Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРООБОРОТ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / МЯСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ЖИВОТНОВОДСТВО / COMMODITY TURNOVER / FOOD MARKET / MEAT PRODUCTION / CONSUMER PREFERENCES / ANIMAL HUSBANDRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жамсаранов А.А., Никифорова Т.С.

В данной статье рассмотрена текущая экономическая ситуация на мясном продовольственном рынке Республики Бурятия, а также возможные подходы, направленные на расширение объема выпускаемой продукции местными производителями и всестороннее развитие мясной отрасли Бурятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE MEAT MARKET OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

In this article, the current economic situation in the meat food market of the Republic of Buryatia, as well as possible approaches aimed at expanding the output of local producers and the comprehensive development of the meat industry in Buryatia is considered.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

3. ГААО. Ф. 13. Оп. 13. Д. 251. Л. 81.

4. ГААО. Ф. 13. Оп. 13. Д. 256. Л. 76.

5. Ешпанов В.С. Актюбинские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): принципы и методы производственной деятельности. //Вестник Кемеровского Государственного Университета -Кемерово, 2014.-№1.-С.19-22.

6. Ешпанов В.С., Сарсембай М.В. Проблема обеспечения железнодорожного транспорта рабочей силой в годы Великой Отечественной войны (на примере Актюбинского отделения Оренбургской железной дороги). //Наука и образование: новое время, 2018.-№2.-С. 149-154.

7. ГААО. Ф. 13. Оп. 11. Д. 242. Л. 37.

УДК 332.1

Жамсаранов А.А. студент 2 курса Никифорова Т. С. студент 2 курса Институт экономики и управления Бурятский государственный университет

Россия, г. Улан-Удэ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Аннотация: В данной статье рассмотрена текущая экономическая ситуация на мясном продовольственном рынке Республики Бурятия, а также возможные подходы, направленные на расширение объема выпускаемой продукции местными производителями и всестороннее развитие мясной отрасли Бурятии.

Ключевые слова: товарооборот, продовольственный рынок, мясное производство, потребительские предпочтения, животноводство

Zhamsaranov A.A. Nikiforova Т.S the students

2 year, Institute of Economics and Management

Buryat State University Russia, Ulan-Ude PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE MEAT MARKET OF THE REPUBLIC OF BURYATIA Annotation: In this article, the current economic situation in the meat food market of the Republic of Buryatia, as well as possible approaches aimed at expanding the output of local producers and the comprehensive development of the meat industry in Buryatia is considered.

Key words: commodity turnover, food market, meat production, consumer preferences, animal husbandry

Особенностью продовольственного товарооборота Бурятии является ярко выраженный акцент на определенные группы товаров, таких как: молочная продукция, рыбная продукция и мясная. В контексте исследования межрегиональных тенденций продовольственного рынка Сибири наибольшее внимание привлекает сегмент мясного производства. В последнее время развитие мясного рынка республики подвержено воздействию внешних и внутренних факторов, возникновение которых главным образом обусловлено национальными особенностями, а также большим влиянием импорта из соседних регионов и зарубежных стран. Рассмотрим основные тенденции, характерные для мясной отрасли Бурятии.

В первую очередь, это традиционно высокий процент потребляемой мясной продукции местным населением по отношению к общему количеству потребляемых товаров. Мясо занимает значительное место в рационе жителей Бурятии. Около 30% пищи, потребляемой в Бурятии, приходится на мясную продукцию. По статистике, в среднем на товары из мяса у населения уходит порядка 12 — 15% доходов. Издревле именно мясо являлось основным блюдом коренных народов Бурятии, что в целом отражает и нынешнюю ситуацию. Огромное количество различных видов выпускаемой мясной продукции в целом удовлетворяет потребность населения и обеспечивает стабильную экономическую отдачу от производства и реализации данной категории товаров.

Во-вторых, наличие широких возможностей и ресурсов для животноводства и развития собственного производства. Бурятское скотоводство недостаточно развито чтобы обеспечить достаточное импортозамещение. Одним из основных вопросов является увеличение производства мяса. Имеются большие территории земель, которые возможно сделать пригодными для выпаса скота. Вопрос развития животноводства неразрывно связан также с проблемой производства кормов — сегодня немалая их часть завозятся в Бурятию с Алтая. Развитие сельского хозяйства позволит сделать его источником пополнения бюджетов сельских районов республики, таким образом, облегчив их традиционную беду - нехватку финансов.

