Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ НА ПСИХОЛОГИЮ МОТИВАЦИОННЫХ НАСТРОЕК СПОРТСМЕНА'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ НА ПСИХОЛОГИЮ МОТИВАЦИОННЫХ НАСТРОЕК СПОРТСМЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / СПОРТСМЕНЫ / ПРОЦЕССНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И НАСТРОЙКА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свилина О.А.

Сфера спорта является уникальной по своей природе с точки зрения инструментов и методов мотивирования спортсменов. В этой связи крайне важно понимать, опираясь на известные в теории спортивной психологии подходы, какие побудительные факторы в наибольшей степени оказывают влияние на мотивацию спортсмена, определяющую эффективность его развития через призму организационных процедур и методов. Понимание и проведение глубокого анализа психологических особенностей настройки мотивации спортсмена и действенных механизмов воздействия на психику, исследование его ценностных ориентаций, творческое взаимодействие участников подготовки - все это является залогом успеха не только раскрытия потенциал спортсмена, но и его реализации в максимально возможной степени. Решению поставленного вопроса посвящено настоящее исследование. В нем предпринимается попытка обосновать необходимость исследования мотивации спортсмена через призму процессно-динамического подхода, предполагающего трансформацию мотивационных факторов во времени. Опираясь на методы сплошного опроса и анкетирования, получены результаты, оценивающие «мотивационный каркас» современных спортсменов. Это позволило не только выявить текущие среднестатистические характеристики мотивационных настроек, но и соотнести их с прошлыми данными, полученными в предыдущие эпохи общественного строя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE INFLUENCE OF THE SOCIAL SYSTEM ON THE PSYCHOLOGY OF THE ATHLETE’S MOTIVATIONAL SETTINGS

The field of sports is unique in its nature in terms of tools and methods of motivating athletes. In this respect, it is extremely important to understand, based on the approaches known in the theory of sports psychology, which motivating factors most influence the motivation of an athlete, which determines the effectiveness of his development through the prism of organizational procedures and methods. Understanding and conducting a deep analysis of the psychological characteristics of the athlete's motivation setting and effective mechanisms on influence on the psyche, studying his value orientations, creative interaction of training participants - all this is the key to success not only to reveal the potential of the athlete, but also to realize it to the maximum extent possible. The present study is devoted to the solution of this problem. It attempts to justify the need to study the motivation of an athlete through the prism of a process-dynamic approach, which involves the transformation of motivational factors over time. Based on the methods of a continuous survey and questionnaire, the results were obtained that assess the "motivational framework" of modern athletes. This allowed us not only to identify the current average characteristics of motivational settings, but also to correlate them with past data obtained in previous epochs of the social system.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ НА ПСИХОЛОГИЮ МОТИВАЦИОННЫХ НАСТРОЕК СПОРТСМЕНА»

УДК 159.9.072

Оценка влияния общественного строя на психологию мотивационных настроек спортсмена

Assessment of the influence of the social system on the psychology of the athlete's motivational settings

Свилина О.А., ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», leon316@yandex. ru

Svilina O., Kazan (Volga Region) Federal University», leon316@yandex.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.038

Ключевые слова: мотивация, психодиагностика, спортсмены, процессно-динамический подход, сравнительный анализ, психологическое воздействие и настройка, общественный строй.

Keywords: motivation, psychodiagnostics, athletes, process-dynamic approach, comparative analysis, psychological impact and adjustment, social system.

Аннотация. Сфера спорта является уникальной по своей природе с точки зрения инструментов и методов мотивирования спортсменов. В этой связи крайне важно понимать, опираясь на известные в теории спортивной психологии подходы, какие побудительные факторы в наибольшей степени оказывают влияние на мотивацию спортсмена, определяющую эффективность его развития через призму организационных процедур и методов. Понимание и проведение глубокого анализа психологических особенностей настройки мотивации спортсмена и действенных механизмов воздействия на психику, исследование его ценностных ориентаций, творческое взаимодействие участников подготовки - все это является залогом успеха не только раскрытия потенциал спортсмена, но и его реализации в максимально возможной степени.

Решению поставленного вопроса посвящено настоящее исследование. В нем предпринимается попытка обосновать необходимость исследования мотивации спортсмена через призму процессно-динамического подхода, предполагающего трансформацию мотивационных факторов во времени.

