тенденции, перспективы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.
14. Соснин В.А., Китова Д.А. Макропсихологические аспекты исследования коррупции // Наука. Культура. Общество. 2018. № 1. С. 129-141.
15. Соснин В.А., Китова Д.А., Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 3. С. 6-38.
16. Социально-психологические исследования коррупции / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова, В.А. Соснин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.
17. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Макропсихология как новая область психологических исследований // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 3-15.
Точиева М.М.
основные психологические проблемы детей вынужденных переселенцев
В современном мире, среди глобальных проблем, от решения которых зависит само существование человечества, проблема предотвращения войны занимает особое место. Войны сопровождают всю историю человечества и это одна из самых актуальных проблем современности. Последствиями войн становятся потери близких, вынужденное переселение мирных жителей, развитие психосоматических заболеваний, психических расстройств и др. [6;7;8;9;10;11]. Исследованием проблемы вынужденных переселенцев и беженцев занимались отечественные специалисты Е.М. Авраамова, Л.А. Гордон, В.В. Гриценко, Л.В. Корель, Н.А. Милославова, В.К. Калиненко, А.А. Пергаменщик, Г.У Солдатова и др. и зарубежные психологи Г.С. Гудвин-Гилл, П. Невалайнен и др.
Последствия воздействий экстремальных ситуаций (в том числе боевых действий) на психику человека широко исследуются в мировой науке и практике. Однако, психологические проблемы вынужденных переселенцев - жертв войны, особенно детей, являются практически неисследованными или наименее разработанными в современной психологической литературе, несмотря на важность данного направления. Проблема вынужденных переселенцев имеет международный характер, она актуальна и для Российской Федерации. В международном праве термин «вынужденный переселенец» не применяется - это исключительно российское определение. Как правило, за рубежом используются понятия «вну-
тренние беженцы», «перемещенные лица» и т.п. [9].
«Конвенция по правам ребенка» от 1989г. (вступившая в силу с 1990г. в ссср), признает право ребенка на особую заботу и помощь [1] (в том числе, детей вынужденных переселенцев). Правовое положение беженцев и перемещенных лиц в мире регулируется рядом международно-правовых актов (к которым в октябре 1992г. присоединилась российская Федерация).
На основании международно-правовых документов, в российской Федерации в 1993 г. были приняты Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», в соответствии с этими Законами Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области миграции населения и координирующим работу по этому направлению в российской Федерации является Федеральная миграционная служба, созданная в 1992 г. Указом президента рф [2;3;4;5]. 24 сентября 1993 г. странами СНГ было подписано «Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам», в соответствии с которым сторона, принявшая беженцев и вынужденных переселенцев [2]:
- берет на себя обязательства обеспечивать им в местах их временного размещения необходимые социально бытовые условия; оказывать содействие в трудоустройстве, содействовать в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством;
- содействовать в получении по месту прежнего жительства свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.;
- оказывать содействие в получении сведений о родственниках, проживающих на территории государства, покинутого беженцем или вынужденным переселенцем, а также о его оставленном там имуществе.
В отечественной науке вопросы вынужденной миграции до начала 90-х гг. XX века практически не разрабатывались. Миграция населения, связанная с войной в Чечне, и появление массового потока вынужденных переселенцев на территории Ингушетии, превышавшей численность местного населения, вызвали у людей высокий уровень стресса и ряд бытовых и психологических проблем, связанных с обустройством на новом месте, безработицей, нищетой, антисанитарией, заболеваниями, воспитанием детей и др. [11]. Основные проблемы мигрантов имеют прямую зависимость от причин, повлекших за собой смену места жительства.
