh i ekonomicheskih sistemah. 2018. № 1-2 (11-12), рр. 63-65.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Галиуллина Эльмира Рамилевна, студентка
Казанский государственный энергетический университет ул. Красносельская, 51, г. Казань, 420066, Российская Федерация
Шакиров Арслан Айнурович, студент
Казанский государственный энергетический университет ул. Красносельская, 51, г. Казань, 420066, Российская Федерация
Зарипова Римма Солтановна, доцент, канд. техн. наук
ул. Красносельская, 51, г. Казань, 420066, Российская Федерация
zarim@rambler. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Galiullina Elmira Ramilevna, student
Kazan state power engineering University
51, Krasnoselskaya str., Kazan, 420066, Russian Federation
Shakirov Arslan Ainurovich, student
Kazan state power engineering University
51, Krasnoselskaya str., Kazan, 420066, Russian Federation
Zaripova Rimma Soltanovna, associate Professor, candidate of technical Sciences
Kazan state power engineering University
51, Krasnoselskaya str., Kazan, 420066, Russian Federation
zarim@rambler. ru