Научная статья на тему 'Психология лекции'

Психология лекции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЛЕКТОР / СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ / ПЛАН ЛЕКЦИИ / STUDENTS / LECTURER / STRUCTURE OF A LECTURE / OUTLINE OF A LECTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спеваков Виталий Николаевич

Рассматриваются вопросы исполнения лекций лекторами. На основе психологических фактов описывается выработанная автором структура вузовской лекции, являющаяся частью курса лекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discusses the performance of lectures lecturers. On the basis of the psychological facts described produced by the author of the structure of University lectures, which is a part of a course of lectures.

Текст научной работы на тему «Психология лекции»

В.Н. Спеваков,

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

Психология лекции

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Начиная публикацию серии статей о психологии лекции, считаю целесообразным подчеркнуть следующее. Термин «чтение лекции» представляется в современных условиях крайне неудачным. Он возник в те времена, когда лекции действительно читали по конспекту. Автор предпочитает термин «исполнение лекции». Во всех статьях имеется в виду вузовская лекция. Исполнение одиночной лекции, по мнению автора, существенно отличается от лекции, являющейся частью курса, поэтому она рассматривается как часть курса лекций.

Публикуемые статьи - это результат почти 40-летней деятельности автора в качестве лектора в вузах. В них автор развивает и дополняет положения своей монографии.

СТАТЬЯ ПЕРВАЯ.

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ

В настоящей работе на основе психологических фактов описывается выработанная автором структура вузовской лекции, являющаяся частью курса лекций.

В лекции следует различать три смысловые части: введение, основную часть и заключение.

Во введении нужно выделять две смысловые части: психологическое и методическое вступления.

Эти части лекции отличаются друг от друга по назначению и манере исполнения.

Психологическое вступление -это часть лекции, предназначенная для привлечения первона-

чального непроизвольного внимания студентов. Методическое вступление - это подготовка к исполнению основной части лекции. Основная часть - это разделы лекции, содержащие новый для студентов учебный материал. Заключение - это подведение итогов лекции.

Начнем с введения.

НАШ ПРАКТИКУМ

ВВЕДЕНИЕ

Начало лекции существенно зависит от того, впервые или не впервые выступает лектор перед студентами.

Если лектор появился перед студентами впервые, то он приблизительно три минуты чувствует первоначальное непроизвольное внимание без всякой его организации [6, с. 13]: студенты, сами этого не осознавая, изучают лектора.

Психологическое вступление здесь не нужно, хотя оно и не исключается, например для того, чтобы придать своему выступлению нужный лектору тон и эмоциональную окрашенность.

Следовательно, за это короткое время лектор должен успеть, во-первых, сформировать у аудитории выгодное о себе впечатление, а во-вторых, закрепить первоначальное внимание.

В этом случае лучше вести себя скромно и уверенно: сдержанные жесты и мимика, ненавязчивая речь без надрыва.

Большое значение имеет внешний вид лектора. Как показали исследования, около 18,5% взрослых слушателей не удовлетворяет внешний вид лектора и его манера держаться [1, с. 51]. У студентов, людей молодых, а потому категоричных и впечатлительных, эта доля может резко возрасти.

И дело не только в том, что вычурный, кричащий или неряшливый костюм производят неприятное впечатление на слушателей, а в том, что такой вид лектора, во-первых, переключает внимание слушателей с речи лектора на его одежду, а во-вторых, лектор встречается из-за своего вида с психологическим противодействием слушателей.

Первое занятие лектору нужно начать с сообщения данных о себе: фамилии, имени, отчества, ученом звании, ученой степени, кафедры, на которой он работает, должности. Именно эти сведе-

ния в первую очередь хотят знать студенты.

Когда студент слушает лекцию, он подсознательно анализирует полученную информацию с точки зрения нужности лично для себя: для чего она может потребоваться сейчас или в будущем - в работе, личной жизни, для достижения карьеры и т.д.

