Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА'

ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МАРКЕТИНГ / CONSUMER BEHAVIOR / PURCHASING POWER / ECONOMIC CRISIS / MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жамсаранов А.А., Никифорова Т.С.

Объектом исследования в данной статье является изменение психологии поведения потребителей в динамично меняющихся условиях окружающей экономической среды, в частности, в условиях экономического кризиса. Применение предложенных методик позволит скорректировать маркетинговую политику коммерческих предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF THE CONSUMER IN TIMES OF CRISIS

The object of research in this article is to change the psychology of consumer behavior in the dynamically changing conditions of the surrounding economic environment, in particular, under the conditions of the economic crisis. The application of the proposed methods will allow to correct the marketing policy of commercial enterprises.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА»

Использованные источники:

1. Обзор рынка: Бурятия ест не свое мясо [Электронный ресурс] / ООО «ИнформПолис». - Улан-Удэ, 2016. - Режим доступа: https://www.infpol.ru/news/business/93424-obzor-rvnka-buryatiya-est-ne-svoe-myaso/ (Дата обращения 08.08.18)

2. Маркетинговое исследование рынка колбасных изделий г.Улан-Удэ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://stud24.ru/marketing/marketi ngovoe-issledovanie-rvnka-kolbasnyh-izdelij/505803-2044941-page3.html (Дата обращения 08.08.18)

3. Буров В. Ю. Новые подходы к управлению социально-экономическим развитием региона в условиях экономического кризиса (на примере республики Бурятия) / В. Ю. Буров, Н. И. Атанов./ материалы Всероссийской конференции под научной редакцией С. В. Чупрова. Издательство: Байкальский государственный университет экономики и права - Иркутск, 2015. - Режим доступа: https://elibrary.m/item.asp?id=24974626

УДК 316.628

Жамсаранов А.А. студент 2 курса Никифорова Т. С. студент 2 курса Институт экономики и управления Бурятский государственный университет

Россия, г. Улан-Удэ ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Аннотация: Объектом исследования в данной статье является изменение психологии поведения потребителей в динамично меняющихся условиях окружающей экономической среды, в частности, в условиях экономического кризиса. Применение предложенных методик позволит скорректировать маркетинговую политику коммерческих предприятий.

Ключевые слова: потребительское поведение, покупательская способность, экономический кризис, маркетинг.

Zhamsaranov A.A. Nikiforova LS. the students

2 year, Institute of Economics and Management

Buryat State University Russia, Ulan-Ude PSYCHOLOGY OF THE CONSUMER IN TIMES OF CRISIS

Annotation: The object of research in this article is to change the psychology of consumer behavior in the dynamically changing conditions of the surrounding economic environment, in particular, under the conditions of the economic crisis. The application of the proposed methods will allow to correct the

marketingpolicy of commercial enterprises.

Keywords: consumer behavior, purchasing power, economic crisis, marketing.

Потребитель является центральной фигурой современных рыночных отношений. Влияние на поведение покупателя осуществляется производителями товаров посредством маркетинговой деятельности. Он основан на том, что компании для реализации своих целей поставили задачу выбрать такой метод удовлетворения потребностей и интересов потребителя, который будет более эффективен, чем их конкуренты. Поведение потребителя руководствуется предприятием при выборе направления деятельности. Под определенным кругом клиентов строится маркетинговая политика компании, выбирается продукт производства, его цена, ассортимент и продвижение на рынке. Теория потребительского поведения является основой для формирования и ведения бизнеса. Это связано с тем, что конкурентные рыночные отношения основаны на удовлетворении пожеланий и интересов клиента.

Основы потребительского поведения:

1) Рациональность. Выбор определенного потребительского поведения в маркетинге напрямую зависит от его желаний и вкусов. Для каждого клиента продукт будет иметь разные значения: для кого-то это может быть более полезным, а для кого-то меньше. Каждый покупатель, в зависимости от его финансового положения и личных предпочтений, нуждается в определенном ассортименте товаров. В связи с тем, что невозможно определить конкретные критерии для деления продукта на «подходящие» и «неприемлемые», необходимо предложить покупателю выбор нескольких типов одного продукта, чтобы он мог сравнивать их и приобретать то, что он нуждается. Это рациональность покупателя.

