Научная статья на тему 'Психология лекции'

Психология лекции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
224
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ / INVOLUNTARY ATTENTION / ATTENTION AMOUNT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Спеваков Виталий Николаевич

Продолжение cерии статей автора из цикла о психологии лекции. На основе психологических фактов описываются и классифицируются приемы организации внимания слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The continuation of articles on the subject of lecture psychology. The methods of organizing the attention of listeners are classified and described on the basis of psychological data.

Текст научной работы на тему «Психология лекции»

В.Н. Спеваков,

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

Психология лекции

Статья четвертая ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Не лишне будет напомнить нашим читателям, что с № 6 мы возобновляем цикл статей по психологии лекции. В этой статье рассматриваются приемы организации непроизвольного, произвольного и послепроизвольно-го внимания слушателей, а также свойства внимания (объем, переключаемость, устойчивость), которые должен учитывать каждый лектор при исполнении лекции на любую тему.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Хорошая лекция - это результат прежде всего хорошо организованного и поддерживаемого внимания студентов.

В психологии внимание определяют так: «Внимание - познавательный психологический процесс, обеспечивающий избирательность восприятия, припоминания, переработки и использования человеком разнообразной сенсорной информации, а также организованность и целена-

правленность деятельности человека, его общения с людьми» [4, с. 113].

Кратко напомним [4, с. 113115].

1. Непроизвольное внимание возникает и удерживается без волевого усилия.

2. Произвольное внимание удерживается при помощи волевого усилия.

3. Послепроизвольное внимание - это внимание, которое возникло из внимания произвольно-

го, оно, как и непроизвольное, удерживается без волевого усилия.

ОРГАНИЗАЦИЯ

НЕПРОИЗВОЛЬНОГО,

ПРОИЗВОЛЬНОГО

И ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Непроизвольное внимание

Начало лекции существенно зависит от того, впервые лектор выступает перед аудиторией или нет.

НАШ ПРАКТИКУМ

Если лектор перед аудиторией появился впервые, то в течение примерно трех минут непроизвольное внимание студентов будет устойчивым. Они в эти минуты разглядывают лектора, решают, сами того не сознавая, стоит ли его внимательно слушать, нужен ли им лично для себя этот лекционный материал и насколько, а также думают что за человек лектор и чего от него можно ожидать [2, с. 13].

В этом случае очень важно убедить студентов в нужности материала курса лекций лично для каждого студента. Вся информация, которая поступает в мозг студента, сортируется его нервным аппаратом в кратковременной памяти по степени нужности лично для него самого. Эта сортировка материала происходит подсознательно и в полной мере не осмысливается студентом [2, с. 7].

Если нервный аппарат студента выяснит, что информация, которая поступает от лектора, лично для него несущественна, то ее усвоение тормозится его нервным аппаратом и такая информация быстро им забывается [2, с. 7].

Если лектор появился перед аудиторией не впервые, то непроизвольного внимания студентов может не быть.

Рассмотрим сначала лучшую ситуацию: студентам интересна тема лекции, они готовы внимательно ее слушать. В этом случае нельзя надолго растягивать вводную часть, а следует быстрее приступать к изложению основного материала. Если логика изложения от этого не страдает, то сначала нужно изложить самый неинтересный материал, потом -самый интересный, а завершить изложение можно не самым интересным материалом. Все это делается, чтобы уравновесить действие известного в психологии закона (или эффекта) края (или закона первого и последнего места, или правила начала и конца), который гласит, что при прочих рав-

ных условиях лучше усваивается та информация, которая получена в начале и конце предъявления.

Надо сказать, что при преподавании многих естественных, технических и смежных дисциплин (например, математики, теоретической механики) такая быстрая перестановка материала возможной бывает очень редко. Но для таких дисциплин существуют другие приемы организации внимания.

Теперь представим обычный случай, к которому всегда нужно быть готовым: тема выступления не интересна большинству или всем студентам - это обычное явление в преподавании естественных и технических наук.

Для того чтобы в начале лекции вызвать непроизвольное внимание студентов, лучше всего начать речь с психологического вступления, например с изложения яркого, интересного, захватывающего, малоизвестного случая, примера, факта, который связан с темой выступления.

Например, как пишет А.Ф. Кони в работе «Советы лекторам», вот так можно было бы начать лекцию о законе всемирного тяготения [3, с. 121]: «В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке».

Такое вступление вызывает у слушателей непроизвольное внимание, которое затем усиливается, когда слушатели узнают, что этот крохотный мальчик стал великим Ньютоном, который и открыл закон всемирного тяготения.

