УДК: 796.01:159.9
РО! 10.53742/1999-6799/1_2023_ с.
ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-РЕСУРСОВ СПОРТСМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И КОМАНДНЫХ ВИДОВ СПОРТА
З.Р. Совмиз, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, е-mail: [email protected].
Аннотация
Актуальность. В статье рассматривается анализ копинг-ресурсов спортсменов индивидуальных и командных видов спорта.
Цель исследования - поиск психологических ресурсов успешного копинг-поведения, позволяющего спортсмену эффективно преодолевать стрессы, в индивидуальных и командных видах спорта.
Методы исследования: 1. Методики диагностики спортсменов индивидуальных видов спорта: методики диагностики стратегий преодоления стрессовых ситуаций «SACS» (С. Хобфолл), жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), стиля саморегуляции поведения (ССПМ) (В.И. Моросанова), толерантности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова). 2. Методики диагностики спортсменов командных видов спорта: методика диагностики копинг-стратегий во время кризиса Н. Агазаде и методики, направленные на исследование уровня эмоционального и социального интеллекта, психосоциальной зрелости, эмпатии, адаптации, коммуникативных и организаторских склонностей. 3. Методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
Результаты исследования и их обсуждение. В индивидуальном спорте наибольший вклад в развитие конструктивных копинг-стратегий и снижение деструктивных вносят компоненты жизнестойкости, саморегуляции и толерантности к неопределенности. В командном спорте максимально ресурсными являются эмоциональный интеллект, психосоциальная зрелость и компоненты адаптации, т.е. параметры, которые обеспечивают гибкое взаимодействие с людьми. В командном
спорте ресурсность параметров распределяется дифференцированно, что видно по отсутствию антиресурсов.
Заключение. В исследовании выявлены принципиально разные подходы к процессу преодоления стресса в группах спортсменов индивидуальных и командных видов спорта. В индивидуальном спорте жизнестойкие, рискованные и проявляющие самостоятельность атлеты в ситуации стресса могут проявлять импульсивность и асоци-альность, так как последствия их действий отражаются преимущественно лишь на них самих. Спортсмены индивидуальных видов спорта применяют просоциаль-ные копинги, которые схожи с командными. При этом в просоциальном копинге общество оказывает поддержку спортсмену, но не решает проблему вместе с ним в отличие от командного, где все участники процесса заинтересованы в преодолении трудностей.
Ключевые слова: стресс, индивидуальный спорт, командный спорт, копинг-ресурсы, психологические ресурсы, копинг-стратегии
Для цитирования: Совмиз З.Р. Особенности ко-пинг-ресурсов спортсменов индивидуальных и командных видов спорта // Физическая культура, спорт
- наука и практика. - 2023. - №1. - С.
For citation: Sovmiz Z. Features of coping resources of athletes of individual and team sports. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport
- Science and Practice], 2023, no 1, pp. (in Russian).
Актуальность. В практике спортивной деятельности в свете растущей конкурентной среды особенно актуальна проблема преодоления стресса. Запредельно
высокие и интенсивные нагрузки как физического, так и психологического характера вызваны высокой динамикой тренировочных занятий и соревновательной деятельности, а также ростом социальных требований к деятельности спортсменов.
Несмотря на универсальные причины возникновения тревожных ситуаций в спорте в виде организационного стресса, высокого риска травматизации, необходимости соблюдать строгий спортивный режим, частого и длительного нахождения вдали от семьи и дома в связи со сборами и разъездами, существуют и те, которые отличают индивидуальный спорт от командного. В командных видах спорта риск возникновения стрессовых ситуаций усугубляется наличием источников стресса, связанных с межличностными особенностями: необходимость установления эффективных и гибких контактов с коллегами по команде ради достижения общей цели, обязанность подчинять личные мотивы групповым, необходимость в решающий для команды момент действовать из позиции «Мы», а не «Я». Вместе с тем, в командном спорте отличаются и способы преодоления стресса, подразделяясь не только на адаптивные и дезадаптивные, но и на индивидуальные и групповые [1-7, 9-11].
