ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД_
Научная статья УДК: 159.9; 316.77
DOI: 10.20323/1813-145X_2023_5_134_173 EDN: KEJAHG
Психология детей, возвращенных из зон боевых действий
Магомед Магомедаминович Далгатовш, Умагани Шамхаловна Магомедханова2, Юрий Николаевич Слепко3
1 Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова. 367003, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, д. 57
2Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова. 367003, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, д. 57
3Доктор психологических наук, профессор РАО, декан педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1
[email protected]н, https://orcid.org/0000-0002-1986-7515 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4164-8060 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6768-4652
Аннотация. Предметом настоящей статьи является изучение психологических следствий, возникающих в результате вынужденного переселения из зон боевых действий. На материале статистических данных показано возрастание в последние годы числа беженцев, в том числе детей-беженцев, что неминуемо приведет и к возрастанию соответствующих ситуации вынужденного переселения психологических трудностей и нарушений. Особое внимание уделяется обсуждению негативных последствий вынужденного переселения для детей-беженцев. Материалом для полученных результатов выступили современные отечественные исследования, предметом которых является изучение психологических последствий ситуации вынужденного переселения. Анализ исследований производился по ряду оснований: использование в качестве объекта исследований детской или взрослой выборки; ориентация исследований на диагностику психологических особенностей детей-беженцев или коррекцию психологических нарушений; систематизация исследований по изучаемым сферам психической жизни и конкретным психологическим проблемам, возникающим в результате вынужденного переселения детей.
В результате проведенного исследования установлено преобладание работ, объектом которых является взрослая выборка испытуемых, что говорит о меньшем внимании к психологическим проблемам, возникающим в результате вынужденного переселения у детей. Выявлена преобладающая в психологическом сообществе установка на значительно большее внимание к психологической диагностике последствий вынужденного переселения в сравнении с организацией работы по коррекции психологических нарушений. Наиболее часто изучаемыми сферами психической жизни детей-вынужденных переселенцев являются сферы социального взаимодействия, нарушения в эмоциональной, мотивационной, личностной сферах. Многообразие конкретных психологических проблем, возникающих в ситуации вынужденного переселения, сгруппировано по проблемам социально-психологического характера, проблемам эмоциональной сферы, клинических и патопсихологических расстройств, развития посттравматического стрессового расстройства и др. В заключение формулируются выводы о необходимости обращения большего внимания к исследованию всего разнообразия психических явлений и феноменов, возникающих в ситуации вынужденного переселения детей.
Ключевые слова: беженцы; психология; социальное взаимодействие; клинические расстройства; патопсихологические расстройства; посттравматические стрессовые расстройства; сферы психической жизни
Работа выполнена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2023 год «Психологическое сопровождение как фактор социальной реабилитации детей, возвращенных из зон боевых действий».
© Далгатов М. М., Магомедханова У. Ш., Слепко Ю. Н., 2023
Для цитирования: Далгатов М. М., Магомедханова У Ш., Слепко Ю.Н. Психология детей, возвращенных из зон боевых действий // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 5 (134). С. 173-180 http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_5_134_173. https://elibrary.ru/KEJAHG
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY, PSYCHODIAGNOSTICS OF DIGITAL EDUCATION
ENVIRONMENTS
Magomed M. Dalgatov1H, Umagani Sh. Magomedkhanova2, Yuri N. Slepko3
:Doctor of psychological sciences, professor, head of department of psychology, Dagestan state pedagogical university named after R. Gamzatov. 367003, Makhachkala, M. Yaragsky st., 57
2Candidate of psychological sciences, associate professor of department of psychology, Dagestan state pedagogical university named after R. Gamzatov. 367003, Makhachkala, M. Yaragsky st., 57
3Doctor of psychological sciences, professor of RAE, dean of faculty of education, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky. 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya st., 108/1
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-1986-7515
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-4164-8060
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-6768-4652
Abstract. The subject of this article is to study the psychological consequences that arise as a result of forced relocation from war zones. Based on statistical data, the number of refugees, including refugee children, has increased in recent years, which will inevitably lead to an increase in psychological difficulties and disorders corresponding to the situation of forced relocation. Particular attention is paid to discussing the negative consequences of forced resettlement for refugee children. The material for the results obtained was modern domestic research, the subject of which is the study of the psychological consequences of the situation of forced relocation. The analysis of the studies was carried out on a number of grounds: the use of a child or adult sample as a research object; focusing research on diagnosing the psychological characteristics of refugee children or correcting psychological disorders; systematization of research on the studied areas of mental life and specific psychological problems arising as a result of the forced relocation of children.
