СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА САМОРАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-
ПСИХОЛОГОВ
В.В. Тертычная
Целью статьи является выявление психологических (интеллектуальных и личностных) характеристик субъекта саморазвития на этапе вузовской подготовки на примере студентов-психологов; разработка и последовательная реализация программы, способствующей становлению субъекта саморазвития.
Ключевые слова: субъект саморазвития, способность к саморазвитию, интеллектуальные и личностные характеристики, динамика, технологическая составляющая, профессиональное становление.
The process of human's self-development in psychological department students' university training. The aim of this article is the detection of psychological (intellectual and personal) human characteristics of psychological department students' self-development during their university training; the development and consistent implementation of the program conducive to the formation of human self-development.
Key words: human self-development, ability for self-development, intellectual and personal human characteristics, dynamics, technological component, professional growth.
Обращение к проблеме саморазвития, обусловленное сменой образовательных парадигм, предполагает признание важной роли в образовательном процессе вуза активно действующей личности как преподавателя, так и студента, с их правом на выбор и ответственностью перед российской высшей школой.
Очевидна необходимость ориентации подготовки современного специалиста не только на непрерывный прирост осваиваемых знаний, но и на его саморазвитие и самоизменение личности (Н.Р.Битянова, Л.М.Попов, С.Л.Рубинштейн, и др.). Методологически верно организованный учебный процесс не только должен способствовать максимально эффективному усвоению материала, но и в процессе обучения в вузе студенты должны постоянно развиваться как творческие личности (В.И.Андреев, Я.А.Пономарев и др.).
Таким образом, вопрос профессиональной подготовки студентов тесно переплетается с вопросом, касающимся их личностного саморазвития.
На этапе вузовской подготовки основными показателями личностно-профессионального развития студентов являются характеристики самосознания, а также интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые характеристики. Особое значение приобретают готовность и способность к саморазвитию, что в целом предполагает развитие студентов как субъектов.
В большинстве проанализированных работ подчеркивается непрерывная динамика саморазвития, возможность качественных изменений в поведении человека. В связи с включением человека в разнообразные социальные сферы жизнедеятельности (в том числе профессиональное обучение) в условиях самостоятельного выбора своего жизненного пути ему необходимы не только знания, но и выработка сознательного отношения к различным сторонам жизни, формирование определенной позиции.
Значимость саморазвития личности определяется ее регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно на основе учета своих субъективных отношений к разным сторонам окружающей действительности. В его сферу включается также отношение к себе как к субъекту социальных отношений и как к личности в целом.
Психологическая организация человека как субъекта состоит из двух комплексов: пространственно-временного (интеллектуального) и детерминантного (личностного). Формирование способности к саморазвитию возможно благодаря «психологическому маятнику», взаимопереходам внешнеплановых действий во внутреннеплановые и наоборот (Л.М. Попов).
Качества субъекта саморазвития являются еще и профессионально важными качествами для психологов. В связи с этим, развитие студентов-психологов как субъектов на этапе вузовской подготовки приобретает особую значимость.
Нами проводилось эмпирическое исследование психологических характеристик студентов-психологов как субъектов саморазвития. В проведенном исследовании приняли участие 360 респондентов. Это студенты - психологи дневного отделения с I по V курсы, обучающиеся по специальности 030301 «Психология» в вузах г. Альметьевска и Йошкар-Олы. По результатам диагностики проводился корреляционный анализ, выявлялись достоверные связи способности к саморазвитию с интеллектуальными и личностными характеристиками студентов-психологов. Статистически значимые корреляционные связи со способностью субъекта к саморазвитию имеют три интеллектуальные (общий интеллект, социальный интеллект, гибкость) и 13 собственно личностных (доброжелательность, эмоциональная уравновешенность, совестливость, смелость, мягкосердечность, проницательность, озабоченность, самодостаточность, организованность, фрустрированность, коммуникативные и организаторские склонности, самооценка) характеристик. Таким образом, данные качества составляют базовый комплекс психологических характеристик субъекта саморазвития.
Студенты с высокой способностью к саморазвитию (64 студента из 360, то есть 17,78%) характеризуются высокими интеллектуальными (интеллект, общий интеллект, гибкость, проницательность) характеристиками, эмоциональной уравновешенностью, высокой совестливостью, смелостью, доброжелательностью и мягкосердечностью, высокими коммуникативными и организаторскими склонностями, сферой самосознания (самодостаточность и самооценка), низким тревожным фоном (озабоченность и фрустрированность). В группе с высокой способностью к саморазвитию отрицательные (обратные) связи присутствуют только у таких характеристик, как озабоченность и фрустрированность. Интеллектуальные характеристики
(общий, социальный интеллект, гибкость, проницательность) не только становятся системообразующими, но и интегрируются, связываются между собой. В этой группе наблюдается самое большое число связей.
