Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТСМЕНА: СИСТЕМНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТСМЕНА: СИСТЕМНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННЫЙ КАРКАС СПОРТСМЕНА / ИНДЕКС МОТИВАЦИИ / ПРОЦЕССНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОТИВАЦИИ / ДУХОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОТИВАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Свилина Ольга Алексеевна, Сафиуллин Марат Рашитович

В статье проводится системный эмпирический анализ побудительных факторов, которые в наибольшей степени оказывают влияние на мотивацию спортсмена. Сфера спорта является уникальной по своей природе с точки зрения инструментов и методов мотивирования. Проведение комплексного анализа психологических особенностей настройки мотивации спортсмена и действенных механизмов воздейст вия на его психику, исследование его ценностных ориентаций - все это является залогом успешного раскрытия потенциала спортсмена, а также его реализации на максимально возможном уровне. Это, в свою очередь, обеспечивает достижение высоких результатов в спорте самого индивидуума, спортивной школы, к которой он относится, и, как следствие, будет определять вероятность успеха национального спорта на международной арене. Высокая степень актуальности темы исследования предопределила ее выбор и механизмы реализации, включающие в себя методы анкетирования и сплошного опроса спортсменов. Цель исследования состоит в идентификации текущих настроек мотивационного каркаса спортсмена на современном этапе развития общественного уклада (с последующим проведением сравнительного анализа с аналогичными параметрами, характерными для прошлого исторического периода) на основе разработанных механизмов и инструментов количественного измерения базовых мотивационных факторов. Полученные результаты позволяют выявить ценностные ориентации и мотивационные настройки современных спортсменов, идентифицировать их изменение во времени, что является основой для разработки направлений возможного развития теории и практики спортивной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Свилина Ольга Алексеевна, Сафиуллин Марат Рашитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF MOTIVATION OF AN ATHLETE NOWADAYS: SYSTEM EMPIRICAL ANALYSIS

The article provides a system empirical analysis of the motivating factors that affect the motivation of an athlete. The field of sports is unique in its nature in terms of tools and methods of motivating athletes. Conducting a comprehensive analysis of the psychological characteristics of the athlete's motivation settings and effective mechanisms of influence on the psyche, the study of his value orientations - all this is the key to the successful disclosure of the athlete's potential, as well as its implementation at the highest possible level. This, in turn, ensures the achievement of high results in the sport by the individual himself, the sports school to which he belongs and, finally, will determine the probability of the national sport success at the international level. The high degree of relevance of the research topic predetermined its choice and implementation mechanisms, including, among other methods of questionnaires and continuous interviews of athletes. The purpose of the study is to identify the current settings of the motivational framework of the athlete at the present stage of the development of the society (followed by a comparative analysis with similar parameters characteristic of the past historical period) on the basis of the developed mechanisms and tools for quantitative measurement of basic motivational factors. The results obtained made it possible to identify the value orientations and motivational settings of modern athletes, to identify their changes over time, which served to develop directions for the possible development of the theory and practice of sports psychology.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТСМЕНА: СИСТЕМНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2021.38.2.07

ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТСМЕНА: СИСТЕМНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

О. А. Свилина,

КФУ, Казань, leon316@yandex.ru,

М. Р. Сафиуллин,

КФУ, Казань, c.p@tatar.ru

В статье проводится системный эмпирический анализ побудительных факторов, которые в наибольшей степени оказывают влияние на мотивацию спортсмена. Сфера спорта является уникальной по своей природе с точки зрения инструментов и методов мотивирования. Проведение комплексного анализа психологических особенностей настройки мотивации спортсмена и действенных механизмов воздействия на его психику, исследование его ценностных ориентаций — все это является залогом успешного раскрытия потенциала спортсмена, а также его реализации на максимально возможном уровне. Это, в свою очередь, обеспечивает достижение высоких результатов в спорте самого индивидуума, спортивной школы, к которой он относится, и, как следствие, будет определять вероятность успеха национального спорта на международной арене.

Высокая степень актуальности темы исследования предопределила ее выбор и механизмы реализации, включающие в себя методы анкетирования и сплошного опроса спортсменов. Цель исследования состоит в идентификации текущих настроек мотивационного каркаса спортсмена на современном этапе развития общественного уклада (с последующим проведением сравнительного анализа с аналогичными параметрами, характерными для прошлого исторического периода) на основе разработанных механизмов и инструментов количественного измерения базовых мотивационных факторов.