As a result of the study, a predominance of works was established, the object of which is an adult sample of subjects, which indicates less attention to the psychological problems arising as a result of forced relocation in children. The prevailing attitude in the psychological community towards significantly greater attention to the psychological diagnosis of the consequences of forced relocation in comparison with the organization of work to correct psychological disorders has been revealed. The most frequently studied areas of the mental life of forced migrant children are the areas of social interaction, disorders in the emotional, motivational, and personal spheres. The variety of specific psychological problems that arise in a situation of forced relocation are grouped into problems of a socio-psychological nature, problems of the emotional sphere, clinical and pathopsychological disorders, the development of post-traumatic stress disorder, etc. In conclusion, conclusions are formulated about the need to pay more attention to the study of the entire diversity of mental phenomena and phenomena that arise in situations of forced relocation of children.
Key words: refugees; psychology; social interaction; social roles; clinical disorders; spheres of mental life
The work was carried out within the framework of the State Task of the Ministry of Education of the Russian Federation for 2023 «Psychological support as a factor in the social rehabilitation of children returned from war zones».
For citation: Dalgatov M.M., Magomedkhanova U. Sh., Slepko Y. N. Psychology of children returned from combat zones. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (5): 173-180. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_5_134_173. https://elibrary.ru/KEJAHG
Original article
Psychology of children returned from combat zones
По итогам 2022 г. в мире по разным оценкам насчитывалось от 40 до 120 военных конфликтов, происходящих в Африке, Латинской Америке,
Введение
Европе, на Ближнем Востоке и в других регионах. Одним из тяжелейших последствий этих конфликтов является значительный рост числа беженцев во всем мире, что стало наиболее заметно в последнее десятилетие. По данным Агентства
ООН по делам беженцев (UNHCR) за последние десять лет число беженцев в мире выросло в два раза, и по итогам 2022 г. их число составило 108,4 млн. человек (https://www.unhcr.org/ru/stats). При этом треть от всего числа беженцев составляют дети, не достигшие 18-летнего возраста (36,5 млн. человек). Помимо этого по данным того же Агентства в 2018-2022 гг. родились в статусе беженцев около 2 млн. человек.
Сказанное, вне всякого сомнения, свидетельствует о высочайшей степени актуальности проблемы беженцев и решения самых разных ее аспектов. Можно говорить о политических проблемах феномена беженцев [Садыкова, 2020], необходимости социальной адаптации беженцев-мигрантов [Ковальчук, 2017], их интеграции в общество [Казьмина, 2016], проблемах экономической поддержки [Эмрих-бакенова, 2015], об определении их правового статуса [Филимонова, 2021], необходимости изучения исторических примеров решения проблемы [Белова, 2011] и мн.др.
Значительное внимание в научном сообществе уделяется изучению и решению психологических проблем, возникающих в ситуации вынужденного перемещения беженцев. Актуальными становятся проблемы формирования толерантного отношения к беженцам [Смолина, 2023], поддержания и формирования их субъективного благополучия [Кужильная, 2016], разработки программ психологической помощи [Кал-кузова, 2023], социальной адаптации беженцев [Харькова, 2020] и др. Актуальность и востребованность психологической работы с беженцами объясняется тем, что вынужденное перемещение оказывает негативное влияние на многие сферы психической жизни человека. Наблюдается выраженный кризис идентичности личности беженцев [Красовская, 2020]; развивается комплекс нарушений эмоциональной сферы, например, реакция утраты [Кутько, 2015]; формируются глубокие детские страхи [Бирина, 2022]; развиваются посттравматические стрессовые расстройства [Бакунова, 2009; Юдин, 2015] и др.
