Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая психология / психология потребления / психоанализ потребления / гештальттеория потребления / теории «среднего уровня» / потребительские аддикции / economic psychology / psychology of consumption / psychoanalysis of consumption / gestalt-theory of consumption / the theory of "average" / consumer addiction

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кубалыева Р.И., Шарбузова Х.З., Халилова А.А.

1. использование общепсихологической методологии (психоаналитической, когнитивной, бихевиоральной или гуманистической); 2. теории «среднего уровня» - анализ потребления в рамках частных психологических теорий и 3. анализ потребительских аддикций как психологических дисфункций (ониомания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF CONSUMPTION: MAIN DIRECTIONS OF RESEARCH

1. use of general psychological methodology (psychoanalytic, cognitive, behavioral or humanistic); 2. The theory of "average level" - analysis of consumption in the framework of private psychological theories and 3. Analysis of consumer addictions as psychological dysfunctions (oniomania).

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

2. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

3. Пучков В.А. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. М.: Департамент гражданской защиты МЧС России, 2005.

Кубалыева Р. И. студент

экономический факультет Шарбузова Х. З., к. п. н.

доцент

кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Халилова А. А. старший преподаватель ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

филиал в г. Кизляр

Kovalyeva R.I. student economic faculty

branch of FEDERAL state budget institution "Dagestan state University»

the city of Kizlyar Arbuzova of Kh.Z., Ph.D. associate Professor of Humanities and natural Sciences

DSU branch in the city of Kizlyar

Khalilov A.A.

senior lecturer of diesel generators in the city of Kizlyar ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация: Выделяем в психологии потребления три направления. 1. использование общепсихологической методологии

(психоаналитической, когнитивной, бихевиоральной или гуманистической); 2. теории «среднего уровня» - анализ потребления в рамках частных психологических теорий и 3. анализ потребительских аддикций как психологических дисфункций (ониомания).

Ключевые слова: экономическая психология, психология потребления, психоанализ потребления, гештальт- теория потребления, теории «среднего уровня», потребительские аддикции.

PSYCHOLOGY OF CONSUMPTION: MAIN DIRECTIONS OF

RESEARCH

Annotation: We distinguish three directions in the psychology of consumption.

1. use of general psychological methodology (psychoanalytic, cognitive, behavioral or humanistic); 2. The theory of "average level" - analysis of consumption in the framework of private psychological theories and 3. Analysis of consumer addictions as psychological dysfunctions (oniomania).

Keywords: economic psychology, psychology of consumption, psychoanalysis of consumption, gestalt-theory of consumption, the theory of "average", consumer addiction.

Проблематика потребления, на наш взгляд, является одной из ключевых для экономической психологии. Полагаем, что именно потребление, исходя из очевидного междисциплинарного характера предмета, востребует методологию экономической психологии, симметричного анализа, с одной стороны, экономических факторов, с другой, - социальных и психологических.

На сегодняшний день методология экономической психологии находится на этапе своего формирования. Однако уже накоплен определенный массив идей и эмпирических данных применительно к психологии потребления. Общее оформление психологического подхода к потреблению можно датировать серединой прошлого века, когда вышла монография Дж. Катоны.

В объяснительной схеме психоаналитической теории детерминационные факторы потребления находятся в бессознательной сфере. Другими словами, потребление всегда является иррациональным поведением, в значительной степени либидоносно, а его характер и иные формально-содержательные характеристики напрямую связаны с комплексами и центрациями раннего детства.

Потребление также можно рассмотреть как гиперкомпенсацию, в первую очередь, чувства вины и страха.

Бихевиоральный подход предполагает, что потребление есть социально передаваемая модель поведения, которая строится на двух основных принципах: обмена благами (материальными и нематериальными) и принципе достижения общего социального равновесия и баланса.

Когнитивный подход предполагает рассмотрение потребления в рамках теории гештальта - целостного образа.

Первый - интроекция. Представляет собой генетически примитивную форму пассивного «впитывания» в себя всего, что человек получает из внешнего мира. Основоположник направления Ф. Перлс считал потребление пищи первым в онтогенезе и филогенезе проявлением интроекции. Это самый ранний способ связи с окружающим миром. Причем интроекция

связана не только с потреблением пищи. Человек всегда что -то интроецирует, получая из внешнего мира образы, звуки, сообщения, запахи. Функции интроекции, таким образом, - это поддержание гомеостаза и жизни в целом.