Полученные результаты позволяют выявить ценностные ориентации и мотивационные настройки современных спортсменов, идентифицировать их изменение во времени, что является основой для разработки направлений возможного развития теории и практики спортивной психологии.

Ключевые слова: мотивационный каркас спортсмена; индекс мотивации; процессно-динамический подход; системный анализ; материальные компоненты мотивации; духовные компоненты мотивации; психологическое воздействие; психологическая настройка.

Для цитаты: Свилина О. А., Сафиуллин М. Р. Психология мотивации современного спортсмена: эмпирический анализ // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 78-86. DOI: 10.25688/22236872.2021.38.2.07

Свилина Ольга Алексеевна, аспирант кафедры общей психологии Казанского федерального университета, психолог Центра спортивной подготовки Республики Татарстан, Казань.

E-mail: leon316@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-4580-7890

Сафиуллин Марат Рашитович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента Казанского федерального университета, Казань.

E-mail: c.p@tatar.ru

ORCID: 0000-0003-3708-8184

© Свилина О. А., Сафиуллин М. Р., 2021

UDC 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2021.38.2.07

PSYCHOLOGY OF MOTIVATION OF AN ATHLETE NOWADAYS: SYSTEM EMPIRICAL ANALYSIS

O. A. Svilina,

KFU, Kazan, leon316@yandex.ru, M. R. Safiullin,

KFU, Kazan, c.p@tatar.ru

The article provides a system empirical analysis of the motivating factors that affect the motivation of an athlete. The field of sports is unique in its nature in terms of tools and methods of motivating athletes. Conducting a comprehensive analysis of the psychological characteristics of the athlete's motivation settings and effective mechanisms of influence on the psyche, the study of his value orientations - all this is the key to the successful disclosure of the athlete's potential, as well as its implementation at the highest possible level. This, in turn, ensures the achievement of high results in the sport by the individual himself, the sports school to which he belongs and, finally, will determine the probability of the national sport success at the international level.

The high degree of relevance of the research topic predetermined its choice and implementation mechanisms, including, among other methods of questionnaires and continuous interviews of athletes.

The purpose of the study is to identify the current settings of the motivational framework of the athlete at the present stage of the development of the society (followed by a comparative analysis with similar parameters characteristic of the past historical period) on the basis of the developed mechanisms and tools for quantitative measurement of basic motivational factors.

The results obtained made it possible to identify the value orientations and motivational settings of modern athletes, to identify their changes over time, which served to develop directions for the possible development of the theory and practice of sports psychology.

Keywords: motivational framework of the athlete; motivation index; process-dynamic approach; system analysis; material components of motivation; spiritual components of motivation; psychological impact; psychological adjustment.

For citation: Svilina O. A., Safiullin M. R. Psychology of motivation of an athlete nowadays: system empirical analysis // Systems Psychology and Sociology. 2021. № 2 (38). P. 78-86. DOI: 10.25688/22236872.2021.38.2.07

Svilina Olga Alekseevna, Post-graduate student of the Department of General Psychology of the Kazan Federal University, psychologist at the Sports Training Center of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia.

E-mail: leon316@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-4580-7890

Safiullin Marat Rashitovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management at the Kazan Federal University, Kazan, Russia.

E-mail: c.p@tatar.ru

ORCID: 0000-0003-3708-8184

Введение

Понимание ценностных ориентаций формирует основу для изучения мотивации личности, разработки соответствующих механизмов воздействия и психорегуляции. Особенно актуальным данный постулат является применительно к спортсменам. Психологическое

сопровождение и обеспечение в нашей стране соответствующей подготовки спортсменов сформировалось в целостном виде в 1970-е гг. Оно включает в себя комплекс специальных мероприятий, направленных на спортивную подготовку используя методы «психофизиологического, психологического, психо-педа-гогического и социально-психологического

порядка, воздействующие, в том числе, на формирование мотивационных настроек» [10: с. 59].

