Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ'

ПСИХОЛОГИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
290
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / ПСИХОЛОГИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябинина Екатерина Владимировна, Евплова Екатерина Викторовна, Якупов Валерий Рамильевич, Федосеев Андрей Васильевич, Мурыгина Лариса Сергеевна

В статье «Психология конкурентной борьбы» представлена междисциплинарная связь конкурентологии с различными направлениями в психологии: общей психологией (психические свойства, процессы и состояния личности), возрастной психологией (возрастные этапы развития личности), психологией личности (структура личности, поведение), социальной психологией (взаимодействие людей в социальной группе). Анализ междисциплинарных связей, продемонстрированных в статье, позволил показать внутреннюю составляющую как конкурентной личности, так и конкуренции как формы взаимодействия. В статье описаны внутренние аспекты личности, такие как мышление и эмоции в процессе конкурентной борьбы, а также явные внешние признаки в процессе социального взаимодействия на разных возрастных этапах. Был сделан вывод о том, что психология как наука, свободная от оценочных суждений, не обуславливает видение конкуренции как негативного или положительного феномена. Она констатирует наличие данного феномена и изучает многоаспектность его проявления, пытаясь конкретизировать и углубить понимание человека в данной области. В свою очередь, как было определено в статье, психология конкурентной борьбы многомерна и может быть рассмотрена с любой позиции психологического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рябинина Екатерина Владимировна, Евплова Екатерина Викторовна, Якупов Валерий Рамильевич, Федосеев Андрей Васильевич, Мурыгина Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGY OF COMPETITIVE FIGHTING

The article «Psychology of Competition» presents the interdisciplinary relationship of competitive science with various areas in psychology - general psychology (mental properties, processes and personality states), developmental psychology (age stages of personality development), personality psychology (personality structure, behavior), social psychology (interaction of people in a social group). The analysis of interdisciplinary connections, demonstrated in the article, made it possible to show the internal component of both a competitive personality and competition as a form of interaction. The article describes the internal aspects of the personality, such as thinking and emotions in the process of competitive struggle, as well as obvious external signs in the process of social interaction at different age stages. It was concluded that psychology, as a science free from value judgments, does not determine the vision of competition as a negative or positive phenomenon. She states its presence and studies the multidimensionality of its manifestation, trying to concretize and deepen the understanding of a person in this area. In turn, as it was defined in the article, the psychology of competitive struggle is multidimensional and can be considered from any position of psychological knowledge.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

РЯБИНИНА Екатерина Владимировна и другие ПСИХОЛОГИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

VTTk" ISO 00 \f~\ n\f£\ I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> А14 1-Jy У У |(сс) IfCg TEis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0092 iMth^m(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ПСИХОЛОГИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 727176 SPIN: 7294-4066 ORCID: 0000-0002-4768-6092 ScopusID: 57194285056

РЯБИНИНА Екатерина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики,

управления и права

AuthorlD: 592484 SPIN: 7073-8974 ResearcherlD: AAE-7706-2020 ORCID: 0000-0002-5899-7830 ScopusID: 57194282379

ЕВПЛОВА Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики,

управления и права

AuthorID: 932671 SPIN: 1827-6529 ResearcherID: D-8679-2019 ORCID: 0000-0003-3650-8220 ScopusID: 57205494995

