Научная статья на тему 'Игровые комнаты как средство психолого-педагогической реабилитации детей, переселенных из мест боевых действий'

Игровые комнаты как средство психолого-педагогической реабилитации детей, переселенных из мест боевых действий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
215
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ / ПЕРЕСЕЛЕННЫЕ ИЗ ЗОН ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИГРОВЫЕ КОМНАТЫ / ДЕТСКИЕ ИГРОВЫЕ КОМНАТЫ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Точиева М. М.

Статья посвящена психолого-педагогической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, переселенными из зон военных действий. Автор на основе опыта сотрудников Ингушского республиканского отделения Российского красного Креста доказывает высокую эффективность деятельности детских игровых комнат (в условиях палаточных лагерей) для психологической реабилитации детей, а также для развития их игровых, познавательных и учебных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game rooms as means of psychological and pedagogical rehabilitation of children resettled from war zones

The article is devoted to psychological and pedagogical work with pre-school and primary school children resettled from war zones. Basing on the experience of the Ingush republican office of the Russian Red Cross, the author proves high efficiency of children's game rooms (in the conditions of tent camps) for their psychological rehabilitation and development of playing, cognitive and educational skills.

Текст научной работы на тему «Игровые комнаты как средство психолого-педагогической реабилитации детей, переселенных из мест боевых действий»

М. М. Точиева

ИГРОВЫЕ КОМНАТЫ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕСЕЛЕННЫХ ИЗ МЕСТ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Работа представлена кафедрой прикладной психологии и социологии Петербургского государственного университета путей сообщения. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор В. Л. Ситников

Статья посвящена психолого-педагогической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, переселенными из зон военных действий. Автор на основе опыта сотрудников Ингушского республиканского отделения Российского красного Креста доказывает высокую эффективность деятельности детских игровых комнат (в условиях палаточных лагерей) для психологической реабилитации детей, а также для развития их игровых, познавательных и учебных навыков.

The article is devoted to psychological and pedagogical work with pre-school and primary school children resettled from war zones. Basing on the experience of the Ingush republican office of the Russian Red Cross, the author proves high efficiency of children's game rooms (in the conditions of tent camps) for their psychological rehabilitation and development of playing, cognitive and educational skills.

463

Предмет исследования - возможности детских игровых комнат в психореабилитационной работе по обеспечению развития детей из зон военных действий, в экстремальных условиях вынужденной миграции, лишенных возможности посещения образовательных учреждений. Исследование посвящено малоизученному направлению в психологии - работе с детьми из зон военных действий.

В период военных действий в Чечне десятки тыс. людей были вынуждены покинуть родные места. Примерно 200 000 человек бежали из Чечни в Ингушетию, часть из них до сих пор по разным причинам не вернулись в родные места. Количество несовершеннолетних детей из числа вынужденных переселенцев, живших в Ингушетии в палаточных лагерях, поселениях и принимавших семьях, по данным ЮНИСЕФ, составило в среднем 48 тыс. человек, из них детей от 3-х до 6-ти лет - 13 тыс. человек. Массовое появление вынужденных переселенцев и беженцев сделало проблему и научной, и практически значимой. Но на сегодняшний день психологические проблемы современных детей - вынужденных переселенцев дошкольного и младшего школьного возраста практически не исследованы.

Наше исследование осуществлялось в условиях создания психолого-педагогической службы при Ингушском республиканском отделении Российского Общества Красного Креста (РОКК), в рамках проекта «Детские игровые комнаты» («ДИК») по программе «Экстренная помощь РОКК перемещенным лицам на Северном Кавка-зе и Юге России» с января 2001 г.

Наиболее эффективной формой решения проблемы психологической помощи переселенцам является создание детских образовательных учреждений непосредственно в местах их проживания, но возможности создания полноценных ДОУ в условиях палаточных городков крайне ограничены.

Для оценки и преодоления проблем развития детей из числа вынужденных мигрантов при нашем непосредственном участии был разработан проект «ДИК», который стал реализовываться в Республике Ингушетия и охватил 4 палаточных лагеря «Алина», «Барт», «Белла», «Спутник», в которых в общей сложности проживало более 13 тыс. человек, из них около 4 тыс. детей дошкольного возраста. Проект был специально разработан для детей от 3-х до 7-ми лет, имеющих травматический опыт и нуждающихся в специальной психореабилитационной работе. Жизнь в условиях палаточных лагерей усиливает депрессивную семейную атмосферу, поражая целостную систему семьи, что становится дополнительным стрессогенным фактором для ребенка.

В ходе нашего исследования впервые в реальных условиях массового скопления мигрантов из мест боевых действий экспериментально исследовано влияние на детей и воспитателей, имеющих психосоциальные и эмоциональные нарушения, конкретных игровых методов и форм, реализуемых в рамках проекта «ДИК».