Мотивация — это важнейший фактор успеха спортсмена на любом этапе его карьерного роста. При этом необходимо отметить, что она не является статичной. Мотивация представляет собой динамическую субстанцию, корректирующуюся во времени под воздействием множества факторов. В этой связи крайне важной научно-методической задачей является поиск и идентификация данных факторов с целью эффективной настройки и адаптации мотивации спортсмена к формирующимся условиям.

Методология исследования

Солидаризируясь с позицией Е. П. Ильина, отметим, что изучение мотивации как статичного явления или процесса может привести к серьезным ошибкам в системе психологической подготовки спортсмена [4: с. 166]. В этой связи работы, посвященные исследованию побудительных механизмов в спорте, не учитывающие данный аспект, могут быть подвергнуты определенной критике. Мотивация, являясь побуждающим механизмом к действию, трансформируется в зависимости от весьма широкого набора факторов и обладает главной характеристикой — процессуальностью, выражающейся в том, что спортсмен, оставаясь в перманентном режиме своей психологической активности, формирует в процессе своего профессионального эволюционирования дифференцированные представления и отклонения от относительно значимых или незначимых для него аспектов, корректирующих его мотивацию на тот или иной момент времени [7; 13]. При этом стержень побудительных мотивов — главная стратегическая цель — для него остается постоянной, меняются лишь сопутствующие факторы мотивации (оперативные задачи, атрибуция, самоэффективность, материальное поощрение и т. п.). Другими словами, процессно-динамический подход к исследованию мотивации спортсмена предполагает исследование психической активности личности с учетом корректирующейся системы побудительных факторов, дифференцированных

по своей значимости во времени и в зависимости от изменяющихся представлений спортсмена об окружающей действительности, в процессе его профессионального карьерного роста, о значимых побуждающих к действию факторах.

Важнейшей компонентой мотивации является, наряду с духовными ценностями, материальная составляющая, значимость которой в современном обществе потребления многократно увеличивается и затрагивает практически все слои общественной жизни. К сожалению, данный аспект проявляется и в спорте: спортсмены зачастую руководствуются экономическими стимулами для повышения успешного выступления на соревнованиях. Стремясь заработать большие деньги, они наращивают интенсивность тренировок, рискуют здоровьем, участвуют в дополнительных, коммерческих соревнованиях, тем самым повышая физическую и эмоциональную нагрузку, выходят на спортивную соревновательную площадку с травмами и т. п. [15]. Зарубежные и российские исследования показывают, что важным вопросом, раскрывающим особенности психологических факторов стимулирования мотивации спортсмена, является определение степени влияния данного фактора на мотивацию спортсмена [8; 14]. Выведение данной составляющей мотивации из круга психологических факторов было бы ошибкой. Ориентация спортсмена на материальное стимулирование является психологической проблемой, вызванной, в частности, стремлением доказать окружающим его значимость и социальный статус. Осознание самоэффективности может формироваться в представлении спортсмена не только в рамках достигаемых спортивных успехов, но и в рамках достигаемых экономических результатов и сопутствующих социальных эффектов. Таким образом, ориентация на коммерческую эффективность является значимым психологическим побудителем, формирующим мотивацию спортсмена в современной экономике потребления.

Вместе с тем необходимо осознавать и то, что данный психологический феномен нельзя отнести ни к категории положительных, ни к категории отрицательных моти-вационных факторов [11]. Это естественная

психологическая настройка человека, адекватно соответствующая современным рыночным условиям, рожденным обществом потребления. В этой связи крайне важной задачей в процессе психологической работы со спортсменом является адекватная ориентация на рассматриваемую психологическую активность. Чрезмерная ориентация спортсмена на данный мотивационный фактор (причем неважно, в какой фазе профессионального развития он функционирует на текущий момент) может отвлечь его психологические ресурсы на адаптивную подготовку к состязаниям [12]. В подобной ситуации представляется необходимым направить его мысли в другую мотива-ционную сторону. В противном случае спортсмен может, как это уже ранее отмечалось, ориентируясь на высокий гонорар и стремясь к его получению, пренебречь, к примеру, адаптивными для него правилами и нормами физической подготовки.