ЯКУПОВ Валерий Рамильевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики,

управления и права

AuthorID: 561342 SPIN: 5795-7770, ORCID: 0000-0002-0856-8159

ФЕДОСЕЕВ Андрей Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики,

управления и права

AuthorID: 561351

SPIN: 2003-1420

ORCID: 0000-0001-8543-1931

МУРЫГИНА Лариса Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики,

управления и права

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: ryabininaev@cspu.ru) Аннотация. В статье «Психология конкурентной борьбы» представлена междисциплинарная связь конкуренто-логии с различными направлениями в психологии: общей психологией (психические свойства, процессы и состояния личности), возрастной психологией (возрастные этапы развития личности), психологией личности (структура личности, поведение), социальной психологией (взаимодействие людей в социальной группе). Анализ междисциплинарных связей, продемонстрированных в статье, позволил показать внутреннюю составляющую как конкурентной личности, так и конкуренции как формы взаимодействия. В статье описаны внутренние аспекты личности, такие как мышление и эмоции в процессе конкурентной борьбы, а также явные внешние признаки в процессе социального взаимодействия на разных возрастных этапах. Был сделан вывод о том, что психология как наука, свободная от оценочных суждений, не обуславливает видение конкуренции как негативного или положительного феномена. Она констатирует наличие данного феномена и изучает многоаспектность его проявления, пытаясь конкретизировать и углубить понимание человека в данной области. В свою очередь, как было определено в статье, психология конкурентной борьбы многомерна и может быть рассмотрена с любой позиции психологического знания.

Ключевые слова: конкурентология, психология, конкурентная борьба, психология конкурентной деятельности и др.

THE PSYCHOLOGY OF COMPETITIVE FIGHTING

© The Author(s) 2021

RYABINInA Ekaterina Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the

Department of Economics, Management and Law EVPLOVA Ekaterina Viktorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law YАKUPOV Valerij Ramil'evich, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the

Department of Economics, Management and Law FEDOSEEV Andrey Vasilievich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the

Department of Economics, Management and Law MURYGINA Larisa Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Management and Law South Ural State University for the Humanities and Education (694080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave., 69, e-mail: ryabininaev@cspu.ru) Abstract. The article «Psychology of Competition» presents the interdisciplinary relationship of competitive science with various areas in psychology - general psychology (mental properties, processes and personality states), developmental psychology (age stages of personality development), personality psychology (personality structure, behavior), social psychology (interaction of people in a social group). The analysis of interdisciplinary connections, demonstrated in the article, made it possible to show the internal component of both a competitive personality and competition as a form of interaction. The article describes the internal aspects of the personality, such as thinking and emotions in the process of competitive struggle, as well as obvious external signs in the process of social interaction at different age stages. It was concluded that psychology, as a science free from value judgments, does not determine the vision of competition as a negative or positive phenomenon. She states its presence and studies the multidimensionality of its manifestation, trying to concretize and deepen ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005 367

RYABININA Ekaterina Vladimirovna and other

THE PSYCHOLOGY OF COMPETITIVE FIGHTING

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

the understanding of a person in this area. In turn, as it was defined in the article, the psychology of competitive struggle is multidimensional and can be considered from any position of psychological knowledge.

Keywords: competitive science, psychology, competitive struggle, psychology of competitive activity, etc.

ВВЕДЕНИЕ

Рассмотрение психологии конкурентной борьбы необходимо начать с такого основного вопроса, как связь конкурентологии с различными направлениями в психологии. Как невозможно отделить восприятие от процесса общения, в котором непосредственно и возникает конкурентная борьба, так и социальную психологию невозможно изучать без знаний общей психологии. Следовательно, системность в вопросе рассмотрения психологии конкурентной борьбы, является необходимостью. В данном случае стоит выделить:

1) общую психологию (психические свойства, процессы и состояния личности);

2) возрастную психологию (возрастные этапы развития личности);

3) психологию личности (структура личности, поведение);

4) социальную психологию (взаимодействие людей в социальной группе).

Анализ взаимосвязей позволит увидеть внутреннюю составляющую как конкурентной личности, так и конкуренции как формы взаимодействия. Далее, остановимся на каждом из этих направлений более подробно.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель статьи - осуществление анализа синтеза междисциплинарных знаний: конкурентологии и психологии.

Задачи:

1) продемонстрировать междисциплинарную связь конкурентологии с различными направлениями в психологии - общая психология, возрастная психология, психология личности, социальная психология;

2) показать внутреннюю составляющую конкурентной личности и конкуренции как формы взаимодействия.

3) описать внутренние аспекты личности (мышление и эмоции в процессе конкурентной борьбе, явные внешние признаки в процессе социального взаимодействия на разных возрастных этапах).