Еще один, очень интересный, как нам кажется, пример психологического вступления лектора, который исполнял лекцию о законах логического мышления [1, с. 11]: «Давным-давно, в одной из восточных стран, утверждает легенда, был знаменитый оракул. Его устами вещало не одно божество, а целых три: бог Правды, Лжи и Дипло-

ВИТАЛИЙ

НИКОЛАЕВИЧ

СПЕВАКОВ

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики ее преподавания Набереж-ночелнинского института социальнопедагогических технологий и ресурсов. Сфера научных интересов: математические методы в психологии, экономике и менеджменте. Автор более 40 публикаций

Продолжение cерии статей автора из цикла о психологии лекции. На основе психологических фактов описываются и классифицируются приемы организации внимания слушателей.

The continuation of articles on the subject of lecture psychology. The methods of organizing the attention of listeners are classified and described on the basis of psychological data.

Ключевые слова: непроизвольное внимание, объем внимания.

Key words: involuntary attention, attention amount.

матии. Они изображались совершенно одинаковыми фигурами, перед которыми люди, ищущие совета, преклоняли колени. Боги всегда охотно отвечали на вопросы. Они были очень похожи друг на друга, поэтому никто не мог определить кто же из них отвечает: то ли бог Правды, которому надо верить, то ли бог Лжи, который говорит всегда неправду, то ли бог Дипломатии, который может либо солгать, либо сказать правду. Это было на руку жрецам и способствовало славе оракула: боги всегда оказывались правыми.

Но однажды нашелся человек, казавшийся простаком, который задумал совершить то, чего не удалось самым большим мудрецам. Он опознал каждого из богов.

Человек вошел в храм и спросил бога, стоявшего слева:

- Кто стоит рядом с тобой?

- Бог Правды, - был ответ.

Тогда он спросил бога, стоявшего в центре: - Кто ты?

- Бог Дипломатии, - был ответ.

Последний вопрос он задал богу, стоявшему справа:

- Кто стоит рядом с тобой?

- Бог Лжи, - был ответ.

- Я знаю теперь, кто из вас бог Правды, Лжи и Дипломатии! - воскликнул человек.

Как он определил каждого из богов?»

Самое простое - это подготовить психологические вступления, аналогичные примеру А.Ф. Кони о Ньютоне: начать лекцию с яркого эпизода из жизни ученого, деятельность которого имеет отношение к теме лекции. Но такие психологические вступления имеют и недостатки:

- они в должной мере не связаны с материалом лекции;

- не всегда легко переключить внимание студентов со вступления на материал лекции;

- они имеют развлекательный, а не познавательный характер.

Значительно сложнее подготовить психологическое вступление, в котором перед студентами сразу же ставилась бы интересная задача, решение которой напрямую зависит от усвоения материала. Такое вступление вызывает непроизвольное внимание студентов, способствует переключению их внимания на материал лекции, а самое главное - значительно активизирует интеллект студентов и убеждает их в нужности материала лекции. Все это помогает и усвоению материала.

Пример о богах Правды, Дипломатии и Лжи - блестящее, на взгляд автора, психологическое вступление. Оно, во-первых, жестко связано с темой выступления, а во-вторых, лектор в нем сразу же ставит логическую задачу перед аудиторией, т.е. использует метод проблемного изложения [6, с. 66-70].

Чем теснее логически связано психологическое вступление с темой лекции, тем оно более оправданно.

Значение психологического вступления не только в том, что оно

организует первоначальное непроизвольное внимание студента, но и в том, что если «у слушателей вызвать очень сильное внимание в начале лекции, т.е. создать в воспринимающих лекцию функциональных структурах мозга слушателей доминантный очаг возбуждения, то в дальнейшем при изложении даже менее интересного материала внимание аудитории будет устойчивым. Данное явление объясняется законом соотношения доминанты и субдоминанты, который был открыт в свое время видным отечественным физиологом А.А. Ухтомским. По этому закону доминантный очаг возбуждения в коре больших полушарий головного мозга поддерживается энергией субдоминирующих (более слабых) очагов возбуждения. Если в начале лекции лектор создал у слушателей рабочую доминанту, то последующий менее интересный материал будет поддерживать рабочую доминанту, а значит, и внимание слушателей [1, с. 10].

Лектор должен иметь в своем лекционном запасе несколько удачных психологических вступлений для каждой лекции.

Во-первых, они нужны для того, что если приготовленное лектором вступление вдруг «не сработает», то он может, если от этого не страдаетлогика изложения,исполнить другое.

Во-вторых, если лектор одну и ту же лекцию исполняет на двухтрех потоках, то не следует применять одно и то же вступление: студенты охотно обмениваются друг с другом сведениями о преподавателе, и такое однообразие вряд ли укрепит авторитет лектора. Если лектор начинает курс лекций с одного и того же вступления, то студентам младших курсов это будет заранее известно.