Длительное нахождения в стрессовой ситуации дезориентирует личность, приводит к скорому эмоциональному и профессиональному выгоранию, в состоянии которого результативность деятельности спортсмена в лучшем случае значительно снижается, в худшем - приводит к незапланированно раннему окончанию спортивной карьеры. В целях предотвращения подобных последствий и роста конкурентоспособности атлетов ученые и практики заинтересованы в поиске тех психологических ресурсов, которые могут обеспечить эффективное и, вместе с тем, конструктивное противостояние стрессовым факторам [4, 5].
Мы предполагаем, что в связи с тем, что источники стресса и содержательная сторона деятельности спортсменов индивидуальных видов спорта и командных качественно отличаются, то могут отличаться и их ко-пинг-ресурсы. Данное предположение актуализирует проблему поиска личностных ресурсов для успешного преодоления, либо предотвращения стресса и его последствий на пути к достижению спортивных высот.
Цель исследования - поиск психологических ресурсов успешного копинг поведения, позволяющего спортсмену эффективно преодолевать стрессы, предотвращая психические перегрузки в индивидуальных и командных видах спорта.
Методы исследования:
1. Для изучения спортсменов индивидуальных видов спорта применялась методика диагностики стратегий преодоления стрессовых ситуаций «SACS» (С. Хобфолл), методика диагностики жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), методика диагностики стиля саморегуляции поведения (ССПМ) (В.И. Моросановоа), методика диагностики толерант-ности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова).
2. Для изучения спортсменов командных видов спорта применялись: методика диагностики копинг-стратегий во время кризиса Н. Агазаде, а так же ряд методик, направленных на анализ уровня сформиро-ванности эмоционального интеллекта, социального интеллекта, психосоциальной зрелости, эмпатии, социально-психологической адаптации, коммуникативных и организаторских склонностей [12].
3. Методы математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона).
Выборки исследования. Выборку индивидуальных видов спорта составили 62 спортсмена со специализацией: спортивная акробатика, художественная гимнастика, кикбоксинг, греко-римская борьба, теннис, гребля на байдарках и каноэ, пауэрлифтинг, дзюдо квалификации МС, КМС и 1 спортивный разряд. Выборку командных видов спорта составили 76 спортсменов высокой квалификации таких видов спорта, как футбол, гандбол, регби, баскетбол. Возрастной диапазон респондентов составил от 14 до 25 лет.
Результаты исследования. Для реализации поставленной цели нами был проведен анализ особенностей взаимосвязи между показателями копинг-стра-тегий и потенциальными копинг-ресурсами, которыми могут выступать различные психологические особенности личности в группах спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта (таблицы 1 и 2).
Исследование позволил о выявить, что в группе спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта, наибольшей ресурсностью обладают компоненты жизнестойкости (таблица 1). Именно они взаимодействуют с копинг-стратегиями в двух направлениях: снижая неэффективные копинги и повышая эффективные.
Компоненты саморегуляции взаимодействуют преимущественно снижая вероятность применения неконструктивных копингов, а компоненты толерантности к неопределенности, повышая вероятность применения конструктивных.
Другими словами, при высоком уровне компонентов жизнестойкости в стрессовой ситуации спортсмены индивидуальных видов спорта будут проявлять ас-сертивные действия, которые выражаются в активном поиске решения возникшей проблемы. При этом риск применения асоциальных действий будет снижаться. Так же спортсмены, готовые действовать в условиях отсутствия каких-либо гарантий успеха, будут реже использовать в ситуации стресса стратегию избегания. То есть жизнестойкость и самодостаточность спортсменов позволяет им справляться с возникающими трудностями, не уходя от них.
Спорт является одним из тех тем цензоров, который формирует стиль и особенности взаимодействия в социуме в ситуациях стресса. Так, например, Е.Л. Комаровская и В.В. Маркелов в своих трудах пишут, что спорт - средство формирования личности и конструктивных стратегий преодоления стресса. Исходя
Таблица 1.