Сказанного достаточно, чтобы еще раз актуализировать высочайшую степень значимости проблемы беженцев, ее многоаспектность, значительное негативное влияние ситуации вынужденного перемещения на многие стороны психической жизни человека. Ввиду этого психологическое сообщество должно быть готово к организации систематической и комплексной работы Психология детей, возвращенных из зон боевых действий
по преодолению негативных последствий ситуации вынужденного перемещения. Несмотря на очевидные психологические последствия, требуется проведение аналитической работы по систематизации негативного влияния вынужденного перемещения на психическую жизнь человека. Именно это и является целью настоящей статьи. Как представляется авторам, только встраивание многообразия негативных последствий ситуации вынужденного перемещения в структуру современного психологического знания позволит перейти к организации эффективной развивающей, формирующей, коррекционной работы с разными категориями беженцев.
Материалы и методы исследования
Настоящее исследование является теоретическим анализом современных отечественных исследований, в предмет которых входит разработка психологических проблем вынужденных переселенцев - беженцев. Анализ исследований осуществлялся на материале научных публикаций, проиндексированных в Российском индексе научного цитирования.
Результатом проведенного анализа является систематизация и категоризация исследований по разным основаниям: возрастной принцип изучения, акцент в исследовании на психологическую диагностику или развивающую, коррекционную работу, выбор в качестве предмета исследования той или иной сферы психической жизни, определение типа психологической проблемы, являющейся следствием вынужденного перемещения.
Учитывая приведенные в начале статьи статистические данные, свидетельствующие о том, что треть всех беженцев относится к категории детей до 18 лет, основной акцент в описании результатов будет сделан именно на этой категории вынужденных переселенцев.
Результаты исследования
Общая характеристика исследований проблемы вынужденных переселенцев.
В первую очередь необходимо обратить внимание на факт значительно большего числа психологических исследований, объектом изучения в которых являются взрослые категории беженцев. С одной стороны, это вполне естественно, так как по статистическим данным именно они являются наиболее распространенной категорией
людей, страдающих в ситуации вынужденного переселения (71,9 млн. человек, что составляет 66 % от всех беженцев). Вместе с тем, нельзя не отметить, что в обследовании детей-беженцев существует множество объективных и субъективных трудностей, связанных с организацией психологического исследования.
Отметим, что в общем числе работ, посвященных именно детской категории беженцев, значительный объем занимают исследования, направленные на психологическую диагностику и измерение самых разных психических феноменов. К числу последних можно отнести, например, трудности установления коммуникации в новой социальной и культурной среде [Богуславская, 2015; Самохвалова, 2020], специфические особенности протекания адаптационных процессов [Гриценко, 2004; Карабущенко, 2016], формирование неадекватных эмоциональных реакций и страхов у детей [Бирина, 2022; Гребенюк, 2023], особенности протекания стрессовых состояний [Бакунова, 2009], развитие специфической мотивации обучения в новых условиях жизни [Красильникова, 2023], формирование патологических свойств личности [Артеменко, 2009] и др.
Конечно, среди множества работ, посвященных изучению детей-беженцев, немало внимания уделяется разработке и описанию специальных методов преодоления и коррекции соответствующих психологических трудностей. Речь идет, например, о необходимости разработки технологий образовательной интеграции беженцев [Хухлаев, 2013; Янушевска, 2015], психологической коррекции возникающей в результате переселения травмы [Уомерсли, 2018], технологий просоциального воспитания в целях социальной интеграции детей [Данек, 2020], использовании арт-терапевтических средств для решения проблемы адаптации беженцев [Попов, 2013] и др.
Отметим еще раз, что несмотря на достаточно большой объем работ обоих типов, в современных психологических исследованиях преобладает именно психодиагностическая составляющая. Это отражает, на наш взгляд, доминирующую в психологическом сообществе тенденцию к пониманию и осмыслению психологических последствий вынужденного перемещения детей-беженцев.
