Научная статья на тему 'Психология лекции'

Психология лекции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД СОВМЕЩЕНИЯ / ПОДГОТОВКА ЛЕКЦИИ / METHOD OF COMBINING / PREPARING LECTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спеваков Виталий Николаевич

Продолжение серии статей автора из цикла о психологии лекции. На основе психологических фактов описываются и классифицируются методы преподнесения слушателям лекционного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article continuation on the subject of lecture psychology. Methods of presentation of lectures material are classified and described on the basis of psychological data.

Текст научной работы на тему «Психология лекции»

УДК 378. 091. 32

В.Н. Спеваков,

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

Психология лекции

Статья седьмая

МЕТОДЫ ПРЕПОДНЕСЕНИЯ МАТЕРИАЛА

В этой статье рассматриваются методы преподнесения материала на вузовской лекции (методы проблемного изложения, повторений и совмещений), которые должен знать и уметь применять каждый лектор при исполнении лекции на любую тему.

МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Метод проблемного изложения - это проблемное освещение лекционного материала, а не решение на лекции каких-то трудноразрешимых научных проблем.

Цель этого метода - вовлечь слушателей в обсуждение излагаемых задач, что укрепляет и

поддерживает произвольное внимание студентов. Удачное применение этого метода вызывает у студентов непроизвольное внимание и формирует послепроиз-вольное.

Психологам, например, известно следующее:

- если человек выполняет с объектом внимания (в данном

случае - с материалом лекции) какую-то работу (физическую или интеллектуальную), то устойчивость внимания возрастает;

- если слушатель, у которого лектор организовал внимание на лекции, наталкивается во время усвоения материала на какое-то препятствие, то деятельность его мозга резко усиливается,

© Спеваков В.Н., 2013

а значит, намного улучшается восприятие, понимание и запоминание.

К приемам формирования метода проблемного изложения относятся вопросы, беседы, размышления, противопоставления, доказательства от противного. Вкратце обсудим их.

Во время исполнения лекции лектор время от времени использует прием «вопросы».

ВОПРОСЫ

Вопросы вытекают из излагаемого материала.

Цель таких вопросов - усилить умственную деятельность студентов и поддержать их произвольное внимание.

Задавать много вопросов не стоит. Они должны быть не очень простыми, но и не очень сложными. Уровень сложности вопросов должен быть таков, чтобы хорошо подготовленный студент мог решить их за несколько секунд. Быстрые удачные ответы на вопросы лектора взбадривают студентов, а сложные, требующие долгого напряженного обдумывания, во-первых, «сжигают» лекционное время, а во-вторых, быстро утомляют студентов и разрушают их внимание.

Вопросы следует готовить заранее. Они должны быть краткими, ясными, интересными как по форме, так и по содержанию.

БЕСЕДЫ

Цель этого приема - завязать спор со слушателями и вызвать у них возражения.

Беседа должна вестись не только между слушателями и лектором, но и между самими слушателями. Хотя при этом преподаватель выступает и участником спора, но, однако, он незаметно руководит им.

РАЗМЫШЛЕНИЯ

Размышление - это обращение к мнению студентов.

ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ СПЕВАКОВ

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики ее преподавания Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов. Сфера научных интересов: математические методы в психологии, экономике и менеджменте. Автор более 40 публикаций

Продолжение серии статей автора из цикла о психологии лекции. На основе психологических фактов описываются и классифицируются методы преподнесения слушателям лекционного материала.

Ключевые слова: метод совмещения, подготовка лекции.

The article continuation on the subject of lecture psychology. Methods of presentation of lectures material are classified and described on the basis of psychological data. Key words: method of combining, preparing lectures.

Примером такого обращения может быть следующее предложение: «Как вы считаете, быть может лучше всего будет, если мы докажем это положение, следуя вот таким путем...»

Путь, который предлагает лектор, может оказаться и не лучшим. Если студенты все это заметят и поправят лектора, тем лучше. Ведь цель лектора достигнута - проблема поставлена, а слушатели втянуты в обсуждение.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ

Суть этого приема состоит в сравнении одних понятий с другими, имеющими противоположное значение.

Лектор не сообщает слушателю правильный ответ, не разъясняет ошибку в рассуждениях студентов. Он после каждого неправильного ответа сообщает факт, после которого выясняется ошибочность рассуждения слушателя, и задает новый наводящий вопрос, подталкивая слушателя к правильному ответу.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОТ ПРОТИВНОГО

Когда лектор использует этот прием, то он начинает с предложения: «Пусть наши оппоненты правы... Что из этого следует?»

Лектор, тщательно аргументируя, подводит к тому, что предположение о правоте оппонентов приводит к неверному выводу.

А отсюда следует, что предложение о правоте оппонентов неверно, а значит, они не правы. Доказательство от противного должно быть спланировано лектором, а весь ход рассуждений должен быть тщательно продуман, иначе он может запутаться и достичь обратного результата.

Этот прием особенно результативен на лекциях по гуманитарным наукам.

Применение на лекции приемов «беседа», «размышление», «противопоставление», «доказательство от противного» требует значительно больше времени, чем чисто информационное изложение лекции, поэтому эти приемы должны быть тщательно подготовлены лектором.

Самым важным из всех методов преподнесения материала, по мнению автора, является метод проблемного изложения.

котором, в отличие от письменного текста, слушатель не сможет вернуться к непонятному моменту повторно.

Все повторы лекции должны органически вписываться в нить изложения, а не выглядеть ее случайным элементом. Кроме того, повторять одну и ту же мысль следует каждый раз по-новому, под другим углом зрения, другими словами.

Чем менее подготовлена аудитория, тем чаще на лекции нужно применять этот метод.

МЕТОД СОВМЕЩЕНИЙ

Суть этого метода заключается в том, что лектор иногда делает отступления от темы лекции.

Они должны быть привязаны к тексту лекции. Если же лектор делает необоснованные отходы от темы, то это быстро сбивает с толку слушателей: внимание их разрушается, они теряют нить изложения.

На лекции колебания внимания происходят каждые 15-20 минут, что приводит к отвлечению внимания студентов [1, с. 146].

Как раз в таких случаях и нужно делать отступления от темы, т.е. применять метод совмещения.

Разумеется, все отвлечения от темы должны быть заранее подготовлены, тщательно продуманы и интересны студентам.

Метод совмещения - самый мощный, по мнению автора, метод для организации непроизвольного внимания и поддержания после-произвольного внимания.

МЕТОД ПОВТОРЕНИЙ

Суть этого метода заключается в том, что лектор выделяет для себя трудные для понимания положения лекции и возвращается к ним в процессе ее исполнения.

Он повторяет эти положения, каждый раз обосновывает их с новой точки зрения и подтверждает новыми фактами. Этим самым уравновешивается необратимость устного сообщения, при

Литература

1. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.В. Богословского [и др.]. М.: Просвещение, 1973. 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.