Коэффициенты корреляции между показателями копинг-стратегий и личностных особенностей спортсменов индивидуальных видов спорта (п=62)
Психологические характеристики Адаптивные копинг-стратегии Дезадаптивные копинг-стратегии
Ассертивные действия Вступление в социальный контакт Поиск социальной поддержки Осторожные действия Импульсивные действия Избегание Манипулятивные действия Асоциальные действия
Вовлеченность 0,27* 0,32* -
Контроль 0,36** - - -0,41** -0,34*
Принятие риска 0,29* - - -0,35** 0,27*
Жизнестойкость 0,34** - -0,35** -0,29*
Толерантность к неопределенности - 0,28*
Интолерантнсть к неопределенности 0,32* 0,36** 0,34** -0,36**
Межличностная интолерантность к неопределенности -0,26* 0,27* 0,48**
Моделирование -0,38**
Оценивание результатов -0,39**
Гибкость 0,38** -0,35** 0,27*
Самостоятельность 0,29*
Саморегуляция 0,27* -0,42** 0,37**
Примечание: *р<0,05; **р<0,01
из этого, можно предположить, что высокий уровень компонентов жизнестойкости спортсменов, будет способствовать выбору преимущественно конструктивных копинг-стратегий [8].
Толерантность к неопределенности положительно взаимосвязана с поиском социальной поддержки. Интолератность к неопределенности положительно коррелирует с ассертивными действиями, вступлением в социальный контакт, поиском социальной поддержки и отрицательно с избеганием. Межличностная интоллератность к неопределенности положительно коррелирует с осторожными действиями, поиском социальной поддержки и отрицательно с ассертивными действиями.
При высоких показателях толерантности к неопределенности, так и при высоких показателях интолерант-ности, в ситуации стресса будет наблюдаться склонность к применению просоциальных копинг-стратегий. Это значит, что неясность в отношениях с людьми, ведет к осторожности из боязни совершить опрометчивые действия. Но при недостатке информации в межличностных отношениях, спортсмены в стрессовой ситуации будут стремиться к социальной поддержке, тем самым достраивая недостающую информацию. А в случае ясности в отношениях и терпимости при недостатке информации в них, будут применять активные
копинги, направленные на устранение причин, вызвавших стресс.
Если неизвестность вызывает у спортсмена тревогу и напряжение, то в ситуации стресса он реже будет использовать пассивные действия (избегание) по его преодолению.
Это может быть связано с личностной незрелостью спортсменов, так как выборку представляют преимущественно спортсмены подросткового возраста, для которого характерно отсутствие терпения, максимализм, желание достичь цели в кратчайшие сроки несмотря ни на что. Соответственно, наличие тревоги повышает данное стремление с целью немедленно устранить тревожное состояние. Также неоспорима роль спорта в данном случае. Ранняя спортивная профессионализация учит атлетов ставить перед собой долгосрочные цели, насыщает опыт спортсменов победами и поражениями, учит грамотно планировать деятельность, заботиться о будущем, проявлять готовность к любым вариантам развития событий.
Высокие показатели гибкости и саморегуляции спортсменов положительно взаимосвязаны с вероятностью применения асоциальных действий и поиска социальной поддержки. Также самостоятельность способствует применению импульсивных действий в стрессе.
Вероятность выбора избегания как совладающего поведения в стрессе снижается при высоком уровне умения моделировать, оценивать результаты, проявлять гибкость и саморегуляцию, а вероятность применения конструктивного просоциального копинга (поиска социальной поддержки) наоборот расти. Вместе с тем, данные характеристики способствуют повышению вероятности выбора асоциальных действий.
Гибкость придает некую уверенность в себе, уверенность в умении «выпутаться» из любой ситуации, что приводит к убеждению, что асоциальные действия могут остаться безнаказанными за счет ловкого выхода из ситуации.
Умение выделять значимые условия деятельности, развитая и адекватная самооценка, адекватное оценивание причин несоответствия полученных результатов поставленным целям, пластичность регуляторных процессов при непредвиденных обстоятельствах, - способствуют признанию спортсменом наличия проблемной ситуации. Обладая высоким уровнем развития перечисленных компонентов саморегуляции, спортсмен активно предпринимает попытки по устранению причин, вызывающих стресс.
Так же довольно парадоксальным является то, что при развитом уровне самостоятельности растет вероятность применения импульсивных действий. Импульсивные действия представляют собой эмоциональную разрядку, в процессе которой отсутствует анализ ситуации, осознание и понимание своих эмоций и целей, отсутствует мысленная проработка возможных последствий аффективного поведения. В то время как самостоятельность проявляется в умении самостоятельно планировать деятельность, организовывать работу по достижению цели, контролировать ход ее выполнения,
анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Возможно, данный факт объясним спецификой спортивной деятельности, которая предполагает в ситуации стресса сублимацию негативных эмоций в соревновательную деятельность, которая сопровождается импульсивными действиями. При этом спортсмен четко понимает свои цели, осознает их и самостоятельно решает свои трудности.
