Научная статья на тему 'Анализ функционирования системы оценки знаний обучающихся'

Анализ функционирования системы оценки знаний обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / POINT-RATING SYSTEM / KNOWLEDGE ASSESSMENT SYSTEM / INTERMEDIATE CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарипова Р.С., Халуева В.В.

Данная исследовательская работа позволила выявить преимущества балльно-рейтинговой системы (БРС) в высшем учебном заведении и доказала, что БРС может быть применима в учебном процессе как система оценки знаний и одно из средств повышения учебной мотивации, формирования навыка самостоятельной деятельности, развития инициативности, лидерских качеств у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарипова Р.С., Халуева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FUNCTIONING OF THE KNOWLEDGE EVALUATION SYSTEM IN STUDENTS

This research work revealed the advantages of a score-rating system (BRS) in a higher educational institution and proved that BRS can be applied in the educational process as a knowledge assessment system and one of the means to increase academic motivation, develop independent activity skills, develop initiative, leadership qualities of students.

Текст научной работы на тему «Анализ функционирования системы оценки знаний обучающихся»

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Зарипова Р.С.1, Халуева В.В.2

казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Российская Федерация 2Казанский авиационно-технический колледж им. П.В. Дементьева, г. Казань, Российская Федерация

Данная исследовательская работа позволила выявить преимущества балльно-рейтинговой системы (БРС) в высшем учебном заведении и доказала, что БРС может быть применима в учебном процессе как система оценки знаний и одно из средств повышения учебной мотивации, формирования навыка самостоятельной деятельности, развития инициативности, лидерских качеств у студентов.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система; система оценки знаний; промежуточная аттестация.

ANALYSIS OF THE FUNCTIONING OF THE KNOWLEDGE EVALUATION SYSTEM IN STUDENTS

ZaripovaR.S.1, Khalueva V.V

1Kazan State Energy University, Kazan, Russian Federation

2Kazan Aviation Technical College, Kazan, Russian Federation

This research work revealed the advantages of a score-rating system (BRS) in a higher educational institution and proved that BRS can be applied in the educational process as a knowledge assessment system and one of the means to increase academic motivation, develop independent activity skills, develop initiative, leadership qualities of students.

Keywords: point-rating system, knowledge assessment system, intermediate certification.

В настоящее время существует множество балльно-рейтинго-вых систем, которые используются для определения уровня знаний обучающихся. Каждая из них построена на различных критериях оценивания, которые зависят от многих факторов. Благодаря БРС появляется возможность обнаружить студентов-лидеров с отличным и хорошим уровнями успешности, на основе которых складывается общая картина деятельности группы и кафедры. Это помогает определить вектор дальнейших усилий по подготовке студентов [1]. Также БРС позволяют проследить динамику результатов учёбы студентов и сравнить их. С данной целью был проведён анализ успеваемости студенческих групп и были сделаны следующие выводы:

• БРС исключает возможность организации групповой работы, т.к. рейтинг индивидуален и каждый работает исключительно на свой результат, что в свою очередь может привести к некоторой разобщённости студентов в группе и исключению формирования навыка работы в команде [2].

• БРС требует больших затрат времени даже в рамках одного раздела одной дисциплины. И если преподаватель работает на нескольких кафедрах сразу или ведёт несколько дисциплин, или преподаёт на разных курсах, то его временные затраты увеличиваются в несколько раз. Если добавить к этому то время, которое необходимо на деление заданий по уровню сложности, то появляется вероятность того, что БРС автоматически исключает любые другие виды деятельности, кроме преподавания.

• Студенты, пропускающие занятия даже по уважительным причинам (больничный или свободное посещение) автоматически теряют определенное количество баллов за посещение занятий. В результате этого рейтинг падает, несмотря на уважительные причины.