Продолжая общую характеристику, отметим далее, что наиболее распространенным предметом психологического анализа детей-беженцев
является изучение проблем социального взаимодействия и следствий его нарушения в ситуации вынужденного перемещения (см., например, работы [Богуславская, 2015; Гордеева, 2022; Самохвалова, 2020 и др.]). Немало внимания уделяется рассмотрению психологических следствий вынужденного перемещения как комплексной проблемы, связанной с нарушениями нормального функционирования множества сфер психической жизни ребенка (см., например, работы [Захарова, 2020; Гребенюк, 2023; Гриценко, 2004; Уомерсли, 2018 и др.]). Помимо этого отдельные работы посвящены изучению нарушений в эмоциональной [Бирина, 2022], мотивационной [Красильникова, 2023], личностной [Артеменко, 2009] сферах психической жизни ребенка.
Ввиду приведенных примеров особый интерес вызывает более детальная характеристика конкретных психологических следствий, возникающих вследствие вынужденного перемещения детей-беженцев.
Влияние ситуации вынужденного переселения на психическую жизнь ребенка
Разнообразие исследований проблем детей-беженцев может быть сведено к пяти основным группам по характеру конкретных психологических нарушений, возникающих в ситуации вынужденного перемещения. К ним могут быть отнесены: социально-психологические проблемы, проблемы в эмоциональной сфере, клинические и патопсихологические нарушения, посттравматическое стрессовое расстройство и личностные изменения, происходящие с ребенком.
Среди социально-психологических проблем выделяются затруднения социальной и культурной интеграции детей-беженцев [Хухлаев, 2013], возрастание социального дистанцирования в новых условиях жизни [Богуславская, 2015], трудности установления коммуникативных контактов [Само-хвалова, 2020], нарушения социальных контактов в семьях беженцев [Красильникова, 2023] и др.
Нарушения эмоциональной сферы связаны с возрастанием степени эмоциональных переживаний ребенка [Янушевска, 2015], возникновением комплекса переживаний, объединенного в феномене психологической травмы [Уомерсли, 2018], появлением детских страхов [Бирина, 2022] и др.
Среди клинических и патопсихологических последствий вынужденного переселения выделяются: развитие патологических черт личности, социальная дезадаптация, психические и сомати-
ческие заболевания [Захарова, 2020]; отмечается формирование патопсихологических расстройств личности [Артеменко, 2009] и др.
Особое внимание в исследованиях обращается на формирование так называемого посттравматического стрессового расстройства у детей [Юдин, 2015], на психологическую коррекцию стрессовых состояний [Бакунова, 2009] и др.
Завершая анализ, отметим, что среди личностных нарушений, возникающих в результате вынужденного перемещения детей, особое внимание уделяется изучению свойств адаптивности личности, возникающей личностной травме, возрастанию уровня тревожности [Карабущенко, 2016] и др.
Проведенный анализ позволяет сделать ряд обобщающих выводов, характеризующих основные направления отечественных психологических исследований детей - вынужденных переселенцев.
Выводы
В первую очередь необходимо сказать, что в общем объеме современных отечественных исследований проблематика психологических следствий ситуации вынужденного перемещения беженцев находится далеко за пределами ведущих направлений работы. Это отражается в незначительном объеме работ, посвященных данной проблеме. Вместе с тем, отмечается и малое число работ, представленных в ведущих отечественных психологических изданиях. Конечно, есть объективные трудности, связанные с организацией исследовательской работы с беженцами, в том числе, с детской категорией вынужденных переселенцев.
Несмотря на сказанное, все же можно обобщить основные направления исследований проблемы беженцев и отметить преобладание установки на психологическую диагностику в них. Это говорит о тенденции к пониманию, осмыслению всего многообразия психологических следствий вынужденного перемещения.
