Научная статья на тему 'Преподаватель вуза перед лицом инноваций в обучении'

Преподаватель вуза перед лицом инноваций в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INNOVATIVE TRAINING / ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ОБРАЗОВАНИЯ / DESIGN AND TECHNOLOGICAL TYPE OF EDUCATION / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ТАКСОНОМИЯ / TAXONOMY / "ОБРАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ" / ″REVERSE EDUCATION″

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Валентина Николаевна

Рассматриваются проблемы инновационного обучения студентов вузов. Показано, что новые социально-экономические условия требуют переосмысления понятий «обучение», «воспитание», «развитие». Отмечается, что практико-ориентированное образование передает студенту не только знания, но помогает освоить культуру, социализироваться в обществе и овладеть практическими навыками. Это дает возможность выпускать в жизнь обученного и воспитанного человека.The article considers the problem of innovative learning, which is done in new socio-economic conditions. All this requires rethinking the concepts of education, upbringing and development. The author presents his understanding of the historical and cultural tradition of transferring not only knowledge, but also experience of communication with others, including in the professional activity of a trained and educated person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподаватель вуза перед лицом инноваций в обучении»

DOI: 10.25586^и.НЕТ.18.08.Р.31 УДК 378

В. Н. Маркова,

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Преподаватель вуза перед лицом инноваций в обучении

Белгородский государственный институт культуры и искусств

Образование - один из ключевых социальных институтов современного общества и одновременно важнейшая сфера духовного производства. Оно возникло в итоге длительного, охватывающего миллионы лет естественноисторического процесса, который восходит к появлению первых гоминид. И если правда, что труд создал человека, то именно образование, то есть накопление социокультурного и трудового опыта и его передача от поколения к поколению, выделило человека из природы и обеспечило восходящее развитие цивилизации.

Реформирование высшего образования в наши дни - это первейший предмет государственно-политических решений, общественных и научных дискуссий, практической деятельности научно-педагогических коллективов вузов. Работа эта отличается высочайшей сложностью, но суть ее вполне очевидна. На мой взгляд, она заключается в том,

чтобы на деле превратить студента в центральную фигуру высшей школы, а его учебную деятельность сосредоточить на овладении компетенциями, необходимыми для жизни и труда в динамично меняющемся обществе знаний.

В свете этого преподаватели вузов призваны заново осмыслить (а в чем-то и переосмыслить!), что такое обучение, воспитание и какова роль педагога в подготовке кадров с высшим образованием. Парадокс состоит в том, что чем большую ответственность мы возлагаем на обучающегося, чем большую творческую свободу ему предоставляем, тем выше требования относительно уровня и содержания учебно-воспитательного процесса, предъявляемые к преподавателю.

А. С. Макаренко, воспитывая детей, умел пробуждать творческую деятельность воспитанника на основе сочетания романтики мечты с прозой труда. В. А. Сухомлин-

ский писал, что труд - это могучий воспитатель. Выдающийся педагог нашего времени Ш. А. Амонашви-ли говорит о проблемах духовно-нравственного воспитания, призывая педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из родника педагогической мудрости. Известный ученый и педагог А. М. Новиков новую эпоху образования называет «проектно-технологическим типом».

На повестке дня стоят вопросы, связанные с инновационными изменениями образовательного процесса. Прежде всего это организация прак-тико-ориентированного образования, позволяющего выпускнику видеть социальные последствия своей профессии. Но высшая школа продолжает ориентироваться на теоретические знания. Отсюда возникает противоречие между ожиданиями работодателей, потребностями рынка труда и выпускниками, только что закончившими вуз, имеющими диплом, большие амбиции, желание получить все сразу и мало понимающими, что от них требуется на практике.

Образование неизбежно связано с извечной проблемой «отцов и детей». Ведь родители, учителя, воспитатели, преподаватели учат, воспитывают, развивают детей и молодежь так, как в свое время воспитывали, учили и развивали их. А уже совсем другая эпоха. Каждое новое поколение отражает, ассимилирует исторический опыт того времени, в котором оно родилось и живет, и соответствует ему своими воззрениями, поведением, образом жизни [2]. Французский педагог Дани-

© Маркова В. Н., 2018

ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА МАРКОВА

кандидат социологических наук, доцент кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры. Сфера научных интересов: социология, управление качеством информационных услуг, педагогика. Автор 20 опубликованных научных работ

Рассматриваются проблемы инновационного обучения студентов вузов. Показано, что новые социально-экономические условия требуют переосмысления понятий «обучение», «воспитание», «развитие». Отмечается, что практико-ориентированное образование передает студенту не только знания, но помогает освоить культуру, социализироваться в обществе и овладеть практическими навыками. Это дает возможность выпускать в жизнь обученного и воспитанного человека.

