Научная статья на тему 'Психология интеллектуально-деятельностного развития студента'

Психология интеллектуально-деятельностного развития студента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попов Л. М., Ибрагимова Е. Н.

В центре внимания находится студент, прежде всего как интеллектуально-дея-тельностное образование, и психологический механизм его развития, саморазвития. На базе концепции человека как субъекта развития дается характеристика стратегического подхода к личности студента, показаны зоны развития. С помощью метода «Интервью с самим собой» (адаптированный вариант) представлены результаты интеллектуально-деятельностного развития студентов-психологов, место внешней и внутренней детерминации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попов Л. М., Ибрагимова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of intellectual-active development of a student

This work is focused on a student as intellectual-active formation and on psychological mechanism of his development and self-development. Authors give characteristics of the strategic approach to a student's personality on a basis of a concept of a person as a subject of his development. Zones of development are also shown here. The results of intellectual-active development of student-psychologists and the role of external and internal determination in this process are presented by means of a method "Interview with itself.

Текст научной работы на тему «Психология интеллектуально-деятельностного развития студента»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 149, кн. 1 Гуманитарные науки 2007

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

Л.М. Попов, Е.Н. Ибрагимова Аннотация

В центре внимания находится студент, прежде всего как интеллектуально-деятельностное образование, и психологический механизм его развития, саморазвития. На базе концепции человека как субъекта развития дается характеристика стратегического подхода к личности студента, показаны зоны развития. С помощью метода «Интервью с самим собой» (адаптированный вариант) представлены результаты интеллектуальнодеятельностного развития студентов-психологов, место внешней и внутренней детерминации.

Теоретическое осмысление проблемы

Научно-практическая проблема сегодняшнего этапа формирования личности студента как субъекта профессионального развития и саморазвития состоит в том, чтобы на основе фундаментальных знаний по психологии личности, накопленных в отечественной и зарубежной психологической науке, перейти к их внедрению в вузе.

Согласно бюллетеню Министерства образования и науки РФ № 3 за 2006 г. [1] основной стратегической целью повышения качества профессионального образования является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновление структуры и содержания образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирование системы непрерывного образования.

Объектом нашего изучения стали студенты-психологи, обучающиеся в Казани по одной и той же специальности (030301) в классическом университете (КГУ), техническом университете (КГТУ) и одном из коммерческих вузов (ИЭУП).

Социальный заказ состоит в том, чтобы на материале студентов, проходящих профессиональную социализацию в вузах разного типа, выявить их способность не только войти в профессиональную психологическую культуру, но и что-то произвести для нее. Именно в этом случае отчетливо могут быть проявлены студентом функции субъекта, т. е. самостоятельного, инициативного человека, склонного к преобразованию внешнего мира и к самопреобразованию.

На сегодняшний день проблема субъекта является одной из ключевых в подходах к рассмотрению личностной феноменологии. В данной связи можно выделить работы Б.Г. Ананьева [2], С.Л. Рубинштейна [3, 4], А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой-Славской [5], А.Л. Журавлева [6], В.В. Знакова [7], Е.А. Сергиенко [8] и др. Отметим, что в западной психологии в теориях личности понятие субъект также занимает одно из центральных мест, обозначая способность человека быть инициирующим началом. Подтверждением тому является работы А. Адлера [9], А. Маслоу [10], К. Роджерса [11] и др. Анализ различных концепций субъектности показывает, что при подобном подходе человек выступает как носитель активности, как центр интенции собственного бытия. Личность в данном случае рассматривается с точки зрения ее самодвижения, представляется в качестве саморазвивающейся системы. А.В. Брушлин-ским [12] отмечено, что быть субъектом означает инициировать и осуществлять такие специфические виды человеческой активности, как практическая деятельность, общение, познание, созерцание, индивидуальное развитие и др.

Попытки описать феномен личности или объяснить ее происхождение осуществлялись авторами различных теорий. Личностная психологическая организация рассматривается, например, в рамках следующих подходов: «Я-концеп-ции» в работах У. Джемса [13], Р. Бернса [14], И.С. Кона [15]; индивидуальности у А.Г. Асмолова [16], В.С. Мерлина [17]; системно-структурного рассмотрения личности по работам В.Н. Мясищева [18], К.К. Платонова [19], А.В. Петровского [20], Б.Ф. Ломова [21]. При этом одни делали главный упор на тот или иной ее компонент, а другие стремились изучить ее сразу во всех аспектах. Многомерность подходов обусловлена стратегическим многообразием видения человека как объекта изучения и субъекта различных форм его активности.