«Важнейшей функцией нервного аппарата является отбор существенной информации и торможение побочной. Критерием такого отбора является то, насколько данная информация отвечает доминирующей потребности организма. Иначе говоря, вся информация, поступающая извне к человеку, анализируется нервной системой с точки зрения отношения ее к актуальным в данный момент врожденным или приобретенным потребностям, а также к интересам, стремлениям или целям деятельности данного человека» [6, с. 7].

Если такой анализ нервного аппарата показывает, что информация несущественна для студента, то она быстро забывается. Существенная информация переходит из кратковременной памяти студента в оперативную, а затем - после дополнительного анализа по степени нужности - в долговременную.

Нужность курса лекций лично для студента - это то, в чем лектор должен убедить студента на первой лекции и во всех последующих, тщательно подготовив эту часть выступления. Убеждая в этом студента, лектор тем самым усиливает его непроизвольное внимание и запоминание. Здесь действует психологический закон связи памяти с потребностями человека [2, с. 105].

Следует также установить логические связи между частями материала лекции, а в дальнейшем и между лекциями. Отметим, что указанные логические связи улучшают понимание студентами лек-

ВИТАЛИЙ

НИКОЛАЕВИЧ

СПЕВАКОВ

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики ее преподавания Набереж-ночелнинского института социальнопедагогических технологий и ресурсов. Сфера научных интересов: математические методы в психологии, экономике и менеджменте. Автор 40 публикаций

Рассматриваются вопросы исполнения лекций лекторами. На основе психологических фактов описывается выработанная автором структура вузовской лекции, являющаяся частью курса лекций.

Discusses the performance of lectures lecturers. On the basis of the psychological facts described produced by the author of the structure of University lectures, which is a part of a course of lectures.

Ключевые слова: студенты, лектор, структура лекции, план лекции.

Key words: students, lecturer,

structure of a lecture, outline of a lecture.

ционного материала, а по закону ассоциаций [2, с.102 - 103] улучшают запоминание, сохранение и воспроизведение материала лекции (лекций).

Психологам известно, что опосредствованный интерес человека (к результатам труда) активизирует и поддерживает его непосредственный интерес (к процессу труда).

Поэтому непроизвольное внимание студентов усиливается, если на первой лекции сообщить, что по данному курсу будут проведены практические или семинарские занятия, контрольные работы, зачет, экзамен, которые студент успешно сдаст, если усвоит материал лекций.

Лектору на первой же лекции нужно сообщить, что и как студенты должны конспектировать: что будет диктовать, выделять то-

ном, что не обязательно записывать дословно или вообще можно не записывать, а также как он будет пользоваться учебной доской. Надо указать, как и когда студенты могут на лекции задавать вопросы, как опоздавшие должны входить в аудиторию и др. То есть следует описать правила взаимоотношений лектора со студентами.

Затем следует написать на доске тему лекции и ее план.

План лекции - это вопросы лекции, отражающие содержание ее основной части. Тему и план лекции лучше написать на доске до начала лекции, а в начале лекции внятно прочитать их: психологам известно, что озвученное письменное сообщение улучшает запоминание. На первой лекции курса нужно нацелить студентов на то, чтобы они в последующем до начала лекции переписывали план в конспект и запоминали его.

Продуманный, правильно составленный и заранее объ-

явленный план лекции играет важную роль в усвоении студентами лекционного материала в силу следующих особенностей приема человеком речевого сообщения.

1. Изложение материала лекции в строгой логической последовательности в соответствии с планом, который помнят студенты, увеличивает объем внимания студентов и улучшает понимание и запоминание ими лекционного материала.

2. Изложение материала лекции в соответствии с планом облегчает переключение внимания студентов с одного вопроса лекции на другой.

3. План помогает студентам правильно выделить фигуру восприятия и фон восприятия, а значит, правильно понять материал лекции.

4. План помогает студентам выделить существенное в лекции, тем самым улучшает понимание студентами лекционного материала.

5. Вопросы продуманного плана - это смысловые опорные пункты лекционного материала, поэтому план улучшает запоминание студентами материала лекции.