Группа с низкой способностью к саморазвитию (76 человек из 360, то есть 21,11%) характеризуется повышенным тревожным фоном (высокие значения озабоченности и фрустрированности). Причем, чем в меньшей степени они самодостаточны, доброжелательны и мягкосердечны, тем выраженее у студентов состояние фрустрации и озабоченности, тем менее они организованы и совестливы. Такие студенты эмоционально неуравновешенные, робкие, показывают низкие интеллектуальные характеристики, такие как интеллект, общий интеллект, проницательность, гибкость. Коммуникативные склонности прямо связаны с организаторскими склонностями. Самооценка имеют прямую взаимосвязь с гибкостью, чего не наблюдается в группах с высокой и средней способностью к саморазвитию. Это говорит о способности к гибкому восприятию, новому взгляду на знакомые объекты. Человек уверенный в себе, более гибкий в восприятии и наоборот, негибкость - это следствие неуверенности в себе.
В группе со средней способностью к саморазвитию (220 человек из 360, то есть 61,11%) несмотря на интегрированность характеристик, характер связей довольно противоречив. Чем выше фрустрированность, тем выше показатели проницательности, коммуникативных и организаторских склонностей; чем выше самооценка, тем ниже эмоциональная уравновешенность и гибкость; чем выше самодостаточность, тем ниже доброжелательность. Таким образом, отсутствие гибкости и эмоциональной уравновешенности компенсируется декларируемой уверенностью в себе. Самооценка носит декларативный характер. Начинают интегрироваться интеллектуальные характеристики - общий интеллект связывается с социальным интеллектом. Все это позволяет сделать вывод о том, что это некий переходный этап, когда субъект саморазвития еще не в полной мере сформирован. В этой группе наблюдается наименьшее количество связей.
Изменяется характер системообразующих показателей, происходит их усложнение. Если в группе с низкой способностью к саморазвитию системообразующими являются личностные (в основном эмоциональные) характеристики, то в группе с высокой способностью к саморазвитию ими становятся также коммуникативные, волевые, сфера самосознания и интеллектуальные характеристики. С повышением способности к саморазвитию число связей увеличивается, характеристики интегрируются.
Таким образом, нами определены психологические характеристики субъекта. Субъект саморазвития это высоко организованный, эмоционально уравновешенный, смелый, совестливый, доброжелательный и мягкосердечный человек, обладающий развитой сферой самосознания (самооценкой, самодостаточностью), высокими интеллектуальными характеристиками (интеллектом, общим интеллектом, гибкостью, проницательностью), развитыми коммуникативными и организаторскими склонностями, низкими озабоченностью и
фрустрированностью. С развитием выделенных характеристик будет осуществляться повышение способности к саморазвитию, и, следовательно, становление субъекта саморазвития.
Было проведено экспериментальное изучение становления субъекта саморазвития в процессе вузовской подготовки (на примере студентов-психологов). В исследовании приняли участие студенты I курса дневного отделения, обучающиеся в Альметьевском государственном институте муниципальной службы города Альметьевска по специальности 030301 «Психология». Они участвовали в лонгитюдном исследовании на протяжении 5 учебных лет. В экспериментальную группу вошли 32 студента в возрасте от 17 до 18 лет. Из них женского пола 20 человек, мужского - 12. В контрольную группу вошли 30 студентов в возрасте от 17 до 18 лет. Из них женского пола 20 человек, мужского - 10.
Нами разрабатывалась программа, способствующая становлению субъекта саморазвития. Для повышения способности студентов к саморазвитию, необходимо развивать интеллектуальные и личностные характеристики, входящие в комплекс субъекта саморазвития, «подтягивая» их тем самым к уровням выраженности в группе с высокой способностью к саморазвитию. Программа опиралась на системообразующие показатели в комплексе психологических характеристик субъекта саморазвития, имеющие наибольшее количество связей.
Способность к саморазвитию в экспериментальной и контрольной группах на I курсе имеет низкий уровень развития. Уровни выраженности интеллектуальных и личностных характеристик в целом соответствуют уровням в группе с низкими значениями способности к саморазвитию.