В группе спортсменов, занимающихся командными видами спорта, также выявлены многочисленные корреляционные взаимосвязи между копинг-страте-гиями и личностными особенностями (таблица 2). Ре-сурсность представленных параметров отличается по характеру взаимосвязей с копингами. Так установлено, что наиболее ресурсными являются такие личностные характеристики, как эмоциональный интеллект, психосоциальная зрелость, адаптация, эмоциональный комфорт, интернальность (внутренний локус контроля), стремление к доминированию. Потенциал представленных копинг-ресурсов состоит в том, что данные характеристики снижают вероятность проявления неконструктивных копингов и в то же время способствуют выбору конструктивных.
Следующая группа ресурсов представлена в виде самопринятия и социального интеллекта, высокие показатели которых лишь снижают вероятность применения неконструктивных копингов. Коммуникативные и организаторские склонности напротив лишь повышают вероятность применения конструктивных копингов, не действуя в сторону неконструктивных.
Полученные данные мы объясняем тем, что высокий уровень эмоционального интеллекта способен обогащать спортсменов команд широким кругом информации о том, что испытывают окружающие их люди
Таблица 2.
Коэффициенты корреляции между показателями копинг-стратегий и личностных особенностей
спортсменов командных видов спорта (n=76)
Психологические характеристики Адаптивные копинг-стратегии Дезадаптивные копинг-стратегии
индивидуальные командные индивидуальные командные
Эмоциональный интеллект 0,40** 0,39** -0,29* -0,33**
Психосоциальная зрелость 0,34** 0,31** -0,33** -0,26*
Принятие других - 0,29* -0,39** -0,28*
Адаптация 0,31** - -0,46** -0,41**
Эмоциональный комфорт 0,26* - -0,48** -0,49**
Интернальность 0,34** - -0,48** -0,36**
Стремление к доминированию 0,25* - -0,27* -0,36**
Самопринятие - - -0,34** -0,34**
Социальный интеллект - - -0,29** -
Коммуникативные способности 0,33** 0,29* - -
Организаторские способности 0,31** 0,24* - -
Рациональный канал эмпатии - - - 0,25*
Эмоциональный канал эмпатии - - 0,23* 0,26*
Примечание - *р<0,05; **р<0,01
и каковы их намерения, благодаря чему повышаются эффективность и качество принимаемых спортсменами решений. В подтверждение этому Т. С. Киселевой получены данные о том, что эмоциональный интеллект связан с планированием, саморегуляцией и выбором более эффективных способов преодоления стресса [6].
Как пишут D.M. Resurrección, J.M. Salguero и D. Ruiz-Aranda, высокий уровень эмоционального интеллекта снижает вероятность проявления дезадаптации благодаря склонности к применению более адаптивных способов преодоления стресса [15].
Зарубежные исследователи в лице J. Ciarochi, J.P. Forgas и J.D. Mayer, J.D. Mayer, R.D. Roberts и S.G. Barsade отмечают, что успешность деятельности и психоэмоциональное состояние личности напрямую зависят от уровня эмоционального интеллекта: чем он выше, тем более благоприятны отношения с окружающими людьми, тем более позитивно отношение к своей личности и к оценке своего благополучия [13, 14].
Е.И. Гринь [5] отмечает, что феномен эмоциональной компетентности является неким фактором успешного преодоления спортсменом психологических перегрузок и что высокий уровень эмоционального интеллекта спортсменов снижает вероятность возникновения эмоционального выгорания и, как следствие, приводит к успешному преодолению стресса.
Помимо ресурсных параметров нами выявлены и те характеристики которые выполняют роль антиресурсов, несмотря на то что изначально рассматривались нами как потенциально положительные параметры в борьбе со стрессом. Так установлено, что вероятность применения дезадаптивных копинг-стратегий будет расти при высоком уровне развития рационального и эмоционального каналов эмпатии. Стрессоген-ность спорта делает чрезмерную эмпатичность источником дополнительных психологических нагрузок, снижающих конструктивность копинг-поведения, а чрезмерный анализ межличностных взаимодействий в специфичных спортивных условиях, требующих мобильности в принятии решений, приводит к утрате быстроты реакции и снижает потенциальную эффективность применяемого копинга.