развитие ребенка является целостным и непрерывным процессом, в котором выделяют физические, психологические и социальные факторы. Эти факторы тесно взаимосвязаны: физическое развитие зависит от характера питания и телесной стимуляции ребенка, что поддерживает в свою очередь способность к игре; психические процессы, эмоции зависят от зрелости центральной нервной системы и мозга ребенка, следовательно, для умственного развития необходимо физическое здоровье; социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие зависят от взаимодействия между ребенком и окружающей средой. У детей с травматическим опытом и живущих в ограниченных условиях палаточных го-
родков (или иных условиях) страдают все эти три стороны. Дети не получают необходимого питания, для умственного развития недостаточно информации и доступа к культурным ценностям, для социального развития ребенок ограничен в пространстве и во взаимодействиях с окружающей средой [11].
В обстановке войны дети страдают непропорционально и эти страдания имеют долговременные последствия. Кроме того, воздействие вооруженного конфликта на будущие поколения может стать основой для продолжения конфликтов или их повторного возрождения. В результате травматических переживаний во время войн дети становятся наиболее уязвимой частью населения, подверженного опасности, и поэтому требуют дополнительной, профессиональной помощи психологов [11].
Психологическим проблемам детей вынужденных переселенцев уделяются недостаточно внимания во всем мире. В частности, не исследуются в должной мере изменения в их эмоциональной и поведенческой сферах, но при этом: «Жалобы на соматику и психосоматические симптомы могут быть признаками детского эмоционального расстройства» [6, с. 15].
Для вынужденных переселенцев травмирующей ситуацией, помимо уже пережитой войны, является вся тяжелая, необустроенная жизнь, со многими вытекающими отсюда последствиями, в том числе - отставание в развитии детей, их болезни, нищета, страхи перед настоящим и будущим и др. Большинство вынужденных переселенцев не сформировали адекватной психологической защиты, их негативный прошлый опыт не дает возможности ориентироваться на будущее, опираясь на свой творческий потенциал и внутренние резервы; это усиливает сложность ситуации воспитания и адаптации детей к новой социальной ситуации [11].
Исследование, проведенное с 2001 по 2005 гг. в палаточных лагерях для вынужденных переселенцев в Республике Ингушетия обнаружило довольно сложную психологическую картину. Дети дошкольного возраста родились в период войны или послевоенный период, они ограничены в своих представлениях о мирной жизни, потому у них не сформировались четкие, ясные представления о жизни без войны, существующей за пределами палаточного лагеря. Неспецифические и тяжелые условия палаточного микроклимата значительно снижают уровень оптимального общения и взаимодействия в диаде «родитель - ребенок», поскольку и взрослые находятся в состоянии стресса, переживаний собственных проблем; гнетущими для них являются сложные ситуации адаптации к новым условиям палаточного лагеря; возможности родителей удовлетворить потребности детей ограничены, и они сами остро нуждаются в специально организованной психологической помощи [10;11].
У родителей часто отмечается снижение социального статуса с потерей прежних значимых социальных ролей, они могут переживать «социальную смерть». У взрослых фрустрирована потребность в профессиональной деятельности, самореализации, что провоцирует рост тревожности у представителей обоего пола и агрессивности у мужчин. Достаточно трудно адаптироваться к новой ситуации людям с высшим образованием при широкой востребованности профессий, не
требующих высокой квалификации [10].
Для вынужденных переселенцев могут быть характерны ностальгия, чувство одиночества и желание вернуться обратно, но невозможность возвращения лишь усугубляет ситуацию, приводя к стрессу аккультурации, маргинальному конфликту, психическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Кризис идентичности и поиск себя нового могут стать длительным и болезненным процессом. родители занимают оборонительную позицию, их выраженные экс-тернальность и эскапизм, не позволяют воспринимать новые возможности. Личностная деградация, рост семейных конфликтов, действие защитных механизмов (отрицание, отчуждающая проекция и т.д.) [10], не способствуют объективному восприятию действительности и только ухудшают положение детей. Таким образом, родителям сложно обеспечить благоприятные условия для развития детей, в том числе, безопасность, заботу о здоровье, обеспечение возможности обучения в школе, игры и т.д. При проживании в лагерях и поселениях процесс социальной интеграции детей замедляется [11].