Рассмотрение подходов к изучению личностной психологической организации не случайно и хорошо согласуется с классификацией стратегий работы психолога. Понятие «стратегия психолога» базируется на положениях К.А. Абуль-хановой-Славской [22] и может рассматриваться как искусство самостоятельно строить свою профессиональную жизнь, формировать для себя характер основного профессионального направления, главных целей и этапов их достижения, самостоятельно регулировать имеющиеся противоречия в жизни и, преодолевая их, стремиться к реализации своих жизненных планов и программ, вершиной которых является творческая самореализация.

Следуя традициям стратегической психологии, введено понятие о четырёх вероятностных стратегиях [23, 24], которые психологи - исследователи с практической или теоретической ориентацией - избирают в своей профессиональной деятельности.

1. Абстрактно-аналитическая, научная стратегия. В рамках этой стратегии предметом изучения становятся чаще всего личностные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие особенности человека, психические процессы, отношения, способности, в которых выделяется собственно психологический аспект. Основная цель здесь заключается в постижении сути изучаемой характеристики и построении после проведения лабораторного эксперимента психодиагностического плана с применением надежных методик, статистической обработки полученных результатов их формализованной модели.

На основе тщательной диагностики способности все ее проявления укладываются в единый психодиагностический ряд, диапазон которого представлен успехами испытуемых от наименьшей степени проявления данной способности до наивысшей. Формализованное описание способности выполняется в виде вербально-знаковой, графической модели. В рамках указанной стратегии осуществляется профессиональный подход к предмету изучения, создание его модельного отображения на основе предельного обобщения экспериментальных данных.

2. Стратегия целостного подхода осуществляется в двух вариантах: практическом и теоретическом. В данном случае человек предстает как психологическая целостность, понимаемая как нечто интегрированное, состоящее из частей, элементов, но не сводимых к ним, т. е. обладающее новыми качествами и свойствами.

Основным методом получения данных в практическом варианте стратегии целостного подхода является наблюдение. При этом изучение человека идет не столько на уровне логики, теории, сколько на уровне клинического, естественного наблюдения, интуиции, здравого смысла. От предварительно сделанных выводов, гипотез осуществляется быстрый переход к действенно-пре-образующему типу взаимоотношений психолога с другим человеком.

В рамках стратегии целостного подхода в ее теоретическом варианте предметом изучения становится другой человек как психическая система. В качестве исходного представления о другом как личности, субъекте берется какая-либо концепция, в которой предмет исследования может рассматриваться как системно-структурная целостность с необходимым и достаточным числом подструктур и уровней. Следует отметить, что полученный материал модельно упорядочен, свидетельствуя о профессионализме проделанной работы, но имеет в большей степени объясняющий характер, нежели преобразующий.

3. Манипуляционная стратегия, т. е. стратегия управления другими. Предметом внимания в данном случае становится технология воздействия, приносящая успех. Технология рассчитана на оказание воздействия на другого человека, группу людей, у которых манипулятором выделяется наиболее «уязвимая» для его целей характеристика личности. Технология может рассматриваться как эмпирически найденное сочетание приемов, способов и средств воздействия, оказывающее необходимое манипулятору воздействие на других людей.

4. Стратегия личностного саморазвития применяется психологом к самому себе, когда предметом исследования становлюсь «Я-сам», т. е. предмет, объект и субъект совпадают. Здесь в гармоническом единстве представлены созерцательное и преобразующее начало.

Согласно идее рассмотрения человека как субъекта создана модель психологической организации субъекта развития и саморазвития [23], в которой может быть выделено два важнейших комплекса: пространственно-временной комплекс (интеллектуальный) и детерминантный комплекс (личностный).

Пространственно-временной комплекс - это системно-структурная организация, ответственная в субъекте за включённость в процессы многомерного взаимодействия человека с миром и с самим собой, а также технологии этого

взаимодействия. Детерминантный комплекс представляет собой многочисленные влияния, оказывающие сильнейшее воздействие на поведение субъекта [25].