Используемые методы, методики и технологии: теоретические методы исследования (анализ, синтез, классификация, дедукция и др.).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Общая психология. Начнем с психических процессов и рассмотрим первый, наиболее важный из них - восприятие. Восприятие представляет собой основную форму психического отражения мира и основывается на органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) [1]. Сам процесс восприятия - субъективен, ибо наши органы чувств, а, следовательно, и образ восприятия индивидуальны.

Представим для примера оттенки цветов (лиловый, меланж, терракотовый), для отдельных людей вообще будет затруднительным представить такие цвета, для других, тех, которые взаимодействуют с цветом (дизайнеры), это не вызовет затруднений.

Тоже самое касается и других аспектов воспринимаемой действительности и соответствующих ей органов чувств.

Следовательно, из того что мы воспринимаем и каким образом, складывается наша субъективная реальность. Если этот аспект рассмотреть в русле изучаемой проблемы (конкурентологии), то мы увидим, что конкурентные преимущества человека в определенных сферах обусловлены процессом восприятия, и непосредственно органами чувств (музыканты, лингвисты, саперы, художники, дизайнеры, хирурги, ювелиры, сомелье, парфюмеры и т.д.)

Рассматривая восприятие, мы не можем оставить без внимания процесс ощущения. Он является неотъемле-

мой частью восприятия. Они вступают в ассоциативную связь между собой, т.к. одно имеет тенденцию вызывать другое вследствие того, что они часто проявляются совместно. Ощущения телесны и «понимаются» нами, как сигналы от рецепторов, находящихся на коже, слизистой и внутренних органах.

Далее обратимся к мышлению - психическому процессу по переработке информации. Это наиболее сложный психический процесс, включающий в себя следующие функции: анализ, синтез, абстракция, конкретизация и сравнение. Оно позволяет создавать системы, модели образов восприятия мира, используя память (процесс удержания и воспроизведения информации), сравнивая с уже имеющимися образами, либо создавать усовершенствованные.

В процессе мышления создаются целые «конструкции», «конфигурации» по каждому отдельному предмету, человеку, событию или явлению. Эти конструкции имеют для человека особое значение, т.к. совпадают со смыслами (тоже конструкциями).

Убеждения и стереотипы (психологические установки) такие же мысленные конструкции. Данные психологические установки по своей природе могут быть помогающими или ограничивающими, соответственно, мешающие эффективному взаимодействию.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся убеждения (мысленные конструкции), касающиеся конкурентного поведения:

1. «Выживает сильнейший» - данная мыслеформа имеет смысл борьбы и сопротивления, что по своей сути является конкурентным поведением. Имея данное убеждение, человек априори настроен на борьбу, соперничество, конкуренцию, ибо если ты не будешь «сильным», то тебя ждет неминуемая гибель.

2. Этот же смысл вложен в мыслеформу «Жизнь -борьба».

3. «За счастье надо бороться» - мыслеформа, предполагающая, что счастье достается трудным путем и возможно только «избранным», все же остальные обречены страдать и могут не надеяться на счастливую жизнь.

Делая вывод из вышесказанного, отметим, что данные «конструкции» определяют наше отношение к реальности (миру, людям) и обуславливают наше поведение, обращая внимание личности (направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности) на те события, которые будут соответствовать смыслам.

Еще один психический процесс, активно используемый в конкурентной деятельности - речь. Ее специфическое выражение, употребление определенных словесных оборотов является инструментом для взаимодействия личности с социумом. Чем «богаче», искуснее речь человека, тем более «тонкие», скрытые манипуляции он может производить в процессе коммуникации. Соответственно, большее конкурентное преимущество

может получить в личностной и профессиональной сфере.

Далее рассмотрим мотивационное состояние личности, как аспект конкурентной борьбы. В этой связи возникает вопрос: «Что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления?»

Для ответа на данный вопрос нужно обратиться к таким понятиям, как потребности и мотивы.

Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности, которое связано с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нор-

368

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

РЯБИНИНА Екатерина Владимировна и другие ПСИХОЛОГИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

мальной жизнедеятельности организма. Эти состояния объективной нужды организма в чем-либо, что лежит вне его и составляет необходимое условие нормального функционирования организма, и называются потребностями (потребности в пище, воде, кислороде и т.п.).