В результате анализа данных, полученных по методике определения уровня тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) выявлено, что средний по выборке уровень индекса тревожности детей составляет около 60%, что соответствует диапазону высокой тревожности. Большинство детей из числа переселенцев (более 2/3) характеризуется высоким уровнем тревожности, меньшая часть (1/3) - средним уровнем тревожности. Распределение показателя тревожности у 6-летних и 7-летних детей характеризуется одинаковым размахом, модой и формой. При этом отчетливо выявились тендерные особенности тревожности у дошкольников - переселенцев из мест боевых действий.

Мальчики являются более эмоционально уязвимой категорией мигрантов по сравнению с девочками, они характеризуются

Игровые комнаты как средство психолого-педагогической реабилитации детей..,

более высоким средним значением тревожности (р < 0,05), испытывают более высокий уровень напряжения, дискомфорта, негативных чувств, болезненных переживаний. При этом мальчики с большей вероятностью входят в группу риска. Среди мальчиков, по сравнению с девочками, встречается меньшее число лиц с относительно низким уровнем тревожности (ниже 40%) и большее число лиц с крайне высоким уровнем тревожности (выше 70%).

После проведения коррекционно-разви-вающих занятий отмечен позитивный сдвиг в распределении показателей тревожности детей - уровень тревожности снизился на 25%. Сравнение средних значений тревожности до и после занятий с помощью ^критерия Стьюдента свидетельствует о том, что тревожность детей в процессе занятий снижается, различия статистически достоверны (р < 0,01). Программа «ДИК» более эффективна в отношении 6-летних детей мигрантов, чем в отношении 7-летних, хотя и на 7-летних ее воздействие является весь -ма благоприятным (р < 0,05). В то же время, результаты оценки достоверности различий между средними значениями динамики тревожности для девочек и мальчиков подтверждают, что снижение тревожности вследствие реабилитационных занятий не зависит от пола детей.

В связи с гипотезой о влиянии профессиональной компетентности воспитателей на эффективность системы психолого-педагогической реабилитации детей-мигрантов представляет интерес анализ связи между уровнем общительности воспитателя и тревожностью детей в процессе психокоррек-ционных занятий.

Существует определенная зависимость между уровнем общительности воспитателя и уровнем тревожности детей в процессе прохождения программы «ДИК». Результаты корреляционного анализа пока -зателей общительности воспитателя и тревожности детей в ходе реабилитационной программы показало, что существует до-

стоверная положительная связь между общительностью воспитателей и тревожностью детей после занятий (г = 0,36, р < 0,01). Это означает, что чем выше общительность воспитателя, тем более высоким будет уровень тревожности детей по окончании пси-хокоррекционных занятий. Данное психологическое исследование подводит к нетривиальному и достаточно неожиданному выводу о том, что чем выше общительность воспитателей, тем меньше сдвиг тревожности у детей (от высокого к низкому) в процессе занятий (г = 0,72, р < 0,01).

Данный факт может быть объяснен тем, что воспитатели с относительно невысоким уровнем общительности оказывают более транквилизирующее воздействие на высокотревожных детей в процессе проведения занятий по психолого-педагогической реабилитации. Они лучше умеют слушать детей, более терпимы или внимательны к ним, или воспринимаются как менее угрожающие и в большей степени вызывают доверие у детей с высоким уровнем тревоги.

При исследовании структуры игровой деятельности до проведения коррекционных занятий по результатам сравнительного анализа экспериментальной и контрольной групп было выявлено, что всего лишь 16% детей-мигрантов характеризуется таким же достаточным уровнем сформированное™ навыков игровой деятельности, которым обладают дети, проживающие в нормальных условиях. Исходный уровень сформированное™ навыков игровой деятельности детей-мигрантов из экспериментальной группы достоверно ниже, чем у домашних детей контрольной группы (р < 0,01). Результаты исследования изменения структуры игровой деятельности детей после психолого-реабилитационных занятий показали, что к концу цикла игровых занятий средний уровень интегрального показателя сформированное™ навыков статистически достоверно увеличились с 1,86 до 3,54. Дети, переселенные из мест боевых действий, в результате участия в програм-

ме психолого-педагогической реабилитации «ДИК» практически достигают уровня развития игровых навыков детей, проживающих в условиях своего дома.

Результаты исследования влияния развивающих игровых занятий на дальнейший рост и развитие, на процесс обучения детей, ставших уже первоклассниками, убедительно показывают, что посещение детьми игровых комнат позитивно отразилось на процессе обучения в школе (р < 0,01).

Эффективная психореабилитация в детских игровых комнатах ослабляет отсроченное влияние экстремальных жизненных событий на психическое здоровье и увели-

чивает психологическую защищенность вынужденных переселенцев.

Результаты исследования показали высокую значимость детских игровых комнат для решения проблем детей, оказавшихся в экстремальной ситуации. В условиях игровых комнат дети значительно быстрее поправляются после тяжелых травматических событий. Проект «ДИК» был успешно реализован на территории Ингушетии и показал свою высокую эффективность. Опыт сотрудников Ингушского республиканского отделения РОКК в данное время используется Чеченским республиканским отделением РОКК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.