Наиболее распространенной проблемой, возникающей в результате вынужденного перемещения, является совокупность социально-психологических трудностей беженцев - нарушение привычного социального взаимодействия, коммуникативные трудности, социальное дистанцирование в новых условиях жизни и пр.
Совокупность социально-психологических трудностей беженцев, вне всякого сомнения, -естественная и актуальная проблема психологического анализа. Однако следует обратить внимание, что за пределами современных исследований остается множество других не менее важных следствий ситуации вынужденного перемещения. Явно недостаточен объем работ, связанных с изучением эмоциональных нарушений, стрессовых расстройств, изменений личности беженцев и мн.др. Важнейшим направлением исследований должно стать и изучение долговременных психологических следствий ситуации вынужденного перемещения беженцев.
Библиографический список
1. Артеменко О. Н. Патопсихологический микроструктурный анализ результатов исследования подростков-беженцев и вынужденных переселенцев / О. Н. Артеменко, И. В. Бакунова, Л. И. Макадей // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 1. С. 48-61.
2. Бакунова И. В. Психологическая коррекция стрессовых состояний у беженцев и вынужденных переселенцев // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 286-291.
3. Белова И. Б. Беженцы Первой мировой войны в российской провинции: советы беженцев 1918 г. // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 2. С. 27-31.
4. Бирина Е. Р. Страхи детей-беженцев дошкольного возраста и способы их устранения в ДОО / Е. Р. Бирина, В. В. Гордеева // Вестник педагогических наук. 2022. № 6. С. 228-231.
5. Богуславская В. Ф. Психологический анализ социальной дистанции в постконфликтном регионе / В. Ф. Богуславская, А. В. Гришина // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 4. С. 175-183.
6. Гордеева В. В. Инновационная технология утренний и вечерний круг как средство социальной адаптации детей-беженцев дошкольного возраста / В. В. Гордеева, А. С. Назарова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Т. 3. № 5. С. 21-24.
7. Гребенюк И. Ю. Поддержка социального и эмоционального благополучия студентов-беженцев // Инновационная наука. 2023. № 2-2. С. 94-98.
8. Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация детей русских переселенцев в российском обществе / В. В. Гриценко, Н. Е. Шустова // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 3. С. 25-33.
9. Данек Я. Обобщение опыта и вопросы иммиграции на территории Западной Словакии как импульсы к реализации просоциального воспитания // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 2. С. 91-103.
10. Захарова Н. М. Психические и поведенческие нарушения у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям / Н. М. Захарова, М. Г. Цветкова // Психология и право. 2020. Т. 10. № 4. С. 185-197.
11. Казьмина О. Е. Беженцы и религия: роль христианских организаций в интеграции беженцев в США // Вестник антропологии. 2016. № 4 (36). С. 151-164.
12. Калкузова О. В. Краткосрочная программа психологической поддержки для семей беженцев и переселенцев // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2023. № 2. С. 324-329.
13. Карабущенко Н. Б. Психологические особенности адаптации сирийских подростков в экстремальных ситуациях социогенного характера / Н. Б. Карабущенко, А. В. Иващенко, Н. Л. Сунгурова, И. Аль Масри // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 3. С. 81-90.
14. Ковальчук О. В. Социальная адаптация беженцев-мигрантов в современном российском обществе посредством добровольческой деятельности / О. В. Ковальчук, К. Ю. Королева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. № 24 (273). С. 185-191.
15. Красильникова В. В. Особенности школьной мотивации первоклассников через внутрисемейные отношения (на примере семей беженцев и вынужденных переселенцев) // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2023. № 2. С. 184-192.
16. Красовская Н. Р. Кризис идентичности у беженцев и вынужденных переселенцев в современных условиях // Мир педагогики и психологии. 2020. № 1 (42). С. 123-130.
17. Кужильная А. В. Факторы и условия формирования субъективного благополучия личности беженцев и вынужденных переселенцев // Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. С. 96-100.
18. Кутько И. И. Реакция утраты у беженцев из зоны военного конфликта / И. И. Кутько, О. А. Панченко, А. Н. Линев // Новости медицины и фармации. 2015. № 14 (552). С. 14-15.