Очень важно понимать и период возникновения проблемы вхождения в психологическую зависимость от уровня материального поощрения: в какой фазе спортивной карьеры она начинает играть значимую или доминирующую роль? Когда данный фактор начинает смещать с контура значимости иные параметры мотивации (стремление доказать окружающим свою состоятельность, ориентация на эго, решение задач, самоэффективность и т. п.)? Ответы на поставленные вопросы, несомненно, никак нельзя отнести к разряду тривиальных в теории психологии спорта. Более того, их решение в пространстве научно-исследовательских работ по этой проблематике в подавляющем большинстве случаев носит исключительно качественный характер, что в известной степени субъекти-визирует степень их объективности.

В этой связи весьма важной и актуальной задачей становится поиск формализованных моделей, которые, опираясь на методы количественного анализа и систематизации данных, позволяли бы идентифицировать и обосновывать существующие закономерности между спецификой мотивационного каркаса спортсмена и вероятностью достижения им высоких результатов. При этом под мотива-ционным каркасом в настоящем исследовании

предлагается понимать различную комбинацию базовых мотивационных факторов психологического порядка (ориентация на материальные и духовные стимулы), определяющих эффективность (результативность) деятельности спортсмена [9].

Методическая реализация поставленной задачи может быть достигнута в рамках проведения исследования с целью выявления соотношения мотивационных каркасных факторов на основе использования методов анкетирования с последующим применением индексного метода для идентификации результирующего показателя, позволяющего в количественной форме представить уровень мотивации спортсмена в конкретный анализируемый момент времени. Данная задача может быть решена на основе оценки каждого каркасного мотива-ционного фактора по какой-либо измеряемой шкале. Это позволит не только изучить каждую мотивационную компоненту спортсмена, но и сформировать интегральный индекс мотивации.

Использование инструментов анкетирования и опроса позволит обнаружить баланс мотивационного каркаса спортсмена в современных условиях его развития. Это, в свою очередь, позволит выявить не только закономерности в системе формирования его мотивации на современном этапе, но и перейти к решению важнейшего методологического вопроса в теории и практике спортивной психологии — поиску эталонных значений в настройке мотивации спортсмена через призму соотношения достигаемых результатов и структуры мотивационного каркаса. К примеру, в случае, если обнаруживается отклонение мотивационных настроек от эталонного соотношения побудительных факторов, требуется психологическая адаптация, вмешательство психолога [2: с. 134; 6: с. 86].

Организация и методы исследования

Для решения задачи, ориентированной на оценку трансформации системы мотивационных факторов спортсмена в разрезе их деления на духовные и материальные компоненты, в ходе исследования был использован

алгоритм сплошного опроса. Опросник Р. А. Пи-лояна [5], доработанный Е. Г. Бабушкиным [1: с. 78], включает 23 вопроса, ответы на которые оцениваются по пятибалльной шкале. Анкета представляет собой матрицу ответов, сгруппированных по общим признакам. В соответствии с методикой значение коэффициента К1, характеризующего степень ориентации мотивации спортсмена на духовные ценности, определяется как среднее значение суммы баллов, полученных за ответы на вопросы с 1 по 15. Степень ориентации мотивации спортсмена на материальные ценности (К2) рассчитывается как среднее значение суммы баллов за ответы на вопросы с 16 по 23.

В настоящем исследовании представлены результаты проведенного опроса, который был реализован в форме массового стандартизированного анкетирования. В выборочную совокупность опрашиваемых вошли 500 респондентов, в качестве которых выступили спортсмены-индивидуальщики в возрасте от 11 до 27 лет, постоянно проживающие на территории Республики Татарстан. Исследуемая выборка обеспечивает высокую точность полученных результатов о закономерностях распределения признаков в генеральной совокупности и допускает их экстраполяцию на всех спортсменов региона с ошибкой репрезентативности в 4,4 %. Расчет ошибки выборки выполняется с использованием традиционных методов ее определения [3: с. 203]. В выборку опрашиваемых спортсменов вошли разные возрастные и социальные категории, начиная от любителей и заканчивая профессионалами.