2) Суверенитет. Важно вести потребителя, в котором он самостоятельно принимает единственное решение - покупать или не покупать определенный продукт, и это не влияет на основную деятельность предприятия. Однако особое построение рыночных отношений позволяет компаниям использовать такое индивидуальное решение для себя.

3) Множественность. Поведение потребителей также определяется тем, что рынок предлагает широкий спектр продуктов, которые могут удовлетворить интересы любого клиента, то есть широкий спектр товаров и услуг порождает большое количество различных видов поведения.[1]

Продолжительный экономический кризис, наступивший еще в 20082009 гг., оказывает серьезное влияние на психологию потребителей всех социальных уровней. Модель поведения при этом безусловно подвергается серьезным изменениям.

Есть две точки зрения: некоторые эксперты считают, что в кризис люди покупают столько же, но идут в сегмент ниже, а другие, наоборот, приходят к выводу, что покупатели остаются в обычном ценовом сегменте,

но в то же время время покупают меньше в количественном выражении.

Продовольственные товары

Почти половина респондентов (41% в I и 45% в III квартале) указали, что основным способом сэкономить на продовольственных товарах для них является поиск мест, в которых товары, которые они обычно покупают, дешевле. Этот факт свидетельствует о том, что россиянам трудно отказаться от своих обычных продуктов, несмотря на то, что финансовый кризис значительно потряс финансовое положение многих из них. Однако только 1/6 респондентов были готовы перейти на более дешевые бренды. Большинство отметило, что для них предпочтительнее делать привычные покупки реже или в меньшем масштабе (около 1/3), чем сохранять и покупать продукты более дешевых брендов.

Анализируя более подробно наиболее распространенную стратегию поведения российских потребителей - поиск точек, где традиционные продукты дешевле, - оказывается, что он применим практически ко всем пищевым продуктам . Единственное исключение - хлеб и детское питание -чтобы купить их, люди не пытаются искать места, которые предлагают более демократичную ценность для этих продуктов. «Скорее всего, причина кроется в том, что россияне не готовы экономить на детях и будут переплачивать, но покупать детское питание в проверенных и надежных местах», - сказала Виктория Соколова, директор исследования Profi Online Research. - Что касается хлеба, здесь трудно победить. Почти в любой торговой точке разница в цене покупки будет небольшой, и наши соотечественники, которые не привыкли управлять семейным бюджетом, не готовы оценивать, например, годовую экономию.

В каких продуктах люди не готовы сэкономить? В начале 2009 года многие участники отметили, что в первую очередь они не сократят свой бюджет, в первую очередь хлеб (67%), детское питание (61%), молочные продукты (45%) и табачные изделия (37%). [2]

Несмотря на то, что финансовый кризис заставил многих россиян попытаться сэкономить даже на еде, праздник является веской причиной переплаты за определенные категории продуктов. Таким образом, 62% респондентов отметили, что готовы платить больше за алкогольные напитки и икру (48%). Некоторые отметили, что они также делают дорогие покупки, чтобы побаловать себя и поднять настроение. Большинство из них «раскошеливается» на табак, чай, кофе, дорогие сыры, сладости, алкоголь и колбасу для этих целей.

Такой метод экономии, как покупка большого количества продуктов питания, распространенный в Западной Европе, практикуется только 8% граждан в России. Возможно, это связано с тем, что наши соотечественники считают покупку нерутинным , а приятным времяпровождением. Для людей с низким уровнем благополучия поездка в супермаркет воспринимается как настоящее развлечение.

Также изменилось восприятие рекламы со стороны российского

потребителя. Возникло недоверие, а иногда и раздражение в связи с призывами к роскошной жизни. Маркетологи должны учитывать это при разработке рекламных кампаний.[3]

С изменением экономической ситуации в стране меняется психология потребителя, его мотивы поведения также меняются, а это значит, что маркетинг также должен измениться.