• Если в группе большинство студентов амбициозны, отличаются высоким уровнем самоорганизации, мотивированы на учёбу и учатся преимущественно на 4 и 5, то получе-

ние хороших результатов ожидаемо. Но если допустить, что данная система будет использована в группах с более низким уровнем амбиций, самоорганизации и учебной мотивации, то есть вероятность того, что данная система не будет располагать достаточным инструментарием для повышения мотивации к учёбе и посещению. Соответственно, большинство таких студентов осознает необходимость повышения рейтинга ближе к зачётной неделе, а не во время семестра. Следовательно, количество должников, а также тех, кто не успел, не смог или не захотел набрать нужное количество баллов, возрастёт в разы по сравнению с традиционной системой оценки. А это может явиться дополнительным стрессом как для студентов, так и для педагогов. Однако, несмотря на данные нюансы, большинство студентов в целом положительно отнеслись к данной системе оценки. Хотелось бы отдельно прокомментировать то, что студентов привлекает возможность самим прогнозировать свой успех и выбирать виды и формы контроля, видеть пробелы в знаниях и восполнять их.

Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что данная система оценки определяет конечный результат, заставляет студентов упорно трудиться. Эта система оценки заинтересовала студентов своей необычностью, новизной, расширила диапазон времени сдачи пройденного материала, повысила самостоятельность студентов [3].

Таким образом, к основным преимуществам БРС можно отнести:

- повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ;

- повышение уровня организации образовательного процесса в вузе;

- повышение объективности и достоверности оценки уровня подготовки специалистов [4];

- снижение роли случайных и субъективных факторов при оценивании образовательных компетенций студентов;

- стимулирование состязательности в учебе;

- стимулирование студентов к участию в научно-исследовательской деятельности;

- создание объективных критериев для определения кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура).

Таким образом, БРС предполагает текущий контроль за успехами в учёбе, является количественной оценкой качества освоения образовательной программы. БРС позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность из необходимости во внутреннюю потребность.

Список литературы

1. Зарипова Р.С. Особенности и тенденции развития современного инженерного образования / Р.С. Зарипова, О.А. Пырнова / Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-Инновационный Центр, 2018. Т.9. №8-2. С. 43-46.

2. Зарипова Р.С. Роль когнитивных технологий в современном образовании / Р.С. Зарипова, А.А. Шакиров / Информационные технологии в строительных, социальных и экономических системах. 2018. № 1-2 (11-12). С. 63-65.

3. Ромашкин В.А. Информационные технологии и их внедрение в процесс обучения / В.А. Ромашкин, А.А. Шакиров, Р.С. Зарипова / «Цифровая культура открытых городов»: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Екатеринбург. 2018. С. 440-443.

4. Зарипова Р.С. Исследование влияния информационных технологий на формирование ценностных ориентаций современных студентов / Р.С. Зарипова, Н.Г. Бикеева / Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 7-2. С. 110-113.

References

1. Zaripova R.S. Osobennosti i tendencii razvitiya sovremennogo inzhener-nogo obrazovaniya / R.S. Zaripova, O.A. Pyrnova / Sovremennye issle-

dovaniya social'nyh problem. Krasnoyarsk: Nauchno-Innovacionnyj Centr, 2018. T.9. №8-2. S. 43-46.

2. Zaripova R.S. Rol' kognitivnyh tekhnologij v sovremennom obrazovanii / R.S. Zaripova, A.A. SHakirov / Informacionnye tekhnologii v stroi-tel'nyh, social'nyh i ekonomicheskih sistemah. 2018. № 1-2 (11-12). S. 63-65.

3. Romashkin V.A. Informacionnye tekhnologii i ih vnedrenie v process obucheniya / V.A. Romashkin, A.A. SHakirov, R.S. Zaripova / «Cifro-vaya kul'tura otkrytyh gorodov»: Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg. 2018. S. 440-443.

4. Zaripova R.S. Issledovanie vliyaniya informacionnyh tekhnologij na formirovanie cennostnyh orientacij sovremennyh studentov / R.S. Zaripova, N.G. Bikeeva / Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2018. T. 9. № 7-2. S. 110-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.