В-третьих, наблюдается значительное количество импортной продукции. Так, согласно данным подразделения Управления Россельхознадзора РБ, на данный момент в республику мясо привозится из 24-х стран мира. Около трети (33,4%) в поставках импортного мяса приходится на говядину, доля птицы составляет примерно 29,8%, свинины — 21,9%. Наиболее крупный поставщик говядины — Монголия. Более половины всей поступающей в республику свинины (2409,5 т) поставляется с другого конца света — из Бразилии. Птицу привозят чаще всего из других регионов России (2582,9 т), но и немалая ее часть (2414,9 т) доставляется из Северной Америки. Практически всю конину (3225,6 т) в РБ доставляют из Монголии. Подавляющая часть импортного мяса задействуется в перерабатывающем производстве, то есть колбасы местных производителей

мы едим в основном из зарубежного мяса. Согласно данным Бурятстата, процент импортного мяса в производстве перерабатывающих предприятий республики составляет примерно 73%.

Главными причинами использования в качестве сырья импортной продукции являются нехватка мяса собственного производства и гораздо более низкие цены зарубежных производителей. Высокая себестоимость отечественного мяса обусловлена не только особенностями климата, но и крайне высокой долей мясной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах.. Если сравнить имеющиеся данные , выходит, что население республики в данный момент потребляет в основном мясную продукцию, привезенную из других регионов России и зарубежья, доля импорта составляет около 67%. Импортное мясо не отличается высоким качеством. По данным Россельхознадзора, у более чем 24% завезенных окорочков в Россию общей экспертизой были выявлены генетические мутации, а еще у 16% — явные признаки старения. [1]

Самыми крупными производителями мясных изделий Бурятии, представленных на рынке г. Улан-Удэ являются следующие предприятия:

1) ООО «Бурятская мясоперерабатывающая компания»

2) агрохолдинг «Николаевский»,

3) ООО «Бурятмяспром»,

4) производственная фабрика Селенга,

5) ООО «Производственно-торговая компания Пиката»,

Также присутствует большое количество других «ООО» и индивидуальных предпринимателей. На сегодняшний день есть готовые инвестиционные площадки в Хоринском, Мухоршибирском и Джидинском районах с совокупной мощностью около десяти тысяч голов крупного рогатого скота.

Анализ потребительских предпочтений

Для анализа потребительских предпочтений было проведено анкетирование потребителей в нескольких местах розничной торговли колбасными изделиями. После проведения анализа результатов анкетирования были сделаны следующие выводы:

1) 90% всех респондентов употребляют те или иные мясные изделия;

2) По выбору производителей на 1-м месте оказалась БМПК. Результаты в табл. 1

3) 40% потребителей делают свой выбор исходя из цен, 20% - по вкусовым качествам, 30% - по особенностям состава и лишь 4% - по упаковке;

4) 60% опрошенных полностью были уверены, что потребление колбасных изделий не вредит здоровью

5) 66% всех респондентов не устраивают ценовые барьеры на пути приобретения продукции производителей колбасных изделий;

6) 46% опрошенных желают снизить цены на продукцию [2]

В результате исследований обнаружены следующие проблемы мясной

отрасли республики Бурятия:

1) Высокая доля сырья для производства ввозится из других регионов и стран

2) Низкий уровень экспорта мясной продукции в другие регионы

3) Слабо развита сфера скотоводства республики

4) Низкое качество продукции отдельных производителей, использование ГМ-сои.

Чтобы решить проблему импортозамещения мясной продукции, необходимо снизить себестоимость местного сырья, т.к. использование импортной продукции более выгодно производителям. Если удастся переориентировать производителей на закупку местного сырья, то доля иностранного сбыта существенно снизится. Для этого необходимо наращивать ресурсы, привлекать инвестиции и увеличивать объемы производимого сырья. Трудность заключается в том, что у животноводства очень длинный инвестиционный цикл и период окупаемости. Так, в широком производстве свинины он составляет около пяти лет, говядины -около десяти. Рост вкладов в мясное производство позволит расширить выпуск товаров, их ассортимент, а также повысить качество товаров и, соответственно, спрос на местную продукцию.

Еще одним способом снижения себестоимости является совершенствование технологии производства, механизация труда, а следовательно уменьшение затрат на выплату заработных плат рабочим, количество которых существенно сократится. В настоящий момент в рамках государственных программ предусмотрены способы финансовой поддержки на покупку основного оборудования.

Проблему низкого уровня экспорта можно решить, усилив конкурентноспособность республиканских производителей. По отношению к региональным производителям местные производители являются неконкурентоспособными в силу более высокой себестоимости, методы снижения которой были рассмотрены выше.

В сфере скотоводства республики требуются системные меры и выработка стратегий на правительственном уровне. Так, в области животноводства разработана оптимальная территориально-отраслевая структура развития основных отраслей животноводства, предложено зональное деление по критерию удаленности от городской агломерации. Выявлены резервы увеличения поголовья скота в Республике Бурятия: КРС - до 894,8 тыс. голов (в том числе яков - до 15 тыс. голов, верблюдов - до 5 тыс. голов), лошадей - до 223,7 тыс. голов, овец - до 1,2 млн голов. Рассматривается возможность развития такого элемента этноэкономики, как пастбищное скотоводство, а также молочного козоводства, птицеводства и кролиководства в хозяйствах населения. Необходимо развитие мясного скотоводства в целях самообеспечения населения Бурятии говядиной, а так же целевые показатели производства мяса КРС для удовлетворения нужд Забайкальского края и Иркутской области. Выявлена потребность субъектов

Байкальского региона в основных видах аграрной продукции: Забайкальского края в мясе - 29 тыс. т, молоке - 21,6 тыс. т, картофеле - 50,9 тыс. т; Иркутской области - в мясе - 75,2 тыс. т, молоке - 86,7 тыс. т, которые, в перспективе, могут быть удовлетворены за счет производства Республики Бурятия.