19. Попов Т. Возможности арт-терапевтической работы с детьми-беженцами / Т. Попов, Д. Петров // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2013. № 9. С. 9.
20. Садыкова К. Т. Фактор беженцев в современной Франции // Казанский вестник молодых учёных. 2020. Т. 4. № 1 (14). С. 69-76.
21. Самохвалова А. Г. Межкультурные коммуникативные трудности подростков-мигрантов первого и второго поколений: кросс-культурный аспект / А. Г. Самохвалова, М. В. Метц // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. С. 149-166.
22. Смолина Т. Л. Толерантность по отношению к беженцам у школьников и студентов / Т. Л. Смолина,
Д. М. Лаврова // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 2 (62). С. 38-47.
23. Уомерсли Г. Культурно-исторический подход как инструмент исследования травмы среди беженцев в Европе / Г. Уомерсли, Л. Клотцер // Культурно -историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С. 87-97.
24. Филимонова К. А. Проблемы беженцев из Ближнего Зарубежья в определении своего правового статуса беженцев в Российской Федерации // Социо-сфера. 2021. № 1. С. 61-64.
25. Харькова В. А. Особенности социальной адаптации беженцев с юго-востока Украины на территории Краснодарского края (по материалам интервью) /
B. А. Харькова, В. Н. Муха // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 12-1. С. 97-100.
26. Хухлаев О. Е. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты / О. Е. Хухлаев, И. М. Кузнецов, М. Ю. Чибисова // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 3. С. 5-17.
27. Эмрих-бакенова С. Неоднозначный, неработоспособный закон: ситуация с социально-экономической поддержкой беженцев в Казахстане // Центральная Азия и Кавказ. 2015. Т. 18. № 1. С. 141-154.
28. Юдин Л. Ю. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей, находящихся в пункте временного размещения беженцев // Молодой ученый. 2015. № 13 (93). С. 323-329.
29. Янушевска Э. Ребенок-беженец в польской школе // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43).
C. 207-212.
Reference list
1. Artemenko O. N. Patopsihologicheskij mikrostrukturnyj analiz rezul'tatov issledovanija po-drostkov-bezhencev i vynuzhdennyh pereselencev = Pathopsychological microstructure analysis of the results of the study of adolescent refugees and internally displaced persons / O. N. Artemenko, I. V. Bakunova, L. I. Makadej // Nauchnye problemy gumanitarnyh issle-dovanij. 2009. № 1. S. 48-61.
2.Bakunova I. V Psihologicheskaja korrekcija stresso-vyh sostojanij u bezhencev i vynuzhdennyh pereselencev = Psychological management of stress conditions in refugees and internally displaced persons // Sibirskij pedagog-icheskij zhurnal. 2009. № 7. S. 286-291.
3.Belova I. B. Bezhency Pervoj mirovoj vojny v ros-sijskoj provincii: sovety bezhencev 1918 g. = Refugees of the First World War in the Russian province: refugee councils of 1918 // Vestnik Bijanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 2. S. 27-31.
4. Birina E. R. Strahi detej-bezhencev doshkol'nogo vozrasta i sposoby ih ustranenija v DOO = Fears of preschool refugee children and ways to address them in pre-
school organisations / E. R. Birina, V. V. Gordeeva // Vestnik pedagogicheskih nauk. 2022. № 6. S. 228-231.
5. Boguslavskaja V. F. Psihologicheskij analiz so-cial'noj distancii v postkonfliktnom regione = Psychological analysis of social distance in a post-conflict region / V. F. Boguslavskaja, A. V. Grishina // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2015. T. 12. № 4. S. 175-183.
6. Gordeeva V V Innovacionnaja tehnologija utrennij i vechernij krug kak sredstvo social'noj adaptacii detej-bezhencev doshkol'nogo vozrasta = Innovative morning and evening circle technology as a means of social adaptation of preschool refugee children / V V. Gordeeva, A. S. Nazarova // Aktual'nye problemy pedagogiki i psi-hologii. 2022. T. 3. № 5. S. 21-24.