Еще одним противоречивым фактом является то, что стремление к доминированию является ресурсным. Парадоксальность заключается в том, что данное качество может мешать командной работе и приводить к сопротивлению коллег по команде, не желающих подчинять свои действия стремящемуся доминировать. Но стоит отметить, что в стрессовой ситуации умение взять на себя ответственность и возглавить ведущую роль в решении проблемы является важным качеством для членов группы.
В заключение отметим, что, несмотря на многообразие исследований в области взаимосвязи психологических особенностей и копинг-стратегий, результаты нашего исследования представляют данные взаимосвязи с новой стороны.
Во-первых, в проведенном исследовании выявле-
ны специфические особенности преодоления стресса спортсменами индивидуальных и командных видов спорта. Спорт характеризуется стрессогенностью, учит идти на риск, ставить перед собой цели, планировать грамотно свои действия по их достижению, самостоятельно решать вопросы, конструктивно справляться со стрессом, формирует дисциплинированность, ответственность, ориентирует на будущее, закрепляет желание прояснять неизвестные ситуации. В индивидуальном спорте, где ответственность спортсмена распространяется лишь на него одного, наличие столь широкого потенциала копинг-ресурсов у спортсменов имеет оборотную сторону медали. Высокожизнестойкие, рискованные и проявляющие самостоятельность атлеты в ситуации стресса и тревоги могут проявлять импульсивность и асоциальность, так как последствия их необдуманных действий отражаются преимущественно на них самих, чего нельзя сказать о спортсменах командных видов спорта, где ответственность распределяется между членами команды.
Во-вторых, представлены ресурсы не только индивидуальных способов борьбы со стрессом, но и командных, что позволяет утверждать тот факт, что спортсмены команд, несмотря на более стрессовые условия профессионального труда, обладают и большим арсеналом ресурсов и копинг-стратегий в силу специфики своей спортивной деятельности. Спортсмены индивидуальных видов спорта имеют возможность применять просоциальные копинги, которые по своей специфике очень схожи с командными. Отличает их то, что в про-социальном копинге общество оказывает поддержку спортсмену, но не решает проблему вместе с ним в отличие от командного, в котором все участники процесса лично заинтересованы в успешном преодолении трудностей.
В-третьих, исследование предлагает новое видение взаимосвязи психологических ресурсов с копинг-стра-тегиями, акцентируя внимание на том, что различные ресурсы способны не только снижать вероятность применения деструктивных копингов, но и укреплять конструктивные.
В индивидуальном спорте наибольший вклад в развитие конструктивных копинг-стратегий и снижение деструктивных вносят компоненты жизнестойкости, саморегуляции и толерантности к неопределенности. Специфика полученных данных отличается тем, что полученные взаимосвязи весьма хаотичны. Одни и те же психологические параметры могут выступать и как ресурсы, и как антиресурсы. Но стоит отметить, что в рамках соотношения полученных взаимосвязей польза представленных ресурсов все-таки выше, так как взаимосвязи, направленные на повышение вероятности применения конструктивных копингов, преобладают над антиресурсами, повышающими неконструктивные.
В командном спорте максимально ресурсными являются эмоциональный интеллект, психосоциальная зрелость, компоненты социально-психологической адаптации, т.е. те параметры, которые обеспечивают
грамотное и гибкое взаимодействие с другими людьми, что является неотъемлемым условием успешной групповой деятельности. Помимо ресурсных параметров в командном спорте нами также выявлены характеристики, выступающие в качестве ограничителей успешного преодоления стресса: это запредельно высокие показатели рационального и эмоционального каналов эмпатии. Чрезмерное сопереживание и направленность внимания и восприятия исключительно на психоэмоциональные состояния и проблемы других людей отвлекают спортсменов от реальных действий в борьбе со стрессом, делая их чувствительными к стрессу.
В отличие от спортсменов индивидуальных видов спорта, в командном спорте ресурсность параметров распределяется дифференцированно. В данной группе не выявлены психологические параметры, которые могли бы выполнять роль как ресурсов, так и антиресурсов одновременно.
Таким образом, спортсмены командных видов спорта проявляют большую зрелость и осознанность в процессе борьбы со стрессом, что отражается на способах применения ими копинг-ресурсов. Причиной подобных результатов являются социально-психологические контакты и умение взаимодействовать, привитые в рамках спортивной деятельности в команде.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Босенко Ю.М. Особенности регуляторных свойств у спортсменов разного пола, квалификации, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта // Физическая культура, спорт - наука и практика. Краснодар: КГУФКСТ, 2013. № 3.С. 66-71.