Разработка программы становления субъекта саморазвития осуществлялась по мере ее реализации.
1. На основе первичной диагностики студентов I курса осуществлялось исследование системообразующих показателей в экспериментальной и контрольной группах из ранее выявленного комплекса психологических характеристик субъекта саморазвития. В экспериментальной группе число связей - 25; количество взаимосвязанных показателей - 16; системообразующими в комплексе психологических характеристик субъекта саморазвития, имеющими наибольшее количество связей (4-5 связей), являются: эмоциональная уравновешенность, озабоченность, организованность, фрустрированность. При воздействии на эти показатели, возможно изменение и связанных с ними характеристик. Отрицательные связи с интеллектуальными и личностными характеристиками в экспериментальной группе имеют озабоченность и фрустрированность. Все остальные связи прямые. Так, снижая озабоченность и фрустрированность, находящиеся на высоком уровне, будет оказывается воздействие на повышение уровня таких личностных характеристик, как эмоциональная уравновешенность, совестливость, смелость, организованность, организаторские склонности и таких интеллектуальных характеристик, как интеллект, проницательность, общий интеллект. С повышением эмоциональной уравновешенности, возможно повышение таких интеллектуальных характеристик, как интеллект, проницательность и личностных характеристик, как
самодостаточность, организованность. С повышением организованности, возможно повышение эмоциональной уравновешенности, интеллекта, смелости. Таким образом, оказывая воздействие на системообразующие показатели, мы также будем повышать такие личностные характеристики, как совестливость, смелость, организаторские склонности и такие интеллектуальные характеристики, как интеллект, проницательность, общий интеллект. Содержание программы разрабатывалось с учетом выявленных в экспериментальной группе на I курсе системообразующих характеристик. Программа рассчитана на 72 часа.
2. В следующем году, когда студенты экспериментальной и контрольной групп находились на II курсе, осуществлялась повторная диагностика по выбранным методикам. Проводилось сопоставительное сравнение интеллектуальных и личностных характеристик, оценивалось воздействие программы для первокурсников. В экспериментальной группе понижаются тревожность и фрустрированность, повышаются организованность и эмоциональная уравновешенность, а также совестливость, смелость, мягкосердечность, общий интеллект. Различий по показателям интеллекта и проницательности обнаружено не было. Возможно, это связано с тем, что на формирование интеллектуальных показателей требуется больше времени. На II курсе в экспериментальной группе число связей - 19; количество взаимосвязанных показателей -14; системообразующими психологическими характеристиками субъекта саморазвития, имеющими наибольшее количество связей (по 4 связи), являются доброжелательность, совестливость, самооценка. Все системообразующие показатели в плеяде в экспериментальной группе взаимосвязаны. Все они находятся на среднем уровне выраженности. При оказании воздействия на них, возможно изменение и связанных с ними характеристик. Так, доброжелательность имеет прямые взаимосвязи с интеллектом и общим интеллектом, самооценка с самодостаточностью. Отрицательные связи с системообразующими показателями обнаруживает озабоченность, находящаяся на среднем уровне. Содержание программы разрабатывалось с учетом выявленных характеристик. Программа рассчитана на 72 часа.
3. В следующем году, когда студенты экспериментальной и контрольной групп находились на III курсе, осуществлялась повторная диагностика по выбранным методикам. Проводилось сопоставительное сравнение интеллектуальных и личностных характеристик, оценивалось воздействие программы для второкурсников. Достоверные различия обнаруживаются по таким характеристикам, как доброжелательность, эмоциональная устойчивость, совестливость, смелость, проницательность, озабоченность, организованность, фрустрированность, общий интеллект, коммуникативные и организаторские склонности, самооценка. На III курсе в экспериментальной группе число связей - 20; количество взаимосвязанных показателей - 13. Системообразующими психологическими характеристиками субъекта саморазвития, имеющими наибольшее количество связей (по 6 связей), являются самодостаточность, организаторские склонности. Эти показатели взаимосвязаны. При оказании воздействия на них, возможно изменение и связанных с ними характеристик. Так, организаторские склонности и самодостаточность, находящаяся на среднем уровне, имеют прямые взаимосвязи с эмоциональной
уравновешенностью, смелостью, мягкосердечностью, гибкостью, организованностью, коммуникативными склонностями и общим интеллектом. Содержание программы разрабатывалось с учетом выявленных в экспериментальной группе на III курсе системообразующих характеристик. Программа рассчитана на 72 часа.