7. Grebenjuk I. Ju. Podderzhka social'nogo i jemo-cional'nogo blagopoluchija studentov-bezhencev = Supporting the social and emotional well-being of refugee students // Innovacionnaja nauka. 2023. № 2-2. S. 94-98.
8. Gricenko V. V Social'no-psihologicheskaja adaptaci-ja detej russkih pereselencev v rossijskom obshhestve = Socio-psychological adaptation of children of Russian immigrants in Russian society / V. V Gricenko, N. E. Shusto-va // Psihologicheskij zhurnal. 2004. T. 25. № 3. S. 25-33.
9. Danek Ja. Obobshhenie opyta i voprosy immigracii na territorii Zapadnoj Slovakii kak impul'sy k realizacii prosocial'nogo vospitanija = Synthesis of experiences and immigration issues in Western Slovakia as impulses towards the realization of prosocial education // Science for Education Today. 2020. T. 10. № 2. S. 91-103.
10. Zaharova N. M. Psihicheskie i povedencheskie narushenija u mirnogo naselenija regiona, podvergshegosja lokal'nym voennym dejstvijam = Mental and behavioral disorders in civilians of the region subjected to local military actions / N. M. Zaharova, M. G Cvetkova // Psihologija i pravo. 2020. T. 10. № 4. S. 185-197.
11. Kaz'mina O. E. Bezhency i religija: rol' hristian-skih organizacij v integracii bezhencev v SShA = Refugees and religion: Role of Christian organizations in integrating refugees in the United States // Vestnik an-tropologii. 2016. № 4 (36). S. 151-164.
12. Kalkuzova O. V. Kratkosrochnaja programma psi-hologicheskoj podderzhki dlja semej bezhencev i pereselencev = Short-term psychological support program for refugee and displaced families // Psihologija i pedagogika v Krymu: puti razvitija. 2023. № 2. S. 324-329.
13. Karabushhenko N. B. Psihologicheskie osoben-nosti adaptacii sirijskih podrostkov v jekstremal'nyh situ-acijah sociogennogo haraktera = Psychological features of adaptation of Syrian adolescents in extreme situations of a sociogenic nature / N. B. Karabushhenko, A. V. Ivashhen-ko, N. L. Sungurova, I. Al' Masri // Jeksperimental'naja psihologija. 2016. T. 9. № 3. S. 81-90.
14. Koval'chuk O. V. Social'naja adaptacija be-zhencev-migrantov v sovremennom rossijskom ob-shhestve posredstvom dobrovol'cheskoj dejatel'nosti = Social adaptation of migrant refugees in modern Russian
society through volunteering / O. V. Koval'chuk, K. Ju. Koroleva // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosu-darstvennogo universiteta. Serija: Filosofija. Sociologija. Pravo. 2017. № 24 (273). S. 185-191.
15. Krasil'nikova V V Osobennosti shkol'noj motivacii pervoklassnikov cherez vnutrisemejnye otnoshenija (na primere semej bezhencev i vynuzhdennyh pereselencev) = Features of school motivation of first-graders through intra-family relations (using the example of refugee and internally displaced families) // Psihologija i pedagogika v Krymu: puti razvitija. 2023. № 2. S. 184-192.
16. Krasovskaja N. R. Krizis identichnosti u be-zhencev i vynuzhdennyh pereselencev v sovremennyh uslovijah = Identity crisis among refugees and internally displaced persons in modern conditions // Mir pedagogiki i psihologii. 2020. № 1 (42). S. 123-130.
17. Kuzhil'naja A. V. Faktory i uslovija formirovanija sub#ektivnogo blagopoluchija lichnosti bezhencev i vynuzhdennyh pereselencev = Factors and conditions for the development of subjective well-being of refugees and internally displaced persons // Uspehi sovremennoj nauki i obrazovanija. 2016. № 1. S. 96-100.
