Научная статья на тему 'Психология лекции. Статья пятая. Организация восприятия и понимания'

Психология лекции. Статья пятая. Организация восприятия и понимания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
117
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ / ПОНИМАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОНИМАНИЯ / PERCEPTION / LAWS OF PERCEPTION / COMPREHENSION / ORGANIZING OF COMPREHENSION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Спеваков Виталий Николаевич

Продолжение серии статей автора из цикла о психологии лекции. На основе психологических фактов описываются и классифицируются приемы организации восприятия и понимания слушателями материала лекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing a series of articles of the author from the cycle of psychology lectures. On the basis of psychological facts described and classified the methods of the organization of perception and understanding of the listeners of the material of the lecture.

Текст научной работы на тему «Психология лекции. Статья пятая. Организация восприятия и понимания»

УДК 37: 378

В.Н. Спеваков,

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

Психология лекции

Статья пятая

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ

Н.П. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ

В этой статье описываются и классифицируются приемы организации восприятия и понимания слушателями материала лекции, которые должен учитывать каждый лектор при исполнении лекции на любую тему.

В психологии восприятие определяют так: «Восприятие - процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представление в сознании человека в виде образов. Образ восприятия представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного целостного предмета или явления» [4, с. 136].

ЗАКОН КОНТРАСТА ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ

Закон контраста ощущений и восприятий гласит, что одновременное или последовательное восприятие противоположных по содержанию объектов приводит к значительному усилению восприятия их [1, с. 27].

Следовательно, восприятие утверждения лектора значитель-

но усилится, если сравнить это утверждение с противоположным.

Этот прием хорошо работает в первую очередь на лекциях по гуманитарным наукам. Однако и математикам, и физикам, и химикам не помешает знать об этом законе. Но не при доказательстве каких-то утверждений, а при разъяснении доказанных положений.

© Спеваков В.Н., 2013

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики ее преподавания Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов. Сфера научных интересов: математические методы в психологии, экономике и менеджменте. Автор более 40 публикаций

Продолжение серии статей автора из цикла о психологии лекции. На основе психологических фактов описываются и классифицируются приемы организации восприятия и понимания слушателями материала лекции.

Ключевые слова: восприятие, законы восприятия, понимание, организация понимания.

Continuing a series of articles of the author from the cycle of psychology lectures. On the basis of psychological facts described and classified the methods of the organization of perception and understanding of the listeners of the material of the lecture.

Key words: perception, laws of perception, comprehension, organizing of comprehension.

Этот прием одновременно организует непроизвольное внимание студентов.

ЗАКОН ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Закон избирательности восприятия проявляется в том, что изо всех объектов, действующих на органы чувств человека в данный момент времени, он может четко воспринимать только один или небольшую группу их. Воспринятые объекты называются фигурой восприятия. Объекты, воспринятые нечетко или вовсе невоспринятые, называются фоном восприятия [1, с. 28].

ЗАКОН ЗАВИСИМОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОГО ОТ ХАРАКТЕРА ЧАСТЕЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В ЦЕЛОМ В КАЧЕСТВЕ ФИГУРЫ ВОСПРИЯТИЯ

По этому закону восприятие объекта зависит от того, что выбрано за фигуру восприятия и что за фон восприятия [4, с. 30].

От того, что выбрано за фигуру, а что за фон восприятия, смысл в русском предложении иногда меняется на противоположный. Приведем пример. В юности автор библейское «Блаженны нищие духом» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 3) понимал в смысле «Блаженны НИЩИЕ ДУХОМ», т.е. кто нищ духом, тот и блаженен. Потом узнал, что надо понимать в смысле «Блаженны нищие ДУХОМ», т.е. духом нищие блаженны. В первом случае за фигуру восприятия автор выбрал «нищие духом», а за фон восприятия - «блаженны», во втором случае фигура восприятия - «духом», фон - «блаженны нищие».

Лектор должен помочь студентам в качестве фигуры восприятия выделить главное в лекционном материале, а второстепенное сделать фоном восприятия.

ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ СПЕВАКОВ

Если в качестве фигуры восприятия студенты выберут не то, на что рассчитывал лектор, то материал лекции воспримется студентами не так, как он планировал.

Как помочь слушателям выделить в лекции фигуру восприятия?

1. Фигуру восприятия помогает выделить заранее написанный и озвученный план лекции.

2. Студент в качестве фигуры восприятия в первую очередь выделяет то, что важно лично для него.

Поэтому следует убеждать студентов в нужности и важности материала лекции (лекций) лично для них, делая это каждый раз по-новому и под другим углом зрения.

3. В качестве фигуры восприятия человек легче выделяет те объекты и явления, о которых в его мозг поступает больше информации.

Поэтому рассказывать подробности, применять различные наглядные пособия, слайды, фрагменты кино нужно только при изложении главных, но не второстепенных вопросов. В противном случае студенты неправильно поймут материал лекции. Особенно это относится к гуманитарным дисциплинам.

ЗАКОН АППЕРЦЕПЦИИ

Закон апперцепции проявляется в том, что восприятие новых объектов зависит:

- от имеющихся у человека знаний и прошлого опыта;

- от мировоззрения и содержания духовной жизни человека;

- от психического состояния человека в момент восприятия [1, с. 33].

Люди разного мировоззрения, возраста, образования, социального происхождения, разной национальности, религии, расовой принадлежности воспринимают мир по-разному.

Лектор должен:

- использовать знания студентов как фундамент, к которому он будет крепить новые сведения;

- учитывать национальный состав аудитории, их отношение к религии, расовую принадлежность, социальное положение;

- исполнять лекцию доброжелательно. На резкие вопросы студентов, что свойственно молодым, надо отвечать спокойно, убедительно.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОНИМАНИЯ

Понимание - один из процессов мышления. В логике понимание определяется так: «Понимание - процесс нахождения существенных признаков и связей ис-

следуемых объектов и явлений, вычленение их из массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения, установления сходства и различия, причин, вызвавших появление данных объектов и их развитие, сопоставления полученной информации с имеющимися знаниями» [2, с. 456].

Следовательно, понять какой-то объект или явление - значит выделить их существенные признаки. Существенными являются те признаки, которые характеризуют содержание объекта или явления. Акцентирование на них внимания способствует лучшему пониманию и усвоению лекции.

1. Существенное в лекции помогает выделить ее план, поэтому его нужно заранее сообщать студентам, лучше всего до лекции записывать его на доске, а потом озвучивать и излагать материал лекции строго в соответствии с ее планом [5, с. 8-9].

2. Лектор должен особо выделять, подчеркивать, аргументировать существенное в лекции, подробно раскрывать его, отделять существенное от несущественного.

3. Подведение краткого итога каждого изложенного пункта плана улучшает понимание лекции.

4. Выделить существенное, а значит, лучше понять материал лекции помогают краткие обзоры, которые лектор делает в методическом вступлении и в заключение лекции.

5. Для лучшего понимания лекции следует установить связь между существенными элементами ее материала (например, причинно-следственную, связи по сходству и противоположности, подчинения и др.).

Кстати, такие связи одновременно способствуют и запоминанию материала лекции.

6. Материал нужно излагать вместе с элементами истории и

философии науки, что обеспечивает установление причин, вызвавших появление новых научных данных, а также сопоставление новых научных знаний с предыдущими.

Профессор А.П. Минаков, например, писал: «Необходимо ввести в изложение курса элементы философии данной науки, ее истории. История науки раскрывает генезис и эволюцию основных понятий, идей и законов, благодаря чему они могут быть поняты и освоены гораздо естественней и глубже и поэтому прочнее» [3, с. 104-106].

Н.П. Богданов-Бельский. Сочинение

Литература

1. Водейко Р.И. Познавательные процессы и лекционная пропаганда. Минск: Вышэйшая школа, 1976. 47 с.

2. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720 с.

3. Лишевский В.П. Педагогическое мастерство ученого. М.: Наука, 1975. 119 с.

4. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. Ч. 1. М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003. 303 с.

5. Спеваков В.Н. Психология лекции. М.: Вуз и школа, 2004. 90 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.