Саморазвитие личности в процессе профессионального становления может быть рассмотрено в аспекте интеллектуально-деятельностного развития человека (Л.С. Выготский [26], С.Л. Рубинштейн [4], Я.А. Пономарев [27] и др.) как последовательное прохождение четырех «зон ближайшего личностного и профессионального развития» (Л.С. Выготский [26], Л.М. Попов [24, 28]), с «взаи-мопереходами» внешне- и внутреннеплановых действий (по А.Н. Леонтьеву [29]). Раскрыть резервные возможности в интеллектуально-личностном саморазвитии субъекта можно через исследование способности к профессиональному саморазвитию.

Первая зона развития (см. рис. 1) включает такой диапазон, при котором начальные проявления активности человека осуществляются от воздействия извне каким-либо простым стимулом через стадию принятия этого воздействия в виде первоначального насыщения до репродуктивного ответа на него.

Вторая зона развития, включая все то, что делается в первой зоне, охватывает новый слой интеллектуально-деятельностных проявлений активности: от стадии постановки проблемы и первоначального поиска ее решения с включением стадии краха логических программ (внутреннеплановая деятельность) до продолжающихся во внешнем плане действий типа репродукции с импровизацией, когда в процесс воспроизведения включаются инициативные действия субъекта по частичному творчеству, а технологическая составляющая синкретично включена во внешнеплановую репродуктивно-импровизационную деятельность.

Третья зона развития, вбирая в себя достижения и обозначившийся диапазон активных действий субъекта двух первых зон, характеризуется новым расширением диапазона действий субъекта, который простирается от его действий по постановке и решению задач, включая фазу интуитивного озарения, фазу осознанной вербализации своих действий (внутреннеплановые действия), до созидательных действий субъекта, которые характеризуются уровнем достижений «для себя» (внешнеплановые действия). Технологическая составляющая по-прежнему вплетена в действия субъекта по созиданию содержаний на уровне их творческих достижений «для себя».

Четвертая зона развития, зона максимального развития, включая движение по всем предшествующим зонам, предполагает полное осознание субъектом своих действий (вербализация, формализация), доведение полученных выводов до предельного обобщения на полюсе внутреннеплановых действий. На втором (внешнеплановом) полюсе осуществляется создание профессионально оцененных экспертами содержательных продуктов на уровне «для немногих других, для субкультуры». Наивысшей точкой внешнеплановых действий субъекта в отдельных крайне редких случаях может быть созидание продуктов, оцениваемых на уровне - «для культуры». В силу включенности в действия интеллектуально-деятельностного плана таких процессов, как вербализация, формализация, складываются условия для выделения технологической составляющей как самостоятельной части, имеющей свои уровни обобщения применяемых способов, вплоть до уровня «высоких технологий».

Рис. 1. Зоны развития динамической составляющей пространственно-временного комплекса субъекта развития

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

Способность субъекта к профессиональному саморазвитию выступает в качестве интеллектуально-личностного показателя, характеризующего человека, во-первых, со стороны степени овладения общенаучными и специальными знаниями и умениями теоретико-практического плана, во-вторых, - приоритета в профессиональном самосовершенствовании действий рефлексивно-преобразу-ющего типа над действиями рефлексивно-описательными (рефлексивно-констатирующими).

Исследование проблемы саморазвития личности, а также механизмов этого процесса в зарубежной психологии в большей степени представлено в работах психологов, изучающих феномен самоактуализации (А. Маслоу [10], К. Роджерс [11], В. Франкл [30], А. Адлер [9], Г. Олпорт [31] и др.). Анализ западных концепции личности, где индивид наделен такими характеристиками, как активность, способность жить «здесь и сейчас» в неразрывной связи с прошлым и будущим, независимость в поступках и ответственность за свои решения, гибкость поведения, самопринятие, контактность, креативность показывает, что они достаточно близко в своем понимании личностной психологической организации находятся с отечественными теориями субъектного подхода в психологии. Сходным для них также является в рассмотрении феномена личности постулирование активной жизненной позиции, высокой степени активности, демонстрация изначальных потенций к непрерывному развитию и саморазвитию, самореализации, самоактуализации.

Организация эмпирического исследования, результаты и их обсуждение

Общее количество испытуемых, принявших участие в эмпирическом исследовании, составило 253 человека. Выборку составили студенты-психологи различных вузов г. Казани (КГУ - к^и; КГТУ - кш; коммерческий вуз ИЭУП -кот). Поскольку исследование проводилось в нескольких вузах, обучающих по специальности «Психология» (как государственных, так и коммерческих), то мы можем говорить о репрезентативности представленной выборки. Диагностический комплекс составили модифицированная в ходе исследования методика «Интервью с самим собой» [32] в аспекте профессионального самосовершенствования личности и «Самоактуализационный тест» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз) [33]. Во избежание субъективности, особенно при качественном анализе данных, в ходе исследования использовалась экспертная оценка психологов-профессионалов (профессорско-преподавательский состав).