Опираясь на методы сплошного опроса и анкетирования, получены результаты, оценивающие «мотивационный каркас» современных спортсменов. Это позволило не только выявить текущие среднестатистические характеристики мотивационных настроек, но и соотнести их с прошлыми данными, полученными в предыдущие эпохи общественного строя.

Abstract. The field of sports is unique in its nature in terms of tools and methods of motivating athletes. In this respect, it is extremely important to understand, based on the approaches known in the theory of sports psychology, which motivating factors most influence the motivation of an athlete, which determines the effectiveness of his development through the prism of organizational procedures and methods. Understanding and conducting a deep analysis of the psychological characteristics of the athlete's motivation setting and effective mechanisms on influence on the psyche, studying his value orientations, creative interaction of training participants - all this is the key to success not only to reveal the potential of the athlete, but also to realize it to the maximum extent possible.

The present study is devoted to the solution of this problem. It attempts to justify the need to study the motivation of an athlete through the prism of a process-dynamic approach, which involves the transformation of motivational factors over time.

Based on the methods of a continuous survey and questionnaire, the results were obtained that assess the "motivational framework" of modern athletes. This allowed us not only to identify the current average characteristics of motivational settings, but also to correlate them with past data obtained in previous epochs of the social system.

Введение. Понимание и проведение глубокого анализа психологических особенностей настройки мотивации спортсмена и действенных механизмов воздействия на его психику, исследование его ценностных ориентаций,

творческое взаимодействие участников подготовки - все это является залогом успеха не только раскрытия потенциала спортсмена, но и реализации его в максимально возможной степени. Это, в свою очередь, согласно

экспертных оценок в области спортивной психологии [1-4], обеспечит достижение высоких результатов в спорте самого индивидуума, спортивной школы, к которой он относится и, как заключительное следствие, будет определять вероятность успеха национального спорта на международной арене.

Психологическое сопровождение и обеспечение в нашей стране соответствующей подготовки спортсменов сформировались в целостном формате в 1970-е годы [5]. Они включают в себя комплекс специальных мероприятий, направленных на подготовку спортсмена с использованием методов «психофизиологического, психологического, психолого-педагогического и социально-психологического порядка, воздействующих на формирование мотивационных настроек» [5-8].

Отечественная школа спортивной психологии в области изучения мотивации спортсменов во многом коррелирует с подходами зарубежных работ и исследований. При этом стоит отметить, что зарубежные теоретические подходы в этой области чуть более систематизированы с точки зрения группировки мотивационных факторов по отдельным теоретическим направлениям, что позволило зарубежным исследователям выделить четыре основных теоретических школы:

- теория достижения цели [9, 10];

- теория атрибуции [11];

- теория самоэффективности [12];

- теория самоопределения [13].

Материалы и методы исследования.

Учитывая, что мотивация занимает важнейшее место в обеспечении психологической подготовки спортсмена к достижению целей, ее значение трудно переоценить, о чем свидетельствуют, в частности, вышеупомянутые теории. Систематизируя существующие подходы к определению категории «мотивация» можно предложить, что она есть производная от потребностей, которые, в свою очередь, формируются в результате дисбаланса внутреннего текущего ощущения человека с представлениями о его желаемом состоянии и существовании в внутреннем и внешнем мире. Любая потребность генерирует побудительные мотивы к деятельности человека, направленные на ее удовлетворение. Мотивы удерживают человека в направлении достижения цели, направленной на удовлетворение потребностей. Иными словами, мы солидаризируемся с позицией Т.В. Огородовой «Мотив — побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом» [14].

При этом важно отметить, что мотивация -это важнейший фактор успеха спортсмена на любом этапе его карьерного роста. При этом необходимо отметить, что она не является статичной. Мотивация является динамической субстанцией, корректирующейся во времени под воздействием множества факторов.