Непродовольственные товары В сфере непродовольственных товаров ситуация является схожей. Факт того, что финансовый кризис определенно влияет на покупательскую психологию потребителей давно доказан, но существуют некоторые категории товаров, экономить на которых люди не намерены. Такими продуктами, прежде всего, являются медицинские препараты и средства гигиены. Большая часть респондентов не были готовы сэкономить на собственном здоровье, на здоровье своих родных. Многие ищут точки продаж, в которых известные бренды дешевле, например, товары для ремонта, видеооборудование, крупная бытовая техника, мобильные телефоны, КПК, навигаторы и т. д. Большинство респондентов, совершивших подобные покупки, отметили, что они всегда ищут магазины, в которых эти товары могут быть дешевле.

Снижают частоту покупок ради экономии также в отношении дорогих товаров: мебели, домашнего текстиля, видео, аудиооборудования, ювелирных изделий, большой бытовой техники и т. д. Следует отметить, что тенденция к более дешевым брендам в некоторой степени проявляется почти во всех категориях продуктов.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что не все потребители ощутили последствия кризиса до конца. Те, кого он затронул, не готовы немедленно изменить свои прежние «докризисные» привычки. Многие потребители продолжают поддерживать иллюзию старой жизни уже год. Они хотят тратить больше, чем позволяет доход. Хотя люди остаются верными обычным брендам и готовы платить больше денег за возможность побаловать себя и / или близких.[4]

Таким образом, для обеих групп покупателей и разных товаров действуют оба принципа: сокращение количества покупок и движение вниз по сегменту. И если найти замену дорогостоящим фирменным товарам в розничной торговле можно, то экономию на бытовой технике и электронике потребители считают чреватой новыми расходами. Здесь действует пословица «скупой платит дважды». С другой стороны, сейчас самое время выйти на рынок для новых игроков с качественными и относительно недорогими товарами, которые могут поколебать менее гибких и адаптивных гигантов.

Использованные источники:

1. Как влиять на поведение потребителей в свою пользу?[Электронный ресурс] / Медиагруппа и сеть профессиональных сайтов Актион. - Москва, 2018. - Режим доступа: МрБ: //www.kom-dir.ru/article/1263-роуеёеше-

potrebiteley (Дата обращения 08.08.18)

2. Изменение мотивации потребителей в кризис [Электронный ресурс] / Интернет-проект «Энциклопедия маркетинга». - Москва, 2018. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/mr/social/crisis.htm (Дата обращения 08.08.18)

3. Особенности психологии российского потребителя продуктов питания в условиях кризиса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://prodamtext.ru76/3214/osobennosti-psihologii-rossiyskogo-potrebitelya-produktov-pitaniya-v-usloviyah-krizisa.html(Дата обращения 08.08.18)

4. Из-за кризиса россияне переходят на дешевые непродовольственные товары [Электронный ресурс] /Advertology.ru - все о рекламе, маркетинге и PR. / Режим доступа: http://www.advertology.ru/article74996.htm(Дата обращения 08.08.18)

УДК 339.9

Жамсаранов А.А. студент 2 курса Институт экономики и управления Бурятский государственный университет

Россия, г. Улан-Удэ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

СОВРЕМЕННОГО МИРА

Аннотация: В этой статье описываются основные принципы и акты международного экономического права в быстро развивающемся мире. В настоящее время экономические отношения между странами, международными организациями и отдельными лицами чрезвычайно активизировались, и возникают значительные проблемы. Все они должны решаться международным правом не только для защиты глобального мира и безопасности, но и для обеспечения стабильного экономического развития во всем мире

Ключевые слова: международное экономическое право, субъект международного права, экономические отношения, мировая торговля.

Zhamsaranov A.A.

student

2 year, Institute of Economics and Management

Buryat State University Russia, Ulan-Ude INTERNATIONAL ECONOMIC LAW: NEW CHALLENGES OF THE MODERN WORLD Annotation: This article describes the main principles and acts of international economic law in a rapidly developing world. Nowadays, economic relations among countries, international organizations and individuals have extremely intensified and a lot of significant problems arise. All of them must be

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.