В модифицированной методике «Интервью с самим собой» больше внимания уделяется анализу места и роли интеллектуального потенциала студентов в процессе профессионального обучения. Кроме того, в отдельные пункты выделяется оценка испытуемыми своих знаний и умений, относящихся к центральным компонентам интеллектуальной составляющей способности субъекта к профессиональному саморазвитию. В отдельный блок во втором варианте плана выносится описание личностного потенциала специалиста, т. к., на наш взгляд, высокий уровень способности субъекта к профессиональному саморазвитию предполагает овладение индивидом специальными свойствами лично-

сти, позволяющим эффективно и успешно выполнять профессиональную деятельность, достигая значимых результатов. Особое внимание в модифицированном плане уделяется осмыслению испытуемым соотношения теоретического содержания и его приложения в будущей профессиональной деятельности, т. к. специфика деятельности специалиста-исследователя и специалиста-практика очевидна и предполагает некоторую особенность в овладении человеком специальными знаниями, умениями, свойствами личности [34].

Современные тенденции в высшем образовании, на наш взгляд, весьма противоречивы. С одной стороны, несомненно, увеличивается количество молодежи, желающей поступить в вуз, и ценность образования выходит на первый план жизнедеятельности человека. С другой - определенная часть студентов в настоящее время характеризуется неудовлетворительной как общеобразовательной, так и специальной подготовкой. Соответственно, встает вопрос о качестве образования молодых специалистов. В образовательном процессе лекции перемежаются с практическими и семинарскими занятиями, используются различные формы обучения (диалогические, проблемные и т. д.), но не всегда понятно, насколько хорошо усвоены знания студентами, транслируемые им преподавателями. Важным становится, чтобы каждое понятие, категория, термин, метод стали личностно значимыми для студентов, прошли сквозь их души. Таким образом, образовательный процесс должен протекать так, чтобы усвоение понятий, категорий, законов, методов стало внутренне мотивированным, имело значение для самого познающего, что обеспечит формирование научного мировоззрения, характеризующего выпускника вуза как специалиста, овладевшего профессиональными знаниями.

Одна из важнейших целей современной высшей школы состоит в том, чтобы дать личности не только общую и профессиональную подготовку, но и необходимую базу для самообразования, профессионального самосовершенствования, личностного саморазвития, активного использования знаний и умений для возникающих реальных практических проблем. В ходе исследования была произведена оценка овладения студентами психологической культурой и их готовности к профессиональному саморазвитию, исходя из анализа результатов, полученных с помощью модифицированной методики «Интервью с самим собой».

В оценке сочинений студентов-психологов по параметру «Овладение психологической культурой» учитывалась степень профессиональной наполненности сочинений. Она оценивалась по степени частоты и адекватности использования специальных знаний, терминов, понятий, категорий.

Способ определения уровня глубины психологической наполненности сочинений также предполагает шкалу, включающую пять градаций: один балл присваивается при условии, что испытуемый в сочинении, описывая себя как профессионала, не использует психологические термины, понятия, специальные знания. Два балла - если они используются мало, лишь упоминаются в некоторых разделах текста, возможна подмена понятий. Четыре балла ставятся, если понятия, категории используются достаточно часто, но как «чужие», допускается небрежное их употребление. При условии использования испытуемым терминов, понятий свободно и повсюду присваивается шесть баллов. Максимальная оценка - десять баллов - ставится, если помимо того, что в со-

чинениях свободно и повсюду используются психологические термины, понятия, категории, специальные знания, ищутся и проводятся параллели с другими науками, искусством.

В силу того, что значимость параметра «Овладение психологической культурой» экспертами оценивается вдвое выше, получаемый балл увеличивается в два раза, в результате чего выводится общий балл как показатель глубины психологической наполненности сочинений терминами, понятиями, специальными знаниями.