Важно при этом отметить, что согласно мнению многих ведущих российских ученых в области спортивной психологии [2;15;16 и др.], роль конкретных факторов в процессе формирования мотивации спортсмена меняется по мере развития спортивной карьеры. В соответствии с позицией Е.П. Ильина [2] каждый этап развития спортсмена сопровождается своим набором доминирующих мотивационных факторов. При этом вид спортивной деятельности не оказывает влияние на эволюционирование данных доминирующих компонент в системе мотивационных настроек. Другими словами, профиль спортсмена (род профессиональных занятий) не накладывает «отпечаток» на формирование уникальных доминант в системе мотивации спортсмена в рамках его профессионального развития. «Фарватер (каркас) мотивационных факторов» является единым для спортсменов разных направлений в рамках прохождения им последовательных этапов своего профессионального развития. Между тем, ключевым словом в выдвинутой аксиоме является «фарватер». То есть, несомненно, необходимо осознавать, учитывая уникальность каждого индивидуума с точки зрения психологии, что каждый спортсмен стимулируется различными побудительными мотивами, однако общий тренд побудительных мотивов к определенной активности строится на основе единого психологического лекала,

формирующегося в процессе его профессионального поэтапного развития.

Важно при этом отметить, что «мотивационный каркас» все же обладает свойством коррекции в рамках трансформации окружающей действительности. К примеру, учитывая набирающий обороты ориентир современного общества на потребительскую модель поведения, осознание ценностей трансформируется. В этой связи весьма актуальным вопросом, в контексте поставленной задачи настоящей работы, является сопоставление ценностных установок спортсменов 21 века и спортсменов предыдущих поколений. Учитывая, что работы отмеченных выше ученых в области психологии датируются 1960-1980 гг., возможно их выводы требуют пересмотра и переосмысления в современных

условиях. К сожалению, в последние годы подобного рода вопросы и методы постановки задач не так уж и часто можно встретить в пространстве научных исследований. В этой связи представляется целесообразным и актуальным их решение.

Проверку выдвигаемой гипотезы относительно трансформации во времени системы мотивационных факторов спортсмена, в рамках процессно-динамического подхода к исследованию мотивации (учитывая и его карьерный рост во времени, и смену парадигмы ценностных ориентиров индивидуумов в результате эволюции системы государственного регулирования общественных процессов) целесообразно проводить, опираясь на оценки за несколько временных периодов (лет). Это позволит выявить закономерности в динамике побудительных факторов спортсмена, что

обеспечит наиболее оптимальную базу для эмпирических выводов и оценок, а также сформирует направление развития

адаптированных инструментов психологической подготовки спортсмена на современном этапе развития общества.

Методически эту задачу можно решить на основе проведения сопоставительного анализа оцениваемых параметров мотивации

современного спортсмена с аналогичными данными за прошлые периоды. В качестве базы для проведения подобного анализа можно взять данные, представленные в исследовании Р.А. Пилояна [17]. На рисунке 1 представлены основные параметры формирования

мотивационных факторов спортсмена в процессе его продвижения по карьерной лестнице периода социалистического развития экономики (70-80-е гг.).

] Мз -<*ри-алы1ыв ют мбнос ГМ

Рисунок 1. -Материальные и духовные мотивы спортсменов в системе их карьерного роста [2;17]

Обладая аналогичными данными для современного периода развития экономических отношений, можно оценить сопоставимость рассматриваемых мотивационных факторов, а также выявить их динамику и трансформацию. Это, в свою очередь, будет способствовать решению целого ряда задач, имеющих как теоретическую, так и практическую значимость. Это и определение оптимальных (эталонных) настроек мотивационного каркаса спортсмена исходя из соотношения достигаемых результатов и ценностных убеждений. Это и выработка практио-ориентированных механизмов работы спортивных психологов, и теоретическое

обоснование направлений развития теории спортивной психологии и т.п.

В нашем исследовании решение поставленной задачи о выявлении процессов корректировки мотивационных настроек спортсменов во времени, целесообразно провести на основе проведения опроса спортсменов на предмет выявления их ключевых мотивационных факторов. В качестве базового предлагается использовать алгоритм сплошного опроса Р.А. Пилояна [17], доработанный Г.Д. Бабушкиным [18]. Анкета состоит из 26 вопросов, ответы на которые оцениваются по пятибалльной оценке. В соответствии с методикой, значение коэффициента К1, характеризующего степень

ориентации мотивации спортсмена на духовные ценности, определяется как среднее значение суммы баллов на ответы вопросов с 1 по 15. В свою очередь, степень ориентации мотивации спортсмена на материальные ценности (К2) рассчитывается как среднее значение суммы баллов на ответы вопросов с 19 по 26.