6. Изложение материала лекции строго в соответствии с планом лекции обеспечивает содержательность и целенаправленность речи лектора.

План лекции должен удовлетворять следующим требованиям:

- формулировка вопроса плана должна точно отражать содержание соответствующего раздела лекции, что облегчает переключение внимания студентов;

- формулировки вопросов плана должны быть ясными, точными, краткими, потому что план должен быть составлен с таким расчетом, чтобы он как можно лучше запоминался студентами;

- вопросы плана должны точно охватывать все содержание основной части: их не может быть больше или меньше, чем требуется для изложения этого содержания, иначе будет нарушено переключение внимания студентов. По этой же причине тот материал основной части, который входит в один вопрос плана, не должен входить в другие;

- вопросов плана не должно быть более пяти, поэтому основная часть лекции может быть разбита не более чем на пять разделов.

Необходимо отметить, что средний объем кратковременной памяти «среднего» взрослого человека составляет от пяти до девяти смысловых единиц [2, с. 97]: столько такой человек может запомнить при однократном предъявлении. А для «среднего» студента, которого в первую очередь лектор должен иметь в виду при подготовке лекции, самое оптимальное для усвоения - пять смысловых единиц - это нижний предел кратковременной памяти такого студента.

- разделы, на которые расчленяется материал основной части лекции, при составлении плана должны иметь примерно одинаковый объем. Экспериментально доказано, что усвоение и слишком больших, как и слишком малых разделов требует от слушателя специальных дополнительных усилий [3, с. 206].

Если лектор выступает перед студентами не впервые, то студенты могут не слушать начало его выступления. Именно в этом случае для организации первоначального непроизвольного внимания необходимо психологическое вступление.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Форма, содержание, длительность психологического вступления могут быть самыми различными. Они жестко зависят от темы лекции,состава студентов, личности лектора.

В общем, здесь нужно что-то яркое, необычное, привлекающее непроизвольное внимание студентов.

Психологическое вступление должно быть естественно «привязано» к теме лекции, а не искусственно к ней «притянуто»: вступление, не связанное с темой лекции, не только наносит ущерб эстетике и логике изложения, но и затрудняет переключение внимания студентов на лекционный материал. Вдобавок такое необоснованное отступление от темы вызывает психологическое противодействие некоторых наиболее подготовленных студентов. Поэтому необходимо правильно подготовленное и исполненное методическое вступление.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Методическое вступление играет важную роль в усвоении студентами материала лекции в силу известного в психологии закона (или эффекта) края (или закона пер-

вого и последнего места, правила начала и конца), который гласит, что при прочих равных условиях лучше усваивается та информация, которая получена в начале и в конце предъявления. Поэтому лектору необходимо знать следующие нюансы выступлений.

1. Если до начала лекции тема и план лекции записаны на доске, то начать методическое вступление лектор должен с того, чтобы зачитать их студентам. Как уже отмечалось, озвученное письменное сообщение усиливает запоминание.

2. Необходимо убедить студентов в нужности материала лекции и установить логические связи с предыдущей лекцией (лекциями).

3. Нужно сформулировать основную идею лекции - это улучшает понимание и запоминание лекционного материала.

Как показали эксперименты [5, с.111], большинство слушателей не выделяют основную идею сообщения при однократном предъявлении. Основная идея воспринимается при однократном предъявлении, как правило, тогда, когда она сформулирована в начале сообщения или, что еще лучше, в конце его. Здесь действует тот же закон края.

4. Наконец, лектор должен напомнить план предыдущей лекции, сделать краткий ее об-

зор, сформулировать основную идею, показать связь предыдущей лекции с сегодняшней, а также кратко напомнить студентам, для чего потребуется им изложенный на предыдущих лекциях материал. Все это улучшает восприятие, понимание и усиливает запоминание.

Вопросам освещения основной части лекции посвящены остальные статьи данного цикла, с которыми вы можете ознакомиться в следующих номерах журнала.