В оценке сочинений по параметру «Готовность к профессиональному самосовершенствованию» учитывалось, что испытуемый констатировал различные аспекты своего профессионального Я или же затрагивал определенные проблемы, мешающие дальнейшему его развитию. Наиболее ценными считались такие материалы «Интервью с самим собой», когда в тексте были представлены собственные способы совершенствования себя как профессионала, а также описание опыта их внедрения и опыта преодоления тех проблем, которые стоят перед испытуемыми как профессионалами.

Способ определения уровня готовности к профессиональному самосовершенствованию предполагает шкалу, включающую также пять градаций: один балл присваивается при наличии в сочинении только констатации данных. Два балла присваиваются, когда помимо констатации Я-реального испытуемым затрагиваются определенные проблемы, которые он видит в собственном Я как профессионале. Четыре балла ставятся, когда помимо вышеперечисленного испытуемый предлагает собственные способы профессионального самосовершенствования, являющиеся возможностью преодоления существующих противоречий, но эти способы встречаются лишь в некоторых разделах сочинения. При наличии этих способов во всех разделах присваивается шесть баллов. Максимальная оценка - десять баллов - ставится, если помимо наличия всего вышеперечисленного в сочинениях испытуемым описывается собственный опыт применения способов самосовершенствования, представляемых им как методы изменения себя как профессионала в лучшую сторону.

В итоге получаемый балл увеличивается в три раза, после чего выводится общий балл как показатель готовности к профессиональному самосовершенствованию.

Как видно из рис. 2 и 3, наряду с различиями в уровне готовности студен-тов-психологов к профессиональному самосовершенствованию обнаруживают себя различия в степени овладения ими психологической культурой во всех группах испытуемых от первого к четвертому курсу.

Были обнаружены достоверные различия по параметру «Готовность к профессиональному самосовершенствованию»: в группе испытуемых к8и1 (Хср. = = 5.5) результаты ниже, чем в группе к8и4 (Хср. = 16.8), в группе каП (Хср. = 5.0) - ниже, чем ка14 (Хср. = 11.8), в группе кот1 (Хср. = 3.6) - ниже, чем кот4 (Хср. = 5.1). Исходя из этого можно считать, что на начальном и завершающем этапах профессионального обучения студентов представлена различная сфор-мированность готовности к профессиональному самосовершенствованию.

Рис. 2. Средние значения параметра «Готовность к профессиональному самосовершенствованию»

Рис. 3. Средние значения параметра «Овладение психологической культурой»

Достоверные различия результатов по параметру «Овладение психологической культурой» - в группе испытуемых к8и1 (Хср. = 6.27) выше, чем в группах каП (Хср. = 3.2) и кот1 (Хср. = 2.52), что может свидетельствовать о наибольшей интенсивности усвоения психологической культуры студентами-перво-курсниками Казанского государственного университета, проявляющейся в овладении специальными и общими знаниями, терминами и понятиями. В группах студентов-четверокурсников по данному параметру отсутствуют достоверные различия между результатами испытуемых к8и4 (Хср. = 13.33) и ка14 (Хср. = 11.33), и в обеих этих группах они достоверно выше, нежели в группе кот4 (Хср. = 5.47), что может говорить о меньшей освоенности терминов, понятий, специальных знаний студентами четвертого курса коммерческого вуза (ИЭУП).

Полученные результаты отражают все большее овладение студентов-пси-хологов психологической культурой в процессе профессионального обучения. Кроме того, полученные данные позволяют предположить, что сформирован-ность у студентов готовности к профессиональному самосовершенствованию

может служить косвенным образом и критерием оценки качества получаемого ими образования.

Следует отметить, что при всей дискуссионности вопроса о специальной подготовке и снаряжении студентов специальными знаниями и умениями мы считаем целесообразным при осуществлении образовательной деятельности по специальности 030301 «Психология» принять ту точку зрения, которая определена Госстандартом: психолог должен приобрести научные знания в различных областях и направлениях отечественной и мировой психологии, а также овладеть умениями применять их на практике. В контексте этого подхода присутствует мысль: нет отдельно двух психологий (теоретической и практической), а есть свод психологических знаний, представленный в разнообразных направлениях, школах психологии, и есть приложение этих знаний к практике.

В итоге качественного анализа созданных студентами творческих работ «Интервью с самим собой», проведенных в указанных выше вузах, были получены обобщенные результаты, которые показывают характер достижений сту-дентов-психологов по интеллектуально-деятельностному параметру. Общая картина такова, что успехи в интеллектуальной деятельности представлены в первых трех из четырех выделенных зон развития.