Решение задачи сравнительного анализа системы мотивационных факторов спортсменов при различных общественных укладах предлагается на основе полученных шкал, раскрывающих особенности ориентации спортсменов на духовные и материальные ценности в процессе формирования своего мотивационного каркаса. Учитывая, что данные значения будут получены на основе опроса спортсменов, функционирующих и

развивающихся в условиях экономики потребления, сопоставление полученных результатов с аналогичными, характеризующими аналогичные параметры для социалистической экономики, позволит провести сравнительный анализ.

Результаты исследования. Социологический опрос реализован в форме массового стандартизированного анкетирования

спортсменов Республики Татарстан, постоянно проживающих на ее территории. Объем выборочной совокупности опроса - 500 единиц, что обеспечивает высокую точность полученных результатов о закономерностях распределения признаков в генеральной совокупности и допускает их экстраполяцию на всех спортсменов региона с 4,4% - ошибкой репрезентативности. Расчет ошибки выборки выполняется с использованием традиционных методов ее определения [19]. Тип отбора единиц наблюдения

в выборочную совокупность - целевой (условие отбора - респондент занимается спортом).

В выборку опрашиваемых спортсменов вошли разные возрастные и профессиональные категории, начиная от любителей и заканчивая профессионалами.

Основные результаты проведенного исследования демонстрируют явный диссонанс в мотивационных настройках спортсменов двух исторических эпох.

Если, к примеру, проводить анализ распределения рассматриваемых в работе Р.А. Пилояна мотивационных факторов спортсменов в процентном соотношении, то в среднем, ориентация на духовные ценности являлась превалирующей в исторический период развития. Так, согласно данным, см. рисунок 2(а), в среднем доля мотивационного фактора «ориентация на духовные ценности» составляла порядка 70% из общей суммы баллов, полученных в рамках ответов спортсменов по разработанной анкете, см. рисунок 2. Соответственно, на долю «ориентация спортсмена на удовлетворение материальных ценностей» приходилось лишь 30%. При этом еще раз хочется подчеркнуть, что данное соотношение носит усредненный характер (рассчитано без учета возрастных и профессиональных характеристик спортсмена).

Представленное распределение и конфигурирование «мотивационного каркаса» спортсмена социалистической экономики не соответствует текущему распределению мотивационных ориентиров представителей спорта, развивающихся и демонстрирующих успехи в эпоху экономики потребления, см. таблицу 1, рисунок 2.

Индикатор Значение индикатора

Социалистическая экономика Экономика потребления

Среднее значение балла (по пятибалльной системе) на ответы, характеризующие спортсмена, как ориентированного на духовные ценности 4,7 4,1

Среднее значение балла (по пятибалльной системе) на ответы, характеризующие спортсмена, как ориентированного на материальные ценности 3,5 4,3

Процентное соотношение мотивационного фактора «Ориентация на духовные ценности» в общей сумме мотивационной шкалы, в % 57,3 48,6

Процентное соотношение мотивационного фактора «Ориентация на материальные ценности» в общей сумме мотивационной шкалы, в % 42,7 51,4

Таблица 1. - Сравнительный анализ мотивационного каркаса спортсмена социалистической и потребительской экономики (разработано и систематизировано автором)

а) Материальные и духовные мотивы спортсменов б) Материальные и духовные мотивы спортсменов в в эпоху социалистической экономики эпоху экономики потребления

Рисунок 2. - Сравнительный анализ мотивационного каркаса спортсмена социалистической

и потребительской экономики

и т с о н ю е

о

С

11-18 лет 19-26 лет 27 лет и старше

(Любитель) (Мастер) (Профессионал)

□ Выраженность духовных потребностей

□ Материальные потребности

Представленные результаты демонстрируют смену «фарватера» в системе настройки мотивационного каркаса современного спортсмена. Если раньше, в качестве приоритетного мотивационного фактора выступала ориентация на духовные ценности, то в настоящий период времени ориентиры сместились в сторону материальных. Несомненно, данные «настройки» являются весьма усредненными с точки зрения возрастных и профессиональных критериев. Однако они, тем не менее, все же могут существенным образом отражать сущность и структуру «мотивационных каркасов» спортсменов различных исторических эпох.