2. Влияние переживаний, тревоги и стресса на соревновательную успешность у спортсменов и их преодоление / С.А. Болтобаев, С.В. Азизов, Т.Ж. Жураев [и др.] // Наука и мир. 2020. № 1-2(77). С. 24-27.
3. Горская Г.Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований. Физическая культура, спорт - наука и практика. 2012. № 4. С. 74-76.
4. Гринь Е.И. Личностные ресурсы преодоления психического выгорания у спортсменов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2009. 24 с.
5. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2015. 233 с.
6. Козлова Н.Ю., Локутова Т.Е., Мяттонен А.А. Соревновательный стресс в спорте: источники и специфика проявлений // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию факультета ФКиБЖ ДГПУ. Махачкала: ДГПУ, 2019. С. 63-66.
7. Комаровская Е.Л., Маркелов В.В. Психологические механизмы стресспреодолевающего поведения студентов-спортсменов // Вестник спортивной науки. № 1. 2012. С. 24-27.
8. Пархоменко Е.А., Дубовова А.А., Матвеева И.С. Психическая напряженность как индикатор эмоционального благополучия у спортсменов разного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 3(193). С. 548-552.
9. Пирожкова В.О. Особенности психической устойчивости у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. 2021. Т. 23. С. 129-143.
10. Распопова А.С., Берилова Е.И., Босенко Ю.М. Предпосылки психологической надежности подростков, занимающихся в греблей на байдарках и каноэ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 7(209). С. 327-329.
11. Совладающее поведение в спорте высших достижений / Е.И. Берилова, Ю.М. Босенко, Н.Ю. Вепринцева, А.С. Распопова // Материалы II Международной научно-практической конференции «Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе». Кострома. 2010. С. 78-79.
12. Совмиз З.Р. Психологические ресурсы личности как субъекта преодоления стресса в условиях командной деятельности: специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Краснодар, 2017. 26 с.
13. Ciarochi J., Forgas J.P., Mayer J.D. Emotional intelligence in everyday life. Philadelfia: Psychology Press, 2001.
14. Mayer J.D., Roberts R.D., Barsade S.G. Human abilities: emotional intelligence // Annual Review of Psychology. 2008. Vol. 59. P. 507-536.
15. Resurrección D.M., Salguero J.M., Ruiz-Aranda D. Emotional intelligence and psychological maladjustment in adolescence: A systematic review // Journal of Adolescence. 2014. № 37. P. 461-472.
FEATURES OF COPING RESOURCES INDIVIDUAL AND TEAM ATHLETES SPORTS
Z. Sovmiz, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, 161 Budyonny St., 161, e-mail: zarema83888@yandex._ru.
Annotation
Topicality The article deals with the analysis of coping resources of athletes of individual and team sports.
The purpose of the study is to search for psychological resources of successful coping behavior, which allows an athlete to effectively overcome stress, in individual and team sports.
Research methods: 1. Methods of diagnosing athletes of individual sports: methods of diagnosing strategies for overcoming stressful situations "SACS" (S. Hobboll), resilience (S. Muddy, adaptation of D.A. Leontiev), style of self-regulation of behavior (SSPM) (V.I. Morosanova),, tolerance-intolerance to uncertainty (T.V. Kornilova). 2. Methods of diagnostics of athletes of team sports: methods of diagnosing coping strategies during the crisis of N. Agazade and methods aimed at studying the level of emotional and social intelligence, psychosocial maturity, empathy, adaptation, communicative and organizational inclinations. 3. Methods of mathematical statistics (Pearson correlation coefficient).
The results of the study and their discussion. In individual sports, the greatest contribution to the development of constructive coping strategies and the reduction of destructive ones is made by the components of resilience, self-regulation and tolerance to uncertainty. In team sports, emotional intelligence, psychosocial maturity and adaptation components, i.e. parameters that provide flexible interaction with people, are the most resourceful. In team sports, the resource of the parameters is distributed differentially, which can be seen in the absence of anti-resources.