Для поддержания непроизвольного внимания, зная о колебаниях внимания, во время лекции нужно применять метод совмещений [6, с. 71]. Для этого

иногда полезны заготовки, предназначенные для психологического вступления. Нельзя надеяться, что внимание студентов всю лекцию будет устойчивым. Если тема трудна для понимания, то колебания внимания происходят каждые 15-20 минут [5, с.146]. Вот в это время и требуются психологически и логически обоснованные яркие отступления, необходимые не только для поддержания непроизвольного или произвольного внимания, но и для кратковременного отдыха студентов.

Правильно организованная речь лектора имеет огромное значение для организации и поддержания непроизвольного внимания студентов.

А правильно организованная мимика, в частности выражение глаз и движение губ, жесты и другие телодвижения лектора, вызывает непроизвольное внимание студентов.

Психологам известно, что опосредованный интерес человека (интерес к результатам труда) активизирует и поддерживает его непосредственный интерес (интерес к самому процессу труда), а следовательно, и непроизвольное внимание к процессу труда. Поэтому лектор должен вызвать у студентов опосредованный интерес к лекции (курсу лекций). Например, в начале лекции он может сказать, что по пройденному материалу потом будет проведена контрольная работа(опрос, семинарские занятия, зачет, экзамен), которую слушатели успешно выполнят, если внимательно прослушают лекцию.

Все это помогает организации непроизвольного внимания и подталкивает лектора на применение в своей работе метода проблемного изложения и метода совмещений [6, с. 66-71].

Произвольное внимание

Когда материал труден для понимания, нельзя надеяться, что слушатели смогут удерживать на предмете все свое внимание или

хотя бы большую часть без волевых усилий. Поэтому лектор должен помочь студентам организовать свое произвольное внимание, которое необходимо в любом виде трудовой деятельности.

Для формирования произвольного внимания лектор должен убедить студентов в нужности материала лекции (курса ле кций). Осознание необходимости усвоить материал лекции, важности, нужности и неизбежности выучить этот материал - главное условие для возникновения произвольного внимания.

Лектор должен использовать целевые установки на активизацию произвольного внимания. В трудных для понимания, но в ключевых местах лекции он должен обращаться к студентам, например, таким образом: «Сейчас будьте, пожалуйста, внимательны, потому что эти положения обычно трудно понимаются, но они очень важны для усвоения материала всей лекции. Обратите на них особое внимание!»

Подобные слова лектора вызывают у студентов реакцию мобилизации внимания и помогают произвольно удерживать его на том или ином объекте или явлении.

«Между словами-раздражи-телями,например,типа“обратите на этот объект особое внимание”, которые воспринимаются слушателями, и реакцией сосредоточения внимания на данном объекте, т.е. реакцией концентрации очага оптимального возбуждения в тех функциональных структурах коры больших полушарий головного мозга, где данный объект получает отражение, в течение жизни человека образовалась прочная нервная условная связь. Вотпоче-му подобные слова лектора вызывают у слушателей реакцию мобилизации внимания и помогают произвольно удерживать его на том или ином явлении» (курсив. -Авт.) [5, с. 13].

Произвольное внимание на умственной деятельности легче

удержать, если эта деятельность сочетается с внешним практическим действием и если студент вовлечен в переработку лекционного материала прямо во время лекции. Поэтому здесь нужно применять метод проблемного изложения [6, с. 66-70]. Цель этого метода - вовлечение студентов в переработку лекционного материала прямо на лекции.

Важную роль в поддержании произвольного внимания студентов играет благоприятная рабочая обстановка.

Студент должен иметь удобное рабочее место, аудитория должна быть хорошо освещена, в ней необходимы нужная температура и чистый воздух, недопустимы посторонний шум и любые посторонние звуки.

Из аудитории должны быть удалены все внешние раздражители: лишние предметы, наглядные пособия, которые не используются на данной лекции.

В связи с этим стены аудитории нежелательно занавешивать различными схемами, таблицами, диаграммами, графиками, изречениями великих ученых и их портретами. Наглядные пособия, которые используются на лекции, нельзя устанавливать или вывешивать заранее, а после исполь-

зования надо их сразу же убирать или закрывать.

Послепроизвольное внимание

Произвольное внимание требует значительного расхода нервной энергии и утомительно для слушателя. Поэтому нужно стремиться произвольное внимание перевести в послепроизвольное, которое не требует такого напряжения сил.

Как видно из названия, после-произвольное внимание возникает на основе уже сформированного произвольного внимания студента.

