DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_344 УДК 343.13
ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА PSYCHOLOGY OF INTERROGATION
ЦЕБЕКОВА Гиляна Владимировна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: tsebekova_gv@mail.ru;
АШТАЕВА Саглар Сергеевна,
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова».
358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11.
E-mail: ashtaeva.s@mail.ru;
НАКТАНОВ Константин Константинович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: naktanovk@mail.ru;
КВИЦИНИЯ Диана Аполлоновна,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского права ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения». 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24. E-mail: с560сс777@mail.ru;
БАДМА-ХАЛГАЕВА Иляна Дмитриевна,
магистрант кафедры уголовного права и процесса
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: ybadmaxalgaeva@mail.ru;
АДЬЯЕВА Баира Алексеевна,
студентка факультета управления и права, направление «Юриспруденция» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: adyaevab2002@gmail.com;
ГОРЯЕВА Александра Андреевна,
студентка факультета управления и права, направление «Юриспруденция» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: sgoryaeva2003@mail.ru;
ОРУСОВ Сян-Тор Санджигоряевич,
студент факультета управления и права, направление «Юриспруденция» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail:syantor13@mail.ru;
TSEBEKOVA Gilyana Vladimirovna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov." 358000, Republic of Kalmykia, Elista, st. Pushkina, 11. E-mail: tsebekova_gv@mail.ru;
ASHTAEVA Saglar Sergeevna,
Senior Lecturer at the Department of Civil Law and Procedure
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov." 358000, Republic of Kalmykia, Elista, st. Pushkina, 11. E-mail: ashtaeva.s@mail.ru;
NAKTANOV Konstantin Konstantinovich,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov." 358000, Republic of Kalmykia, Elista, st. Pushkina, 11. E-mail: naktanovk@mail.ru;
KVITSINIA Diana Apollonovna,
Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer at the Department of Business Law
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "State University of Education".
141014, Moscow region, Mytishchi, st. Vera Voloshina, 24.
E-mail: s560ss777@mail.ru;
BADMA-KHALGAEVA Ilyana Dmitrievna,
Master's student at the Department of Criminal Law and Procedure
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov." 358000, Republic of Kalmykia, Elista, st. Pushkina, 11. E-mail: ybadmaxalgaeva@mail.ru;
ADYAEVA Baira Alekseevna,
student of the Faculty of Management and Law, direction "Jurisprudence"
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov." 358000, Republic of Kalmykia, Elista, st. Pushkina, 11. E-mail: adyaevab2002@gmail.com;
GORYAEVA Alexandra Andreevna,
student of the Faculty of Management and Law, direction "Jurisprudence"
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov." 358000, Republic of Kalmykia, Elista, st. Pushkina, 11. E-mail: sgoryaeva2003@mail.ru;
ORUSOV Syan-Tor Sanjigoryaevich,
student of the Faculty of Management and Law, direction "Jurisprudence"
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov." 358000, Republic of Kalmykia, Elista, st. Pushkina, 11. E-mail: syantor13@mail.ru
Краткая аннотация: в статье уделяется внимание психологии допроса, трудностям, с которыми приходится сталкиваться следователю при получении показаний.
Abstract: the article focuses on the psychology of interrogation, the difficulties that the investigator has to face when obtaining testimony.
Ключевые слова: допрос, следственное действие, показания.
Keywords: interrogation, investigative action, testimony.
Для цитирования: Цебекова Г.В., Аштаева С.С., Нактанов К.К., Квициния Д.А., Бадма-Халгаева И.Д., Адьяева Б.А., Горяева А.А., Орусов С.-Т.С. Психология допроса // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 344-347. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_344.
For citation: Tsebekova G. V., Ashtaeva S.S., Naktanov K.K., Kvitsinia D.A., Badma-Khalgaeva I.D., Adyaeva B.A., Goryaeva A.A., Orusov S.-T.S. Psychology of interrogation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 344-347. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_344.
Статья поступила в редакцию: 25.05.2023
Допрос является установленной законом особой формы диалога, она может протекать или как сотрудничество, или как психологический поединок и противоборство.
Важную роль в создании эффективности от допроса играет сторона общения, то есть положительная психологическая обстановка, которую создает следствие, а также присутствие личного психологической связи. Она определяется как уровень отношений между участниками во время допроса, когда участвующие стороны желают и могут принимать информацию, которую он передают друг другу. Установление такой связи является созданием положительной психологической обстановки для следствия, когда допрашиваемый психологически готов принимать участие в общении, внимательно слушать следователя, воспринимать все его слова, указанные доказательства и все доводы, даже в случае конфликта, в том случае, когда он не хочет говорить правду, либо же передать ложные сведения, либо же помешать следствию воссоздать истинную картину.
