Анализ выше представленной информации о системе ментально-модульного обучения предполагает формулировку понятия «учебный модуль в ментально-ориентированном обучении» [6; 7].
Учебный модуль в ментально- ориентированном обучении это системно подобранный учебный материал, формирующий компетенции по каждому отдельному разделу учебной дисциплины в рамках образовательной программы и позволяющий обучаемому свободно излагать изученный материал на родном языке [8; 9].
Анализируя понятие менталитета этноса, мы предположили существование взаимного влияния менталитета и образования. В результате удалось сформулировать понятие ментально-ориентированной образовательной методики, определить ее содержание, методы и дидактические особенности.
Литература:
1. Айдрус И.А. Особенности развития мирового рынка образовательных услуг на современном этапе / И.А. Айдрус, Л.Ю. Горшкова. - М.: РУДН, 2016. - 316 с.
2. Бережнова, Л.Н. Гуманитарные технологии в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации учебное пособие / под ред. Л.Н. Бережновой, В.И. Богословского. -СПб. Книжный Дом, 2007. - 240 с.
3. Боцоева А.В., Мосина О.А. О необходимости развития навыков критического мышления современных студентов в рамках дистанционного формата обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 51-55.
4. Коробкова С.А. Обучение физике иностранных студентов в полиэтнокультурной образовательной среде медицинского вуза: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Коробкова Светлана Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2017. - 42 с.
5. Коврижных, Д.В. О методологическом обеспечении лабораторного практикума по физике в условиях иноязычной дидактической среды / Д.В. Коврижных, Е.С. Верстаков // Вестник ВолГМУ. - 2005. -№ 13. - С. 85-88
6. Муромцева, А.К. Болонский процесс: проблемы и последствия реализации в России / А.К. Муромцева // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 14 января 2015 г. - СПб., 2015. - № 2. - С. 10-12.
7. Пирогланов Ш.Ш. Психолого-педагогическая составляющая процесса формирования социальной ответственности военнослужащих // Вестник Московского института государственного управления и права. -2015. - № 10. - С. 209-212.
8. Щиголева Н.В. Социализация и адаптация студентов в культурно-образовательном пространстве высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-4. URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 22.02.2021).
9. Фетисова, Е.В. Методика проведения практических занятий по физике с иностранными студентами, обучающимися с использованием языка посредника / Е.В. Фетисова // Инновационная наука. - 2015. -№ 12-2. - С. 273-277.
Педагогика
УДК 658.8
кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент Платонова Айше Вадимовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
«ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
Аннотация. В сфере государственного управления существует острая потребность в высококвалифицированных специалистах, способных реализовать стратегические задачи социально-экономического и инновационного развития России. В данной статье рассматриваются основные вопросы, связанные с процессом подготовки кадров, работающих с молодежью в области рекламной психологии и социологии.
Ключевые слова: реклама, молодежная политика, специалисты, работающие с молодежью, образовательные стандарты, профессиональное позиционирование, Профессиональная подготовка, кадровый потенциал, профессиональные стандарты.
Annotation. In the field of public administration, there is an urgent need for highly qualified specialists who can implement the strategic objectives of socio-economic and innovative development of Russia. This article discusses the main issues related to the process of training personnel working with young people in the field of advertising psychology and sociology.
Keywords: advertising, youth policy, specialists working with young people, educational standards, professional positioning, Professional training, personnel potential, professional standards.
Введение. Актуальность работы обусловлена тем фактом, что сегодня многие люди обеспокоены ближайшим будущим России. Это будущее неразрывно связано с духовно-нравственным обновлением общества. Образование, которое российские студенты получат в ближайшие годы, очень важно для этих преобразований. В этом возрасте, учитывая динамику общественных отношений, на развитие личности существенно влияют ее ценностные ориентации. Поскольку эта социальная группа наиболее уязвима к трудностям и негативным явлениям действительности, это отразится на ее мировоззрении и системе ценностей. Изучение ценностных ориентаций и их формирование является важной задачей специалистов социокультурной деятельности. При этом выяснение характера, содержания и особенностей усвоения национальных ценностей является актуальным и перспективным для общества. Эти и другие факторы,
влияющие на развитие личности, формируются под влиянием различных детерминант. Самая важная из них -реклама.
Одним из самых ярких явлений нашего времени является реклама. Каждый день, открывая социальные сети, гуляя по городу или просто открывая журнал, мы сталкиваемся не только с бесконечной рекламой каких-то товаров, но и с рекламой социальных событий и социальных явлений.