Conclusion The study revealed fundamentally different approaches to the process of overcoming stress in groups of athletes of individual and team sports. In individual sports, resilient, risky and independent athletes in a situation of stress can show impulsivity and asociality, since the consequences of their actions are reflected mainly only on themselves. Athletes in individual sports use prosocial coping, which is similar to team coping. At the same time, in prosocial coping, society supports the athlete, but does not solve the problem with him, unlike team coping, where all participants in the process are interested in overcoming difficulties.
Keywords: stress, individual sport, team sport, coping resources, psychological resources, coping strategies.
References:
1. Bosenko Yu.M. Features of regulatory properties in athletes of different sexes, qualifications, engaged in team and individual sports. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport - Science and Practice]. Krasnodar: KSUFKST, 2013, no. 3, pp. 66-71. (in Russian)
2. Boltobaev S.A., Azizov S.V., Zhuraev T.Zh. [et al.] The influence of experiences, anxiety and stress on competitive success in athletes and their overcoming. Nauka i mir [Science and Peace]. 2020, no. 1-2(77), pp. 24-27. (in Russian)
3. Gorskaya G.B. Organizational stress in sports: sources, specific manifestations, research directions. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport -Science and Practice]. 2012, no. 4, pp. 74-76. (in Russian)
4. Grin' E.I. Personal resources for overcoming mental burnout in athletes: Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2009, 24 p. (in Russian)
5. Kiseleva T.S. Emotional intelligence as a vital resource and its development in adults. Candidate's thesis. Moscow, 2015, 233 p. (in Russian)
6. Kozlova N.Yu., Lokutova T.E., Myattonen A.A. Competitive stress in sports: sources and specifics of manifestations. Problemy teorii i praktiki razvitiya fizicheskoi kul'tury i sporta na sovremennom etape: materialy IX Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 55-letiyu fakul'tetaFKiBZh DGPU [Problems of Theory and Practice of Physical Culture and Sports Development at The Present Stage: Materials of The IX All-Russian Scientific and Practical Conference Dedicated To The 55th Anniversary of The Faculty of DSPU FCIBZH]. Makhachkala: DSPU, 2019, pp. 63-66. (in Russian)
7. Komarovskaya E.L., Markelov V.V. Psychological mechanisms of stress-overcoming behavior of student-athletes. Vestnik sportivnoi nauki [Bulletin of Sports Science]. 2012, no. 1, pp. 24-27. (in Russian)
8. Parkhomenko E.A., Dubovova A.A., Matveeva I.S. Mental tension as an indicator of emotional well-being in athletes of different ages. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of The P.F. Lesgaft University]. 2021, no. 3(193), pp. 548-552. (in Russian)
9. Pirozhkova V.O. Features of mental stability in athletes of team and individual sports. Aktual'nye voprosy fizicheskoi kul'tury i sporta [Topical Issues of Physical Culture and Sports]. 2021, vol. 23, pp. 129-143. (in Russian)
10. Raspopova A.S., Berilova E.I., Bosenko Yu.M. Prerequisites for psychological reliability of adolescents engaged in kayaking and canoeing. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of The P.F. Lesgaft University]. 2022, no. 7(209), pp. 327-329. (in Russian)
11. Berilova E.I., Bosenko Yu.M., Veprintseva N.Yu., Raspopova A.S. Coping behavior in sports of higher achievements. Materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-praktiches-koi konferentsii «Psikhologiya stressa i sovladayushchego povedeniya v sovremennom rossiiskom obshchestve» [Materials of the second scientific and practical International conference "Psychology of stress and coping behavior in modern Russian society"]. Kostroma, 2010, pp. 78-79. (in Russian)
12. Sovmiz Z.R. Psychological resources of personality as a subject of overcoming stress in the conditions of team activity: Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2017. 26 p. (in Russian)
13. Ciarochi J., Forgas J.P., Mayer J. D. Emotional intelligence in everyday life. Philadelphia: Psychology Press, 2001.
14. Mayer J. D., Roberts R.D., Barseid S.G. Human abilities: emotional intelligence. Annual Review of Psychology. 2008. Volume 59. pp. 507-536.
15. Resurrection D.M., Salguero J.M., Ruiz-Aranda D. Emotional intelligence and psychological maladaptation in adolescence: a systematic review. Journal of Adolescence. 2014. No. 37. pp. 461-472.
Поступила / Received 29.11.2022
Принята в печать / Accepted 28.03.2023