Важно отметить, что выявленный факт формирует возможность идентификации и обоснования наиболее эффективной модели психологической настройки представителей спорта [20]. В данной работе мы не беремся утверждать, какая из них предопределяет наличие более высокой вероятности достижения результатов в спорте. Этот вопрос явно нуждается в дополнительных исследованиях. Однако выявленные «перекосы» мотивационного каркаса спортсменов различных исторических эпох вкупе с реализованным комплексным анализом спортивных достижений на уровне государства открывают новые возможности для обоснования наиболее предпочтительного из них.

Заключение. В целом же, опираясь на работы российских и зарубежных ученых в области спортивной психологии, необходимо отметить единый исследовательский тренд, выраженный в том, что мотивация спортсмена не является статичной. Реализованный эмпирический анализ, раскрывающий особенности формирования мотивационного каркаса спортсменов, развивающихся при различных общественных укладах, наглядно подтверждают данный постулат. Данное обстоятельство

соответствующим образом должно учитываться в процессе формирования процедур по психопрогностике и психологическому воздействию на спортсменов.

В заключение необходимо отметить, что реализованный алгоритм, представленный в настоящей работе, и получаемые на его основе результаты, формируют основу для выявления и обоснования перспективных направлений психологической настройки спортсмена в соответствии с диагностируемыми отклонениями от возможных эталонных значений. При этом последние могут быть определены через призму соотношения достигаемых результатов и структуры мотивационного каркаса спортсменов применительно к различным историческим вехам.

Литература:

1. Романова Е.С. Психодиагностика / Е.С. Романова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 701 с.

3. Herzberg F. One more time: how do you motivate employees? Harvard Business Review, 2003, no. 81, pp. 87-96.

4. Williams J.M., & Straub W.F. (2006). Sport psychology: Past, present, future. In J.M. Williams (Ed.), Applied sport psychology: Personal growth to peak performance (5th ed., pp. 1-14). New York: McGraw-Hill.

5. Спортивная психология: учебник для вузов [Электронный ресурс] / В.А. Родионов [и др.]; под общей редакцией В.А. Родионова, А.В. Родионова, В.Г. Сивицкого. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 367 с. - (Высшее образование) // ЭБС Юрайт [сайт]. -Режим доступа: https://urait.ru/bcode/450185

6. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой работы / И.В. Вачков. -М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

7. Романова Е.С. Психодиагностика / Е.С. Романова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

8. Психологические тесты для профессионалов; авт. сост. Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007. -496 с.

9. Ames C. (1984). Achievement attributions and self-instructions under competitive arid individualistic goal structures. Journal of Educational Psychology, 76, 478-487.

10. Dweck C.S. (1986). Motivational processes affecting learning. American Psychologist, 41, 1040-1048.

11. Weiner B. (1985). An attributional theory of achievement motivation and emotion. Psvcholog ical Review, 92, 548-573.

12. Feltz D.L, Short S.E., & Sullivan P.J. (2008). Self-efficacy in sport: Research and strategies for working with athletes, teams, and coaches. Champaign, IL: Human Kinetics.

13. Deci E.L., & Ryan R.M. (1991). A motivational approach to the self: Integration in personality. In R. Dientsbier (Ed.), Nebrasiw symposium on motivation: Vol. 38. Perspectives on motivation (pp. 237-288). Lincoln: University of Nebraska Press.

14. Психология спорта: учеб. пособие / Т.В. Огородова; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. -Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 120 с.

15. Китаева М.В. Психология победы в спорте: учеб. пособие / М.В. Китаева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 208 с.

16. Сибирев В.В. Роль ценностных ориентаций в спортивной карьере: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.В. Сибирев. - СПб., 2004.

17. Пилоян Р.А. Универсальный метод изучения мотивации спортсменов / Р.А. Пилоян, Н.Ф. Пузенков // Спортивный психолог. - 2008. - № 2. - С. 54-59.

18. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации у занимающихся спортом: учебное пособие для вузов физической культуры // Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. - 151 с.