Психологической связи также помогает общительность и открытость следователя, именно его способность сделать так, чтобы люди были открыты к диалогу и доверяли ему, а также умение увидеть все особенности характера допрашиваемого (характера, состояния психики, возраста, интересов, отношения к расследованию дела), также нахождение правильного тона при общении, пробуждение интереса к тому, чтобы передать только правдивые сведения. Во время настройки психологической связи важную роль играют корректность следователя, объективность, непредвзятость, доброжелательность, готовность крайне внимательно слушать оппонента, а также навык устранить напряжение во время диалога.
Психическое влияние можно использовать, когда начинается противоборство или психологический поединок, если допрашиваемый хочет скрыть или умолчать об известных ему деталях, дает ложные сведения, мешает расследованию дела. Суть данного приема заключается в том, что применяются методы, которые помогают более эффективно создать общение с использованием доказательств и применением психологических процессов, которые могут изменить ход ответов, а также позицию и мнение допрашиваемого, его убеждение, что крайне важно отвечать только правдиво и оказать помощь следствию.
Психическое воздействие возможно осуществить только в рамках на основании УПК РФ. Обычно нельзя получать сведения через применение насилия, шантажа, угроз или других неправомерных действий. Нельзя также использовать приемы, которые базируются на лжи, либо применении скрытых побуждений самого допрашиваемого, либо указании ложных данных. Важную роль играет во время допроса способ убеждения. Он заключается в том, что на личность воздействуют путем обращения в сторону ее личного критического мышления. Подготовительный отбор, правильное построение выводов и фактов, которые уже имеет следствие, а также их предъявление в нужном эмоциональном тоне и правильно построенной последовательности могут в целом определить эффективность психического влияния.
Во время психического влияния дознаватель неосознанно применяет рефлексию и рассуждения, где он на основании эмоциональных, волевых и интеллектуальных качеств, а также психических состояний и свойств допрашиваемого он предугадывает ход мыслей, окончательных выводов и решений, которые он примет, а затем это все по решению следователя можно применить. Воспроизводя и имитируя слова допрашиваемого, его предполагаемую позицию при поведении и выводы, дознаватель выбирает самые эффективные методы использования имеющихся доказательств и информации. Передача для допрашиваемого оснований, чтобы принять какое-либо решение, которое может помочь раскрытию совершенное преступления, и есть рефлексивное воздействие.
Тактические методы, которые основываются в соответствии с психическим влиянием, обязаны отвечать на условие избирательности. Важно, чтобы они могли правильно воздействовать лишь относительно лица, которое не раскрывает правду и мешает ее установлению, а также, чтобы они оказались нейтральны относительно иных незаинтересованных людей1.
Полученные от допрашиваемых показания подвергаются анализу после допроса, а также во время его ведения. В это время там можно увидеть противоречия внутри человека, некие несоответствия показаниям, которые были даны прежде и иным доказательствам, которые уже собраны.
Естественно, что появляющиеся в сведениях неточности, противоречия или пробелы еще не говорят о том, что сведения однозначно ложные. Разнообразные искажения могут быть в сведениях даже у добросовестных людей, поскольку возможно различное психологическое воздействие, которое может определить дальнейшие показания с того момента, как было воспринято какое-либо событие до сообщения информации по нему во время допроса и записи ее в узаконенном виде.
Такое единое отражение, которое называется восприятием, нельзя свести только к суммированию конкретных ощущений, оно являет собой улучшенную новую степень чувственного и эмоционального познания. Это можно описать в первую очередь осмысленностью, близкой связью рядом с мышлением, а также осознанием сути явлений и предметов. Это все формирует точность и глубин увиденных образов и уберегает от частых ошибок, слуховых или оптических иллюзий или иных искажений, которые присущи органам восприятия чувств любого человека. Несмотря на то, что органы восприятия чувств самостоятельно не могут реагировать на влияние внешних раздражителей, а делают это лишь в определенном диапазоне, то натренированность и возможность для упражнения этих органов и их активное взаимодействие могут увеличить диапазоны чувствительности.