Ключевые слова: инновационное обучение, проектно-технологический тип образования, технология, таксономия, «обратное обучение».

The article considers the problem of innovative learning, which is done in new socio-economic conditions. All this requires rethinking the concepts of education, upbringing and development. The author presents his understanding of the historical and cultural tradition of transferring not only knowledge, but also experience of communication with others, including in the professional activity of a trained and educated person.

Key words: innovative training, design and technological type of education, technology, taxonomy, "reverse education".

эль Пеннак в книге «Как роман» пишет: «Сейчас из-за наличия целого комплекса "социальных факторов" наши дети стали не только нашими, но и детьми своего времени. Когда мы были подростками, мы жили в обществе, коммерчески и культурно рассчитанном только на взрослых. А сейчас подростки - полноправные члены общества, оно их одевает, развлекает, угощает, удовлетворяет культурные запросы: "Макдоналд-сы", джинсы, молодежная мода...» [4].

Впервые прикоснуться к труду преподавателя мне довелось в 1976 году, когда я приступила к работе в библиотеке Белгородского технологического института строительных материалов в качестве молодого специалиста. Заведующая библиотекой поручила мне проведение занятия по курсу библиотеч-но-библиографической грамотности. Студенты на лекциях сидели в поточных аудиториях по четыре-пять групп. Когда я читала лекции о пользовании карточными каталогами, библиографическими указателями, в аудитории стояла полная тишина, студенты ловили каждое слово, готовы были ответить на любой вопрос преподавателя.

После защиты кандидатской диссертации в 2004 году, я продолжила свою преподавательскую деятельность в Белгородском институте искусств и культуры. Но завоевать

внимание студентов оказалось гораздо труднее. В наши дни традиционные лекции некоторым обучающимся кажутся скучными, неинтересными. Они используют любую возможность прогулять лекцию, не подготовиться к семинарскому занятию, не понимая, что теряют.

Словом, пришлось искать более действенные методы. Например, мы опробовали технологию «перевернутого обучении». Что же она собой представляет? Синонимом словосочетания «перевернутое обучение» может служить понятие «обратное обучение», отражающее специфику технологической последовательности организации учебного процесса. Традиционная система теоретического обучения предполагает сначала представление нового материала в лекционном формате, затем его освоение путем выполнения самостоятельной (домашней) работы и далее представление ее результатов на семинарах в форме докладов (презентаций) с использованием опросно-от-ветной системы коллективного обсуждения.

Технология «обратного обучения» имеет другую последовательность. Студент самостоятельно знакомится с новым материалом, который ему предоставил преподаватель, выполняет самостоятельную работу,

затем происходит обсуждение изученного материала на семинаре.

Это далеко не самая простая форма организации учебного процесса. Процесс обучения по этой технологии предусматривает многокомпонентную образовательную деятельность, в которую входят разработка интересных лекций, подготовка тематических информационных ресурсов. Подробное описание организации «обратного обучении» содержится в статье А. А. Атабековой и А. А. Белоусова «В поиске ответов на вызовы образования XXI века» [1].

С точки зрения преобразования обучения на инновационных началах большое значение имеют методы преподнесения лекционного материала. Журнал «Высшее образование сегодня» предлагает серию статей о психологии лекции. Их автор, В. Н. Спеваков, обращает внимание на проблемное освещение лекционного материала, на методы активизации умственной деятельности, рассматривает такие приемы, как беседа, размышления, противопоставления, доказательства от противного. Применение на лекциях этих приемов требует значительно больше времени на подготовку лекционного материала, чем в случае обычного изложения лекции, когда преподаватель просто излагает и поясняет учебный материал.