18. Kut'ko I. I. Reakcija utraty u bezhencev iz zony voennogo konflikta = The reaction of loss in refugees from the military conflict zone / I. I. Kut'ko, O. A. Panchenko, A. N. Linev // Novosti mediciny i far-macii. 2015. № 14 (552). S. 14-15.
19. Popov T. Vozmozhnosti art-terapevticheskoj raboty s det'mi-bezhencami = Opportunities for art therapy work with refugee children / T. Popov, D. Petrov // Vestnik Vostochno-Sibirskoj Otkrytoj Akademii. 2013. № 9. S. 9.
20. Sadykova K. T. Faktor bezhencev v sovremennoj Francii = Refugee factor in modern France // Kazanskij vestnik molodyh uchjonyh. 2020. T. 4. № 1 (14). S. 69-76.
21. Samohvalova A. G. Mezhkul'turnye kommu-nikativnye trudnosti podrostkov-migrantov pervogo i vtorogo pokolenij : kross-kul'turnyj aspekt = Intercultural communication difficulties of first- and second-generation migrant adolescents: cross-cultural aspect / A. G. Samoh-valova, M. V Metc // Social'naja psihologija i obshhestvo. 2020. T. 11. № 3. S. 149-166.
22. Smolina T. L. Tolerantnost' po otnosheniju k be-zhencam u shkol'nikov i studentov = Tolerance towards refugees among schoolchildren and students / T. L. Smolina, D. M. Lavrova // Psihologija obrazovanija v polikul'turnom prostranstve. 2023. № 2 (62). S. 38-47.
23. Uomersli G. Kul'turno-istoricheskij podhod kak instrument issledovanija travmy sredi bezhencev v Evrope = Cultural and historical approach as a tool for investigating trauma among refugees in Europe / G. Uomersli, L. Klotcer // Kul'turno-istoricheskaja psi-hologija. 2018. T. 14. № 1. S. 87-97.
24. Filimonova K. A. Problemy bezhencev iz Blizhne-go Zarubezh'ja v opredelenii svoego pravovogo statusa bezhencev v Rossijskoj Federacii = The problems of refu-
gees from Near Abroad in determining their legal status of refugees in the Russian Federation // Sociosfera. 2021. № 1. S. 61-64.
25. Har'kova V A. Osobennosti social'noj adaptacii bezhencev s jugo-vostoka Ukrainy na territorii Krasno-darskogo kraja (po materialam interv'ju) = Features of social adaptation of refugees from southeastern Ukraine in the Krasnodar Territory (based on interview materials)/ V. A. Har'kova, V N. Muha // Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. 2020. № 12-1. S. 97-100.
26. Huhlaev O. E. Integracija migrantov v obra-zovatel'noj srede: social'no-psihologicheskie aspekty = Integration of migrants in an educational environment: socio-psychological aspects / O. E. Huhlaev, I. M. Kuznecov, M. Ju. Chibisova // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2013. T. 18. № 3. S. 5-17.
27. Jemrih-bakenova S. Neodnoznachnyj, ne-rabotosposobnyj zakon: situacija s social'no-jekonomicheskoj podderzhkoj bezhencev v Kazahstane = Ambiguous, inoperable law: the situation with socioeconomic support for refugees in Kazakhstan // Central'na-ja Azija i Kavkaz. 2015. T. 18. № 1. S. 141-154.
28. Judin L. Ju. Posttravmaticheskoe stressovoe ras-strojstvo u detej, nahodjashhihsja v punkte vremennogo razmeshhenija bezhencev = Post-traumatic stress disorder of children in temporary refugee accommodation // Mo-lodoj uchenyj. 2015. № 13 (93). S. 323-329.
29. Janushevska Je. Rebenok-bezhenec v pol'skoj shkole = Refugee child at Polish school // Obrazovanie i samorazvitie. 2015. № 1 (43). S. 207-212.
Статья поступила в редакцию 29.08.2023; одобрена после рецензирования 26.09.2023; принята к публикации 31.10.2023.
The article was submitted 29.08.2023; approved after reviewing 26.09.2023; accepted for publication 31.10.2023.