Положительная роль рекламы заключается в том, чтобы помочь молодым людям систематизировать в какой-то мере, собрать и обработать вновь приобретенную информацию и, точнее, определить смысл этой информации. Реклама способствует сужению выбора, а ее положительное влияние влияет на скорость принятия решений в кратчайшие сроки. Воздействуя на мнения и действия общества в целом и каждого человека, реклама формирует общественное мнение, которое представляет собой скрытое или явное отношение различных социальных групп к реальным проблемам и событиям.
Негативный аспект воздействия заключается в том, чтобы видеть в рекламе опасность навязанного ожидания (кому-то, но не молодому человеку) образа мышления, формирования определенных стереотипов, контроля процесса восприятия информации и предоставления советов, которые люди не всегда могут получить. Реклама иногда вызывает недоразумения, часто высвечивая фиктивные проблемы и преувеличивая достоинства рекламных объектов, а также "создавая устойчивую ассоциацию какого-то товара, его владельца на высоком положении в обществе или в его успешной карьере". Под влиянием рекламы и используемых в ней образов дети и молодежь стали принимать строгие и грубые кодексы поведения [4]. Куприянов К. указывает, что реклама имеет "неэтичную направленность", поскольку имеет некоторую альтернативу базовому понятию и формирует неверную шкалу ценностей.
В результате вопрос о влиянии рекламы на общество в целом, особенно на молодежь, четко не решен. В данном случае необходимо говорить о развитии критического отношения молодежи к социальным явлениям, в том числе и к рекламе.
Государство признает необходимость обновления программ подготовки специалистов в области сотрудничества с молодежью. Так, в 2008 году Министерством спорта, туризма и молодежной политики была разработана концепция развития кадрового потенциала молодежной политики Российской Федерации. Заявленной целью концепции является создание условий для обеспечения профессионально подготовленных кадров для наилучшего обеспечения в сфере молодежной политики, с целью развития и реализации потенциала молодежи на благо России. Речь идет не о переподготовке специалистов, уже задействованных в реализации молодежной политики, а о подготовке организаторов, работающих с молодежью. Однако рекомендуемый характер мер, предложенных в данной концепции, не привел к ожидаемым изменениям в системе подготовки специалистов в области молодежной политики.
Изложение основного материала статьи. В 2014 году правительство РФ утвердило Постановление "Основные принципы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года" [5], которым впервые был установлен статус специалистов, работающих с молодежью ("работники федеральных, региональных или муниципальных администраций, органов местного самоуправления, организаций любой формы собственности, работающих с молодежью") и предложен ряд мер, которые помогут восстановить потенциал людей в этой сфере. В частности, была присвоена специальная профессиональная квалификация - "специалисты, работающие с молодежными организациями" [9].
В связи с этим необходимо проанализировать федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональные стандарты "Организации взаимодействия с молодежью" с целью определения их соответствия друг другу и реализации молодежной политики [7].
Действующий федеральный государственный образовательный стандарт 39.03.03 "Организация взаимодействия с молодежью" в области подготовки кадров утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2015 году. Согласно стандарту, направлениями профессиональной деятельности выпускников, окончивших бакалавриат, являются обращение к основным объектам дальнейшей деятельности в сфере труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникаций, здравоохранения, связей с государственными и общественными структурами, молодежью и детьми, а также социокультурные процессы в молодежной среде, способы и формы воздействия на молодежь, федеральные и региональные администрации., органы местного самоуправления, осуществляющие функции Государственной молодежной политики и сотрудничающие с молодежью. Поэтому после завершения образовательной программы специалисты, работающие с молодежью, должны обладать не только широчайшими теоретическими знаниями в социально-гуманитарной области, но и конкретными навыками и компетенциями [3]. Последнее, на наш взгляд, практически невозможно для современных высших учебных заведений.
Важное место для подготовки специалистов занимает учебный курс "психология и социология рекламы".
Целью дисциплины является формирование коммуникативных и профессиональных компетенций, связанных со способностью решать сложные задачи в области рекламы в национальных и общественных организациях, работающих с молодежью. В курсе очерчены рамки социологических и психологических аспектов рекламы, в частности механизмы и характеристики воздействия рекламы на социальные институты и процессы, а также на личностное сознание потребителей; конкретные детали социальной рекламы; механизмы и характеристики воздействия рекламы на социальные институты и процессы, а также на личностное сознание потребителей; особенности воздействия рекламы на социальные институты и процессы, на личностное сознание потребителей [6].
Практический курс предназначен для развития и совершенствования навыков в области разработки рекламной информации, особенно социальной рекламы, которая более востребована специалистами в этой области. В процессе выработки практических навыков используются интерактивные формы взаимодействия: дискуссии, ролевые игры, групповая работа, видео-кейсы.