Для развития агропромышленного комплекса в целом предложены следующие меры:

1. Специализация Забайкалья на развитие пастбищного животноводства, Иркутской области на кормопроизводство и развитие интенсивного животно- водства (свиноводство, птицеводство).

2. Развитие научно-экспериментальной базы в зерновом, картофеле-овощном, плодово-ягодном, животноводческом секторах.

3. Разработка и реализация межсубъектной программы развития животноводства «Мясной пояс Байкальского региона для нужд России». В перспективе в Программу «Мясной пояс» можно вовлечь Монголию и Автономный Район Внутренней Монголии КНР в целях заимствования положительного опыта по поддержке и культивированию аборигенных пород скота. Развитие животноводства как отрасли этноэкономики дает не только возможность реализации имеющегося потенциала традиционных для данной местности отраслей сельского хозяйства, но и способствует решению социальных и 47 экономических проблем малочисленных народов. Республика Бурятия способна за счет развития номадного скотоводства увеличить поголовье скота в более чем в 2 раза до 2 млн голов. [3]

Другой важной проблемой является использование некоторыми производителями вредных и некачественных компонентов. Так, при производстве колбас и полуфабрикатов множество предприятий применяют сою. Единственное предприятие, продукция которого лишена сои или иных добавок в виде эмульсий - это Бурятская мясоперерабатывающая компания (БМПК, Улан-Удэ). В малых количествах соевый белок используется в продуции Бурятмяспрома (БМП, Улан-Удэ) и Агрохолдинга «Николаевский» (п. Николаевский). Из 22 исследуемых проб колбас и полуфабрикатов только в продукции «Дымов» (Москва) имеется маркировка «без ГМО», но в исследуемых пробах было указано наличие сои.

Таким образом, отрасль мясной продукции играет центральную роль на продовольственном рынке республики Бурятии . Наличие широкого поля возможностей для развития делает эту отрасль одной из наиболее перспективных в плане долгосрочных инвестиций. Для реализации этих возможностей необходимо преодолеть ряд трудностей, связанных прежде всего с низким уровнем развития животноводства республики, что приводит к засилью импортных товаров и малому количеству экспортируемых товаров на внешних рынках сбыта. Решение данных проблем локального характера несомненно приведет к росту экономического потенциала всей мясной отрасли Бурятии.

Использованные источники:

1. Обзор рынка: Бурятия ест не свое мясо [Электронный ресурс] / ООО «ИнформПолис». - Улан-Удэ, 2016. - Режим доступа: https://www.infpol.ru/news/business/93424-obzor-rvnka-buryatiya-est-ne-svoe-myaso/ (Дата обращения 08.08.18)

2. Маркетинговое исследование рынка колбасных изделий г.Улан-Удэ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://stud24.ru/marketing/marketi ngovoe-issledovanie-rvnka-kolbasnyh-izdelij/505803-2044941-page3.html (Дата обращения 08.08.18)

3. Буров В. Ю. Новые подходы к управлению социально-экономическим развитием региона в условиях экономического кризиса (на примере республики Бурятия) / В. Ю. Буров, Н. И. Атанов./ материалы Всероссийской конференции под научной редакцией С. В. Чупрова. Издательство: Байкальский государственный университет экономики и права - Иркутск, 2015. - Режим доступа: https://elibrary.m/item.asp?id=24974626

УДК 316.628

Жамсаранов А.А. студент 2 курса Никифорова Т. С. студент 2 курса Институт экономики и управления Бурятский государственный университет

Россия, г. Улан-Удэ ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Аннотация: Объектом исследования в данной статье является изменение психологии поведения потребителей в динамично меняющихся условиях окружающей экономической среды, в частности, в условиях экономического кризиса. Применение предложенных методик позволит скорректировать маркетинговую политику коммерческих предприятий.

Ключевые слова: потребительское поведение, покупательская способность, экономический кризис, маркетинг.

Zhamsaranov A.A. Nikiforova LS. the students

2 year, Institute of Economics and Management

Buryat State University Russia, Ulan-Ude PSYCHOLOGY OF THE CONSUMER IN TIMES OF CRISIS

Annotation: The object of research in this article is to change the psychology of consumer behavior in the dynamically changing conditions of the surrounding economic environment, in particular, under the conditions of the economic crisis. The application of the proposed methods will allow to correct the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.