На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не «расшифрована» для него (бессознательна). Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Если до этого момента, как было отмечено выше, поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает «вектор», или направленность.

Действия конкретного субъекта обычно побуждаются сразу несколькими мотивами - полимотивированность человеческих действий. Например, человек может много работать ради высокого качества результата, при этом одновременно удовлетворять какие-либо другие свои мотивы - социального признания, материального вознаграждения и др.

Если мотивы не осознаются, то это значит, что они проявляются в сознании, но в особой форме: эмоций и личностных смыслов. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это «что-то» затрагивает его мотивы.

В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если неуспешно - отрицательные эмоции.

Для примера рассмотрим, в каких случаях у человека возникает гнев: когда мы встречаем препятствие на пути достижения цели. Тогда как страх возникает в тот момент, когда мотив самосохранения оказывается под угрозой. Радость, напротив, появляется, когда мотив получает удовлетворение.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что конкурентная борьба подкрепляется положительными эмоциями, при достижении «победы над соперником» и вызывает отрицательные эмоции при поражении.

Возрастная психология. Изучая вопрос конкурентной борьбы, мы не можем упустить одну из главных областей психологии - возрастную, в которой ярко представлены этапы зарождения Эго, желание конкурировать и быть лучше других.

Современными научными исследованиями доказано, что дети начинают осваивать навыки конкурентного поведения с двухлетнего возраста. Особенно ярко это проявляется в семьях, где есть несколько детей с небольшой разницей в возрасте. Такие дети поставлены в условия постоянного дефицита (внимание родителей, достаточность ресурсов - игрушки, конфеты, деньги). Дети с младшего возраста сталкиваются с ситуацией, когда они вынуждены прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое [2].

Единственные дети в семье, как правило, сталкиваются с конкуренцией впервые за пределами дома (улица, дошкольные образовательные организации, секция и т.д.). Такие дети могут оказаться не подготовлены к конкурентной борьбе, испытав сильные негативные переживания. Какая-то часть детей, особенно с сильными природными задатками к конкурентному поведению (высокая самооценка), быстро адаптируется к новым для себя условиям, тогда как другая часть детей испытывают сильный стресс, уступая в борьбе за желаемое.

Более «жесткие» условия конкуренции начинаются в школе (6-7 лет), чему способствует оценочная система: хорошие оценки - ты хороший, плохие оценки - ты плохой. Если ребенок не соответствует требованиям учителей и родителей, он будет искать другие способы выражения себя.

Находясь в социуме, личность безусловно подверга-ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

ется воздействию иерархических систем, которые присутствуют в любой группе. Поэтому проходя этапы социализации, ребенок либо становиться конкурентоспособным, либо нет.

Подростковый возраст (12-16 лет) характеризуется явной конкуренцией, но уже за власть в «стае» и за право обладания ресурсами. Оценочная система школ и родителей уходит на второй план, важнейшей регуляцией поведения становится инстинкт размножения (пубертатный период, половое созревание), под действием гормональной системы.

В юношеском возрасте реализуются стратегии, приобретенные в детском и подростковом возрасте. Может происходить их корректировка и самонастройка.

Психология личности. С точки зрения психологической науки изучение понятия «конкурентоспособность» является относительно новым направлением и, как правило, рассматривается в контексте изучения конкурентоспособности личности. Понятие «конкурентоспособность личности» вошло в психолого-педагогическую науку в связи с исследованиями зарубежных ученых Дж. Грейсона, К. О'Делла, Р. Мартенса, Г. Олпорт, К. Роджерса, Э. Шострома и др.

Так, К. Роджерс [3] отмечал, что человеку свойственна тенденция развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Г. Олпорт [4] конкурентоспособность личности раскрывал через анализ феномена зрелой личности. Дж. Грейсон и К. О'Делл [5] отмечали в своих исследованиях, что характеристиками конкурентоспособности личности являются потребность в достижении успеха и уверенность в своих силах на основе осознания собственных способностей и возможностей. Р. Мартенс [6] в конкурентоспособной личности видит основной результат социализации.