Отрицательное воздействие на ребенка оказывают такие факторы, как потеря близких (родителя, или родителей), несчастные случаи, бедность и недоедание, отсутствие крова, жилья, разрушенная семья и др. Это те факторы, которые наносят психологическую травму и негативно влияют на развитие ребенка, на его поведение, эмоции. ребенок, у которого нарушено эмоциональное развитие, испытывает трудности в полноценном прохождении всех стадий интеллектуального развития. Например, печаль, подавленное настроение ребенка не дают возможности усвоить необходимые знания, сосредоточиться на главном и сконцентрировать внимание на необходимом [11].
В постконфликтный период дети нуждаются в специальной краткосрочной и долгосрочной помощи: розыск членов семьи, компенсация ущерба, социальная реинтеграция, программы социальной и физической реабилитации и др. [6;8;11]. В преодолении эмоционального неблагополучия детей ведущая роль принадлежит взрослым, организующим взаимодействие с ними. Встает вопрос профессионализма тех, кто занят оказанием психологической помощи вынужденным переселенцам, лишенным возможности полноценно реализовать себя в деятельности, из-за чего испытывают повторный стресс.
Работая с детьми - вынужденными переселенцами, важно помнить, что все они перенесли травматический стресс и нуждаются в высокопрофессиональном подходе. Нестабильность и опасность среды, способствуют усилению стрессового состояния и пролонгированию его травматического воздействия, создавая особую нужду в профессиональной помощи психологов и педагогов.
В заключение отметим, что среди основных психологических проблем у детей вынужденных переселенцев могут отмечаться [6;8;9;10;11]:
- нарушения в эмоциональной (снижение эмоционального фона, эмоциональная напряженность, раздражительность, страх смерти, тревожность и др.), когнитивной (деформации ценностных ориентаций как элемента когнитивной структуры личности, ухудшение памяти, снижение умственной работоспособности и др.),
поведенческой (агрессивность, жестокость, драчливость и др.), мотивационно-по-требностной (снижении уровня притязаний, несформированность социально значимых мотивов и др.) и коммуникативной (деформации социальных установок, рост конфликтов с членами семьи, сверстниками и др.) сферах личности;
- проявляться симптомы психосоматических заболеваний и психических расстройств (невротические расстройства и др.).
В свою очередь дезадаптация родителей, проявляющаяся в гипотимном типе реагирования или хаотичном характере активности, оказывает неблагоприятное влияние на детей и требует дополнительной психологической помощи всем членам семьи. Таким образом, социальная ситуация вынужденного переселения может быть охарактеризована как кризисная и даже экстремальная для детей вынужденных переселенцев, что обуславливает необходимость оказания им квалифицированной психологической помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция по правам ребенка, 1989г.
2. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам».
3. Парижские обязательства по защите детей от незаконной вербовки или использования в армиях и вооруженных группах, принятые 6 февраля 2007 года.
4. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г.№ 4528-1 «О беженцах» (с изменениями и дополнениями).
5. Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 26 октября 1992 г. N 3728 1 «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев».
6. Айдукович Д. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Общество психологической помощи. - Загреб, 1999.
7. Ефремова Д.Н. Психологическая помощь в кризисных ситуациях/ Д.Н. Ефремова, О.И. Каяшева, З.Г. Ханова/ Под ред. О.И.Каяшевой.- СПб.: НИЦ АРТ, 2015. - 108с.
8. Палагина Н. С. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов в преодолении жизненного кризиса: дис. ... канд. психол. наук. - Таганрог, 2007.
9. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев в России. [Электронный ресурс]. https://ria.ru/osetia_spravki/20080808/150193285.html (дата обращения 14.10.2018).
10. Султанова Н.Д. Развитие личности вынужденных переселенцев: автореф. ... доктора психол. наук. - М.: МГППУ, 2013.
11. Точиева М. М. Психическое развитие детей в условиях палаточных лагерей временного проживания: диссертация ... кандидата псих. наук. - СПб., ГОУВПО РГПУ, 2008.