К примеру, спортсмены, тренера, педагоги и иные лица, чья работа напрямую связана с вечной надобностью точного подсчета времени, могут опередить других в наиболее верном установлении времени. Автоинспекторы и шоферы обычно лучше смогут оценить скорость автомобиля, а люди, кто работает на производстве красок или занимаются лакокрасочными работами, смогут отличать такие оттенки цветов, которые не смогут отличить представители иных профессий.
Во время допроса важно помнить про индивидуальные и объективные факторы, осложняющие получение достоверной и полной информации относительно расследования. Объективные факторы - это внешние состояния для восприятия, а также особенности объектов: яркая или тусклая освещенность, время произошедшего события, сильный шум, некомфортные условия погоды, расстояние до предметов и т.п. Индивидуальные факторы - это физические недостатки и уменьшение возможностей для восприятия со стороны органов восприятия чувств из-за усталости, болезни, опьянения, волнений, психических расстройств и иных причин. Пропуски и искажения информации во время восприятия могут быть из-за антипатии или симпатии, предубежденности или особенного отношения человека к другим участникам случившегося. Тогда происходящее не специально может восприниматься в другом свете, а поступки других людей интерпретируются на основании сформировавшегося индивидуального отношения со стороны наблюдателя. А потому моменты восприятия могут заглушаться. Проще говоря, в этот момент человек может слушать, но не слышать, или смотреть, но не видеть.
Для того, чтобы не допустить ошибки и тщательно проверить правдивость сведений от допрашиваемого, при каждом удобном случае важно внимательно проверять все условия для восприятия, также то основание, на котором базируются все сведения.
Очень важное положение методов допроса - это необходимость для установления и поддержания психологического контакта дознавателя, следователя и допрашиваемого.
Психологический контакт можно описать в качестве взаимоотношения между допрашиваемым и следователем, в то время, как допрашиваемый добровольно и осознанно дает следователю информацию, которая имеет значение в следствии. Н.И.Порубов описывает психологический контакт в виде систему действия людей между собой во время их общения, которое базируется на доверии; также в виде информационного процесса, когда лди имеют возможность и хотят принимать информацию, которую они передают друг другу2.
Необходимо указать: создание психологического контакта не является однозначным решением для того, чтобы допрашиваемый давал только правдивые показания. Его присутствие - это только первый шаг для дачи правдивых сведений, так сказать, одно условие, которое может помочь получение их. Контакт не значит, что возникнет симпатия и готовность идти на взаимные уступки. А в случае возникновения конфликта создание психологического контакта может значить участие допрашиваемого в разговоре, формирование условий для того, чтобы было свободное общение допрашиваемого и следователя, даже несмотря на существующий конфликт. Психологическое напряжение также может остаться, однако дознаватель обязан его как можно скорее уменьшить, добиться преодоления от допрашиваемого чувства раздражения и антипатии против следователя3.
Также психологический контакт можно достичь с помощью авторитета дознавателя, его твердостью и непреклонностью во время принципиальных вопросов, но одновременно его благожелательностью, явным стремлением помочь допрашиваемому, готовностью увидеть в каждом в первую очередь живого человека.
Психологический контакт, который установился между допрашиваемым и дознавателем не равен тому, что между ними отныне отношения равенства. Как говорится в специальной литературе, несмотря на то, что психологический контакт во время допроса - это двусторонний
1 См.; РатиновА.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М., 1970.С.45.
2 Порубов Н. И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. 2-е изд. - Минск, 1973. С. 73.
3 Карнеееа Л. М., Соловьев А. Б., Чувилев А. А. Допрос подозреваемого и обвиняемого. М„ 1969. С. 21.
процесс, важно помнить, что это также отношения между физическим лицом и представителем закона, также лицо может быть подозреваемым либо обвиняемым в преступлении. И тогда естественно наличие разницы между ними, не стоит ее не замечать или преуменьшать. Контакт действительно работает, когда он образуется во время понимания реальности положения дел, истинной расстановки сил, а также он базируется на уважении со стороны допрашиваемого относительно следователя.
Для того, чтобы создать психологический контакт дознаватель обязан расположить в отношении себя допрашиваемого. Важно интересоваться судьбой подозреваемого либо обвиняемого. А если следователю все равно, кого и зачем он допрашивает, он ведет себя слишком сухо и формально, психологический контакт не получится между ними ни при каких обстоятельствах. Дознаватель должен быть корректен и ровен, но одновременно и человечен, и благожелателен. Грубость, раздражительность, равнодушие и сухость сразу же могут вызвать негативную ответную реакцию.