19. Расчет ошибки выборки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://radar-research.ru/software/sample_error_calculator/

20. Свилина О.А., Ельшин Л.А. Динамически-процессный подход к исследованию психологии мотивации спортсмена [Электронный ресурс] / О.А. Свилина, Л.А. Ельшин // Психолог. - 2020. - № 5. - С. 12-20. doi: 10.25136/2409-8701.2020.5.34044. - Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=34044

References:

1. Romanova E.S. Psychodiagnostics / E.S. Romanov.

- 2nd ed. - St.-Pb.: Peter, 2009. - 400 p.

2. Ilyin E.P. Psychology of individual differences / E.P. Ilyin - St.-Pb.: Peter, 2011. - 701 p.

3. Herzberg F. One more time: how do you motivate employees? Harvard Business Review, 2003, no. 81, pp. 87-96.

4. Williams J.M., & Straub W.F. (2006). Sport psychology: Past, present, future. In J.M. Williams (Ed.), Applied sport psychology: Personal growth to peak performance (5th ed., Pp. 1-14). New York: McGraw-Hill.

5. Sports psychology: textbook for universities [Electronic resource] / V.A. Rodionov [and others]; edited by V.A. Rodionova, A.V. Rodionova, V.G. Sivitsky. -Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 367 p. -(Higher education) // EBS Yurayt [site]. - Access mode: https://urait.ru/bcode/450185

6. Vachkov I.V. Psychology of training work: substantive, organizational and methodical aspects of conducting training work / I.V. Vachkov. - M.: Eksmo, 2008. - 416 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Romanova E.S. Psychodiagnostics / E.S. Romanov.

- 2nd ed. - SPb.: Peter, 2009. - 400 p.

8. Psychological tests for professionals; ed. compiled by N.F. Crest. - Minsk: Let's lie. Shk., 2007. - 496 p.

9. Ames C. (1984). Achievement attributions and self-instructions under competitive arid individualistic goal structures. Journal of Educational Psychology, 76, 478-487.

10. Dweck C.S. (1986). Motivational processes affecting learning. American Psychologist, 41, 1040-1048.

11. Weiner B. (1985). An attributional theory of achievement motivation and emotion. Psvcholog ical Review, 92, 548-573.

12. Feltz D.L, Short S.E., & Sullivan P.J. (2008). Self-efficacy in sport: Research and strategies for working with athletes, teams, and coaches. Champaign, IL: Human Kinetics.

13. Deci E.L., & Ryan R.M. (1991). A motivational approach to the self: Integration in personality. In R. Dientsbier (Ed.), Nebrasiw symposium on motivation: Vol. 38. Perspectives on motivation (pp. 237-288). Lincoln: University of Nebraska Press.

14. Psychology of sport: manual / T.V. Ogorodova; Yarros. state un-ty named after P.G. Demidov. - Yaroslavl: YarSU, 2013. - 120 p.

15. Kitaeva M.V. Psychology of victory in sport: manual/ M.V. Kitaeva. - Rostov n / a.: Phoenix, 2006. - 208 p.

16. Sibirev V.V. The role of value orientations in a sports career: authoref. dis. ... cand. psychol. sciences / V.V. Sibirev. - St.-Pb., 2004.

17. Piloyan R.A. A universal method for studying the motivation of athletes / R.A. Piloyan, N.F. Pusenkov // Sports psychologist. - 2008. - № 2. - S. 54-59.

18. Babushkin G.D. Formation of sport motivation among those who go in for sports: a textbook for universities of physical culture // G.D. Babushkin, E.G.

Babushkin. - Omsk: Publishing house of SibGUPK, 2015. -151 p.

19. Calculation of the sampling error [Electronic resource]. - Access mode: https://radar-research.ru/software/sample_error_calculator/

20. Svilina O.A., Elshin L.A. Dynamical-process approach to the study of the psychology of motivation of an athlete [Electronic resource] / O.A. Svilina, L.A. Elshin // Psychologist. - 2020. - № 5. - P. 12-20. DOI: 10.25136 / 2409-8701.2020.5.34044. - Access mode: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34044

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии

Сведения об авторе:

Свилина Ольга Алексеевна (г. Казань, Россия), аспирант кафедры общей психологии ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», e-mail: leon316@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.