На уровне первой зоны интеллектуально-деятельностного развития субъекта учебной деятельности оценены те результаты, где студенты, число которых составляет 60%, могут лишь изложить отрывочные сведения о себе как личности на профессиональном языке. Таким образом, описывая представления о себе, например по направлениям «мой личностный потенциал», «мой интеллектуальный потенциал», «мой коммуникативный потенциал», студенты не могут составить целостной взаимосвязанной картины. Знания о себе, полученные с помощью тестового исследования, путем самоанализа, самонаблюдения, а также в виде знаний «Я глазами других», представляются студентами дискретно. Они не могут проанализировать их с профессиональной позиции, сделать выводы, составить свой психологический портрет. Приобретая специальные знания, они не в силах воспользоваться ими так, чтобы накопленные знания стали для них внутренним языком, т. е. профессиональным языком, на котором они думают. Исходя из идеи психологического маятника [28], можно утверждать, что интеллектуально-деятельностная активность студентов осуществляется в пределах принятия осуществляемого воздействия и проявляется в виде первоначального насыщения и репродуктивного ответа на него.

Ко второй зоне интеллектуально-деятельностного развития студентов-психологов как субъектов учебной деятельности (до 30% студентов) были отнесены результаты, суть которых такова: студенты сделали язык психологии своим профессиональным языком, преломив профессиональные знания сквозь себя. Здесь имеются все умения, чтобы поставить перед собой проблему. Например, в ходе научно-исследовательской деятельности они намечают пути ее решения, владеют основными профессиональными умениями по проведению психодиагностического эксперимента. Студенты этой группы умеют обработать данные и соотносят их с поставленной практической задачей. При воспроизведении и использовании накопленных знаний и умений они, проявляя интеллектуальную инициативу, придают своей деятельности частично творче-

скую направленность. Таким образом, испытуемые от первоначального насыщения переходят к постановке проблемы, осуществляют шаги в сторону поиска ее решения (внутреннеплановая деятельность), а их внешнеплановая деятельность уже имеет динамику от чисто репродуктивных действий к действиям импровизационного характера.

К третьей зоне интеллектуально-деятельностного развития (до 10% студентов) были отнесены те результаты, где студенты не только показывали высокий уровень способности к личностному и профессиональному росту, но и были достаточно инициативны в овладении знаниями из других областей знания. Студенты данной группы не замкнуты на знании психологии, т. к. в своих сочинениях обращаются к различным аспектам биологии, медицины, математики, иностранных языков и др. Как правило, их интересы затрагивают и область искусства: музыку, художественную литературу и др. Важно, что все полученные знания студенты очень органично встраивают в свою профессионально-психологическую работу. Они интеллектуально инициативны и сами стремятся создать какой-либо проект: теоретической, экспериментальной, прикладной направленности. Студенты данной группы создают в рамках своих научно-исследовательских работ или своей практической деятельности авторские тренинги личностного роста, общения, ролевые игры и др. Проводя психологическое консультирование, успешно вырабатывают свой стиль их проведения. Все их действия могут быть интерпретированы как созидательные в области содержаний и технологии психологического механизма саморазвития субъекта.

Четвертая зона развития включает в себя движение по всем предшествующим зонам, но в своем интеллектуальном акте субъект доходит до предельного обобщения полученных выводов (внутреннеплановые действия), а созданный содержательный продукт будет оценен экспертами-профессионалами на уровне «для субкультуры» или, в редких случаях, даже «для культуры», созданные технологии будут высокого уровня (внешнеплановые действия). К четвертой зоне развития в динамической составляющей пространственно-временного комплекса субъекта развития, скорее всего, могут быть отнесены те психологи-профессионалы, которые способны совершить вклад в теоретическую и практическую психологию как на уровне нового содержания, так и на уровне инновационных технологий. Для студентов-психологов данная зона определяет тенденции их профессионального саморазвития.

Направленность на самоактуализацию, отражая стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, является важным аспектом профессионального саморазвития студентов-психологов. Следующим шагом исследования было рассмотрение корреляционных связей шкал «Овладение психологической культурой» (ОПК) и «Готовность к профессиональному самосовершенствованию» (ГПС) со всеми шкалами задействованной нами методики - «САТ» (см. табл. 1).

