Научная статья на тему 'Основные психологические проблемы детей вынужденных переселенцев'

Основные психологические проблемы детей вынужденных переселенцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
567
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО / НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / MALADAPTATION / TRAUMATIC STRESS / POSTTRAUMATIC STRESS DISORDER / PERSONALITY DISORDERS / INTERNALLY DISPLACED PERSONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Точиева Марем Магомедовна

В статье обращено внимание на психологические проблемы детей вынужденных переселенцев в результате военных конфликтов, которые заключаются в нарушениях в эмоциональной, когнитивной, поведенческой, мотивационно-потребностной и коммуникативной сферах личности. Дезадаптация родителей оказывает неблагоприятное влияние на детей и требует дополнительной психологической помощи всем членам семьи. Социальная ситуация вынужденного переселения может быть охарактеризована как кризисная для детей вынужденных переселенцев, что обуславливает необходимость оказания им своевременной психологической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF INTERNALLY DISPLACED CHILDREN

The article draws attention to the psychological problems of children of internally displaced persons as a result of military conflicts, which are violations in the emotional, cognitive, behavioral, motivational, needs and communicative spheres of personality. Maladjustment of the parents has an adverse impact on children and require additional psychological support for all family members. The social situation of forced displacement can be described as a crisis for children of internally displaced persons, which necessitates the provision of timely psychological assistance.

Текст научной работы на тему «Основные психологические проблемы детей вынужденных переселенцев»

тенденции, перспективы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.

14. Соснин В.А., Китова Д.А. Макропсихологические аспекты исследования коррупции // Наука. Культура. Общество. 2018. № 1. С. 129-141.

15. Соснин В.А., Китова Д.А., Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 3. С. 6-38.

16. Социально-психологические исследования коррупции / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова, В.А. Соснин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.

17. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Макропсихология как новая область психологических исследований // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 3-15.

Точиева М.М.

основные психологические проблемы детей вынужденных переселенцев

В современном мире, среди глобальных проблем, от решения которых зависит само существование человечества, проблема предотвращения войны занимает особое место. Войны сопровождают всю историю человечества и это одна из самых актуальных проблем современности. Последствиями войн становятся потери близких, вынужденное переселение мирных жителей, развитие психосоматических заболеваний, психических расстройств и др. [6;7;8;9;10;11]. Исследованием проблемы вынужденных переселенцев и беженцев занимались отечественные специалисты Е.М. Авраамова, Л.А. Гордон, В.В. Гриценко, Л.В. Корель, Н.А. Милославова, В.К. Калиненко, А.А. Пергаменщик, Г.У Солдатова и др. и зарубежные психологи Г.С. Гудвин-Гилл, П. Невалайнен и др.

Последствия воздействий экстремальных ситуаций (в том числе боевых действий) на психику человека широко исследуются в мировой науке и практике. Однако, психологические проблемы вынужденных переселенцев - жертв войны, особенно детей, являются практически неисследованными или наименее разработанными в современной психологической литературе, несмотря на важность данного направления. Проблема вынужденных переселенцев имеет международный характер, она актуальна и для Российской Федерации. В международном праве термин «вынужденный переселенец» не применяется - это исключительно российское определение. Как правило, за рубежом используются понятия «вну-

тренние беженцы», «перемещенные лица» и т.п. [9].

«Конвенция по правам ребенка» от 1989г. (вступившая в силу с 1990г. в ссср), признает право ребенка на особую заботу и помощь [1] (в том числе, детей вынужденных переселенцев). Правовое положение беженцев и перемещенных лиц в мире регулируется рядом международно-правовых актов (к которым в октябре 1992г. присоединилась российская Федерация).

На основании международно-правовых документов, в российской Федерации в 1993 г. были приняты Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», в соответствии с этими Законами Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области миграции населения и координирующим работу по этому направлению в российской Федерации является Федеральная миграционная служба, созданная в 1992 г. Указом президента рф [2;3;4;5]. 24 сентября 1993 г. странами СНГ было подписано «Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам», в соответствии с которым сторона, принявшая беженцев и вынужденных переселенцев [2]:

- берет на себя обязательства обеспечивать им в местах их временного размещения необходимые социально бытовые условия; оказывать содействие в трудоустройстве, содействовать в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством;

- содействовать в получении по месту прежнего жительства свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.;

- оказывать содействие в получении сведений о родственниках, проживающих на территории государства, покинутого беженцем или вынужденным переселенцем, а также о его оставленном там имуществе.