Мы согласны с В. Н. Спеваковым, что самым важным из всех методов преподнесения лекционного материала выступает метод проблемного изложения. Его цель - освещение проблемных аспектов и их обсуждение слушателями. А дискуссии поддерживают произвольное внимание студентов. Еще один прием - постановка перед слушателями лекции вопросов, устраняющих монотонность, придающих лекции полилогический характер. Вопрос должен быть рассчитан на то, чтобы студент дал на него ответ за несколько секунд. Быстрые, удачные ответы взбадривают аудиторию. Сложные вопросы требуют долгого обдумывания, занимают много времени и разрушают внимание студента (см.: [1]). Поэтому вопросы

Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

В. А. Садовничий читает лекцию школьникам

должны быть краткими, понятными и интересными как по форме, так и по содержанию. В. Н. Спеваков указывает на цели таких приемов, как беседы, размышления, противопоставления, доказательства от противного. К примеру, цель беседы - завязать разговор не только между студентами и преподавателем, но и между самими студентами. Сам преподаватель является участником беседы и незаметно ею руководит.

В инновационный подход к развитию образования хорошо вписывается теория Бенжамина Блума (см.: [5]). Разработанная в 1956 году, она не потеряла своего значения и в настоящее время. Активная деятельность студентов в группе позволяет улучшить мыслительные процессы и запоминание пройденного ма-

териала, пропустив его через совместную творческую работу.

В процессе образования человек осваивает культуру человечества. Наследование культуры можно поставить на первое место среди наиболее общих задач образования.

Важно, чтобы молодые люди в процессе обучения социализировались в общество. Семья, преподаватели, коллектив, товарищи помогают в этом. Социализацию мы позволим себе поставить на второе место.

Изучение истории и традиций своей страны, своего народа и государства обеспечивает преемственность поколений, поступательный характер развития личности и общества. Обучающийся должен освоить жизненный опыт своих предшественников. Это поможет ему самоопре-

делиться. Самоопределение, саморазвитие может и должно являться главной потребностью представителей молодого поколения. Будем считать это третьим условным общим законом образования. А преподаватель все эти законы должен знать и сознательно проводить в жизнь в своей повседневной деятельности.

Но главными условиями успеха образования выступают любовь и уважение преподавателя к обучающимся, умение вести с ними диалог. И, разумеется, преподаватель должен владеть современными педагогическими технологиями, иметь хорошие ораторские способности, постоянно заниматься самообразованием, если надо, то и самовоспитанием.

Резюмируя сказанное, подчеркну: инновации в обучении бросают вызов каждому преподавателю. В изменившихся условиях он должен не столько преподносить студенту известную сумму знаний, сколько побуждать, мотивировать его к напряженным творческим занятиям. Очевидно, что это гораздо труднее, чем преподавание в классическом ключе. Но одновременно перед преподавателем, по моему мнению, открываются новые возможности и горизонты. Возможно, выскажу спорную мысль, но создается ощущение, что сама педагогическая деятельность приобретает исследовательский характер, а каждое учебное занятие превращается в захватывающий эксперимент.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атабекова А. А., Белоусов А. А. В поиске ответов на вызовы образования XXI века // Высшее образование сегодня. 2013. № 8. С. 19-23.

2. Новиков А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. 2-е изд. М.: Эгвес, 2011. С. 10.

3. Спеваков В. Н. Психология лекции. Статья седьмая. Методы преподнесения материала // Высшее образование сегодня. 2013. № 9. С. 36-39.

4. ПеннакД. Как роман: педагогическое эссе. 2-е изд. М.: Самокат. 2010. С. 24.

5. Bloom B. S. Taxonomy of educational objectives : the classification of educational goals. Handbook I: Cognitive Domain / B. S. Bloom [et al.]. New York: Longmans, Green, 1956.

LITERATURA

1. Atabekova A. A, BelousovA.A. Vpoiske otvetov na vyzovy obrazovaniya XXI veka // Vysshee obrazovanie segodnya. 2013. № 8. S. 19-23.

2. NovikovA. M. Osnovaniya pedagogiki: posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavatelej. 2-e izd. M.: Ehgeves, 2011. S. 10.

3. Spevakov V. N. Psihologiya lekcii. Stat'ya sed'maya. Metody prepodneseniya materiala // Vysshee obrazovanie segodnya. 2013. № 9. S. 36-39.

4. Pennak D. Kak roman: pedagogicheskoe ehsse. 2-e izd. M.: Samokat. 2010. S. 24.

5. Bloom B. S. Taxonomy of educational objectives : the classification of educational goals. Handbook I: Cognitive Domain / B. S. Bloom [et al.]. New York: Longmans, Green, 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.