С середины девяностых прошлого века вопросы конкурентоспособности личности вызвали интерес и у отечественных психологов. На сегодняшний день успешность личности зарождается в конкурентной борьбе между потенциальными соперниками в той или иной сфере человеческих отношений. В результате этого проблема формирования конкурентоспособности личности встала в ряд приоритетных проблем, изучаемых психологией личности [7-10].

В литературе можно встретить достаточное количество определений понятия «конкурентоспособная личность».

У многих авторов данное понятие ассоциируется с человеком, который как минимум выдержал конкуренцию в какой-либо деятельности; с человеком, который добился успехов; с человеком, который благополучен в финансовой сфере. Не случайно, автор термина «конку-рентология» В.И. Андреев изначально предлагал такое понятие как «успехология», но по какой-то причине данный термин не смог закрепиться в научном поле [11].

В психологических словарях понятие «конкуренция» рассматривается как форма организации социального и межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей в условиях противоборства [12].

В психологии личности конкуренция напрямую связана со структурой «Эго» (эго (от лат. ego, др.-греч. еую «я») - часть человеческой личности, которая осознается как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия) и выражает одну из его основных стратегий - превосходство, которое можно охарактеризовать, как потребность в доминировании, желании преобладания и, соответственно, подчинении другого.

Если говорить о бессознательной структуре личности (совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, т.е. в отношении которых отсутствует контроль сознания), то мы можем встретить «Конкурента», как теневую часть. Он отражает ту нашу часть личности, которая жаждет победы.

RYABININA Ekaterina Vladimirovna and other

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE PSYCHOLOGY OF COMPETITIVE FIGHTING

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

В основе данного стремления лежит конфликт между отсутствием способности сотрудничать и объединяться и желанием единства. Неосознаваемый «Конкурент» пытается довести до совершенства любые наши навыки и качества, доказывая тем самым превосходство. «Конкурент» заперт в независимости, что препятствует синергии и принятию. Основная его цель - выиграть и победить других, доказывая собственное превосходство. Обычно человек не догадывается о теневом присутствии «Конкурента», т.к. это вытесненная в бессознательное непринимаемая часть личности.

В обыденной жизни бессознательный «Конкурент» проявляется в конкуренции лучше одеваться, чем другие; иметь красивую внешность; обучать ребенка в престижной школе; иметь дорогой автомобиль; выйти замуж за богатого мужчину и т.д.

Таким образом, мы видим, что конкуренция бывает сознательная, идущая из Эго и неосознаваемая, обуславливающая наше мышление и поведение через формы превосходства.

Социальная психология. Социальная психология как область знаний включает в себя вопросы, связанные с коммуникацией и взаимодействием личности в социальной группе (малой/большой). Также она изучает динамику социальных групп (их образование и распад), феномен лидерства (иерархия и власть), а также аспекты конфликтного взаимодействия (конфликтология).

Наряду с этим, хочется начать рассмотрение конкуренции с теории агрессии К. Лоренца. Говоря об агрессии, он в первую очередь затрагивал вопрос иерархии, которая является ключевым аспектом в образовании феномена конкуренции.

В одной из теорий социальной психологии конкуренция имеет приобретенный характер в процессе социальной адаптации человека. И психологической основой является социальная среда обитания человека, которая заставляет обратиться к конкуренции, чтобы выжить. Так как конкуренция основана на индивидуализме, сопровождается эмоциональной вовлеченностью в борьбу, частичной деперсонализацией представлений о противнике, сторонники этой позиции конкуренцию оценивают отрицательно, а положительно оценивают кооперацию, которая строится на стремлении к сотрудничеству, поиску общих интересов, на достижении совместных результатов и совместного распределения.

ОБСУЖДЕНИЕ

Исследователь Е.В. Эйдман изучал возможности достижения максимального результата при разных соревновательных установках. В ходе проведенного им эксперимента было определено, что испытуемые, имеющие соревновательный мотив продемонстрировали более высокие результаты, чем те участники, у которых не было соревновательного мотива. При этом взрослые испытуемые показали боле высокие результаты, соревнуясь с воображаемым соперником, тогда как дети до 14 лет, участвующие в эксперименте, напротив, показали лучше результат, соревнуясь с реальным равным им соперником, чем с воображаемым [13].