А сейчас, по закону края, остановимся на заключительной части лекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лекции - это наиболее благоприятное время для «загрузки» сознания студента самыми важными сведениями. Поэтому заключение лекции лектор должен подготавливать и исполнять так же тщательно, как введение и основную часть.

В заключении лекции необходимо еще раз сообщить студентам план исполненной лекции, сделать краткий ее обзор, сформулировать основную идею, объяснить студентам, для чего им потребуется изложенный материал, установить логические связи с другими лекциями, продиктовать и написать на доске тему и план следующей лекции, сформулиро-

вать ее основную идею и кратко изложить ее необходимость.

Таким образом, план и основная идея лекции подаются студентам четырежды: в заключении предыдущей лекции, методическом вступлении исполняемой лекции, заключении исполненной лекции и методическом вступлении следующей лекции. Краткий обзор лекции подается дважды: в ее заключении и методическом вступлении следующей лекции.

Лектор убеждает в нужности материала лекции (курса лекций), и логические связи исполненной лекции с предыдущими и последующими лекциями устанавливает четырежды: в заключении предыдущей лекции, методическом вступлении и заключении исполняемой лекции, методическом вступлении следующей лекции.

По закону края все указанные повторения каждый раз подаются в наиболее благоприятное для усвоения время, поэтому можно ожидать, что большую часть материала студенты усвоят уже прямо на лекции при условии, если лектор правильно акцентирует внимание (что помогает восприятию, пониманию и запоминанию материала), применяет интересные методы преподнесения материала лекции, правильно организует исполнение лекции.

Некоторые из указанных выше повторов можно опустить - это зависит как от состава аудитории, так и от темы лекции. Если студенты хорошо подготовлены и материал лекции сравнительно легко усваивается, то не имеет смысла четырежды убеждать студентов в нужности материала лекции и устанавливать логические связи между лекциями.

Форма заключения, как и психологического вступления, может быть самой разнообразной. Она зависит в первую очередь от предмета, темы и цели лекции, а также от состава студентов, личности лектора. Важно знать, что заключение должно вытекать из содержания всей лекции, а не казаться инородным телом в этом произведении.

Конечно, многие лекторы могут возразить, что следование описанной схеме может породить нежелательный лекционный шаблон.

Но, я с этим не согласен.

Во-первых, данные рекомендации не настолько подробны, чтобы сковать творческую инициативу лектора. Они высказаны только по узловым вопросам, то есть дают лишь «скелет» лекции, а то, что вырастет на этом «скелете», - это уже дело лектора.

Например, если попросить исполнить по описанной схеме лекцию на одну и ту же тему двух лек-

торов, выбранных по какому угодно признаку, то их лекции окажутся совершенно непохожими. Схожесть этих лекций может быть только в том, что излагается один и тот же материал, да и сам он будет иметь существенные отличия. Потому что лекция - это отпечаток личности лектора.

Во-вторых, даже обязательные части «скелета» лекции могут исполняться множеством различных способов, и они тоже зависят от лектора.

Наконец, большая часть высказанных соображений является бесспорной, что экспериментально доказано психологами.

Я не утверждаю, что все лекции должны исполняться по предложенной схеме, так как мы рассуждаем только о вузовской лекции, являющейся частью курса. Цель вузовской лекции - дать минимум знаний по специальности студентам, которые в смысле образованности и воспитанности являются, как правило, «сырым материалом».

Именно для такой лекции описанная структура результативна и оправданна, в чем автор убедился, отрабатывая на своих лекциях описанную выше схему около 40 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. АндреевЕ.Г. Педагогика в работе лектора. М.: Политиздат, 1974. 80 с.

2. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник. Ч. 2. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 351 с.

3. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. 424 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Спеваков В.Н. Психология лекции. М.: Вуз и школа, 2004. 90 с.

5. Тункель В.Д. Прием и последующая передача речевого сообщения // Вопросы психологии. 1964. № 4. С. 106-114.

6. Якушев В.М. О психологических основах лекционной пропаганды. М.: Знание, 1970. 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.