В ходе корреляционного анализа обнаружилась прямая взаимосвязь параметров ОПК и ГПС со шкалой «Поддержки», являющейся одним из основных параметров, отражающих личностную самоактуализацию человека. Выявлено, что чем больше и лучше студенты освоили психологические знания и умения,

Табл. 1

Корреляция показателей методик «САТ» и «Интервью с самим собой»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

1 0.5 0.7 0.5 0.6 0.4 0.5 0.5 0.5 0.5 0.4 0.5 0.6 0.4 0.5

5 2 4 7 2 7 2 2 7 2 6 0 1 6 2

1 0.5 0.6 0.5 0.5 0.4 0.5 0.4 0.5 0.4 0.3 0.4 0.5 0.4 0.5

6 0 6 2 5 2 0 5 3 2 9 8 3 5 0

1 - Компетентность во времени, 2 - Независимость поведения и ответственность («Поддержка»), 3 -Ценностные ориентации, 4 - Гибкость поведения, 5 - Сензитивность к себе, 6 - Спонтанность, 7 - Самоуважение, 8 - Самопринятие, 9 - Представление о природе человека, 10 - Синергия, 11 - Принятие агрессии, 12 - Контактность, 13 - Познавательные потребности, 14 - Креативность, 15 - Овладение психологической культурой, 16 - Готовность к профессиональному самосовершенствованию.

чем более выражена у них готовность к самостоятельному профессиональному совершенствованию, тем более они свободны и самостоятельны в своем выборе, автономны и независимы.

Обнаружена прямая взаимосвязь параметров ОПК и ГПС с параметрами «Компетентность во времени», «Спонтанность», «Контактность» и «Самопринятие». Адекватное и эффективное восприятие действительности подразумевает способность человека жить настоящим в окружающем его мире, понимая экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь». Можно сказать, что при высоком уровне готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию им более свойственно действовать не по запланированным заранее схемам поведения, а достаточно гибко, спонтанно. Самоактуализация для них стала образом жизни, а не является только мечтой. Овладевая психологической культурой, студенты все больше получают знаний о закономерностях развития и функционирования психики, о внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих их поведение. Кроме того, они овладевают профессиональными умениями, определяющими успешность их практической деятельности. Можно сказать, что все это определяет способность студентов-пси-хологов к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, глубоких контактов с ними, развитость их коммуникативного потенциала, обусловливающего эффективность субъект-субъектного общения. Умение принять себя, оценить свои достоинства и учесть недостатки, а также аутосимпатия - естественная основа психического здоровья и цельности личности. Чем более студенты направлены на профессиональное саморазвитие, тем более они уверены в себе, их Я-концепция более осознаваема и позитивна.

Обнаружена прямая взаимосвязь параметров ОПК и ГПС с показателем «Гибкость поведения», отражающим личностную самоактуализацию и имеющим непосредственное отношение к профессии психолога. Увеличение количества и качества, усвоенных студентами-психологами знаний и умений позволяют им быть более гибкими во взаимодействии с окружающими, более быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Была обнаружена достоверная прямая взаимосвязь параметров ОПК и ГПС с показателем «Креативностью» личности. Результатом творчества студентов является создание новых как материальных, так и духовных ценностей. При этом творческий процесс, несомненно, предполагает наличие у личности опре-

деленного количества знаний и умений, позволяющих создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Проявление творческого потенциала студентов-психологов является неотъемлемой частью учебного процесса в вузе. Они первоначально должны быть, в определенном смысле, профессионально компетентны, должны впитать в себя установленную часть психологической культуры, которая, в свою очередь, позволит создавать им креативные проекты с уклоном в область нового содержания или в технологию. Таким образом, была рассмотрена специфика самоактуализации личности студентов-психологов во взаимосвязи с их способностью к профессиональному саморазвитию.

Есть определенное основание считать, что характер интеллектуальных действий студентов-психологов может иметь аналогичное распределение по результатам и на других специальностях.

Выводы

1. Подтверждено, что рассмотрение интеллектуально-деятельностного развития человека как последовательного прохождения четырех «зон ближайшего личностного и профессионального развития» (Л.С. Выготский, Л.М. Попов) , с «взаимопереходами» (А.Н. Леонтьев) внешнеплановых действий во внутреннеплановые и наоборот позволяет раскрыть механизм саморазвития личности в процессе профессионального становления. Кроме того, исследование способности к профессиональному саморазвитию позволяет раскрыть «зоны ближайшего развития» в интеллектуально-личностном саморазвитии субъекта.