В отечественной науке вопросы вынужденной миграции до начала 90-х гг. XX века практически не разрабатывались. Миграция населения, связанная с войной в Чечне, и появление массового потока вынужденных переселенцев на территории Ингушетии, превышавшей численность местного населения, вызвали у людей высокий уровень стресса и ряд бытовых и психологических проблем, связанных с обустройством на новом месте, безработицей, нищетой, антисанитарией, заболеваниями, воспитанием детей и др. [11]. Основные проблемы мигрантов имеют прямую зависимость от причин, повлекших за собой смену места жительства.

развитие ребенка является целостным и непрерывным процессом, в котором выделяют физические, психологические и социальные факторы. Эти факторы тесно взаимосвязаны: физическое развитие зависит от характера питания и телесной стимуляции ребенка, что поддерживает в свою очередь способность к игре; психические процессы, эмоции зависят от зрелости центральной нервной системы и мозга ребенка, следовательно, для умственного развития необходимо физическое здоровье; социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие зависят от взаимодействия между ребенком и окружающей средой. У детей с травматическим опытом и живущих в ограниченных условиях палаточных го-

родков (или иных условиях) страдают все эти три стороны. Дети не получают необходимого питания, для умственного развития недостаточно информации и доступа к культурным ценностям, для социального развития ребенок ограничен в пространстве и во взаимодействиях с окружающей средой [11].

В обстановке войны дети страдают непропорционально и эти страдания имеют долговременные последствия. Кроме того, воздействие вооруженного конфликта на будущие поколения может стать основой для продолжения конфликтов или их повторного возрождения. В результате травматических переживаний во время войн дети становятся наиболее уязвимой частью населения, подверженного опасности, и поэтому требуют дополнительной, профессиональной помощи психологов [11].

Психологическим проблемам детей вынужденных переселенцев уделяются недостаточно внимания во всем мире. В частности, не исследуются в должной мере изменения в их эмоциональной и поведенческой сферах, но при этом: «Жалобы на соматику и психосоматические симптомы могут быть признаками детского эмоционального расстройства» [6, с. 15].

Для вынужденных переселенцев травмирующей ситуацией, помимо уже пережитой войны, является вся тяжелая, необустроенная жизнь, со многими вытекающими отсюда последствиями, в том числе - отставание в развитии детей, их болезни, нищета, страхи перед настоящим и будущим и др. Большинство вынужденных переселенцев не сформировали адекватной психологической защиты, их негативный прошлый опыт не дает возможности ориентироваться на будущее, опираясь на свой творческий потенциал и внутренние резервы; это усиливает сложность ситуации воспитания и адаптации детей к новой социальной ситуации [11].

Исследование, проведенное с 2001 по 2005 гг. в палаточных лагерях для вынужденных переселенцев в Республике Ингушетия обнаружило довольно сложную психологическую картину. Дети дошкольного возраста родились в период войны или послевоенный период, они ограничены в своих представлениях о мирной жизни, потому у них не сформировались четкие, ясные представления о жизни без войны, существующей за пределами палаточного лагеря. Неспецифические и тяжелые условия палаточного микроклимата значительно снижают уровень оптимального общения и взаимодействия в диаде «родитель - ребенок», поскольку и взрослые находятся в состоянии стресса, переживаний собственных проблем; гнетущими для них являются сложные ситуации адаптации к новым условиям палаточного лагеря; возможности родителей удовлетворить потребности детей ограничены, и они сами остро нуждаются в специально организованной психологической помощи [10;11].

У родителей часто отмечается снижение социального статуса с потерей прежних значимых социальных ролей, они могут переживать «социальную смерть». У взрослых фрустрирована потребность в профессиональной деятельности, самореализации, что провоцирует рост тревожности у представителей обоего пола и агрессивности у мужчин. Достаточно трудно адаптироваться к новой ситуации людям с высшим образованием при широкой востребованности профессий, не

требующих высокой квалификации [10].