При очевидных контурах рекламного обучения важным носителем учебных курсов является социальная направленность реализации рекламных концепций. Поэтому будущие выпускники получают знания о рекламных кампаниях с целью достижения прагматической цели профессиональной деятельности.
Выводы. Для успешной реализации учебной дисциплины "психология и социология рекламы" необходимо консолидировать работу преподавателей высшей школы и представителей рекламного бизнеса,
что обеспечивает органичное переплетение практических умений с теоретической структурой учебного материала, освоение знаний.
Литература:
1. Бабинцев В.П, Реутов Е.В. Кадровые ограничения государственной молодёжной политики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2019. - № 4. - С. 163-169.
2. Веселкина А.А, Нелидкин А.М. Формирование кадрового потенциала органов реализации молодёжной политики // Социально-экономические аспекты развития современного общества. Рязань, 2016. -С. 17-21.
3. Гегель Л.А, Казакова Е.О. Ключевые проблемы развития молодёжной политики в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 6. - С. 161-174.
4. Куприянов К. Поколение «ноль» // Продвижение Продовольствия. Prod&Prod. - 2010. - №4.
5. Основные принципы государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года» // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government. ru
6. Гусев Б.Б. Оценка развития кадрового потенциала молодёжной политики в субъектах Российской Федерации // Вестник КемГУ. - 2018. - № 3. - С. 116-119.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.10.2015 №1173 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодёжью (уровень бакалавриата)» // СПС Кон-сультантПлюс.
8. Приказ Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ от 23.12.2008 № 72 «Об утверждении концепции развития кадрового потенциала молодёжной политики в Российской Федерации», часть I Концепции // СПС Кон-сультантПлюс
9. Формирование системы кадрового обеспечения государственной молодёжной политики. Информационно-аналитический отчёт по итогам социологического исследования. - М. - Белгород: БИГМУ, 2017. С. 22-26.
Педагогика
УДК 37
кандидат физико-математических наук, доцент Погибельский Александр Прохорович
Московский физико-технический институт (г. Москва), Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники (г. Москва); кандидат физико-математических наук, доцент Погибельская Наталья Борисовна Московский физико-технический институт (г. Москва), Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники (г. Москва), Институт физики прочности и материаловедения (г. Москва)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ
ОБУЧЕНИИ
Аннотация. В статье описаны дидактические возможности различных облачных сервисов при организации дистанционного обучения физике. Проведено сравнение их технических и дидактических возможностей. Описан опыт авторов по использованию облачных сервисов в оп-Нпео обучении. Выделены методические советы по эффективной организации образовательного процесса в новых условиях обучения. В результате исследования сделан вывод, что использование облачных сервисов в условиях дистанционного обучения способствует разнообразию методов и приемов организации объяснения учебного материала, актуализации и закрепления изученного материала, проверки знаний.
Ключевые слова: дистанционное обучение, облачно ориентированные технологии, облачные сервисы.
Annotation. The article describes the didactic capabilities of various cloud services in organizing distance learning in physics. A comparison of their technical and didactic capabilities is carried out. The authors' experience in using cloud services in on-line training is described. Highlighted methodological advice on the effective organization of the educational process in the new learning environment. As a result of the study, it was concluded that the use of cloud services in the context of distance learning contributes to a variety of methods and techniques for organizing the explanation of educational material, updating and consolidating the studied material, and testing knowledge.
Keywords: distance learning, cloud-based technologies, cloud services.
Введение. Реалии современности, с которыми встретилась мировая цивилизация в связи с пандемией, особенно остро сказались в образовательной отрасли. В 2019-2020 учебном году образовательный процесс претерпел трансформации и по большей части проходил в дистанционной форме.
Авторы и ранее в своих публикациях обращались к теме on-line обучения [1]. В этой работе авторы описали первый свой опыт применения дистанционного обучения и ими был сделан вывод о том, что уровень информатизации учебного процесса только косвенным образом связан с качеством образования и не может быть его критерием. Качество образования определяется, в первую очередь, квалификацией преподавателей, рабочей обстановкой на кафедрах, мотивированностью студентов и уровнем их подготовки.
Продолжая свою работу в дистанционном формате, в работах [2, 3] авторы отмечают, что on-line образование является инновационной технологией и может рассматриваться как технологическая основа современного высшего образования.
Сейчас же перед образовательными учреждениями встало много новых задач. За достаточно короткий интервал времени вузы вынуждены были кардинально изменить формы, средства, методы, приемы и способы обучения.
Часть вузов ввела переход на дистанционную форму обучения с использованием специализированных платформ (Moodle, GoogleClass и т.п.), другие - с использованием групп в социальных сетях и мессенджерах;