Это второй способ взаимодействия с внешним миром. Ассимиляция необходима по отношению к объекту, который не соответствует непосредственным потребностям организма.

Третий способ - проекция. Возможность рассмотрения потребления как проекции связана с тем фактом, что в современном потребительском обществе практически все товары и услуги за счет брендирования и активного использования рекламных инструментов стали максимально персонифицированными. Поэтому их восприятие - это восприятие антропофицированного образа, что обеспечивает те же психологические эффекты, что и на уровне межличностного восприятия (атрибуции, стереотипизация, эффекты«ореола», «первичности», «новизны» и др.).

Выделяют три формы проекции.

• Зеркальная проекция - применительно к потреблению - это нахождение или приписывание персонифицированному образу товара собственных характерных черт или черт «идеального Я».

• Проекция катарсиса - обнаружение или приписывание образу товара черт, от которых сам человек пытается отказаться, не признавая их собственными и от которых он, таким образом, освобождается.

• Дополнительная проекция, в которой человек обнаруживает или приписывает характерные черты, которые позволяют ему тем самым оправдать свои собственные.

Четвертый способ - ретрофлексия. Это комбинированная форма интроекции и проекции. Также подразделяется на два вида.

Применительно к потреблению:

1. субъект потребляет то, что он хотел бы, чтобы потребляли другие.

2. субъект потребляет то, что не хотел бы, чтобы потребляли другие.

В качестве таковых объектов в психотерапии рассматриваются опыт пациента, а также нереализованные и конфликтные отношения. Можно предположить, что гештальттерапия применима для анализа, социальной или психологической коррекции и терапии некоторых форм потребления, являющихся интроективными или проективными как по механизму осуществления, так и исходя из конечного результата.

В рамках второго направления теорий среднего уровня было предложено несколько схем, направленных на объяснение экономических артефактов в области потребления с использованием описательного и объяснительного психологического аппарата.

Целесообразно отметить и некоторые психологические модели, используемые для описания и объяснения выбора объекта потребления.

Перспективным направлением в исследовании психологии потребления считаем психологическое моделирование как индивидуального

потребительского поведения, так и групповых, массовидных его форм. Например, Т.А. Гайденко предлагает рассматривать модель индивидуального потребителя через пять этапов:

1. Осознание потребителем проблемы, потребности, определение того, чем они вызваны и каким об- разом конкретный товар может их удовлетворить.

2. Поиск информации о товарах, которые способны удовлетворить назревшую потребность.

3. Оценка вариантов на основе сравнения свойств и функций товаров.

4. Осуществление покупки.

5. Реакция на покупку, оценка правильности совершенного выбора. Третьим направлением в психологии потребления считаем анализ и

разработку методов коррекции и терапии, так называемых, потребительских девиаций или потребительских неврозов. Ж. Бодрийяр выделяет такую нозологическую единицу как «коллекционерский фанатизм», определяя ее как регрессивное развитие, страсть к вещам, проявляющуюся в ревности владельца вещи и получение глубокого удовлетворения от осознания того, какую ценность эта вещь могла бы иметь для других, которой он их лишает.

Автор связывает этот невроз с анальным садизмом, заставляющим утаивать красоту и наслаждаться ею в одиночестве. Здесь предметы - суть нарциссические эквиваленты «Я» владельца, следовательно, если предмет будет утерян или поврежден, то это будет обозначать символическую кастрацию - «нельзя же одолжить другому свой фаллос». Любую страсть к потреблению (фетишизм) Ж. Бодрийяр считает смягченным модусом сексуальной перверсии.

Использованные источники:

1. Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. с фр. - М.: «Рудомино», 2001.

2. Донцов А.И., Овчаренко А.Н. Экономические результаты рекламной восприимчивости. - М.: Эксмо, 2007.

3. Лунт П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра// Иностранная психоло- гия. 1997, № 9, с. 8-16.

4. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека/ Пер. с англ. - М.: «Канон-Пресс-Ц», 2003.

5. Мозер К. Психология маркетинга и рекламы.- Харьков. Издательство Гуманитарный центр, 2004.

6. Робин Ж.-М. Фигуры гештальта// Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 3, с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.