Послепроизвольное внимание - это результат возникшего у студента интереса к лекционному материалу и увлеченности им.

Значит, для того чтобы сформировать послепроизвольное внимание нужно добиться, чтобы студент увлекся лекционным материалом.

Как это сделать? Если в процессе решения какой-либо задачи (в нашем случае в процессе усвоения лекционного материала) студент наталкивается на какое-то интеллектуальное препятствие, то деятельность его мозга резко активизируется. Разумеется, это происходит в том случае, если произвольное внимание студента уже органи-

зовано. Интерес и увлеченность можно вызвать применением метода проблемного изложения [6, с. 66-70].

Опыт показывает, что если студенты находят правильные ответы на вопросы лектора или успешно решают учебную задачу, то это резко активизирует их интерес к материалу лекции. А отсюда, можно сказать, один шаг до послепроизвольного внимания.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Сейчас рассмотрим свойства внимания.

Объем внимания

Объем внимания - это максимальное количество объектов, которые человек может воспринять и осознать в единицу времени при их одновременном или последовательном предъявлении [4, с.115].

Ясно, что чем больше объем внимания, тем лучше усвоение материала.

Психологам известно, что объем внимания резко увеличивается, если объекты приведены в какую-то систему - пространственную, временную, логическую. Поэтому необходимо излагать материал в строгой логической последовательности в соответствии с заранее объявленным планом, что обеспечивает не только увеличение объема внимания, но и хорошее понимание материала.

Переключение внимания

Переключение внимания - это сознательное перенесение внимания с одного объекта на другой [4, с.115].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Плохо налаженное переключение внимания может привести к его разрушению.

Переключение внимания студентов происходит легче, если:

- лектор излагает материал согласно заранее объявленному плану лекции;

- лектор переходит к изложению нового пункта плана лекции

только тогда, когда окончательно раскрыл предыдущий вопрос (иначе студенты будут обдумывать его и не смогут переключить свое внимание на новый материал);

- лектор подводит краткий итог каждому изложенному пункту плана лекции и предлагает студентам задавать вопросы по изложенному материалу. Если студент поймет, что пункт плана лекции завершен, то он легче переключит свое внимание на следующий вопрос.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания - это время, в течение которого человек способен удерживать свое внимание на объекте или на каком-то действии [4, с.115].

Все приемы, при помощи которых формируется непроизвольное, произвольное ипослепроиз-вольное внимание студентов, содействуют и укреплению устойчивости внимания.

Если в начале лекции удалось вызвать сильное непроизвольное внимание, то потом внимание аудитории будет устойчивым, даже если излагается менее интересный материал.

Устойчивость внимания зависит от содержательности объекта: чем богаче по содержанию объект, тем устойчивее бывает внимание на нем. Значит, лекция должна быть насыщенной полезной информацией.

Устойчивость внимания резко возрастает, если человек выполняет с объектом внимания физическую или интеллектуальную деятельность .

Для укрепления устойчивости внимания студента нужно, чтобы лектор на лекции применял метод проблемного изложения.

Устойчивость внимания разрушается, если лекцию сопровождают посторонние раздражители: слова-паразиты в речи лектора, посторонний шум, звуки, вывешенные заранее наглядные пособия, неблагоприятная рабочая

обстановка (неудобное рабочее место, непроветренная, неосвещенная, жаркая или холодная аудитория).

Колебания внимания

Колебания внимания - это свойство внимания, заключающееся в том, что внимание непроизвольно отвлекается от объекта или какого-либо действия.

На лекции колебания внимания происходят каждые 15-20 минут [6, с. 146].

Именно поэтому через каждые 15-20 минут лектор должен делать яркие, краткие отступления от темы, т.е. применять метод совмещения [6, с. 71]. Отступления должны быть поданы благожелательно, с умеренным юмором и незлой иронией. В таких отступлениях желательна хорошая продуманная запланированная шутка, поданная психологически оправданно, ненавязчиво и будто бы ненамеренно.

В противном случае происходит разрушение внимания.

Литература

1. Водейко Р.И. Познавательные процессы и лекционная пропаганда. Минск: Вышэйшая школа, 1976. 47 с.

2. Зимняя И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М.: Знание, 1970. 53 с.

3. Кони А.Ф. Советы лекторам // Избранные призведения. М.: Юридическая литература, 1956. 388 с.

4. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. Ч. 1. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 303 с.

5. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.В. Богословского и др. М.: Просвещение, 1973. 351 с.

6. Спеваков В.Н. Психология лекции. М.: Вуз и школа, 2004. 90 с.

7. Якушев В.М. О психологических основах лекционной пропаганды. М.: Знание, 1970. 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.