УДК 796.01:159.937,5 Валиева Л.Г., Аминова Л.Я.
Валиева Л.Г.
студент кафедры лесоводства и ландшафтного дизайна Башкирский государственный аграрный университет
(г. Уфа, Россия)
Аминова Л.Я.
к.п.н., доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных наук Башкирский государственный аграрный университет
(г. Уфа, Россия)
ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА И НЕУДАЧИ В СПОРТЕ: КАК СПОРТСМЕНЫ ВОСПРИНИМАЮТ УСПЕХ И ПРОВАЛ
Аннотация: в данной статье рассматриваются психологические аспекты восприятия успеха и неудачи у спортсменов, механизмы, помогающие справляться с эмоциональными последствиями этих ситуаций. Особое внимание уделяется адаптивным и дезадаптивным стратегиям преодоления неудач и факторам, влияющим на эмоциональную устойчивость спортсменов.
Ключевые слова: спорт, успех, неудача, психология спорта, самоэффективность, атрибуция, адаптивные стратегии, дезадаптивные стратегии, эмоциональная устойчивость, спортивная психология.
Спорт - это специфический вид человеческой деятельности и в то же время - социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе и государства. В настоящее время спортивная деятельность делится на три категории: массовый спорт, спорт высших достижений и профессиональный спорт. Если главной целью людей, занимающихся массовым спортом, является укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, проведение досуга, то в спорте
высших достижений главным является выявление и сравнение предельных физических и психических возможностей людей в процессе выполнения разнообразных физических упражнений.[2, с. 10].
Успех и его восприятие.
Психология успеха заключается в трех «У» - «уверенность-удовольствие-удовлетворенность». Уверенность - адекватность постановки цели оценке своих возможностей и подготовленности. Удовольствие -эмоциональное (позитивное) отношение к происходящему, когда развитие событий соответствует ожидаемому. С удовлетворением сложнее - спорт без ошибок не бывает.[3, с. 1].
Интернализация успеха.
Интернализация успеха является ключевым механизмом формирования устойчивой самооценки и долгосрочной мотивации. Спортсмены, которые связывают свои успехи с усилиями и дисциплиной, достигают большей психологической стабильности. Такой подход способствует не только росту уверенности в себе, но и мотивации для дальнейших достижений.
Самоэффективность имеет решающее значение для успеха, потому что она влияет на то, как человек воспринимает свои возможности. Когда люди преуспевают, они начинают ожидать, что смогут справляться с трудными задачами, и уверенность в собственных силах, полученная через успехи, помогает им сохранять мотивацию, стремиться к новым целям и преодолевать препятствия. Этот процесс порождает цикл роста, в котором уверенность в себе поддерживает дальнейшие усилия и достижения.[1, с. 140].
Неудача и ее восприятие.
Неудачи являются важной частью спортивной карьеры. Они могут адаптироваться к различным этапам, от неудач в обучении до неудач на крупных соревнованиях. То, как спортсмены воспринимают эти неудачи, имеет большое значение для их будущих успехов. Восприятие сбоев напрямую связано с механизмами, которые человек использует для преодоления необходимости.
Атрибуция неудач.
Одним из ключевых факторов, влияющих на восприятие неудач, является атрибуция: процесс является причиной неудачи. Спортсмены могут объяснять свои неудачи постоянными факторами (например, плохими погодными условиями, сложностью соперников) или средними факторами (собственные недостатки, слабая подготовка). Адаптивная атрибуция связана с тем, что спортсмены склонны видеть провал как временное препятствие или результат изменяемых факторов, которые можно исправить в будущем. Такой подход помогает сохранить мотивацию и продолжить тренировку, давая в случае неудачи возможность для роста.
Напротив, дезадаптивная атрибуция, когда спортсмен видит причину неудач в своих неизменных качествах или способе повышения, может привести к чувству беспомощности и демотивации. Такой подход часто ассоциируется с высокой тревожностью и перфекционизмом, что может снизить результаты и привести к выгоранию.
Эмоциональная регуляция и ее роль в спорте.
Одним из главных преимуществ успеха спортсмена является эмоциональная регуляция - возможность управлять своими активностями, чтобы поддерживать постоянство и мотивацию. В стрессовых ситуациях, таких как последствия, эмоции могут сильно влиять на поведение и принятие решений. Спортсмены, умеющие эффективно контролировать свои эмоции, склонны к лучшим результатам, поскольку они не позволяют негативным факторам затмить их фокус на цели.
Эмоциональная устойчивость и восстановление.
Для спортсменов важно не только уметь справляться с неудачами, но и развивать эмоциональную устойчивость - способность быстро сохраняться и сохранять психологический баланс после неудач. Спортсмены, которые развили эмоциональную устойчивость, могут быстрее перейти к тренировкам и лучше справиться с нагрузкой в тяжелых условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бандура, А. Самоэффективность: Психологические пути к контролю над собой. — М.: Практика, 2004. - 368 с;
2. Ильин Е. П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с;
3. Сафонов, В. А. Психология спортсмена: слагаемые успеха. М.: Советский спорт, 2015. 320 с.
Valieva L. G., Aminova L. Yu.
Valieva L.G.
Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia)
Aminova L.Yu.
Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russia)
PSYCHOLOGY OF SUCCESS AND FAILURE IN SPORTS: HOW ATHLETES PERCEIVE SUCCESS AND FAILURE, AND MECHANISMS THAT HELP THEM COPE
Abstract: article examines the psychological aspects ofperception of success andfailure in athletes, mechanisms that help to cope with the emotional consequences of these situations. Particular attention is paid to adaptive and maladaptive strategies for overcoming failures and factors influencing the emotional stability of athletes.
Keywords: sport, success, failure, sports psychology, self-efficacy, attribution, adaptive strategies, maladaptive strategies, emotional stability, sports psychology.