Результаты и их обсуждение

В рамках решения задачи определения общих закономерностей в процессе формирования мотивационного каркаса спортсмена, состоящего из двух укрупненных побудительных мотивов: «ориентация на духовные потребности» - «ориентация на материальные блага» [5], — выявлено соответствующее распределение без привязки к возрастным и социальным группам («любитель - мастер - профессионал»). Анализируя полученные данные

можно сделать важнейший вывод о том, что мотивационный каркас современного спортсмена формируется в рамках доминирования материальных компонент мотивации над духовными. Значение суммы баллов за ответы на вопросы с 16 по 23 составило 4,2 балла, что свидетельствует о весьма высокой роли данного мотивационного фактора для современного спортсмена. Между тем степень ориентации на духовные ценности также высока, однако несколько ниже первого мотивационного фактора (среднее значение суммы баллов за ответы на вопросы, раскрывающие данный аспект ценностных установок, составило 4,0).

Следуя логике выдвинутой выше гипотезы о том, что ориентацию на материальные стимулы необходимо отнести к разряду психологической проблемы, необходимо провести более тщательные и подробные исследования, ориентированные на выявление эффективности сформировавшегося мотивационного каркаса и разработку адаптированных механизмов психологической подготовки спортсменов с учетом выявленных закономерностей.

Мотивационный каркас спортсменов, в зависимости от их принадлежности к определенной возрастной группе, представлен на рисунках 1 и 2.

Представленные оценки на рисунках 1 и 2 демонстрируют приоритетность в формировании мотивационных настроек материальных потребностей. Среднее значение баллов, характеризующих ориентацию на духовные ценности, хоть и незначительно, но все же ниже мотивационных факторов материального порядка (4,0 против 4,2, соответственно — в среднем у всех спортсменов без привязки к возрасту). При этом необходимо отметить, что по мере увеличения возраста спортсменов ориентация на материальные мотивационные факторы несколько усиливается (рис. 1).

Полученные оценки формируют основу для проведения сравнительного анализа мотивационного каркаса спортсменов разных исторических эпох. В частности, за основу данного рода анализа взят период социалистической экономики СССР. Подобные оценки будут способствовать не только пониманию влияния социально-экономического уклада на процесс формирования ценностных

43

4Д iß

4Д 41 4,7

11-1S лзт (Любытапь) 19-26 ли: (Мастер) 27 ли: ■ сгаршг (Дроф ксыснал)

Возраст

□ Материальные компоненты мопиацш! □ Духовные компоненты мо пи ацш!

Рис. 1. Зависимость мотивационного каркаса от возраста спортсмена

Рис. 2. Мотивационный каркас, присущий спортсменам определенного возраста

установок спортсменов, но и последующей выработке инструментов по формированию процесса оптимальной психологической настройки мотивационной базы.

В настоящем исследовании за основу, характеризующую параметры мотивационного каркаса спортсменов периода социалистической экономики, взято исследование Р. А. Пилояна. В соответствии с полученными результатами ученого (в рамках использования разработанного им инструментария, представленного выше) мотивационный каркас

спортсмена в процессе его продвижения по карьерной лестнице периода социалистического развития экономики (70-80-е гг. XX в.) имеет несколько иные, отличные от текущих настроек параметры. Так, в частности, ориентация спортсменов прошлой эпохи на духовные ценности имеет явный перевес. Среднее значение без привязки к возрастным характеристикам составляет порядка 4,5 баллов при 3,5 баллов для параметра, оценивающего ориентацию на материальные потребности. Важно при этом отметить, что такой диссонанс

усиливается в возрастных группах от 11 до 18 лет. Здесь значения средних баллов составляют в среднем 4,6 и 2,3 соответственно. Между тем по мере перехода спортсменов в более возрастные группы соотношение исследуемых ценностных ориентиров смещается в пользу ориентации на материальные факторы. Однако при этом выраженность духовных потребностей имеет явный приоритет над материальными мотивационными стимуляторами [5].

Полученные результаты, характеризующие процессы трансформации мотивационного каркаса спортсменов различных исторических эпох, в целом согласуются с подходами российских и зарубежных исследователей в сфере спортивной психологии относительно того, что мотивация является динамической субстанцией. На нее оказывают влияние внешние и внутренние факторы. При этом к внутренним относят чаще всего возраст, склонность к достижению целей, самоэффективность и т. п. К внешним — социальное окружение, общественный уклад, социальные нормы и т. п.

Выводы

Представленные данные, позволяющие оценить структуру мотивационного каркаса спортсменов двух анализируемых исторических периодов, демонстрируют явный диссонанс между их ценностными ориентирами. Превалирование материальной составляющей доминирует сегодня в сознании, а следовательно, и в мотивации спортсменов.