Отечественный психолог Д.Б. Богоявленская изучала эффективность установки на соперничество при решении креативных задач. В результате исследования было выявлено, что установка на соперничество при решении задач оказалась неэффективной, поскольку у испытуемых, ориентированных на победу над соперником, уровень интеллектуальной активности был ниже, чем у испытуемых без подобной установки [14].

Исследователем И.С. Домбровской, в свою очередь, проводился эксперимент на московском рынке труда. Было определено, что востребованные соискатели в качестве индивидуальных конкурентных преимуществ называли знания и навыки, тогда как менее востребованные соискатели - опыт и стаж [15].

ВЫВОДЫ

Подводя итог, отметим, что психология 370

ной деятельности многомерна и может быть рассмотрена с любой позиции психологического знания. Мы наблюдаем внутренние аспекты личности, такие как мышление и эмоции, когда личность прибывает в конкурентной борьбе, а также явные внешние признаки в процессе социального взаимодействия на разных возрастных этапах. Но психология, как наука свободная от оценочных суждений, не обуславливает видение конкуренции, как негативного или положительного феномена. Она констатирует его наличие и изучает многоаспектность его проявления, пытаясь конкретизировать и углубить понимание человека в данной области.

В статье представлена междисциплинарная связь конкурентологии с различными направлениями в психологии - общая психология (психические свойства, процессы и состояния личности), возрастная психология (возрастные этапы развития личности), психология личности (структура личности, поведение), социальная психология (взаимодействие людей в социальной группе). Анализ междисциплинарных связей, продемонстрированных в статье, позволил показать внутреннюю составляющую как конкурентной личности, так и конкуренции как формы взаимодействия. В статье описаны внутренние аспекты личности, такие как мышление и эмоции в процессе конкурентной борьбе, а также явные внешние признаки в процессе социального взаимодействия на разных возрастных этапах.

Как было определено в данной статье, психологические науки, как правило, изучают вопросы становления конкурентоспособной личности. Тогда как конкурентоло-гия, чаще всего, изучает вопросы конкурентоспособности, в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии М., 2000. — 344 с.

2. Анушкина О. На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? //Психологи на b17.ru. — Режим доступа: https://www.bl7.ru/article/21228/. — Загл. с экрана.

3. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс. — М.: Прогресс: Универс, 1994. — 480 с.

4. Олпорт Г. Становление личности / Г. Олпорт. — М.: Смысл, 2002. — 461 с.

5. Грейсон, Дж.К. Американский менеджмент на пороге XXI в. / Дж.К. Грейсон, К. О'Делл. — М.: Экономика, 1991. — 319 с.

6. Мартенс Р. Социальная психология и спорт /Р. Мартенс. — М., 1979 —176 с.

7. Евплова Е.В. Конкурентология: формирование личностной и корпоративной конкурентоспособности будущего специалиста: монография /Е.В. Евплова. — Челябинск: Изд-воЮжно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. — 240 с.

8. Гущина О.М. Система подготовки конкурентоспособного выпускника на основе формирования профессиональной компетенции // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 20-23.

9. Ярыгина Н.А. Теоретико-методологические подходы к подготовке кадров высшей квалификации в условиях Болонского процесса //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 353-357.

10. Кметь Е.Б. Многоуровневый образ успешного выпускника вуза в разрезе мнений старшеклассников и студентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 154-156.

11. Евплова Е.В. Конкурентология: учебно-методическое пособие / Е.В. Евплова. — Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. — 97 с.

12. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2007. — 560 с.

13. Эйдман Е.В. Развитие средств волевой регуляции деятельности //Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1986. № 4.

14. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, гос. ун-та, 1983. — 173 с.

15. Домбровская И.С. Метод незаконченных предложений в исследовании социальной экзистенции и его возможности при подборе персонала //Консалтинг: поиски жанра /сост.Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. М.: Класс, 2004.

Статья поступила в редакцию 08.04.2021

Статья принята к публикации 27.08.2021

конкурент-_

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.