Для вынужденных переселенцев могут быть характерны ностальгия, чувство одиночества и желание вернуться обратно, но невозможность возвращения лишь усугубляет ситуацию, приводя к стрессу аккультурации, маргинальному конфликту, психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Кризис идентичности и поиск себя нового могут стать длительным и болезненным процессом. родители занимают оборонительную позицию, их выраженные экс-тернальность и эскапизм, не позволяют воспринимать новые возможности. Личностная деградация, рост семейных конфликтов, действие защитных механизмов (отрицание, отчуждающая проекция и т.д.) [10], не способствуют объективному восприятию действительности и только ухудшают положение детей. Таким образом, родителям сложно обеспечить благоприятные условия для развития детей, в том числе, безопасность, заботу о здоровье, обеспечение возможности обучения в школе, игры и т.д. При проживании в лагерях и поселениях процесс социальной интеграции детей замедляется [11].

Отрицательное воздействие на ребенка оказывают такие факторы, как потеря близких (родителя, или родителей), несчастные случаи, бедность и недоедание, отсутствие крова, жилья, разрушенная семья и др. Это те факторы, которые наносят психологическую травму и негативно влияют на развитие ребенка, на его поведение, эмоции. ребенок, у которого нарушено эмоциональное развитие, испытывает трудности в полноценном прохождении всех стадий интеллектуального развития. Например, печаль, подавленное настроение ребенка не дают возможности усвоить необходимые знания, сосредоточиться на главном и сконцентрировать внимание на необходимом [11].

В постконфликтный период дети нуждаются в специальной краткосрочной и долгосрочной помощи: розыск членов семьи, компенсация ущерба, социальная реинтеграция, программы социальной и физической реабилитации и др. [6;8;11]. В преодолении эмоционального неблагополучия детей ведущая роль принадлежит взрослым, организующим взаимодействие с ними. Встает вопрос профессионализма тех, кто занят оказанием психологической помощи вынужденным переселенцам, лишенным возможности полноценно реализовать себя в деятельности, из-за чего испытывают повторный стресс.

Работая с детьми - вынужденными переселенцами, важно помнить, что все они перенесли травматический стресс и нуждаются в высокопрофессиональном подходе. Нестабильность и опасность среды, способствуют усилению стрессового состояния и пролонгированию его травматического воздействия, создавая особую нужду в профессиональной помощи психологов и педагогов.

В заключение отметим, что среди основных психологических проблем у детей вынужденных переселенцев могут отмечаться [6;8;9;10;11]:

- нарушения в эмоциональной (снижение эмоционального фона, эмоциональная напряженность, раздражительность, страх смерти, тревожность и др.), когнитивной (деформации ценностных ориентаций как элемента когнитивной структуры личности, ухудшение памяти, снижение умственной работоспособности и др.),

поведенческой (агрессивность, жестокость, драчливость и др.), мотивационно-по-требностной (снижении уровня притязаний, несформированность социально значимых мотивов и др.) и коммуникативной (деформации социальных установок, рост конфликтов с членами семьи, сверстниками и др.) сферах личности;

- проявляться симптомы психосоматических заболеваний и психических расстройств (невротические расстройства и др.).

В свою очередь дезадаптация родителей, проявляющаяся в гипотимном типе реагирования или хаотичном характере активности, оказывает неблагоприятное влияние на детей и требует дополнительной психологической помощи всем членам семьи. Таким образом, социальная ситуация вынужденного переселения может быть охарактеризована как кризисная и даже экстремальная для детей вынужденных переселенцев, что обуславливает необходимость оказания им квалифицированной психологической помощи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция по правам ребенка, 1989г.

2. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам».

3. Парижские обязательства по защите детей от незаконной вербовки или использования в армиях и вооруженных группах, принятые 6 февраля 2007 года.

4. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г.№ 4528-1 «О беженцах» (с изменениями и дополнениями).

5. Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 26 октября 1992 г. N 3728 1 «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев».

6. Айдукович Д. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Общество психологической помощи. - Загреб, 1999.

7. Ефремова Д.Н. Психологическая помощь в кризисных ситуациях/ Д.Н. Ефремова, О.И. Каяшева, З.Г. Ханова/ Под ред. О.И.Каяшевой.- СПб.: НИЦ АРТ, 2015. - 108с.

8. Палагина Н. С. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов в преодолении жизненного кризиса: дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 2007.

9. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев в России. [Электронный ресурс]. https://ria.ru/osetia_spravki/20080808/150193285.html (дата обращения 14.10.2018).

10. Султанова Н.Д. Развитие личности вынужденных переселенцев: автореф. ... доктора психол. наук. - М.: МГППУ, 2013.

11. Точиева М. М. Психическое развитие детей в условиях палаточных лагерей временного проживания: диссертация ... кандидата псих. наук. - СПб., ГОУВПО РГПУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.