Для ответа на вопрос, насколько эффективной и действенной является выявленная психологическая настройка современных спортсменов в части формирования их моти-вационных ценностей, необходимо прибегнуть к следующей методике исследования:

1) произвести сопоставительный анализ мотивационного каркаса в рамках оценки достигнутых результатов спортсменов с параметрами настройки их мотивационного каркаса. Данный вид оценки позволит выявить оптимальный, наиболее эффективный мотивацион-ный каркас с точки зрения достижения высоких результатов. К примеру, в случае, если настройка побудительных мотивов успешного

спортсмена (имеющего высокие результаты и достижения) склоняется в сторону духовных ценностей, целесообразно вырабатывать соответствующие инструменты и методы психологической настройки на данную мотива-ционную модель и наоборот;

2) произвести сравнительный анализ мо-тивационного каркаса спортсмена эпохи социалистической экономики и современной экономики потребления с целью определения эталонной модели с позиции достигаемых результатов в спорте обозначенных исторических этапов.

Важно отметить, что выявленные особенности вместе с поставленными методическими подходами к развитию полученных результатов в части определения оптимального, эталонного распределения мотивационных настроек формируют возможность идентификации и обоснования наиболее эффективной модели психологической настройки спортсменов.

Заключение

С целью обеспечения эффективного процесса психологической подготовки и настройки спортсмена психолог должен опираться не только на свои знания и профессиональные умения, но и на широкий перечень методических подходов и инструментарий, способствующий выявлению (диагностированию) возможного психического отклонения от нормы и проведения необходимых корректирующих действий. Реализованный алгоритм, представленный в настоящей работе, и получаемые на его основе результаты формируют основу для систематической психодиагностики мо-тивационного каркаса спортсмена и реализации психотерапевтических процедур по мере отклонения от заданных эталонных значений.

На данном этапе работы преждевременно утверждать, какое соотношение между духовными и материальными факторами мотивации предопределяет наличие более высокой вероятности достижения результатов в спорте. Выявленная деформация мотивационного каркаса спортсменов вкупе с реализованным комплексным анализом спортивных достижений могут открыть новые возможности для дополнительных исследований.

Литература

1. Бабушкин Г. Д. Формирование спортивной мотивации у занимающихся спортом: учеб. пособие для вузов физической культуры. Омск: СибГУФК, 2015. 151 с.

2. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой работы. М.: Эксмо, 2008. 416 с.

3. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Эмпирическая социология: учеб. для вузов / Сургут. гос. пед. ун-т; Урал. федер. ун-т им. первого президента России Б. Н. Ельцина. Сургут; Екатеринбург: РИО СурГПУ 2016. 314 с.

4. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 204. 701 с.

5. Пилоян Р. А., Пузенков Н. Ф. Универсальный метод изучения мотивации спортсменов // Спортивный психолог. 2008. № 2. С. 54-59.

6. Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н. Ф. Гребень. Минск: Современная школа, 2007. 496 с.

7. Родионов В. А. Спортивная психология в России: начало пути // Спортивный психолог. 2010. № 2 (20). С. 5-9.

8. Рудик П. А. Актуальные проблемы психологической подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1970. № 5. С. 61-64.

9. Свилина О. А., Ельшин Л. А. Динамически-процессный подход к исследованию психологии мотивации спортсмена // Психолог. 2020. № 5. С. 12-20. DOI: 10.25136/2409-8701.2020.5.34044

10. Спортивная психология: учеб. для вузов / под ред. В. А. Родионова. М.: Юрайт, 2020. 367 с.

11. Gillet N., Berjot S., Ciobance L. A motivational model of performance in the sport domain // European Journal of Sport Science. 2009. Vol. 9. Iss. 3. P. 151-158. DOI: 10.1080/17461390902736793

12. Hodge K., Petlichkoff L. Goal profiles in sport motivation: A cluster analysis // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2000. Vol. 22. Iss. 3. P. 256-272. DOI: 10.1123/jsep.22.3.256

13. LaForge-MacKenzie K., Sullivan P. J. A comparison of the self-efficacy-performance relationship between continuous and noncontinuous sport conditions // Journal of Applied Sport Psychology. 2014. Vol. 26 (3). P. 363-376. DOI: 10.1080/10413200.2014.894154