2. Выявлено, что изучение способности субъекта учебной деятельности к профессиональному саморазвитию позволяет увидеть зоны ближайшего развития в интеллектуально-личностном саморазвитии субъекта. Были выявлены три зоны интеллектуально-деятельностного развития студентов-психологов во внешне- и внутреннеплановых действиях и распределение по ним общего массива студентов (I зона - 60% испытуемых, II зона - 30%, III зона - 10%), которые соотносятся с выделенными теоретически зонами в концепции человека как субъекта саморазвития. К четвертой зоне развития в динамической составляющей пространственно-временного комплекса субъекта развития могут быть отнесены психологи-профессионалы. Для студентов-психологов данная зона определяет тенденции их профессионального саморазвития. В качестве критериев оценки были определены: 1) степень овладения студентами общими и специальными знаниями и умениями; 2) приоритет в профессиональном самосовершенствовании действий рефлексивно-преобразующего типа над действиями рефлексивно-описательными.

3. Обнаружена взаимосвязь различных аспектов самореализации личности студентов-психологов: компетентность во времени, свобода и самостоятельность выбора в деятельности, автономность, самопринятие, гибкость поведения, контактность, креативность и т. д. со степенью постижения ими психологической культуры и их готовностью к профессиональному самосовершенствованию (Я > 0,5).

4. Установлено, что модифицированная в ходе исследования методика «Интервью с самим собой» является не только диагностическим средством, но

и представляет собой надежный метод, позволяющий человеку путем самоанализа осознать две базовых стороны способности к профессиональному саморазвитию (интеллектуальную и личностную), целостно взглянуть на себя субъекта профессиональной деятельности.

Summary

L.M. Popov, E.N. Ibragimova. Psychology of intellectual-active development of a student.

This work is focused on a student as intellectual-active formation and on psychological mechanism of his development and self-development. Authors give characteristics of the strategic approach to a student’s personality on a basis of a concept of a person as a subject of his development. Zones of development are also shown here. The results of intellectual-active development of student-psychologists and the role of external and internal determination in this process are presented by means of a method “Interview with itself’.

Литература

1. Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации № 3, 2006.

2. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 282 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 473 с.

4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 508 с.

5. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна (к 100-летию со дня рождения). - М.: Наука, 1989. -296 с.

6. ЖуравлевА.Л. Психология коллективного субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта. - М., ИП РАН, 2002. - С. 51-81.

7. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. - 2003. - Т. 24, № 2. - С. 95-106.

8. Сергиенко Е.А. Ранние этапы развития субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 270-309.

9. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд «За эконом. грамотность», 1995. - 291 с.

10. МаслоуА. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.

11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс,

1994. - 479 с.

12. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Ин-т психологии РАН, 1994. - 109 с.

13. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 367 с.

14. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Педагогика, 1986. - 374 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 1978. - 302 с.

16. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 367 с.

17. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 253 с.

18. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности. - Самара: Бахрах, 1999. - Т. 2. - С. 223-226.

19. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 254 с.

20. Петровский В.А. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. -255 с.

21. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 448 с.

22. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Наука, 1991. - 299 с.

23. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и зло в психологии человека. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. - 237 с.

24. Попов Л.М. Человек - субъект развития и саморазвития // Психология в Казанском университете: Сб. научн. тр. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. - С. 133-159.

25. Попов Л.М. Концепция человека как субъекта развития и саморазвития // Уч. зап. Казан. гос. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2005. - Т. 147, кн. 2. - С. 123-138.

26. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 396 с.

27. ПономаревЯ.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 304 с.

28. Попов Л.М. Интеллектуально-деятельностный механизм «психологического маятника» в развитии субъекта. Новая геометрия природы // Тр. Объединенной научн. конф. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. - Т. 3. - С. 294-301.

29. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

30. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

31. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -С. 208-215.

32. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. - 237 с.

33. Гозман Л.Я., КрозМ.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. - М.: Рос. пед. агентство, 1995. - 44 с.

34. Ибрагимова Е.Н. Технологии профессионального саморазвития студентов-психо-логов // В.М. Бехтерев и современная психология: Материалы докл. рос. научн.-практ. конф. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - С. 401-407.

Поступила в редакцию 28.09.06

Попов Леонид Михайлович - доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психологии личности Казанского государственного университета.

E-mail: [email protected]

Ибрагимова Елена Николаевна - аспирант кафедры психологии личности Казанского государственного университета.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.