4. На четвертом курсе в экспериментальной группе достоверные различия обнаруживаются по всем характеристикам, кроме интеллекта. На IV курсе в экспериментальной группе число связей - 22; количество взаимосвязанных показателей - 16; системообразующими психологическими характеристиками, имеющими наибольшее количество связей (по 5 связей), являются проницательность, гибкость, коммуникативные склонности. Системообразующие показатели в экспериментальной группе взаимосвязаны. Проницательность, коммуникативные склонности и гибкость, находящаяся на среднем уровне, имеют прямые взаимосвязи с интеллектом, общим интеллектом, эмоциональной уравновешенностью, смелостью и самодостаточностью. Содержание программы разрабатывалось с учетом выявленных системообразующих. Программа рассчитана на 72 часа.
5. В следующем году, когда студенты экспериментальной и контрольной групп находились на V курсе, осуществлялась повторная диагностика по выбранным методикам. Проводилось сопоставительное сравнение интеллектуальных и личностных характеристик, оценивалось воздействие программы для четверокурсников. В экспериментальной группе достоверные различия обнаруживаются по системообразующим характеристикам: повышаются проницательность, гибкость и коммуникативные склонности, а также мягкосердечность и общий интеллект. Достоверные различия обнаруживаются по всем интеллектуальным и личностным характеристикам, что говорит об эффективности проведенной программы. На V курсе в экспериментальной группе число связей - 42; количество взаимосвязанных показателей - 16; системообразующими в комплексе психологических детерминант субъекта саморазвития, имеющими наибольшее количество связей (6-7 связей), являются интеллект, мягкосердечность, гибкость, проницательность, самодостаточность, фрустрированность, коммуникативные и организаторские склонности.
Способность к саморазвитию в экспериментальной группе на V курсе находится на высоком уровне, в контрольной группе - на среднем. Экспериментальная и контрольная группы отличаются между собой по уровню выраженности характеристик базового комплекса субъекта саморазвития. Уровни выраженности в экспериментальной группе в целом высокие и соответствуют уровням в группе с высокими значениями способности к саморазвитию. Уровни выраженности в контрольной группе в целом средние.
Таким образом, результаты экспериментального исследования показывают:
1. Субъект саморазвития - это высоко организованный, эмоционально уравновешенный, смелый, совестливый, доброжелательный и мягкосердечный человек, обладающий развитой сферой самосознания (самооценкой, самодостаточностью), высокими интеллектуальными характеристиками (интеллектом, общим интеллектом, гибкостью, проницательностью), развитыми
коммуникативными и организаторскими склонностями, низкими озабоченностью и фрустрированностью.
2. В экспериментальной группе происходит постепенное усложнение системообразующих показателей. Количество связей и системообразующих показателей в экспериментальной группе выше на всем протяжении обучения. Реализация программы повышает интегрированность интеллектуальных и личностных характеристик и обуславливает смену системообразующих от эмоциональных до сферы самосознания и интеллектуальных характеристик.
3. В экспериментальной группе более выраженная динамика психологических характеристик студентов-психологов как субъектов саморазвития по сравнению с контрольной группой.
4. Специально организованная программа, по форме и содержанию соответствующая системообразующим характеристикам на каждом курсе вузовской подготовки, способствует развитию комплекса психологических характеристик, повышению способности субъекта к саморазвитию и становлению студента как субъекта саморазвития.
Предложенный подход к развитию интеллектуальных и личностных характеристик субъекта саморазвития может совершенствоваться, дополняться новым содержанием в соответствии с развитием высшего психологического образования, требованиями рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов, а также применяться на выборках студентов других специальностей.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 500с.
2. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н.Р. Битянова. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 48 с.
3. Попов Л.М. Добро и зло в психологии человека / Л.М. Попов, А.П. Кашин, Т.А. Старшинова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. - 237с.
4. Попов Л.М. Концепция человека как субъекта развития и саморазвития / Л.М. Попов // Ученые записки Казанского государственного университета. 2005. - Т. 147, кн. 2. - С. 123-138. - (Гуманитарные науки).
5. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов / Л.М. Попов. Казань: Изд-во Казан. унта, 1990. - 237с.
6. Попов Л.М. Человек субъект развития и саморазвития / Л.М. Попов // Психология в Казанском университете: сб. науч. трудов. - Казань, 2004. - С.133-159.
7. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития / Я.А. Пономарев // Психологический журнал. 1994. - №6. - С. 38-50.
8. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.-СПб.: Питер, 2003. 720с.