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Sari I. An investigation of imagery, intrinsic motivation, self-efficacy and performance in athletes // The Anthropologist. 2015. Vol. 20 (3). P. 675-688. DOI: 10.1080/09720073.2015.11891773

15. Schunk D. H. Self-efficacy, motivation, and performance // Journal of Applied Sport Psychology. 1995. Vol. 7. Iss. 2. P. 112-137. DOI: 10.1080/10413209508406961

References

1. Babushkin G. D. Formirovanie sportivnoj motivacii u zanimayushhixsya sportom: ucheb. posobie dlya vuzov fizicheskoj kul'tury' [Formation of sports motivation among those who go in for sports: a textbook for universities of physical culture]. Omsk: SibGUFK, 2015. 151 p.

2. Vachkov I. V. Psixologiya treningovoj raboty': soderzhatel'ny'e, organizacionny'e i metodicheskie aspekty' vedeniya treningovoj raboty' [Psychology of training work: substantive, organizational and methodological aspects of conducting training work]. M.: E'ksmo, 2008. 416 p.

3. Zborovskij G. E., Shuklina E. A. E'mpiricheskaya sociologiya: ucheb. dlya vuzov [Empirical sociology: textbook. for universities] / Surgut. gos. ped. un-t; Ural. feder. un-t im. pervogo prezidenta Rossii B. N. El'cina. Surgut; Ekaterinburg: RIO SurGPU, 2016. 314 p.

4. Il in E. P. Psixologiya individualnyx razlichij [Psychology of individual differences]. SPb.: Piter, 204. 701 p.

5. Piloyan R. А., Puzenkov N. F. Universal'ny'j metod izucheniya motivacii sportsmenov [Universal method of studying the motivation of athletes] // Sportivny'j psixolog [Sports Psychologist]. 2008. № 2. P. 54-59.

6. Psixologicheskie testy' dlya professionalov [Psychological tests for professionals] / avt.-sost. N. F. Greben'. Minsk: Sovremennaya shkola, 2007. 496 p.

7. Rodionov V. А. Sportivnaya psixologiya v Rossii: nachalo puti [Sports psychology in Russia: the beginning of the path] // Sportivny'j psixolog [Sports Psychologist]. 2010. № 2 (20). P. 5-9.

8. Rudik P. А. Aktual'ny'e problemy' psixologicheskoj podgotovki sportsmenov [Actual problems of psychological training of athletes] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury' [Theory and Practice of Physical Culture]. 1970. № 5. P. 61-64.

9. Svilina O. A., Elshin L. A. Dinamicheski-processny'j podxod k issledovaniyu psixologii motivacii sportsmena [Dynamic-process approach to the study of the psychology of motivation of an athlete] // Psixolog [Psychologist]. 2020. № 5. P. 12-20. DOI: 10.25136/2409-8701.2020.5.34044

10. Sportivnaya psixologiya: ucheb. dlya vuzov [Sports psychology: textbook for universities] / pod red. V. A. Rodionova. M.: Yurajt, 2020. 367 p.

11. Gillet N., Berjot S., Ciobance L. A motivational model of performance in the sport domain // European Journal of Sport Science. 2009. Vol. 9. Iss. 3. P. 151-158. DOI: 10.1080/17461390902736793

12. Hodge K., Petlichkoff L. Goal profiles in sport motivation: A cluster analysis // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2000. Vol. 22. Iss. 3. P. 256-272. DOI: 10.1123/jsep.22.3.256

13. LaForge-MacKenzie K., Sullivan P. J. A comparison of the self-efficacy-performance relationship between continuous and noncontinuous sport conditions // Journal of Applied Sport Psychology. 2014. Vol. 26 (3). P. 363-376. DOI: 10.1080/10413200.2014.894154

14. Sari I. An investigation of imagery, intrinsic motivation, self-efficacy and performance in athletes // The Anthropologist. 2015. Vol. 20 (3). P. 675-688. DOI: 10.1080/09720073.2015.11891773

15. Schunk D. H. Self-efficacy, motivation, and performance // Journal of Applied Sport Psychology. 1995. Vol. 7. Iss. 2. P. 112-137. DOI: 10.1080/10413209508406961

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.