Допрашиваемому хочется видеть, что следователь хочет лишь понять истину и он не планирует обвинять его любыми путями, а также готов слушать его, а затем проверить всю информацию. Также важно следователю показать для допрашиваемого, что его стремления обмануть не имеют смысла, поскольку он отлично знает все материалы дела, готов к проведению допроса и не будет верить каждому слову допрашиваемого.
В том случае, если допрашиваемый не вежлив, груб или развязно себя ведет, важно в тот же момент это остановить. В подобных случаях может помочь замечание, которое сказано выдержано и спокойно, следователь не имеет права на ответную грубость. Любой его срыв во время допроса может поспособствовать тому, что психологический контакт не удастся установить после.
Также важно помочь проявить допрашиваемому интерес для общения с дознавателем и для дачи показаний. Обвиняемый или подозреваемый сам должен захотеть общения со следователем, он может ждать допроса даже просто для спора со следователем или рассказа новых данных, которые могут помочь ему. Нужно, чтобы он слушал возражения дознавателя без злости, а также не отвергал мгновенно их, и тогда со временем он будет соглашаться со словами следователя и даже может сказать правду в конце.
Следователю стоит стремиться к такому стилю своего поведения во время допроса, чтобы он был идеальным и безупречным. Важно, например, держать себя в руках относительно выражений чувств и эмоций к показаниям, он может оценивать сведения только тогда, когда однозначно уверен, что они лживы или правдивы.
Для формирования психологического контакта важна также обстановка допроса. Следует создать ее деловой и спокойной. Важно убрать все отвлекающие факторы, которые могут нарушить доверительную беседу, такие, как переговоры с коллегами или телефонные звонки.
Уже было сказано, что с точки зрения психологии сущность допроса - это взаимодействие и общение между допрашиваемым и следователем, которое ориентировано на то, чтобы извлечь важную информацию. Допрос является не просто пассивным получением каких-либо сведений, но активной деятельностью со стороны всех участников. Другими словами, взаимодействие во время допроса также, как и любое иное, подразумевает психологическое воздействие сторон друг на друга и на всех участников. А потому, следователь имеет право на воздействие в сторону допрашиваемого, то есть уговорить допрашиваемого сделать так, как то нужно для расследования.
Между юристами проскакивали высказывания о том, что неправомерно использование всякого психологического воздействия от дознавателя на допрашиваемого. Пожалуй, это ошибочное мнение, которое не учитывает действительного положения дел. Психологическое воздействие в любом случае неизбежно в ходе всякого общения. А запретить его во время допроса не представляется возможным, речь в данном случае идет только о правомерности и законности действий следователя в отношении допрашиваемого.
Важно четко отделять узаконенное психологическое воздействие от неправомерного давления и вымогательства показаний, которые просто нудны следствию. А.Р.Ратинов указывает, что «узаконенное психическое воздействие самостоятельно не трактует некое действие, также не вытягивает показание какого-либо содержания, но вторгаясь в психологические процессы внутри человека, оно создает правильное отношение человека, его осознанную позицию в отношении обязанностей как гражданина и только опосредованно наталкивает на выбор конкретной позиции поведения»1. А потому тонкая грань между законным психологическим влиянием и эмоциональным насилием может определяться, через законы о тактике приемов во время допроса, и через присутствие у допрашиваемого четкой свободы выбора какой-либо позиции.
Для обеспечения результативности допроса, дознаватель обязан применять воздействие в отношении допрашиваемого, но воздействовать очень гибко. Другими словами, методы допроса выстраиваются исходя из позиции допрашиваемого относительно расследуемому делу, и какая ситуация получается по ходу разговора - бесконфликтная либо конфликтная. От этого зависит выбор следователем различных приемов для допроса.
Библиография:
1. Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М., 1970.123с.
2. Порубов Н. И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. 2-е изд. - Минск, 1973. 120с.
3. Карнеееа Л. М., Соловьев А. Б., Чувилев А. А. Допрос подозреваемого и обвиняемого. М„ 1969. 234с.
References:
1. Ratinov A.R. The theory of reflexive games as applied to investigative practice // Legal cybernetics. M., 1970.123p.
2. Porubov N.I. Interrogation in Soviet criminal proceedings. 2nd ed. - Minsk, 1973. 120 p.
3. Karneea L.M., Solovyov A.B., Chuvilev A.A. Interrogation of the suspect and the accused. M„ 1969. 234 p.
1 Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике // Правовая кибернетика. М., 1970.С.45.